методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Тезисы к методической разработке
«Экологический экран»
Выполнил:
воспитатель
Галяуетдинова Л.Н.
категория: первая
Туймазы, 2024г
Направленность пособия: повысить логическое мышление.
Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.
Предназначение: для детей 3-4 лет. Содержание игр и картинок зависит от возрастных особенностей и интересов детей. «Экологический экран» при проведении организационной образовательной деятельности, совместной, групповой и подгрупповой.
Вид: учебно- методическое пособие.
Цель игры:
- Формирование познавательной активности дошкольников, целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие у детей познавательных интересов.
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Формирование экологического сознания, грамотного поведения детей в природе и бережного отношения к ней.
- Развитие игровой деятельности детей
Дидактическая игра «Экологический экран» способствует развитию природоведческого кругозора, развитию речи, мышления, внимания, памяти, восприятия, расширяет кругозор дошкольников. Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, причинно-следственные связи, принимать самостоятельные решения, учится общаться со сверстниками в ходе игр с экологическими картами, систематизирует природоведческие знания.
Актуальность:
Задача для педагога трудная, но очень интересная.
Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности. В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому в младшем дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше всего строить через игру. Ведь игра имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. А воспитатель привлекает ребенка на этом этапе в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. И дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Именно дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому, она является наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, а это характерно для детей младшего возраста, ребенок познаёт новое.
«Экологический экран», призван, прежде всего, стимулировать игровую деятельность. А задача педагога создать благоприятные условия не только для игровой деятельности ребёнка, но и для всестороннего развития игры, созданные своими руками, могут быть особенно интересными. Данная игра способствует всестороннему развитию, способствует развитию восприятия, способности анализировать.
Ожидаемый результат:
-Совершенствовать социально- коммуникативные навыки
-Развивать психические процессы (мышление, память, внимание).
-Положительная динамика речевого развития в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
-Развивать моторику рук.
-Развивать в игре самостоятельность.
Формы работы:
- индивидуальная
-погрупповые
-групповые
Методы и приемы:
-дидактические игры
-задания
Основные достоинства пособия:
- вариативное;
- доступное;
- удобное при использовании в работе;
- удобное при использовании в работе;
- участие как одного ребёнка, так и подгруппы, группы детей;
- использовать пособие в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.
Варианты игр при использовании «Экологического экрана»:
Игра «Экологический экран» может быть использована как на ООД по разным образовательным областям, с целью экологического воспитания детей, так и в индивидуальной работе. А также в свободной игровой деятельности детей и в качестве диагностического материала по образовательной области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Помимо главных правил игры, существует множество вариантов заданий, реализующих задачи разных образовательных областей. Игра может дополняться новыми карточками с заданиями. Спектр заданий может быть очень разнообразным в зависимости от возраста детей и от компетентности воспитателя. Например, для детей 4-х лет игра «Экологический экран» может использоваться как наглядное пособие.
Варианты игры
Вариант 1: « Дай правильный ответ и собери как можно больше поощрительных фишек» ( фронтальная работа на обобщающем, итоговом занятии. Можно использовать с целью диагностики знаний детей в конце года)
Правила: Педагог листает каждую страницу экрана перед детьми. «По каждой странице экрана будет задан вопрос. Надо постараться ответить на него быстро и правильно. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. У кого будет больше фишек (после просмотра всего экрана), тот и выиграл».
Вариант 2: «Отметь фишками нужные картинки на своей страничке» ( индивидуальная или групповая работа)
Правила: «Вверху страницы экрана лежат фишки. Внимательно рассмотри картинку, подумай и накрой фишками правильные варианты (объекты). Назови, что ты закрыл и объясни свой выбор»
Вариант 3: « Пройди правильно лабиринт»; « Угадай продукт под фишкой»; «Чего не стало?», « Закрой фишкой все продукты витамина «А», « Угадай витамин по продуктам»
Правила: «Надо внимательно посмотреть, в каких продуктах живут витамины, определить с помощью лабиринта, для чего нужны витамины человеку?»
Вариант 4 : «Хорошо - плохо», «Польза- вред»
Правила: объясни по картинке, когда это «хорошо», а когда «плохо»
Вариант 5: «Отгадай загадку»
Правила: на открытой страничке выбери объект, о котором говорится в загадке и отметь фишкой.
«Чего не стало?» , «Сосчитай, сколько?», «Найди по описанию» («страница «Чудеса на голове»), «Кто заблудился?» (страница «Цепи питания»), «Кто вверху, кто внизу, справа, слева?»
Игра « Да -нетка» (ТРИЗ)
Правила: ведущий-ребенок (или воспитатель) задумывает один какой-то объект на странице экрана (например, животное), а дети начинают угадывать его, задавая цепочку логических вопросов, а ведущий отвечает «Да» или «нет».
Вариант 6:
« Опиши животное», «Найди слова на букву», «Придумай загадку об объекте», «Кто какой бывает», « Закончи предложение», «Объясни правила леса», « Что было бы , если....», «Укрась слово», «Назови одним словом», «Подбери антоним».
Вариант 7: «Нарисуй, слепи, сделай аппликацию по теме продуктивной деятельности, согласно наглядному образцу»
Вариант 8:
-«Определи профессию, которая подходит к этой картинке»;
- «Расскажи, как ты ухаживаешь за комнатными цветами» и другие.
Вариант 9:
« Кто быстрее закроет фишками правильный ответ?» , « Проверь друга»
Правила: ребята работают каждый со своей страничкой экрана, отвечают с помощью фишек на вопрос. А затем проверяют друг у друга
Заключение:
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа с данным пособием позволила добиться положительных результатов. Благодаря «Экологическому экрану» у детей расширился кругозор .
Анализируя проделанную практическую работу с использованием данного пособия, я пришла к выводу, что у детей отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик. Дети проявляли желание и интерес к играм с планшетом, у них возросла речевая активность, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память, внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1266613-1602582893.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....