Открытое занятие "Права ребёнка-это больше, чем сокровища"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Охрименко Валентина Николаевна
Цель: Развивать правовое мировоззрение, нравственное представление
детей  о собственных правах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zanyat._prava_rebyonka.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»

Конспект ООД

 По интегрированному занятию

детей подготовительной группы «Пчёлки»

«Права ребёнка - это больше, чем сокровища»

Воспитатели: Гансицкая И.С.

Охрименко В.Н.

пгт. Берёзово

2024 год

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Цель: Развивать правовое мировоззрение, нравственное представление

детей  о собственных правах. 

Задачи:

Образовательные:

-расширять кругозор детей в части представлений о правах ребёнка;

-формировать знания детей об основных правах и обязанностях, закреплять полученную  ранее информацию;

-закреплять знания детей о правах, путём проговаривания пословиц об обучении;

-обогащать словарный запас детей старшего дошкольного возраста;

Развивающие: 

-развивать творческие и музыкальные способности детей, память, воображение, мышление, логику, фантазию и мелкую моторику;

-развивать устную  речь детей, а именно умение давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные:

-воспитывать чувство патриотизма и любовь к семье;

- воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности;

-воспитывать чувство взаимопомощи. 

Интеграция областей НОД:

-речевое развитие

-познавательное развитие

-физическое развитие

-социально-коммуникативное

-художественно-эстетическое 

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность.

Словарная работа: Конвенция о правах ребёнка, права и обязанности: право на жизнь, право на семью, право на жильё, право на образование, право на отдых, право на защиту, право на имя, свидетельство о рождении.

Методы и приёмы:

-словесные: пояснение, беседы, вопросы к детям, объяснение, повторение, разучивание стихов.

-наглядные: показ способов действий, привлечение внимания действием, рассматривание иллюстраций;

-практические: постановка задачи, выполнение заданий, подведение итогов, анализ работы, рефлексия.

-игровые:  создание игровой,  проблемной ситуации;  физминутки, музыкальное сопровождение и игры. 

Предварительная работа:

-Закрепление знаний о  «Конвенции о правах ребенка», примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения  прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, родственников. Дидактическая игра «Назови ласково». Рассказ о значении имен детей.

-разучивание стихотворений, песен, физминуток  и пословиц по теме занятия;

-беседы о семье и родном доме;

-рассматривание иллюстраций о правах ребёнка;

-просмотр презентации о правах детей.

Материалы и оборудование: световое оборудование: ноутбук, проектор, стол, стулья, клей,  досочки для клея, влажные и бумажные салфетки, сюрпризы для детей: конфеты морские  звёздочки; костюм Пирату, плот, весло,  модуль с надписью названия корабля  «Дружба» корабль из спортивных степов, спасательный круг, мачта,  штурвал, якорь, бинокль, подзорная труба;  книга «Конвенция о правах ребёнка», сундук, свиток-письмо; для рефлексии: метки солнышки и чёрные метки, острова: «Солнечный», «Заботы и доброты», «Остров уюта», «Остров знаний», «Здоровейка», «Защищайка»,  бумвокерсы.

Работа с родителями:

-разучивание стихотворений о правах и семье,

-чтение литературы по данной теме,

-изготовление атрибутов к занятию,

Взаимодействие со специалистами:

-фото и видеосъёмка – методист

-сопровождение музыкальных номеров –музыкальный руководитель

Ход занятия:

  Воспитатель с детьми заходят в зал (матросские воротнички, шорты  и тельняшки)

Воспитатель в роли капитана.

Воспитатель: Ребята, давайте  поприветствуем гостей.

Дети:

Мы ребята- моряки

Моряки-весельчаки

Наш весёлый, славный флот

Вам привет горячий шлёт.

Воспитатель: (Стук в дверь) Нам передали какой-то интересный свиток. Что бы это значило? Давайте прочитаем от кого он.

Уважаемые дети и воспитатели группы «Пчёлки» мы просим Вас о помощи. На пиратском острове «Тумба - Юмба», происходит полнейший беспорядок. Все пираты взрослые и даже дети нападают на корабли, грабят и наводят шум и гам. Мы не можем с ними справиться. Дети не знают никаких прав и обязанностей. Помогите пожалуйста.                

 Путешественник Добрячок.

Ребята, как помочь им, чтобы дети не хулиганили  и жили в мире и согласии?

Дети: нужно познакомить их с правами и обязанностями.

Воспитатель: Тогда нам необходимо скорее отправится  в путешествие, чтобы доставить  важную книгу.  Как раз у нас в группе  есть такая книга, которая называется «Конвенция о правах детей» У всех детей есть особенные права, которые помогают им, быть счастливыми, учиться, дружить и быть здоровыми. Эти права записаны в этой нужной и важной книге.

Нам надо взять её с собой. Это больше, чем золото и драгоценности, её необходимо сохранить.  Во время нашего путешествия, нам надо положить её в сундук.  Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Но не забывайте о правилах на корабле. Ребята,  как нужно вести себя?

Дети: не кричать, не перебивать друг друга, слушать и слышать друг друга.

Воспитатель:  Мы – большая, дружная команда. И наш девиз: «Один за всех и все за одного» А корабль так и назовём: «Дружба».

Дети занимают места в корабле (из модулей сделанная постройка)

(звучит музыка)

Воспитатель: Сейчас я поставлю сундук на борт корабля. (ставим сундук)

Звучит музыка.

Появляется пират Джек Воробейевич.

Пират: Хо-хо-хо. Сундук  мой, никому его не отдам! Как я люблю драгоценности! Золото теперь принадлежит мне! До встречи, маленькие мореплаватели! (Пират убегает) Я поплыл на плату на свой остров, посмотрю, что за ценности там находятся.

Воспитатель: О, нет. Только не это! Слова Добрячка сбываются.  Он забрал наш сундук. Ребята, давайте отправимся в погоню за пиратом. Нам нужно догнать его и вернуть нашу ценную книгу.

Ребята, на пути нас ждут разные испытания и препятствия.

(Звук шторма)

Кажется мы попали в шторм. (ИКТ шторм) (Ирина Владимировна)

Сейчас может волна захлестнуть наш корабль. Чтобы пройти  нужно прыгать через воображаемые волны (музыкальная игра «Семь прыжков») (Муз. рук)

Вижу на пути акулу. (ИКТ Море с акулами)  (Муз.рук.)

(Бумвокерсы находятся на корабле).

Ребята, посмотрите в свои подзорные трубы (бумвокерсы)  Вы их видите? Нам нужно их отпугнуть.  (на экране акулы)

Давайте их отпугнём. Давайте все дружно исполним танец, который должен отпугнуть их. (Танец с бумвокерсами)  (Музыкальный руководитель)

Корабль догоняет пирата, плывущего на плоту.

Воспитатель: Стой пират! Этот сундук не с золотом, с важной книгой.

Пират: Я уже понял, вскрыл я ваш бесполезный сундук, а там какая то книжка. Я думал, что там сокровища.  Хотел выбросить в море, но тут поднялся ветер и страницы разлетелись по островам.

Воспитатель: Что ты натворил? В этой книге полезная и нужные информация  для  детей с острова «Тумба-Юмба». Нам надо срочно помочь им.

 Уважаемый пират пожалуйста, будь другом, исправь свои ошибки и покажи  нам путь к этому острову (пират чувствует свою вину и поднимается на корабль)

Пират: ладно, так уж и быть, помогу Вам. На нашем пути будут встречаться разные острова, на которые могли попасть листочки от книги.

Расскажите,  что это за важные права такие?

Ребёнок:

Знают взрослые и дети,

Всем узнать это пора.

Что у всех на белом свете,

Есть законные права.

И не важно, где живёшь ты,

Кто богаче, кто бедней,

И какого цвета кожа-

Право ты имеешь то же,

Что и каждый из людей.

Пират: Я ничего не понял. Какие могут быть  права у таких маленьких детей?

Воспитатель: Во –первых, наши дети уже не маленькие, они будущие школьники.

Во-вторых, у каждого человека на планете есть права и обязанности.  Дети сами тебе всё расскажут и покажут.

(приближаемся к первому острову).

Солнечный остров.

Пират: (смотрит в подзорную трубу)

Вижу, вижу остров. Давайте проверим.

(Все выходят на сушу)

Пират: Вот куда её ветром прибило. Тут что-то написано.

Воспитатель: Право на жизнь.  (находим обложку книги и первую  страницу с изображением солнца).

- Что символизирует солнце? Ребята, о каком праве мы с вами будем говорить? (право на жизнь).

 Дети: Первое и самое главное право – это право на жизнь. Как вы думаете, что значит “Право на жизнь”? (каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и др.люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.)

Воспитатель: От чего нас сможет защитить это право? Как мы будем вести себя с другими, чтобы не нарушить это право? Научиться доброму отношению к другому человеку нам поможет.

Ребята присаживайтесь кругом.

Упражнение “Птенец” (спокойная музыка)

– Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого птенчика. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он только родился, ещё слабенький. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого птенца на жизнь. Согрейте его своим тёплым дыханием. Птенец окреп и сможет лететь дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни! (музыка спокойная)

Ребята, Вы имеете право на жизнь, но ваша обязанность сохранять и беречь свою жизнь.

Воспитатель: Ребята, проходим на наш корабль, отправляемся дальше. А пока наш корабль плывёт, мы будем восстанавливать книгу.

Пират замечает следующий остров.

Остров заботы и доброты.

Воспитатель: (находим вторую и третью страницу конвенции).

Ребята, что это за документ изображён на этой странице?

Дети: свидетельство о рождении.

Воспитатель:  Правильно.

Дети:   Это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку.

Ребята, а что записано в этом документе?

Дети: фамилия, имя, отчество  ребенка и его родителей, дата рождения.

Воспитатель: Совершенно верно.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Тебе дано, а люди им пользуются  

Дети: Имя.

Пират: Мне так стало интересно! А как Вас зовут? Я хочу с Вами поиграть и познакомиться.  У меня есть подзорная труба, кто её будет в руки брать, тот будет имя, фамилию, отчество  называть.

Пират: Меня зовут Пиратов Джек Воробейевич. Ну а теперь Ваша очередь.

Воспитатель: Наконец то мы и познакомились. Очень приятно!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначают ваши имена?

Дети:  Анна-благодать,

Евгения-благородная,

Владимир -владеющий миром,

Богдан - Богом данный,

Василиса -царственная,

Сергей – слуга Бога,

Лев – лидер, царь зверей,

Валерия- сильная, здоровая,

Оливия - мирная,

София –мудрая.

Воспитатель:  А бывает так, что у ребенка нет имени?

Дети: нет, без имени нельзя обойтись. Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени.

Воспитатель:

- У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не дразниться.

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

 

Воспитатель: Право на семью (находим следующую страницу)

- А кто вам дал имя?

Ребёнок: Мама и папа.

Дети:  Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, жить в благополучной, дружной семье. Родители должны заботиться о благополучии ребенка, а ребенок должен уважительно относиться к ним, проявляя почтение.

Что такое семья, нам расскажет ребёнок

Семья- это радость, тепло и уют,

Семья – это место, где любят и ждут.

Семья – там, где верят, желают добра.

Семья – там, где любят и ценят тебя.

Семья – это люди. Семья – это дом.

Семья – это мир, обогретый теплом.

Семья – это счастье. Семья – это свет.

Дороже семьи ничего в жизни нет.

Физкультминутка (все дети)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два кота, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Пират: Я тоже хочу провести  игру:  «Назови ласково»

Ребята вспомните, как вы называете ласково членов своей семьи.

Я буду называть слово, а Вы подберите к нему ласковое (мама, папа, баба, дед, тётя, дядя, сестра, брат)

 Ребёнок : Семья – это главное в жизни человека. Какая Ваша обязанность?

Дети: уважать взрослых людей, которые заботятся о нас.

Воспитатель: прошу занять свои места в корабле. И так у нас нашлась ещё одна страница, четвёртая. Необходимо её вклеить в книгу.

(Дети приклеивают страницу).

Пират наблюдает в бинокль: Вижу! Ура! Я рад, что могу помочь Вам!

Выходим из корабля.

Остров уюта.

Право на жилье (следующая страница)

Воспитатель: чтобы нам не выходить всем вместе Джек сам сходит за страничкой.

- Ребята, какое право символизирует этот домик? (право на неприкосновенность жилища).

Дети:  Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности.

Воспитатель: А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес

Пират: давайте проверим, знаете ли Вы свои адреса. Передавайте  друг другу  бинокль и называйте  свой адрес.

Воспитатель: Ребята, вы должны помнить, что в доме с тобой проживают и другие люди. И к ним нужно относиться с уважением, соблюдать правила проживания в доме. Какие правила вы знаете?

Дети:

-вытирай ноги, входя в дом;

- не бросай мусор на лестнице и на лестничной площадке;

- не пиши и не черти на стенах;

- не играй и не шуми на лестнице;

- не играй дома в мяч, не кричи, не стучи по батареям, не включай звук телевизора или музыкального центра слишком громко.

(Дети приклеивают)

Пират смотрит в бинокль. Снова виднеется остров.

Пират сам достаёт страничку и приносит её на корабль.

Остров знаний.

Право на образование.

Пират: Где можно получить образование?

Дети:  Каждый ребёнок должен посещать детский сад, для того чтобы приобрести интересные знания, умения и навыки. А в дальнейшем пойти в школу и хорошо учиться. А потом поступить в колледж или институт.

Пират: Для чего нужно учиться?

Дети: чтобы получить диплом об образовании и профессию.

Дети: А наша обязанность, стараться отлично учиться.

Воспитатель: я предлагаю проверить Ваши знания. Сыграем в игру: «Продолжи пословицу».

«Век живи…Век учись»

«Учиться – всегда пригодиться»

«Учение свет, …а не учение – тьма»

«Тяжело в учении -…легко в бою»

Пират: я совсем запутался, ничего не знаю. Мне надо срочно учиться!

Пират смотрит в бинокль. Видит остров. Все дети выходят на сушу.

Находят две оставшиеся страницы

Остров «Здоровейка»

Право на медицинскую помощь.

Пират: Что это значит медицина?

Дети: Когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение.

А когда мы болеем, мы должны лечиться терпеливо, принимать во время лекарства. Которые назначил врач, даже если не хочется. Это наша обязанность.

Пират: Что помогает человеку быть здоровым?

Дети: Чистый воздух и вода, полезная и здоровая еда, занятия спортом и зарядкой. Пират: А что всё работать и работать…не покладая рук.

Воспитатель: Нет  Джек, ещё есть право на отдых и досуг.

Дети должны отдыхать: спать, путешествовать с родителями, посещать развлекательные мероприятия, играть в разные игр и т.д. 

Воспитатель: Давайте и мы с Вами сделаем упражнения, которые необходимы для укрепления здоровья.

Пират: Вот это я люблю!  А давайте я буду показывать, а Вы повторяйте за мной.

Предлагаю Вам отдохнуть и  устроить физминутку.

«Морское царство»

Мои руки - это волны, гонит ветер их вперёд,

Мои руки-крылья чаек, небо их к себе зовёт,

Мои руки- рыбки в море, плавают туда-сюда,

Мои руки -это крабы, разбежались кто куда.

Спустимся на дно морское, там кораллы, словно ветки,

Водоросли изумрудом, там качаются без ветра.

Вот проплыл конёк игривый.

Как змея ползёт мурена, и акула отдыхает

Снится море ей наверно.

Воспитатель: А ещё, уважаемый Джек, у детей есть право на защиту,  взрослые должны делать всё, чтобы ребёнок жил счастливо и безопасно. Так же защиту ребёнка в нашей стране обеспечивают государство и законы России  (Право на защиту).

Итог:

Пират: Ребята я так много интересной информации узнал о правах ребёнка.

Напомните пожалуйста, чтобы я наверняка запомнил.

Ребёнок:

Каждый ребёнок право имеет

Лечиться в больнице, если болеет

Право на питание, на образование

Право на внимание, на место проживания

Право имеет на имя красивое

На радость, веселье, на детство счастливое.

Пират: я всё осознал, очень многое понял, что сокровища это не только золото и драгоценности, но и то, что помогает жить людям в мире и согласии.

Воспитатель: Мы рады, что научили тебя Джек уму, разуму. Но наша главная задача передать «Конвенцию о правах ребёнка» другим детям-« непослушайкам» и  научить их, как правильно себя вести. И привести на остров ценную книгу.

Воспитатель: но это самое важное дело, мы поручаем тебе Джек. Надеемся, что ты исправился и всё понял.

Пират: Да, ребята, я всё осознал и обязательно передам Вашу книгу «Конвенция о правах ребёнка». Покажу все картинки и расскажу сам о правах и обязанностях.

У меня для Вас тоже есть сюрприз: сладкие, морские звёзды. (Вручает угощения)

Мне пора на мой остров.

Рефлексия: «Пиратская метка»

«Метка с солнышком»

Воспитатель: Ребята Вам понравилось наше путешествие с приключениями и преодолением препятствий?

Дети: да.

Воспитатель: Если оно Вам показалось увлекательным и познавательным, возьмите себе на память солнечную метку. Если Вам было не интересно и скучно, то возьмите чёрную пиратскую меткую.

Список используемой литературы:

1.«Федеральная Образовательная Программа ДОУ» разработанная на основе ФОПДО (приказ № 1028 Министерства просвещения РФ от 25.11.22г.)

2. «Нравственность и воспитание»  Г.Н.Година  Москва Спарк, 2011.

3.  «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО А.О. Скоролупова Москва Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003» 2015

3.Интернет –ресурсы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в бассейне "В поисках сокровищ"

Открытое занятие в бассейне "В поисках сокровищ" в подготовительной группе. В конце учебного года у нас в детском саду проводится день открытых дверей. Дети показывают свои плавательные навыки своим р...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе Поиски сокровищ Барбоскиных

Конспект открытого занятия в подготовительной группе Поиски сокровищ Барбоскиных...

Открытое занятие: «Морское путешествие на остров сокровищ»

Тип занятия: итоговое занятие.Цели и задачи: занятие – путешествие.Образовательные: расширить и обогатить кругозор детей о море и его жителях, научить применять ранее освоенные приемы и навыки л...

Открытое индивидуальное логопедическое занятие "Путешествие за сокровищами"

Открытое индивидуальное логопедическое занятие "Путешествие за сокровищами" по автоматизации звука /Р/ в словах и фразах....

Открытая интегрированная игра-занятие «В поисках сокровищ» в старшей группе.

Открытая интегрированная игра-занятие «В поисках сокровищ» в старшей группе.Образовательные области:  «Коммуникация»,  «Познание», «Физическая культ...

Открытое занятие по ФЭМП «В поисках сокровищ»

Обобщить знания, полученные в течение года....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Остров сокровищ»

Данный конспект интегрированного итогового занятия носит очень интересный и привлекательный формат для детей старшего дошкольного возраста, поскольку квест обладает огромным развивающим потенциал...