Зимние явления в природе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе "Зимние явления в природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_yavlenie_starshaya_gruppa.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Ребята, а какое сейчас время года?  Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство, где происходят различные чудеса. Посмотрите, какая красота!

Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе» : «Зимние братья».

«Расскажу я вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые. Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.

Воспитатель: о каких братьях-месяцах говорится в рассказе? Дети: январь, февраль.

Воспитатель: дети, а как называется первый зимний месяц?

Ответ: Декабрь. «Год кончает - зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом - зимы. Всё ниже солнце, все короче и темнее дни. Обычно в декабре мороз крепчает, начинаются обильные снегопады и дует сильный ветер. Покрываются льдом не только лужи, мороз сковывает целые реки льдом. Ночь становится очень длинной, а день коротким.

Ответ: Январь. «Январь — году начало, зиме серединка». Январь – это второй зимний месяц и первый месяц в году. Это самый холодный месяц. Говорят«Месяц январь — зимы государь». И правда, это середина зимы, когда мороз крепчает, лед на реке становится толще, а сугробы больше. В это время день снова начинает увеличиваться, солнце встает раньше. Если начинается оттепель, снежок становится мягким, можно лепить снежную бабу или играть в снежки. Все растения и деревья в зимней спячке. Зверям и птицам становится голодно, а до весны еще далеко.

Ответ: Февраль. Февраль – самый последний месяц зимы. Он же является самым коротким в году. В нем всего 28 дней. А раз в четыре года бывает 29 дней. В феврале по-прежнему завывает ветер и метёт метель. А в безветрие все засыпано инеем. Лютые морозы бывают только ночью, а днем все больше светит солнце. День увеличивается.

Воспитатель: Я хочу рассказать вам о зимних явлениях природы, некоторые из них вы уже знаете. Какие зимние явления природы мы здесь видим? (слайд №4, 5) 

Ответы детей: Мы видим снегопад.

Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер? (слайд №6)

Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.

Воспитатель: Чем отличается метель от вьюги?(метель — ветер переносит снежные массы в одном направлении, вьюга — в разных направлениях,  кружит)

Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайд №7). На крышах и деревьях появляются сосульки (слайд №8). Такое состояние погоды называется «оттепель». Гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы при замерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).(слайд №9)

Воздушный пар превращается в капельки воды, когда остывает. Это и есть туман (слайд №10). В мороз туман образуют мельчайшие кристаллики льда, которые потом, падая на деревья, образуют иней, такая зимняя роса. Чаще всего так и бывает. Сначала туман, потом иней. Значит, туман — это слишком насыщенный льдинками воздух.

Воспитатель:  Когда ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней (слайд №11).

Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Вот студеною зимой»

Вот студеною зимой (Дети машут руками.)

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на

Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)

Скачет по полю лиса. (Прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)

И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)

4. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в снежную лабораторию, в которой происходят чудеса со снегом.

(Помощник воспитателя приносит тазики со снегом)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении? Какой становится снег?

Ответы детей: Снег становится влажным, липким.

Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?

Ответы детей: Можно скатать комочек.

Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?

Ответы детей: Снег тает в руках.

Воспитатель: Что произойдёт со снегом, спустя некоторое время?

Ответы детей: Снег превратится в воду.

Воспитатель: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт?

Ответы детей: Вода замёрзнет и превратится в лёд.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а снег в тарелочках уже превратился в воду. Можно ли эту воду назвать чистой?

Ответы детей: Нет, в ней видны частички грязи, пыли.

Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов. Давайте аккуратно выльем воду в формочки.

5. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали? Что нового ты узнал? Чем тебе понравилось заниматься? Вам было интересно? Что именно тебе было интересно? Какие зимние явления ты уже знал? О каких зимних явлениях ты узнала сегодня?

Воспитатель: Дети, вы сегодня были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания о зимних явлениях природы. Теперь вы можете поделиться ими со своими младшими товарищами. Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно познавательной деятельности с использованием и инноваций технологий для детей второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» "Беседа о зимних явлениях в природе"

Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом, восприятия зимней природы, нужно помочь детям почувствовать эту красоту по средствам музыки, живоп...

Методическая разработка плана на тему "Зимние явления в природе"

Воспитатель: Рыжова Наталья Николаевна.МБДОУ №32 «Росинка» г.Павлово/старший дошкольный возраст.Тема: «Зимние явления в природе» ПонедельникНОД (индивидуальная)Совместная деятельность в...

НОД ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цв...

"Зимние явления в природе"

Зима – суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская пог...

Конспект- занятия по познавательному развитию "Зимние явления в природе"

Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе«Зимние явления природы» ГБОУ школа №655 отделение ДОДГ. Санкт-ПетербургСтаршая группаВоспитатель: Казакова И.А. Цель:...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»

Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...