занятие по ознакомлению с окружающим "Лесные жители зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Углубить знания детей в зимний период ( пища, способы её добывания зимой, услович жизни в зимнем лесу). Знакомство со следами зайца, уточнение знаний о среде обитания диких и домашних животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
знакомство детей с дикими животными зимой | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание. Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы её добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу). Развивать умения детей устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Познакомить детей со следами зайца. Уточнить знания детей о среде обитания диких и домашних животных. Развивать пространственное восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе и друг к другу.
Материал: игрушки: котенок, зайчик; рюкзак, в котором орехи и морковь; чешуйки шишек; «зимний лес»; 2 сугроба: большой и маленький; картинка-пазл ежа; следы зайца; ноутбук для просматривания презентации «Лесные звери».
Активизация словаря: дупло, кладовочки, берлога, нора, следы зайца, хищники.
Предшествующая работа. Рассматривание альбома «Дикие звери», беседа «Как звери готовятся к зиме», чтение произведений М.Пришвина «Ёж», И.Соколова-Микитова «Год в лесу: белки», игра «Хищники»
Непосредственно образовательная деятельность.
Вот этот котенок сообщил мне, что больше не хочет жить в детском саду. Он решил пойти в настоящий лес, но Пушок ещё не знает, как трудно жить в лесу маленькому котенку. Давайте отправимся в лес и посмотрим, как живут зимой лесные звери. В лесу холодно и поэтому мы оденемся теплее: штаны, теплую обувь, шубы, шапки. А я возьму гостинцы для зверей, ведь сейчас им трудно добывать корм. (Воспитатель берет рюкзак). Чтобы отправиться в лес, вспомните правила поведения в лесу:
- нельзя кричать в лесу;
- нельзя кидать мусор;
- нельзя разжигать костры;
- нельзя слушать громкую музыку.
Ну, что ж нам пора. Ой, какие большие сугробы, нужно идти, высоко поднимая колени (ходьба с высоким подниманием колен); прыжки вверх с «доставанием веток»; ходьба след в след (узкая тропинка). Вот мы и в лесу. Лес – это дом для растений и животных. Ребята, назовите животных, которые питаются растениями. (Лось, заяц, белка). Животные, которые питаются только растениями, называют травоядными. Кормятся они летом зеленой, сочной травой, а зимой – ветками кустарников, корой деревьев, орешками. Каких хищников вы знаете? (Волки, лисы, медведи). Почему их называют хищниками? (Они питаются мясом других животных). Трудно живется зимой в лесу и хищникам, и травоядным: голодно и холодно им.
Смотрите-ка, на снегу чешуйки шишек. Кто насорил в лесу? Кто любит лакомиться шишками? (Это белка). Чем питается белка? (Белка питается орехами, грибами, желудями, шишками). Но зимой нет ни грибов, ни орехов, чем же питаются белки зимой? (Летом и осенью собирают семена, орешки, сушат грибы, накалывая их на ветви. Всё, что собрали и высушили, белки прячут в дуплах деревьев, кладовочках, а зимой их находят и едят). А может быть кто – нибудь из вас знает стихотворения про белку и расскажет нам.
Скачет белка там и тут
Белкин хвост – как парашют
Управляет им умело,
Белка вниз с сосны слетела.
Когда трескучие морозы
Белка прячется в дупло –
Там и сухо, и тепло!
Она очень ловко передвигается по деревьям, а иногда спускается на землю. Что помогает белке так легко передвигаться по деревьям? (У белки острые когти, которыми она цепляется за деревья и пушистый хвост). Чем является для белки хвост? (Рулем). Зимой очень холодно. Что же защищает белочку от холода? (У неё теплая серебристо – серая шубка). Я для белочки оставлю орешки, выйдет из дупла и обрадуется нашему подарку.
Кот: «Я не умею грызть орехи, и у меня нет такого пушистого хвоста. Нет, я не согласен жить как белка».
Воспитатель: Пойдем те тогда дальше. Что за сугроб нам встретился? Да, какой он большой! Интересно, чьё это жилище? (Это берлога медведя). Как выглядит медведь?
( Большой, на нем бурая шуба, ходит тихо, косолапо, неуклюже).
Игра – имитация «Изобрази медведя».
Не будем шуметь, и будить медведя, лучше отойдем от берлоги.
Смотрите-ка ещё один сугроб. Кто же там спрятался? Чья это нора? (Предположения детей: это нора лисы, а может быть ежа…). Я вам загадаю загадки, если правильно отгадаете, то появится отгадка. Если соберем картинку животного, то отгадаем чья это нора. Итак, слушайте.
- Ими разгребает сухую листву, они нужны для того, чтобы найти дорогу в нору. (Это ноги).
- Он ему помогает отыскивать жуков, червяков, мышей. (Это нос).
- Они как маленькие пуговки, как бусинки. (Это глаза).
- Хищникам в лапы не дается, он ими защищается. (Колючками, иголками на спине).
Кто же на картинке? (Ёж). Значит, это нора…(ежа).
Кот: мяу, у меня нет на спине таких иголок и всю зиму я спать не смогу в норе. Здесь мне не понравилось, пойдёмте дальше.
Ой, кто-то оставил следы. Интересно, чьи они? Давайте пойдём по этим следам. Кто-то бежал, петлял, будто запутывал свои следы. Кто же тут спрятался? (Заяц). Значит, это заячьи следы. Ой, да зайчик – то весь дрожит! Кого же он боится, как вы думаете? (Лис, волков). Он не только боится хищников, а ещё боится охотников, собак, но нас зайчик не бойся. Мы не охотники и тебя не обидим. Как хищники, враги могут отыскать зайца? (По следам). Как зайцы спасаются от врагов? (Ответы детей). Одно спасение у зайцев – быстрые ноги, а ещё помогает шуба – «невидимка». Почему шубку зайчика можно назвать «невидимкой»? (На белом снегу в белой пушистой шубке он почти незаметен). Ребята, у зайца нет ни дупла, ни норы, где бы он мог спрятаться? (За деревом или в ямке, которую выроет в снегу). Давайте зайчику, тоже подарим подарок – морковку, она в рюкзаке лежит. Угощайся, не стесняйся.
Кот: мяу, у меня нет такой теплой «невидимки» шубки. У меня замёрзли лапы и нос, да ещё очень боюсь хищников, давайте вернемся обратно в детский сад. (Возвращение в детский сад). Мяу, как хорошо, что мы вернулись в детский сад. Я решил, что останусь у вас в группе, где меня никто не обижает.
Пушок, ты теперь знаешь, как в лесу непросто жить. Да ты и не дикий зверь, а … какое животное, дети? (Домашнее животное). Правильно, домашнее и живет рядом с человеком. Дети, я недавно ходила в лес и сфотографировала лесных зверей. Я вам покажу тех, которых мы сегодня не встретили в лесу. (Просмотр слайдов на ноутбуке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по ознакомлению с природой. Волшебница зима.
Способствовать углублению и обобщению знаний детей о животных и птицах,деревьях, рыбах....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)
уточнить представления о видах зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...
конспект заняти по ознакомлению с окружающим миром "Зима белоснежная"
Тема: «Зима»Программное содержание:Формирование целостного представления о зиме как времени годаСравнение разных времен года (осени и зимы), выделяя характерные признаки каждого.Развитие любознательно...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Волшебница Зима»
Цель : формировать представления о временах года, о цикличности природных явлений, об отличительных особенностях зимы. Вовлекать детей в диалог. Побуждать к аргументированным высказываниям, сочинять. ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром" Зимующие птицы"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Зимующие птицы"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы"
Образовательная область «Познавательное развитие». Конспект открытого ООС по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи для детей с ЗПР 5-6лет «Зимующие...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы». (средняя группа).
Учить распознавать зимующих птиц (воробей, ворона, синица, голубь) по внешнему виду, по издаваемым звукам. Расширять знания детей о зимующих птицах, их повадках....