План самообразования воспитателя "Развитие поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Луханина Светлана Николаевна

Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия № 196 (дошкольное отделение)

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

План по самообразованию

Воспитателя подготовительной группы

Луханиной Светланы Николаевны

на сентябрь 2022года- май 2023года

ТЕМА: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Образовательная область: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Актуальность:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Выбирая эту тему, я ставлю перед собой:

Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

-помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- обобщение знаний по данной теме.

Задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Предполагаемый результат:

  • Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.
  • Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
  • Формирование умений у детей: анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

Мероприятия по самообразованию:

Что сделать

Материал

примечания

Изучение учебно-методической литературы

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 56 с.

Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

Рыжова Н.А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г.-№ 2

Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст: Учебное пособие для вузов

"Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек" Шапиро Анатолий Израилевич Издательство: Речь, 2010 г.

Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»

Стивен У.Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель

сентябрь-май

Использование ЭОР (вэбинары, курсы, и т.п.)

Изучение нового материала по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях

сентябрь-май

Какой материал для практической деятельности планирую создать

#1056;азработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности .

2. Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду».

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

#1055;роведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

#1057;оздание в группе Центра экспериментирования.

#1059;частие в районном методическом объединении педагогов дошкольного отделения с показом НОД по экспериментированию с тканью "Волшебный лоскуток"

сентябрь

Октябрь

С октября

Оценочный этап.

Анализ работы по теме самообразования.

Видеоотчет.

Май

Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

сентябрь - май

Познавательно – исследовательская деятельность

планирование на 2022-2023 учебный год

Месяц

Блок

Неделя

Темы

Основные задачи работы с детьми

Отметка о выполнении

Сентябрь

Я и детский сад

1

Вот и лето прошло.

День знаний

«Солнечная лаборатория»

Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

выполнено

2

Народная игрушка

«Свойства глины»

Познакомить детей с особым свойством глины - не пропускать воду. Показать детям, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.

выполнено

3

Улица полна неожиданностей

«Металл, его качества и свойства»

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)

Выполнено

4

История детского сада

«Цветное молоко»

Установить, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Материалы: цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

выполнено

Краски осени

5

Осеннее путешествие по родной стране. Красная книга

«Мир бумаги»

Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

выполнено

Октябрь

1

Дары осени. Хлеб всему голова

«Заплесневелый хлеб»

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

выполнено

2

Домашние животные родной страны

«Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?»

«Зачем утке и лягушке такие лапки?»

Дать детям понятие что такое отпечатки пальцев с помощью карандашного грифеля и скотча.

Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы).

выполнено

Октябрь

Краски осени

3

Осень в лесу. Дикие животные. Красная Книга

«Мир дерева: легкий – тяжелый; горит-не горит»

Подвести детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический -металл не утонет), дерево горит, металл – нагревается.

выполнено

4

Витамины из кладовой природы

«Животворное свойство воды»

Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

выполнено

Ноябрь

Я в этом мире - Человек

1

Моя Россия. Мои права

Научный опыт «Выращивание сталактитов»

Уточнить знания с опорой на опыты.
Вызвать радость открытий полученных из опытов (сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка).

выполнено

2

Мы разные, но мы вместе. Культура других народов

«Материалы. Родственники стекла»

Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

выполнено

3

Страны и континенты. Национальные костюмы

«Мир ткани»

Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

выполнено

4

Традиции моей семьи

«Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

выполнено

Зимушка-Зима

5

Идёт волшебница Зима. Птицы

«Сохранение тепла»

Дать понятие о тепловой проводимости, тканью, которая препятствовала доступу холодного воздуха и сохранило тепло в банке.

выполнено

Декабрь

1

Зимний лес

«Чудесный мешочек»

Научить определять температуру веществ и предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать. Побуждать детей обследовать и определять качества предметов, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.

выполнено

Декабрь

Зимушка-Зима

2

Животные Севера

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таети превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

выполнено

3

Новогодний карнавал

«Живая вода. Агрегатные состояния воды. Изготовление цветных льдинок»

Познакомить детей с животворным свойством воды. Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

Перенесли на январь

выполнено

4

Быть здоровыми хотим. Безопасность

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. Можно ли пить талую воду?»

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении. Показать детям, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.

выполнено

Январь

1

Зимняя Олимпиада

«Руки-помощники. Для чего нужны глаза?»

Продолжать знакомить детей с человеческим организмом, развивать любознательность, воспитывать самостоятельность. Развивать желание узнать о себе что-то новое, воспитывать культурно-гигиенические навыки.

выполнено

Мой город

2

Мой уютный дом. Планировка квартиры

« Твердый камень. Рисующие камни»

Сформировать представление о твердости камня, о свойствах камня.

выполнено

3

Мамины помощники. Электроприборы. Бытовая техника

«Природный материал Угадайка»

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

выполнено

Февраль

1

Путешествие вокруг света

«Извергающийся вулкан»

Дать детям представление о природном явлении – вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализиции). Воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

выполнено

2

Транспорт

«Где живет ветер?»

Продолжать знакомить детей с ветром, развивать интерес к явлениям природы, воспитывать внимательность

выполнено

Профессии

3

Инструменты. Город моей мечты

«Свет и тень»

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и обьекта, создать с помощью теней образы.

выполнено

Февраль

4

День защитника Отечества

«Почему не тонут корабли?»

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

выполнено

Март

1

Маму я свою люблю

«Свет путешествует»

Источниками света на Земле являются солнце, лампа, фонарик, свеча и т.д. Свет проникает через прозрачные предметы.

выполнено

Весна

2

Экосистемы

«Летающие семена»

«Потребность растений в воде»

«На свету и в темноте»

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Подвести детей к выводу о необходимости света для растений.

выполнено

3

Перелетные птицы

«Солнечная лаборатория»

Предметы разных цветов нагреваются на солнце по-разному. Предметы темного цвета улавливают больше тепла от солнца.

выполнено

4

Круговорот воды в природе

«Дождевые облака»

Формировать понятие, что облака – это скопившаяся в воздухе влага, которая в определенный момент может пролиться дождем или другими осадками. Оборудование: банка, пена для бритья, вода, гуашь.

выполнено

В мире искусства

5

Книга – наш друг

«Бумажный вихрь. Бумага намокает, впитывает масло, издает звук»

Познакомить детей со свойствами бумаги: бумага боится воды, бумага материал непрочный;

масло пропитывает бумагу; при смятии, трении- бумага издает звук.

выполнено

Апрель

1

Народный костюм. Театры и музеи

«Танцующая фольга»

Показать детям на простом примере как притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

выполнено

2

Космическое путешествие

«Через какие материалы действует магнит? Магнит рисует Млечный путь»

Знакомить детей со свойствами магнита в воде, со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности.

выполнено

Апрель

В мире природы

3

Подводный мир

«Воздух помогает рыбам плавать».

Формировать представление детей о том, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.
Материалы: Бутылка газированной воды, стакан, несколько некрупных виноградин, иллюстрации рыб.

выполнено

4

Весна

«Как влияет солнце на растение»

Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

выполнено

Май

1

Цветы

«Нужен ли корешкам воздух?»

Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

выполнено

2

День Победы

«Электричество. Волшебный шарик»

Узнать, как под действием электричества шарик прилипает к стене. Под действием заряженного шарика волосы притягиваются к нему.

выполнено

В мире природы

3

Насекомые

«Инерция. Её хитрости»

Выяснить, почему сырое яйцо вращается медленно, а вареное быстро. (мешает сила инерции)

выполнено

Люблю тебя, Петра твореннье

4

День города

«Какими бывают камни. Тонет – не тонет»

Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

выполнено

5

До свиданья, детский сад

«Секретное письмо»

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?- Отчего ветер дует?- Откуда приходит дождь?- Почему предм...

План работы по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

1.Изучить методическую литературу по данной теме.2.Обобщить и проанализировать опыт других педагогов по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников.3.Подобрать и оформить информацию ...

План работы по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

План работы по самообразованиюна  2022 - 2023 учебный годТема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников впроцессе экспериментирования»...

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Актуальность темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Актуальность темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...