Дидактическая игра "Найди и назови" для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Данная дидактическая игра может использоваться на занятии по речевому развитию или в виде совместной деятельности педагога и детей. В игре предусмотрено 3 варианта: 1 вариант - для нормотипичных детей и детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 2 вариант - для детей с задержкой психического развития (ЗПР), 3 вариант - для детей с интеллектуальной недостаточностью (УО).

Данный вариант игры может быть организован по любой лексической теме.

Игра направлена на совершенствование умения понимать и действовать по инструкции, и отвечать развернутым грамматически правильным предложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_naydi_i_nazovi_.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

«Найди и назови» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Данный вариант игры может быть организован по любой лексической теме.

Авторы: учитель-логопед: Бабошина Е.Н.,

Учитель-логопед, учитель-дефектолог: Сидорова К.А.

Варианты игры

Задачи

Правила

Игровая задача, игровое правило

Игровые действия

Атрибуты

Результат

1 вариант

(ТНР):

2 вариант (ЗПР):

 

3 вариант

(УО):

Дидактические.

Формировать видовое понятие.

1 вариант (ТНР):

- Совершенствовать умение понимать и действовать по инструкции, и отвечать развернутым грамматически правильным предложением.

Варианты вопросов и ответов детей:

1.Найди картинку мебели и назови что это, зачем нужна?  Шкаф –это мебель. Нужен для того, чтобы складывать вещи.

2. Найди картинку, на которой изображен признак весны и объясни?

Это весна, потому что тает снег и бегут ручьи.

3. Найди картинку предмета, который может быть круглым?

Это часы, они бывают круглые.

2 вариант (ЗПР):

Варианты вопросов и ответов детей:

1.Найди картинку с овощем и назови его?

Помидор-это овощ.

2. Найди картинку с домашним животным и назови его?

Корова –это домашнее животное.

3 вариант (УО): 

- Совершенствовать умение понимать и действовать по инструкции, и отвечать однословно или договаривать за педагогом.

Варианты вопросов и ответов детей:

1.Покажи, где живет собака?/ Назови?

Собака живет …в будке.

2. Покажи яблоко?/ Назови какого оно цвета?/ Какое по форме?

Красное, круглое.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать мыслительные операции: анализ (выделение существенных признаков), синтез (объединение признаков в единое целое), обобщение (выделение общих признаков), делать элементарные умозаключения.

- Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и память, связную речь.

Воспитательные (ТНР, ЗПР):

- Воспитывать саморегуляцию (умение сдерживать свои эмоции и поведение): соблюдать правила игры, проявлять терпение, признавать ошибки, адекватно реагировать на неудачу.

- Воспитывать умения общаться со сверстниками и взрослыми: слышать и слушать друг друга, проявляет уважительное отношение к другим игрокам, не перебивать, договариваться, в корректной форме высказывать свое несогласие, радоваться удаче (победе) товарища. 

- Воспитывать самоконтроль и контроль за действиями других участников игры (видеть, исправлять и предвидеть ошибку).

- Преодолевать двигательную и речевую импульсивность.

УО:

-Воспитывать усидчивость, умение слушать педагога, действовать по его инструкции, радоваться своему успеху.

1 и 2 вариант

Организационные:

-участвует 8-10 детей;

-педагог в игре ведущий и эксперт;

-картинки лежат на столе изображением вверх;

-игроки сидят на стульях полукругом на другой стороне групповой комнаты;

-игра проходит в несколько раундов.

 - фишку получает тот, кто правильно найдет картинку и правильно ответит на вопрос.

Дисциплинарные:

-разговаривать во время игры нельзя, отвечает только тот, кого спросил ведущий;

-действовать только по сигналу ведущего;

-из игры уходить нельзя пока она не закончена;

-найти картинку за ограниченное время: «Пока я считаю до 5, вы находите нужную картинку и возвращаетесь на свое место. Тот кто не найдет –фишку не получает»

3 вариант

Организационные:

-участвует 1-2 детей;

-педагог в игре ведущий и эксперт;

-игроки сидят за столом, перед ними лежат картинки изображением вверх (либо на экране интерактивной игры);

-игра проходит в несколько раундов;

- фишку получает тот, кто правильно нашел картинку.

Дисциплинарные:

-разговаривать во время игры нельзя, отвечает только тот, кого спросил ведущий;

-действовать только по сигналу ведущего;

-из игры уходить нельзя пока она не закончена.

1 и 2 вариант

Игровая задача

Чтобы выиграть, надо правильно выполнять задания.

Игровое правило

Победит тот, у кого больше фишек.

3 вариант

Игровая задача

Выполняй задания правильно, получай фишки и ты выиграешь.

1 и 2 вариант

По команде игроки подходят к столу и выбирают нужную картинку. Возвращаются обратно. По очереди каждый ребенок составляет предложение по своей картинке.

3 вариант

По команде педагога ребенок подходит к картинкам и выполняет задания.

Картинки (предметные/зашумленные/ контурные/теневые/интерактивные/сюжетные, схематичные), фишки.

1,2 вариант Ребенок собрал больше всех фишек и выиграл!

Ребенок понимает и действует согласно инструкции и отвечает развернутым грамматически правильным предложением.

У ребенка развиваются мыслительные операции, он умеет делать элементарные умозаключения.

У ребенка развиваются зрительное восприятие, слуховое внимание и память, связная речь.

Ребенок сдерживает свои эмоции, соблюдает правила игры, проявляет терпение, признает ошибки, адекватно реагирует на неудачу.

Ребенок слушает, не перебивая, проявляет уважительное отношение к другим игрокам, договаривается, в корректной форме высказывает свое несогласие, радуется удаче (победе) товарища. 

3 вариант

Ребенок выполнил все задания, получил фишки и выиграл!

Ребенок понимает и действует согласно инструкции и отвечает однословно или договаривает за педагогом.

У ребенка развиваются мыслительные операции, он умеет делать элементарные умозаключения.

У ребенка развиваются зрительное восприятие, слуховое внимание и память.

Ребенок умеет слушать педагога, действовать по его инструкции и радоваться своему успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры при подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В данном материале представлены задания, упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики рук. наглядно- образного мышления....

«Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека»

В статье представлены дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека...

Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие незнайки в город».

Тема: "Путешествие Незнайки в город".Возраст целевой группы :5-7 лет.Цель пособия: Уточнение и закрепление знаний правил дорожного движения.Задачи пособия:1. развивать внимание;2. развивать умение реш...

Дидактическое мультимедийное пособие для детей старшего дошкольного возраста"Звуки и буквы"

Данное пособие развивает  навыки звуко-буквенного анализа и синтеза у детей 6-7 лет....

Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста ПДД

При  методической разработки  дидактических игр мы использовали:1.      Программа « От рождения  до школы» под ред.Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой. Т.С. Комаровой2...

Дидактический речевой материал для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам.

Материал собран и систематизирован по лексическим темам. По каждой теме предложены стихи, загадки, скороговорки, пословицы, пальчиковые гимнастики, игры на развитие координации движений. Материал очен...

Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственным трудом.

Формирование знаний детей о работниках сельского хозяйства; воспитание уважения к труженикам сельского хозяйства....