План самообразования воспитателя "Развитие поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poiskovo-issledovatelskoy_deyatelnosti_v_protsesse_eksperimentirovaniya.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Гимназия № 196 (дошкольное отделение)
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
План по самообразованию
Воспитателя подготовительной группы
Луханиной Светланы Николаевны
на сентябрь 2022года- май 2023года
ТЕМА: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Образовательная область: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Актуальность:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Выбирая эту тему, я ставлю перед собой:
Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
-помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- обобщение знаний по данной теме.
Задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Предполагаемый результат:
- Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.
- Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
- Формирование умений у детей: анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
Мероприятия по самообразованию:
№ | Что сделать | Материал | примечания |
Изучение учебно-методической литературы | Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 56 с. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г.-№ 2 Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2 "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек" Шапиро Анатолий Израилевич Издательство: Речь, 2010 г. Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду» Стивен У.Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель | сентябрь-май | |
Использование ЭОР (вэбинары, курсы, и т.п.) | Изучение нового материала по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях | сентябрь-май | |
Какой материал для практической деятельности планирую создать | #1056;азработка плана занятий с детьми по теме самообразования. Перспективное планирование экспериментальной деятельности . 2. Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». #1055;роведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности. #1057;оздание в группе Центра экспериментирования. #1059;частие в районном методическом объединении педагогов дошкольного отделения с показом НОД по экспериментированию с тканью "Волшебный лоскуток" | сентябрь Октябрь С октября | |
Оценочный этап. | Анализ работы по теме самообразования. Видеоотчет. | Май | |
Формы работы: |
| сентябрь - май |
Познавательно – исследовательская деятельность
планирование на 2022-2023 учебный год
Месяц | Блок | Неделя | Темы | Основные задачи работы с детьми | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Я и детский сад | 1 | Вот и лето прошло. День знаний «Солнечная лаборатория» | Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. | выполнено |
2 | Народная игрушка «Свойства глины» | Познакомить детей с особым свойством глины - не пропускать воду. Показать детям, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать. | выполнено | ||
3 | Улица полна неожиданностей «Металл, его качества и свойства» | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск) | Выполнено | ||
4 | История детского сада «Цветное молоко» | Установить, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Материалы: цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка. | выполнено | ||
Краски осени | 5 | Осеннее путешествие по родной стране. Красная книга «Мир бумаги» | Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования. | выполнено | |
Октябрь | 1 | Дары осени. Хлеб всему голова «Заплесневелый хлеб» | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | выполнено | |
2 | Домашние животные родной страны «Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?» «Зачем утке и лягушке такие лапки?» | Дать детям понятие что такое отпечатки пальцев с помощью карандашного грифеля и скотча. Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы). | выполнено | ||
Октябрь | Краски осени | 3 | Осень в лесу. Дикие животные. Красная Книга «Мир дерева: легкий – тяжелый; горит-не горит» | Подвести детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический -металл не утонет), дерево горит, металл – нагревается. | выполнено |
4 | Витамины из кладовой природы «Животворное свойство воды» | Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. | выполнено | ||
Ноябрь | Я в этом мире - Человек | 1 | Моя Россия. Мои права Научный опыт «Выращивание сталактитов» | Уточнить знания с опорой на опыты. | выполнено |
2 | Мы разные, но мы вместе. Культура других народов «Материалы. Родственники стекла» | Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. | выполнено | ||
3 | Страны и континенты. Национальные костюмы «Мир ткани» | Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | выполнено | ||
4 | Традиции моей семьи «Волшебное сито» | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность. | выполнено | ||
Зимушка-Зима | 5 | Идёт волшебница Зима. Птицы «Сохранение тепла» | Дать понятие о тепловой проводимости, тканью, которая препятствовала доступу холодного воздуха и сохранило тепло в банке. | выполнено | |
Декабрь | 1 | Зимний лес «Чудесный мешочек» | Научить определять температуру веществ и предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать. Побуждать детей обследовать и определять качества предметов, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов. | выполнено | |
Декабрь | Зимушка-Зима | 2 | Животные Севера «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» | Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таети превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. | выполнено |
3 | Новогодний карнавал «Живая вода. Агрегатные состояния воды. Изготовление цветных льдинок» | Познакомить детей с животворным свойством воды. Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. | Перенесли на январь выполнено | ||
4 | Быть здоровыми хотим. Безопасность «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. Можно ли пить талую воду?» | Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении. Показать детям, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды. | выполнено | ||
Январь | 1 | Зимняя Олимпиада «Руки-помощники. Для чего нужны глаза?» | Продолжать знакомить детей с человеческим организмом, развивать любознательность, воспитывать самостоятельность. Развивать желание узнать о себе что-то новое, воспитывать культурно-гигиенические навыки. | выполнено | |
Мой город | 2 | Мой уютный дом. Планировка квартиры « Твердый камень. Рисующие камни» | Сформировать представление о твердости камня, о свойствах камня. | выполнено | |
3 | Мамины помощники. Электроприборы. Бытовая техника «Природный материал Угадайка» | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | выполнено | ||
Февраль | 1 | Путешествие вокруг света «Извергающийся вулкан» | Дать детям представление о природном явлении – вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализиции). Воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. | выполнено | |
2 | Транспорт «Где живет ветер?» | Продолжать знакомить детей с ветром, развивать интерес к явлениям природы, воспитывать внимательность | выполнено | ||
Профессии | 3 | Инструменты. Город моей мечты «Свет и тень» | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и обьекта, создать с помощью теней образы. | выполнено | |
Февраль | 4 | День защитника Отечества «Почему не тонут корабли?» | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. | выполнено | |
Март | 1 | Маму я свою люблю «Свет путешествует» | Источниками света на Земле являются солнце, лампа, фонарик, свеча и т.д. Свет проникает через прозрачные предметы. | выполнено | |
Весна | 2 | Экосистемы «Летающие семена» «Потребность растений в воде» «На свету и в темноте» | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения. Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. | выполнено | |
3 | Перелетные птицы «Солнечная лаборатория» | Предметы разных цветов нагреваются на солнце по-разному. Предметы темного цвета улавливают больше тепла от солнца. | выполнено | ||
4 | Круговорот воды в природе «Дождевые облака» | Формировать понятие, что облака – это скопившаяся в воздухе влага, которая в определенный момент может пролиться дождем или другими осадками. Оборудование: банка, пена для бритья, вода, гуашь. | выполнено | ||
В мире искусства | 5 | Книга – наш друг «Бумажный вихрь. Бумага намокает, впитывает масло, издает звук» | Познакомить детей со свойствами бумаги: бумага боится воды, бумага материал непрочный; масло пропитывает бумагу; при смятии, трении- бумага издает звук. | выполнено | |
Апрель | 1 | Народный костюм. Театры и музеи «Танцующая фольга» | Показать детям на простом примере как притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды. | выполнено | |
2 | Космическое путешествие «Через какие материалы действует магнит? Магнит рисует Млечный путь» | Знакомить детей со свойствами магнита в воде, со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности. | выполнено | ||
Апрель | В мире природы | 3 | Подводный мир «Воздух помогает рыбам плавать». | Формировать представление детей о том, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. | выполнено |
4 | Весна «Как влияет солнце на растение» | Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение. | выполнено | ||
Май | 1 | Цветы «Нужен ли корешкам воздух?» | Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. | выполнено | |
2 | День Победы «Электричество. Волшебный шарик» | Узнать, как под действием электричества шарик прилипает к стене. Под действием заряженного шарика волосы притягиваются к нему. | выполнено | ||
В мире природы | 3 | Насекомые «Инерция. Её хитрости» | Выяснить, почему сырое яйцо вращается медленно, а вареное быстро. (мешает сила инерции) | выполнено | |
Люблю тебя, Петра твореннье | 4 | День города «Какими бывают камни. Тонет – не тонет» | Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам. | выполнено | |
5 | До свиданья, детский сад «Секретное письмо» | Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать. | выполнено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...
План по самообразованию. Развитие поисково- исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования
План по самообразованию...
План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?- Отчего ветер дует?- Откуда приходит дождь?- Почему предм...
План работы по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
1.Изучить методическую литературу по данной теме.2.Обобщить и проанализировать опыт других педагогов по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников.3.Подобрать и оформить информацию ...
План работы по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»
План работы по самообразованиюна 2022 - 2023 учебный годТема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников впроцессе экспериментирования»...
План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Актуальность темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...
План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Актуальность темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...