методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Тезисы к методической разработке
«Экологический экран»
Выполнил:
воспитатель
Галяуетдинова Л.Н.
категория: первая
Туймазы, 2024г
Направленность пособия: повысить логическое мышление.
Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.
Предназначение: для детей 3-4 лет. Содержание игр и картинок зависит от возрастных особенностей и интересов детей. «Экологический экран» при проведении организационной образовательной деятельности, совместной, групповой и подгрупповой.
Вид: учебно- методическое пособие.
Цель игры:
- Формирование познавательной активности дошкольников, целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие у детей познавательных интересов.
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Формирование экологического сознания, грамотного поведения детей в природе и бережного отношения к ней.
- Развитие игровой деятельности детей
Дидактическая игра «Экологический экран» способствует развитию природоведческого кругозора, развитию речи, мышления, внимания, памяти, восприятия, расширяет кругозор дошкольников. Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, причинно-следственные связи, принимать самостоятельные решения, учится общаться со сверстниками в ходе игр с экологическими картами, систематизирует природоведческие знания.
Актуальность:
Задача для педагога трудная, но очень интересная.
Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности. В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому в младшем дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше всего строить через игру. Ведь игра имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. А воспитатель привлекает ребенка на этом этапе в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. И дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Именно дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому, она является наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, а это характерно для детей младшего возраста, ребенок познаёт новое.
«Экологический экран», призван, прежде всего, стимулировать игровую деятельность. А задача педагога создать благоприятные условия не только для игровой деятельности ребёнка, но и для всестороннего развития игры, созданные своими руками, могут быть особенно интересными. Данная игра способствует всестороннему развитию, способствует развитию восприятия, способности анализировать.
Ожидаемый результат:
-Совершенствовать социально- коммуникативные навыки
-Развивать психические процессы (мышление, память, внимание).
-Положительная динамика речевого развития в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
-Развивать моторику рук.
-Развивать в игре самостоятельность.
Формы работы:
- индивидуальная
-погрупповые
-групповые
Методы и приемы:
-дидактические игры
-задания
Основные достоинства пособия:
- вариативное;
- доступное;
- удобное при использовании в работе;
- удобное при использовании в работе;
- участие как одного ребёнка, так и подгруппы, группы детей;
- использовать пособие в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.
Варианты игр при использовании «Экологического экрана»:
Игра «Экологический экран» может быть использована как на ООД по разным образовательным областям, с целью экологического воспитания детей, так и в индивидуальной работе. А также в свободной игровой деятельности детей и в качестве диагностического материала по образовательной области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Помимо главных правил игры, существует множество вариантов заданий, реализующих задачи разных образовательных областей. Игра может дополняться новыми карточками с заданиями. Спектр заданий может быть очень разнообразным в зависимости от возраста детей и от компетентности воспитателя. Например, для детей 4-х лет игра «Экологический экран» может использоваться как наглядное пособие.
Варианты игры
Вариант 1: « Дай правильный ответ и собери как можно больше поощрительных фишек» ( фронтальная работа на обобщающем, итоговом занятии. Можно использовать с целью диагностики знаний детей в конце года)
Правила: Педагог листает каждую страницу экрана перед детьми. «По каждой странице экрана будет задан вопрос. Надо постараться ответить на него быстро и правильно. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. У кого будет больше фишек (после просмотра всего экрана), тот и выиграл».
Вариант 2: «Отметь фишками нужные картинки на своей страничке» ( индивидуальная или групповая работа)
Правила: «Вверху страницы экрана лежат фишки. Внимательно рассмотри картинку, подумай и накрой фишками правильные варианты (объекты). Назови, что ты закрыл и объясни свой выбор»
Вариант 3: « Пройди правильно лабиринт»; « Угадай продукт под фишкой»; «Чего не стало?», « Закрой фишкой все продукты витамина «А», « Угадай витамин по продуктам»
Правила: «Надо внимательно посмотреть, в каких продуктах живут витамины, определить с помощью лабиринта, для чего нужны витамины человеку?»
Вариант 4 : «Хорошо - плохо», «Польза- вред»
Правила: объясни по картинке, когда это «хорошо», а когда «плохо»
Вариант 5: «Отгадай загадку»
Правила: на открытой страничке выбери объект, о котором говорится в загадке и отметь фишкой.
«Чего не стало?» , «Сосчитай, сколько?», «Найди по описанию» («страница «Чудеса на голове»), «Кто заблудился?» (страница «Цепи питания»), «Кто вверху, кто внизу, справа, слева?»
Игра « Да -нетка» (ТРИЗ)
Правила: ведущий-ребенок (или воспитатель) задумывает один какой-то объект на странице экрана (например, животное), а дети начинают угадывать его, задавая цепочку логических вопросов, а ведущий отвечает «Да» или «нет».
Вариант 6:
« Опиши животное», «Найди слова на букву», «Придумай загадку об объекте», «Кто какой бывает», « Закончи предложение», «Объясни правила леса», « Что было бы , если....», «Укрась слово», «Назови одним словом», «Подбери антоним».
Вариант 7: «Нарисуй, слепи, сделай аппликацию по теме продуктивной деятельности, согласно наглядному образцу»
Вариант 8:
-«Определи профессию, которая подходит к этой картинке»;
- «Расскажи, как ты ухаживаешь за комнатными цветами» и другие.
Вариант 9:
« Кто быстрее закроет фишками правильный ответ?» , « Проверь друга»
Правила: ребята работают каждый со своей страничкой экрана, отвечают с помощью фишек на вопрос. А затем проверяют друг у друга
Заключение:
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа с данным пособием позволила добиться положительных результатов. Благодаря «Экологическому экрану» у детей расширился кругозор .
Анализируя проделанную практическую работу с использованием данного пособия, я пришла к выводу, что у детей отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик. Дети проявляли желание и интерес к играм с планшетом, у них возросла речевая активность, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память, внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....