Проект: "Зимняя мозаика"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Конспект краткосрочного проекта для детей старшей группы: "Зимняя мозаика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimnyaya_mozaika.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей старшей группы: «Зимняя мозаика»

          Пояснительная записка

Тема: «Зимняя мозаика»

Вид проекта: краткосрочный (2 месяца)

Тип проекта: познавательный, творческий, групповой

Участники: дети, родители, воспитатель.

Основное направление проекта - развитие познавательно-творческой деятельности дошкольников через организацию детского творчества.

Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Проект направлен на решение экологического воспитания в соответствие с новыми требованиями;

Познакомить с разными состояниями воды, с опытами с водой и снегом с целью развития интереса к познавательно – исследовательской деятельности. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Главное достоинство проекта в том, соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, общей культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.

Новизна проекта состоит в том, что проект построен таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовались при активном участии родителей.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что у детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объектно-объектные, межобъектные отношения. Ребёнок дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.

Основная цель – формировать и расширять представления о зиме у детей среднего дошкольного возраста 

Были поставлены следующие задачи:

1.конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений);

2.устанавливать простейшие связи между условиями зимнего времени года и поведением животных, птиц и их особенностей жизни в зимний период;

3.познакомить детей с народными традициями, обычаями, связанными с народными зимними праздниками;

4.укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;

5.развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

6.развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;

Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями; учет предметно-пространственных условий, в которых проживает ребенок; использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.

Отличительные особенности данного проекта состоит в том, что вся работа по проекту проходят с участием игровых персонажей. Используется игровой материал и оборудование.

Используя инновационные методы и приемы с помощью игровой мотивации, мне удается повысить эффективность обучения. Формы проведения ООД в сочетании различных методов и приемов: занятия-путешествия, комбинированные, с использованием художественного слова и сказочных героев, рассказов взрослых, обыгрывание сказок.

Проект рассчитан на детей старшей группы. Срок реализации проекта 2 месяца. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность проведения занятий четко не регламентируется. Это зависит от формы организации, но не более 25 минут за один этап.

Ожидаемые результаты:

- расширение знаний и характерных признаков времени года, соотнесение с сезонными особенностями жизни людей и животных, также правила поведения в природе, соблюдение их;

- установление элементарных причинно-следственных связей между природными явлениями;

- развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы).

Этапы реализации:

Первый этап: теоретический - разработка проекта.

Цель: уточнение знаний педагога по проблеме познавательной деятельности.

1. Составление совместного перспективного плана проекта на 2 месяца.

2. Подобрать методическую литературу по теме.

3. Подобрать художественную литературу для чтения детям.

4. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы

для рассматривания, картины, настольные игры)

Второй этап: Творчески-продуктивный этап (практический).

Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.

1.Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

2.Специально организованные занятия.

3.Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.

4.Беседы, творческая деятельность.

5.Наблюдения.

6.Чтение художественной литературы.

Третий этап: Информационно-диагностический этап (аналитический).

Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.

1.Презентация проекта

2.Фотовыставка «Не боимся мы мороза»

3. Итоговое мероприятие: интегрированная НОД «В госте к Зимушке-зиме» 

                                       

Учебно-тематический план

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование деятельности детей

Месяц

ОО

Вид работы

Январь, февраль

Речевое развитие

1.Рассматривание сюжетных картин «Зимний лес», «Катаемся на санках»,«Зимняя забава».

2.Составление описательных рассказов по картинам.

3.Заучивание стихотворений о зиме. 4.Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

5.Чтение художественной литературы:

 О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», А Босев «Трое»,

М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», О. Высотская «Елочка»,

А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк».

Познавательное развитие

1.Наблюдение за состоянием погоды. 2.Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий).

3.Наблюдение за деревьями.

4.Наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке.

5.Опыты со снегом и льдом.

6.Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель).

Социально-коммуникативное развитие

1.Д/и «Времена года»,«Когда это бывает?», «Назови дерево», «Кто, где живет?», «Зима - лето», «Назови птиц», «К дереву беги»; 

2.Настольно-печатные игры:

«Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки».  

3.Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…»,«Опасный лед»;

4.Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда, нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т. к. может заболеть горло)

Художественно - эстетическое развитие

1.Русская народная игра «Зимний хоровод»;

2.Драматизация сказки «Заячья избушка»; 3.Разучивание песен: «Первый снег»,

Физическое развитие

1.Подвижные игры «Мороз - красный нос»,

«Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».

2.Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку»,

3. Игра в снежки.

Развивающая среда

1.Альбомы для рассматривания «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные».

2.Книжки - раскраски

«Дикие животные», «Зимние забавы», «Времена года»;

3.Фотоальбомы на тему «Зимушка-зима»

Перспективный план работы

(организованная образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)

Месяц

ООД

Работа  с родителями

Работа  с воспитателями

Январь

Аппликация  «Снегири».

Рисование

«Зимушка – зима»

Консультация

«Как одевать ребенка зимой».

Знакомство с передовым педагогическим опытом.

Прогулка «Зимние фантазии»

Привлечение помощи родителей к постройке снежного лабиринта, горки для катания на санках

Консультация

«Как сделать прогулку зимой интересной»

Февраль

НОД «В госте к Зимушке-зиме».

Лепка

«Снеговик»

изготовление с помощью родителей кормушек,

Открытый показ ООД

«В госте к Зимушке-зиме

Фотовыставка

 «Не боимся мы морозов»,

Обобщение результатов работы.

Список использованной литературы

  1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика - Синтез, 2011 (методическое пособие).
  2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001.
  3. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет» - М.: Творческий центр, 2012 г.
  4. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
  5. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.- Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зимняя мозаика"

проект "Зимняя мозаика"...

Проект: «Зимняя мозаика». (познавательно – оздоровительный)

Физическое воспитание ребенка является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни.   В дошкольном учреждении  здоровье ребенка и его физическое развитие...

Проект "Зимняя мозаика"

Проект "Зимняя мозаика"...

Творческий проект «Зимняя сказка»; Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий.

Актуальность: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, ф...

Творческий проект зимних построек "Зимние фантази"

Творческий проект зимних построек "Зимние фантази" Актуальность проекта: Зима — самый длинный промежуток времени года, это вызывает затруднения в использовании прогулочного участка в п...

проект "Зимняя мозаика"

Проект «Зимняя мозаика»Средняя группа (4-5 лет)Пояснительная записка.Первый этап – выбор темы:Рассматривая сюжетную картину «Зимний лес» задавала вопр...

Проект: «Зимняя мозаика»

Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес, учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду, способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку. Продолжа...