Проект: "Зимняя мозаика"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Конспект краткосрочного проекта для детей старшей группы: "Зимняя мозаика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimnyaya_mozaika.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшей группы: «Зимняя мозаика»
Пояснительная записка
Тема: «Зимняя мозаика»
Вид проекта: краткосрочный (2 месяца)
Тип проекта: познавательный, творческий, групповой
Участники: дети, родители, воспитатель.
Основное направление проекта - развитие познавательно-творческой деятельности дошкольников через организацию детского творчества.
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Проект направлен на решение экологического воспитания в соответствие с новыми требованиями;
Познакомить с разными состояниями воды, с опытами с водой и снегом с целью развития интереса к познавательно – исследовательской деятельности. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Главное достоинство проекта в том, соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, общей культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.
Новизна проекта состоит в том, что проект построен таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовались при активном участии родителей.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что у детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объектно-объектные, межобъектные отношения. Ребёнок дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.
Основная цель – формировать и расширять представления о зиме у детей среднего дошкольного возраста
Были поставлены следующие задачи:
1.конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений);
2.устанавливать простейшие связи между условиями зимнего времени года и поведением животных, птиц и их особенностей жизни в зимний период;
3.познакомить детей с народными традициями, обычаями, связанными с народными зимними праздниками;
4.укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;
5.развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
6.развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями; учет предметно-пространственных условий, в которых проживает ребенок; использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.
Отличительные особенности данного проекта состоит в том, что вся работа по проекту проходят с участием игровых персонажей. Используется игровой материал и оборудование.
Используя инновационные методы и приемы с помощью игровой мотивации, мне удается повысить эффективность обучения. Формы проведения ООД в сочетании различных методов и приемов: занятия-путешествия, комбинированные, с использованием художественного слова и сказочных героев, рассказов взрослых, обыгрывание сказок.
Проект рассчитан на детей старшей группы. Срок реализации проекта 2 месяца. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность проведения занятий четко не регламентируется. Это зависит от формы организации, но не более 25 минут за один этап.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний и характерных признаков времени года, соотнесение с сезонными особенностями жизни людей и животных, также правила поведения в природе, соблюдение их;
- установление элементарных причинно-следственных связей между природными явлениями;
- развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы).
Этапы реализации:
Первый этап: теоретический - разработка проекта.
Цель: уточнение знаний педагога по проблеме познавательной деятельности.
1. Составление совместного перспективного плана проекта на 2 месяца.
2. Подобрать методическую литературу по теме.
3. Подобрать художественную литературу для чтения детям.
4. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы
для рассматривания, картины, настольные игры)
Второй этап: Творчески-продуктивный этап (практический).
Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.
1.Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
2.Специально организованные занятия.
3.Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
4.Беседы, творческая деятельность.
5.Наблюдения.
6.Чтение художественной литературы.
Третий этап: Информационно-диагностический этап (аналитический).
Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.
1.Презентация проекта
2.Фотовыставка «Не боимся мы мороза»
3. Итоговое мероприятие: интегрированная НОД «В госте к Зимушке-зиме»
Учебно-тематический план
Для реализации проекта было разработано перспективное планирование деятельности детей
Месяц | ОО | Вид работы |
Январь, февраль | Речевое развитие | 1.Рассматривание сюжетных картин «Зимний лес», «Катаемся на санках»,«Зимняя забава». 2.Составление описательных рассказов по картинам. 3.Заучивание стихотворений о зиме. 4.Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла. 5.Чтение художественной литературы: О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», А Босев «Трое», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», О. Высотская «Елочка», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк». |
Познавательное развитие | 1.Наблюдение за состоянием погоды. 2.Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). 3.Наблюдение за деревьями. 4.Наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке. 5.Опыты со снегом и льдом. 6.Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель). | |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Д/и «Времена года»,«Когда это бывает?», «Назови дерево», «Кто, где живет?», «Зима - лето», «Назови птиц», «К дереву беги»; 2.Настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки». 3.Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…»,«Опасный лед»; 4.Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда, нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т. к. может заболеть горло) | |
Художественно - эстетическое развитие | 1.Русская народная игра «Зимний хоровод»; 2.Драматизация сказки «Заячья избушка»; 3.Разучивание песен: «Первый снег», | |
Физическое развитие | 1.Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках». 2.Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», 3. Игра в снежки. | |
Развивающая среда | 1.Альбомы для рассматривания «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные». 2.Книжки - раскраски «Дикие животные», «Зимние забавы», «Времена года»; 3.Фотоальбомы на тему «Зимушка-зима» |
Перспективный план работы
(организованная образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)
Месяц | ООД | Работа с родителями | Работа с воспитателями |
Январь | Аппликация «Снегири». Рисование «Зимушка – зима» | Консультация «Как одевать ребенка зимой». | Знакомство с передовым педагогическим опытом. |
Прогулка «Зимние фантазии» | Привлечение помощи родителей к постройке снежного лабиринта, горки для катания на санках | Консультация «Как сделать прогулку зимой интересной» | |
Февраль | НОД «В госте к Зимушке-зиме». Лепка «Снеговик» | изготовление с помощью родителей кормушек, | Открытый показ ООД «В госте к Зимушке-зиме |
Фотовыставка | «Не боимся мы морозов», | Обобщение результатов работы. |
Список использованной литературы
- Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика - Синтез, 2011 (методическое пособие).
- Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001.
- Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет» - М.: Творческий центр, 2012 г.
- Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
- Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.- Волгоград: Учитель, 2011.
- Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Зимняя мозаика"
проект "Зимняя мозаика"...
Проект: «Зимняя мозаика». (познавательно – оздоровительный)
Физическое воспитание ребенка является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни. В дошкольном учреждении здоровье ребенка и его физическое развитие...
Проект "Зимняя мозаика"
Проект "Зимняя мозаика"...
Творческий проект «Зимняя сказка»; Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий.
Актуальность: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, ф...
Творческий проект зимних построек "Зимние фантази"
Творческий проект зимних построек "Зимние фантази" Актуальность проекта: Зима — самый длинный промежуток времени года, это вызывает затруднения в использовании прогулочного участка в п...
проект "Зимняя мозаика"
Проект «Зимняя мозаика»Средняя группа (4-5 лет)Пояснительная записка.Первый этап – выбор темы:Рассматривая сюжетную картину «Зимний лес» задавала вопр...
Проект: «Зимняя мозаика»
Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес, учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду, способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку. Продолжа...