Экологическая викторина "Кто живёт у нас в лесу?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Матвеева Юлия Юрьевна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию экологическая викторина "Кто живёт у нас в лесу?" для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Данный материал будет полезен педагогам для подготовки к образовательной деятельности, а также для проведения досуговой деятельности с детьми и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_po_ekologii_matveevoy_yu.yu_.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №384 г. Челябинска»

Российская Федерация 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, тел. (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru

Конспект совместного мероприятия

экологическая викторина

«Кто живет у нас в лесу?»

старшая группа для детей с ТНР

(с родителями)

Подготовила:

Матвеева Юлия Юрьевна

воспитатель

(высшая кв.категория)

Челябинск 2024

Вид образовательной деятельности: познавательное развитие

Тема: Экологическая викторина «Кто живёт у нас в лесу?»

Задачи:  

- закреплять знания детей о диких животных, их детёнышах, месте обитания;

- развивать память, зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение детей;

- способствовать развитию у детей диалогической речи;

- воспитывать любовь, доброе бережное отношение к животному миру;

- повышать интерес родителей к жизни детей в детском саду, способствовать сближению родительского коллектива.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: В.В.Бианки «Холодно в лесу, холодно!», К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна», Е.И.Чарушин «Волчишко», А.Прокопьев «Белка», Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши», Ч.Янчарский «Приключения мишки-Ушастика», Т.А.Шорыгина «Какие звери в лесу»; беседы о диких животных, рассматривание изображений этих животных, рассматривание иллюстраций в книгах; выставка детских рисунков по прочитанным произведениям; прослушивание записи голосов животных; составление рассказов о животных с использованием мнемотаблиц; просмотр презентаций «Животные», «Лесные животные», «Дикие животные»; заучивание наизусть стихотворения В.Пальчинскайте «Есть у каждого свой дом».

Оборудование:

- демонстрационный материал  - мольберты, картинки с изображением жилищ животных (берлога, логово, нора, дупло, куст, хатка); картинки с изображением животных (медведь, волк, лисица, белка, заяц, бобер), музыкальный центр, флешка с записями.

       - раздаточный материал – маски животных и их детенышей (лось – лосёнок, зайчиха – зайчонок, белка – бельчонок и т.д.), фишки или жетоны для подсчета очков


Этап ОД

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия

Вводная часть (мотивационный момент)

3 минуты

Дети, педагоги и родители собираются в группе (или музыкальном зале), участники разделяются на две команды.

Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,

                        По секрету вам скажу – будет интересно.

Сегодня у нас в гостях очень уважаемый учёный.

(Входит персонаж в костюме учёного: академическая шапочка, очки, мантия)

Учёный: Дорогие ребята и взрослые! Природа, которая нас окружает, очень загадочна и интересна. В природе всё живёт, движется и развивается по своим законам. А мы должны беречь природу, наслаждаться её красотой, а, может быть, и поучиться у неё. Я приглашаю вас всех в лесное царство. Мы здесь гости, поэтому вести себя нужно по правилам. Вы знаете о них?

Воспитатель: Как вести себя в лесу, все ребята знают!

                         Друг за другом по тропинке

                         Весело шагают.

                         Бегай, прыгай, приседай,

                         Только, чур, не забывай,

                          Что в лесу нельзя шуметь

                         И кричать, и громко петь.

                         Ветки дуба не ломай

                         И зверюшек не пугай!

Ответы детей.

Дети идут парами, высоко поднимая колени

Бегут парами, останавливаются, выполняют прыжки и приседания

Выполняют головой повороты влево-вправо

Подносят указательный палец к губам

Грозят пальчиком

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Основная часть

         19 минут

Учёный: Я загадаю вам загадки, и мы узнаем, кто здесь живёт.

(Загадки задаются поочередно детям и взрослым)

  1. Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)

  1. Он в лесу хозяин грозный,

Он лохматый и серьёзный.

Любит ягоды, медок.

На зиму он спать залёг. (Медведь)

  1. В иглах весь он, будто ёлка,

Оттого характер колкий.

Ненароком встретит волка –

Вот и выручат иголки. (Ёж)

  1. Кто по зарослям идёт,

На ходу кору жуёт?

Не боится он врага –

Есть копыта и рога. (Лось)

  1. Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

  1. У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост –

Я коварна и хитра.

Глубока моя нора. (Лиса)

  1. Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну. (Волк)

  1. Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники.

А выстроят плотину –

Хоть пиши картину. (Бобры)

Учёный: Молодцы! Все загадки отгадали. А вы знаете, как можно назвать всех этих животных одним словом? Совершенно верно, это звери. Но я-то учёный, я это знаю, а как вы догадались?

Вы, оказывается много знаете! Может быть, знаете, кто из животных где живёт?

Учёный: Очень заботятся родители-животные о своём жилище, делают его в безопасном месте, заботливо утепляют, готовят запасы на зиму.

Д/и «Кто где живёт?» (побеждает команда, участники которой быстрее найдут жилище животных).

Учёный: В семье животных обязательно появляются детёныши. Расскажите, как родители заботятся о своих малышах?

Учёный: А сейчас пришло время немного отдохнуть.

Физминутка «На водопой»

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок.

За мамой-лисицей крался лисёнок.

За мамой-ежихой катился ежонок.

За мамой-медведицей шёл медвежонок.

За мамою-белкой скакали бельчата.

За мамой-зайчихой – косые зайчата.

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Учёный: Мамы крепко держали своих малышей за лапки, чтобы они не потерялись в лесу. Но малыши такие резвые, непослушные, что все разбежались и перепутались. Мамы волнуются и зовут их домой.

Игра «Чья семья быстрее соберется?»

Учёный подходит к каждой паре «мама – ребёнок» и спрашивает:

- Вы чья семья?

- Кто ваша мама?

- А ты кто?

Учёный: А сейчас наши команды потрудятся в творческой мастерской.

Учёный: Все ученые очень внимательные и наблюдательные люди. Я загадаю вам загадки-обманки. Нужно слушать очень внимательно и, прежде чем ответить, хорошо подумать.

  1. Быстрее всех от страха

Несётся (черепаха) – заяц.

  1. Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый (слон) – медведь.

  1. В чаще, голову задрав,

Воет с голоду (жираф) – волк.

  1. Клубком свернулся – ну-ка, тронь!

Со всех сторон колючий (конь) – ёж.

  1. Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая (лисица) – белка.

  1. Кто в густом лесу мелькает?

Рыжей шубкой полыхает?

Знает он в цыплятах толк

Этот зверь зовётся (волк) – лисица.

Ответы детей и родителей

Ответы детей.

Дети называют биологические признаки зверей: тело покрыто шерстью, у них есть пасть, четыре ноги, кормят детёнышей молоком.

Дети читают стихи о среде обитания животных по одному на каждое двустишие и загибают при этом пальцы на руках

Есть у каждого свой дом

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

Прикрепляют картинки с изображением животных к картинкам с изображением жилищ, называют, объясняют свой выбор.

Участники команд по очереди отвечают, за правильный ответ получают +1 балл

Взрослые и дети надевают маски животных (взрослые – мамы-животные, дети – детеныши)

Идут по кругу

Идут, громко топая

Крадутся на носочках

Двигаются в приседе

Идут вперевалку

Передвигаются прыжками

Продолжают прыгать

Крадутся большими шагами

Ответы детей

Из предложенных картинок с изображением животных, природы, домов и т.д. команды на ватмане создают коллаж-сказку, придумывают название и короткий текст

Ответы участников команд

Условия для выражения детьми своих мыслей, актуализации знаний

Условия для развития речи, мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Условия для снятия усталости и напряжения.

Условия для развития речи, мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Заключительная часть (рефлексия)

3 минуты

Учёный: Наше путешествие и соревнования закончились. Все участники были активны, старались помогать друг другу, правильно отвечали на все вопросы. В нашей игре победила дружба! А сейчас всех приглашаем на весёлый танец.

Танец «Танцующий зоопарк»

Условия для снятия усталости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по экологическому воспитанию " Кто живёт в реке и в озере"

Презентация подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Кто живёт на лугу»

Актуальность К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, ...

Конспект НОД по экологическому образованию в средней группе на тему "Кто живёт в лесу?"

Конспект НОД по экологическому образованию в средней группе на тему "Кто живёт в лесу?"...

Экологическая игра "Где живёт снежинка"

Игра предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста, направлена на закрепление знаний о различных состояниях воды....

Конспект занятия по экологическому воспитанию Тема: «Кто в лесу живёт?» (младшая группа)

Тема: «Кто в лесу живёт?» (младшая группа)Цель: - Познакомить детей с животными, живущими в лесах Кузбасса.- уточнить представление о том, чем они питаются;- развивать внимание;- воспитывать гуманное ...

Конспект образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Как живёт настоящий лес?» (экологическая сказка)

Экологические сказки помогают педагогу в доступной форме  расширить экологический кругозор детей и способствуют воспитанию экологической культуры дошкольников. Конспект образовательной деятельнос...

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Кто живёт в яичке?»

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема во все времена. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, спос...