Конспект по познавательному развитию (экологическое воспитание) в разновозрастной группе на тему «Синичкин день 12 ноября»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через углубление, расширение и актуализацию знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Актуализировать и пополнить запас знаний детей о видах зимующих птиц, их значении для человека и для природы, видах корма для разных птиц;
2. Воспитывать бережное и ответственное отношение к пернатым друзьям человека;
3. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
4. Развивать речь путем художественного слова
5. Развивать умения и навыки работы в технике закрашивания, продолжать развивать мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_sinichkin_den_.docx | 556.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию (экологическое воспитание) в разновозрастной группе на тему «Синичкин день 12 ноября»
Цель: воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через углубление, расширение и актуализацию знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Актуализировать и пополнить запас знаний детей о видах зимующих птиц, их значении для человека и для природы, видах корма для разных птиц;
2. Воспитывать бережное и ответственное отношение к пернатым друзьям человека;
3. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
4. Развивать речь путем художественного слова
5. Развивать умения и навыки работы в технике закрашивания, продолжать развивать мелкую моторику.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим об удивительном мире наших пернатых друзей. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом
По дороге, по прямой шла зима с морозами
Шла зима с морозами, снег стелила розовый.
Воспитатель: И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края.
Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Ребята, а какой же праздник без самой главной героини - синички? Посмотрите на экран – Вот она птичка Синичка. Именно птицам посвящается наша сегодняшняя встреча. Ведь трудно представить мир без птичьего щебета, весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев! А сколько вредителей уничтожают птицы!
- Как вы думаете, ребята, почему некоторые птицы покидают осенью родные края? (ответы детей).
-Правильно, дети, потому что с наступлением осени птицам не хватает корма. А птицы оседлые, к зиме перебрались в город, поближе к жилью человека, которого совершенно не боятся и даже надеяться на его дружбу и помощь.
-Синицы, ребята, очень полезные птицы. Весной и летом они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки эта маленькая пташка поедает столько вредных для растений насекомых, сколько весит сама. О Синичках есть стихотворения, вот послушайте
1. Шустрые синички
Птички невелички
Прилетели в города
На зиму где есть еда
2. А весеннюю порой
Улетают в лес родной!
О чем поет синица
И что синице снится?
3. О том, что кто-то за окном
Зовет за семечками в дом
Прилетела робко птичка-
Желтогрудая синичка
В клювик семечко взяла
И проворно унесла.
Давайте поприветствуем и других зимующих птиц!
Дети смотрят картинки и слушают стихи о других зимующих птицах :
(голубь)
Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути
Это сизый голубок
Только он не одинок
Голубей здесь стайка
Корма птичкам дай-ка!
(сорока)
Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока
Потрещала, поскакала
Грядку рыхлую примяла
Клювом кое -где порыла
Хвостик в луже помочила
Потом перышки встряхнула
Разбежалась и вспорхнула!
(воробей)
Мимо сизых голубей
Пролетает воробей
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко
Шустрый маленький птенец
Непоседа и боец
И звенит задорный крик
-Чик-чирик и чик-чирик!
(снегирь)
Прилетели, прилетели
Снегири на ветку сели
Приукрашена рябина
Алым цветом снегириным
Тише, тише не шумите
Эту сказку не спугните
(сова)
Мудрейшая птицы на свете – сова
Все слышит,
Но очень скупа на слова
Чем больше услышит-
Тем меньше болтает
Ах, этого многим из нас не хватает.
(ворона)
Носит серенький жилет
Но у крыльев – черный цвет
Видишь кружат двадцать пар
И кричат – Карр! Карр! Карр!
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, что не забываете и других зимующих собратьев! Сразу видно, что вы пернатым – добрые друзья! Оседлых птиц вы знаете, а перелетных узнать сможете?
Загадки о перелетных птицах.
1. Черный, проворный,
Кричит «Крак!»,
Червякам враг (грач).
2. Спереди- шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Сзади-белое полотенце (ласточка).
3. Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (уточка).
4. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней.
Кто же это? (соловей).
5. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.
Хочет прямо полетит,
Хочет- в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
6. Я веселая пташка,
В черной в крапинку рубашке,
К вам весной я прилетаю,
Сразу домик обживаю.
Вместе с солнцем я встаю,
Ем жуков, росинки пью (скворец).
7. Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду –
Чужим их сбуду (кукушка).
Воспитатель:
-Ах, какие вы, ребята, молодцы! Всех птиц перелетных узнали.
Физминутка
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель:
-А готовы ли вы помочь пернатым друзьям в холодные и суровые времена. Посмотри, какие чудесные и удобные столовые для зимующих птиц приготовили воспитанники детского сада. (Смотрим кормушки нашего детского сада и на слайде)
Демонстрация кормушек.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете чем питаются синицы и другие птицы? Предлагаю поиграть в игру
Игра «Птичье кафе».
Ребятам предлагаются карточки с изображением зимующей птицы и несколько контейнеров с различным кормом, нужно составить меню, то есть подобрать корм для птицы, которая изображена на карточке.
1. Синицы: не соленое сало, не жареные семена подсолнуха, тыквы, арбуза, дыни, крошки белого хлеба (злаковые и серый хлеб – не едят);
2. Снегири, свиристели: плоды рябины, калины, боярышника, клена;
3. Воробьи, голуби: овес, пшеница, просо, подсолнух, хлебные отходы;
4. Дятлы: шишки, желуди, орехи, семена подсолнуха;
5. Поползни: несоленое сало, подсолнух.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно?
И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.
А теперь давайте поиграем в игру «Прилетели птицы».
Воспитатель:
Однажды собрались птицы на совещание, собрание было тайным, и решено было не пускать никого, кроме птиц. Вы сегодня будете стражниками, ребята! Как только услышите, что на «собрание» вдруг попала не птица, сразу громко хлопайте в ладоши! Готовы? Начинаем!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, стрижи,
Галки, макароны,
Аисты вороны…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы,
Аисты, вороны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Болтики, кукушки…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Гаички, кукушки…
Есть такие птички гаички, кстати, мои родственницы, ведь и синички бывают разные!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижы,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы плюшки…
Верно, плюшки – не птицы, а вот если к ним добавить всего одну букву «С» в начале, то получатся сплюшки, а это уже птицы. Это вид сов. Как думаете, почему их так назвали? Правильно, потому что они спят днем. Молодцы! Никого не пропустили!
Практическая деятельность.
Давайте и мы с вами закрасим эту удивительную маленькую красивую птичку. Посмотрите какая птичка получилась у меня, но моей синичке скучно одной и ей не хватает подруг. Поможем ей?
Для того, чтобы наши поделки получились красивыми, нам необходимо подготовить наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
Перелетные птицы
Перелетные птицы Тили-тели, тили-тели – С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! | Скрестить большие пальцы, помахать ладошками. Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками. Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица. |
Дети выполняют работу, воспитатель показывает ход работы. Дети рассматривают свои работы и других детей.
Дидактическая игра «Найди синицу»
Воспитатель:
Молодцы, ребята, у вас получились очень красивые работы.
Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили? (Синичкин день)
Почему птиц называют зимующими? (остаются зимовать рядом с людьми, прилетают на зимовку)
Какие зимующие птицы вы знаете? (синичка, воробей, ворона, сорока, клест, сова, снегирь, сорока, голубь).
В чем нуждаются птицы в холода? (в корме)
Как мы можем помочь птицам в холода? (повесить кормушки, насыпать корм).
А каким кормом можно кормить птиц? (семечки, хлебные крошки, несоленое сало, овес, пшено)
Спасибо вам, ребята, за угощение для птиц! Надеюсь, что вы не забудете пополнять кормушки, чтобы наши красивые птичьи кафе не висели всю зиму пустыми. Ведь, зимующим птицам, ваша забота необходима! Вы сегодня постарались на славу, порадовали нас не только своими знаниями, творческим подходом, но и бережным отношением к живой природе! Молодцы! А когда мы с вами выйдем на прогулку, то развешаем наши кормушки на участке детского сада. Пусть птицы прилетают в наше кафе, а мы всю зиму будем пополнять их кормом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическое воспитание) на тему «День Земли» в старшей группе комбинированной направленности.
Цель. Формировать начала экологической культуры. Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы. Задачи.1. Дать представление об экологическом п...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе ОО « Познавательное развитие»: Экологическое воспитание. Тема: «Экологическая пирамида»
ЦЕЛЬ: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе осенью, учить устанавливать взаимосвязь между осенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и ...
Конспект НОД познавательное развитие (экологическое воспитание) "Удивительные свойства воды" в старшей группе
Конспект НОД познавательное развитие (экологическое воспитание) «Удивительные свойства воды» в старшей группе Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета...
Конспект По познавательному развитию (экологическое воспитание) в первой группе раннего возраста На тему: «Домашние животные и их детёныши».
Обобщать представление детей узнавать и называть домашних животных....
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....
Конспект НОД по экологическому развитию в ясельной группе «Карапузы» на тему "Синичкин день"
Цель: - формировать представления детей о птицах и их особенностях.Программные задачи:1. Развивать эмоциональную сферу ребенка, учить входить в образ "синички", выполнять элементарные танцев...
Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной к школе группе. «Синичкин день»
Цель: обогащать знания детей о зимующих птицах.Задачи:— познакомить с историей праздника «Синичкин день».— формировать умения соотносить изменения в природе с жизнью зимую...