Конспект совместной деятельности по экспериментированию «Удивительный песок»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Цель: формирование у воспитанников познавательного интереса в процессе совместной исследовательской и практической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Создавать условия для выявления, уточнения и закрепления имеющихся у воспитанников знаний о песке.
- Создавать условия для формирования у воспитанников умений использовать полученные знания в практической деятельности.
- Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
- Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
Развивающие:
- Создавать условия для развития исследовательской активности.
- Стимулировать речевую активность, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, и связно передавать свои мысли, делать выводы.
- Развивать память через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы, произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней.
- Развивать практические навыки во время проведения эксперимента.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность в работе, умение работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_pesok.docx | 36.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
«Удивительный песок»
средняя группа «Остров сокровищ»
образовательная область «Познавательное развитие»
Подготовила:
Писаренко Оксана Владимировна, воспитатель
город Рубцовск, 2023 год
Тема: «Удивительный песок»
Цель: формирование у воспитанников познавательного интереса в процессе совместной исследовательской и практической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Создавать условия для выявления, уточнения и закрепления имеющихся у воспитанников знаний о песке.
- Создавать условия для формирования у воспитанников умений использовать полученные знания в практической деятельности.
- Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
- Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
Развивающие:
- Создавать условия для развития исследовательской активности.
- Стимулировать речевую активность, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, и связно передавать свои мысли, делать выводы.
- Развивать память через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы, произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней.
- Развивать практические навыки во время проведения эксперимента.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность в работе, умение работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу.
Предварительная работа: беседы с воспитанниками о свойствах песка и камней; чтение рассказов о животных, живущих в пустыне; организация игровой деятельности на прогулке с песком; беседа о технике безопасности, во время экспериментирования; Знакомство с лупой.
Ожидаемые результаты: обогащение детей знаниями о свойствах и качествах песка; приобретение опыта в исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: дидактическая игра «Угадай на ощупь», фартуки, камни, листы белой бумаги, лупа, стаканчики с песком, подносы с песком, стаканчики с водой, тарелочки с мокрым песком, контейнеры с песком, палочки, салфетки, иллюстрации с изображение «Пустыни», «Морской берег».
Структура совместной деятельности:
- Организационный момент.
- Основная часть:
2.1. Выявление знаний детей по теме.
2.2. Закрепление знаний в практической деятельности.
2.3. Динамическая пауза (физкультминутка).
2.4. Обобщение полученных знаний в практической деятельности.
3. Окончание познавательно-исследовательской деятельности.
Ход познавательно-исследовательской деятельности:
- Организационный момент
Цель: создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.
Методы и приемы: игровой (игра-приветствие, сюрпризный момент), словесный (проблемно-поисковые вопросы, беседа).
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | примечание |
Дети включаются в игровую деятельность, проявляют интерес к предложению взрослого, проявляют стремления быть вместе со всеми. Воспитанники отвечают на вопросы педагога. | - Ребята, посмотрите сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Мы гостям помашем ручкой, Улыбнемся, подмигнем. В приключенье окунуться Вас сейчас мы позовём. - Предлагаю поиграть в игру «Угадай на ощупь». Посмотрите, у меня 2 мешочка, вам нужно будет по очереди на ощупь определить, что же внутри. (дети передают мешочки друг другу) - Что же там ребята? - Правильно. В одном мешочке – песок, а в другом - камни. А как вы смогли это определить? - Сегодня мы с вами будем исследователями. А кого называют исследователями? - Мы будем проводить опыты и эксперименты с песком. | Игра – приветствие «Гости». Дидактическая игра «Угадай на ощупь» |
- Основная часть.
- Выявление знаний детей по теме.
Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по проблеме, определение цели и задач деятельности; активизация мыслительных и речевых навыков воспитанников.
Методы и приемы: наглядный; словесный (беседа, рассказ); практический.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Воспитанники проявляют познавательную активность. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. - Начинать и заканчивать работу нужно только после разрешения взрослого. - Ничего нельзя пробовать на вкус. - Работу нужно выполнять аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте). Воспитанники отвечают на вопросы. Воспитанники отвечают на вопросы, делают вывод. | - Но сначала, давайте вспомним, где мы можем встретить песок? - Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. - Ребята, а как произошел песок? - Пришло время это проверить, отправляемся в лабораторию. - Уважаемые исследователи, надевайте фартуки и займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Ребята, какие правила мы соблюдаем в нашей лаборатории? - Можно приступать к работе. Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, за тем потрите их над листом бумаге. Ребята, что происходит с камнями? - На что это похоже частички камня? - Итак, песок появляется в результате разрушения камней. Скажите, а песок твердый, мягкий или жидкий? - А теперь ответьте, из чего состоит песок? - А песчинки твердые или мягкие? - Перед вами блюдце с песком, насыпьте немного песчинок на белую бумагу. Теперь посильнее надавите пальчиком на эти песчинки. Что вы чувствуете? - Что можно сказать про песчинки? - Правильно. Песчинки твердые, но они очень маленькие – как маленькие камушки, их трудно увидеть. Сейчас мы рассмотрим их поближе. Для этого нам понадобится специальное стекло, которое увеличивает. Как оно называется? - Посмотрите на песчинки. - Они похоже на камушки? - И значит, они твердые или мягкие? - А почему из твердых песчинок получается мягкий песок? - Так какой мы с вами сможем сделать вывод? - Песчинки маленькие, твердые, отделены друг другу и если песчинок много – песок становится мягким. | Показ иллюстраций «Пустыня», «Морской берег» В случае затруднений при проведении экспериментов воспитатель оказывает помощь в виде словесной (косвенной) инструкции. |
- Закрепление знаний в практической деятельности.
Цель: вовлечение в исследовательскую и практическую деятельность; уточнение и расширение имеющихся представлений; активизация мыслительных и речевых навыков детей; словесное поощрение воспитанников.
Методы и приемы: наглядный; словесный.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Воспитанники, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают мокрый и сухой песок. | - А сейчас подойдите ко мне. - У меня здесь две емкости с песком. Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, в какой емкости песок сухой, а в какой - влажный? - Как вы смогли это определить? - А как вы думаете, какой песок рассыпается? А какой нет? - Почему? - А какой песок тяжелее? - Почему? - Как можно это проверить? - Пришло время нам с вами провести исследования мокрого песка и сравнить его с сухим. Отправляемся в лабораторию с помощью физкультминутки. |
- Динамическая пауза (физкультминутка)
Цель: профилактика психоэмоционального напряжения, вызывание чувства удовлетворения от выполнения физкультурных упражнений.
Методы и приемы: практический (динамическая пауза).
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Воспитанники выполняют имитационные движения в соответствии с текстом. | Солнце светит высоко, К морю мы бежим легко. Там песочек увидали, Наклонились в руки взяли По дороге растеряли. Завтра мы все опять придём, В ведро песочек наберем, Пирожков всем напечем. | Динамическая пауза «Прогулка к морю». |
2.4.Обобщение полученных знаний в практической деятельности.
Цель: закрепление полученных знаний в практической деятельности; создание ситуации успеха для каждого воспитанника; словесное поощрение воспитанников.
Методы и приемы: наглядный; словесный (беседа, инструкция (прямая, косвенная); практический (практическая деятельность).
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Воспитанники выполняют практическое задание самостоятельно или с незначительной помощью педагога. Воспитанники отвечают на вопросы, делают выводы. | - Ребята, немного налейте воды в тарелочку с песком. - Давайте с помощью лупы рассмотрим мокрый песок, как выглядят мокрые песчинки. - Что вы видите? - Мокрые песчинки очень тесно прижаты друг к другу. И их очень трудно разглядеть. - А теперь пересыпьте сухой песок через ситечко. Что у вас получилось? - Попробуем теперь пересыпать мокрый песок через ситечко. Одинаково ли хорошо проходят через ситечко частицы песка и почему? - Какой вывод мы сможем сделать? - Правильно. Мокрый песок нельзя просеять через сито, потому что мокрые песчинки прилипают друг к другу, а сухой песок легко пересыпается, потому что песчинки отделены друг от друга воздухом. - А что можно делать из мокрого песка? - Теперь с помощью палочки нарисуйте на мокром песке какой-нибудь знак или картинку. - Получилось… Попробуем, легонько потрясти тарелку… Рисунок исчез? - Теперь повторите тоже с сухим песком. - Сохранился рисунок на сухом песке? - А почему он сохранился на мокром песке? - Какой можно сделать вывод? - Когда песок намокает, он становится тяжелее. Воздух между песчинками исчезает, а мокрые грани песчинок слипаются и удерживают форму. |
3. Окончание познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: обобщение результатов познавательно-исследовательской деятельности, выявление причины успехов и неудач, создание ситуации успеха для каждого воспитанника.
Методы и приемы: словесный; сюрпризный.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Воспитанники обсуждают работу. | - Ребята, чему вы сегодня научились? - Что вам запомнилось больше всего? - Дети, а вы знаете, что с песком можно не только играть, лепить из него и строить, но ещё песком можно рисовать. И я для вас приготовила набор «Радужный песок». Это искусственный песок, встретить его в природе нельзя, он сделан руками человека. А мы с его помощью сможем сделать красивые рисунки и поделки. Предлагаю вам рассмотреть этот набор. | С помощью набора «Радужный песок» педагог выводит воспитанников из познавательно-исследовательской деятельности в свободную самостоятельную деятельность воспитанников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по экспериментированию с детьми старшей группы «Эта удивительная вода»
В данном конспекте представлен очень интересный и увлекательный материал по эксперементированию. В игровой форме дети знакомятся со свойствами воды, ее нахождении в природе, агрегатных состояний воды....
Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группе на тему «Волшебная вода»
Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группена тему «Волшебная вода» Программное содержание:Познавательные задачи.Ø Закрепить у детей знание о ра...
Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группе на тему «Волшебная вода»
Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группена тему «Волшебная вода» Программное содержание:Познавательные задачи.Ø Закрепить у детей знание о ра...
Конспект совместной деятельности по экспериментированию в старшей группе "Секреты магнита"
Конспект совместной деятельности по экспериментированию...
ТРИЗ. Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования "маленькими человечками" "Тайны мыла"
Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной для детей форме познакомить со свойствами мыла и воды...
Конспект совместной деятельности по экспериментированию с водой «Маленькие волшебники» во второй младшей группе.
Конспект совместной деятельности по экспериментированию с водой «Маленькие волшебники» во второй младшей группе. Автор: Паршенкина Ирина Александровна...
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Удивительные камни» в группе раннего возраста
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Удивительные камни» в группе раннего возраста Цель: познакомить детей со свойствами камня, железной пластины, ...