Конспект совместной деятельности по экспериментированию «Удивительный песок»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Писаренко Оксана Владимировна

Цель: формирование у воспитанников познавательного интереса в процессе совместной исследовательской и практической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создавать условия для выявления, уточнения и закрепления имеющихся у воспитанников знаний о песке.
  2. Создавать условия для формирования у воспитанников умений использовать полученные знания в практической деятельности.
  3. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
  4. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

Развивающие:

  1. Создавать условия для развития исследовательской активности.
  2. Стимулировать речевую активность, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, и связно передавать свои мысли, делать выводы.
  3. Развивать память через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы, произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней.
  4. Развивать практические навыки во время проведения эксперимента.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в работе, умение работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_pesok.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

«Удивительный песок»

средняя группа «Остров сокровищ»

образовательная область «Познавательное развитие»

Подготовила:

Писаренко Оксана Владимировна, воспитатель

город Рубцовск, 2023 год

Тема: «Удивительный песок»

Цель: формирование у воспитанников познавательного интереса в процессе совместной исследовательской и практической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создавать условия для выявления, уточнения и закрепления имеющихся у воспитанников знаний о песке.
  2. Создавать условия для формирования у воспитанников умений использовать полученные знания в практической деятельности.
  3. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
  4. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

Развивающие:

  1. Создавать условия для развития исследовательской активности.
  2. Стимулировать речевую активность, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, и связно передавать свои мысли, делать выводы.
  3. Развивать память через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы, произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней.
  4. Развивать практические навыки во время проведения эксперимента.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать аккуратность в работе, умение работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу.  

Предварительная работа: беседы с воспитанниками о свойствах песка и камней; чтение рассказов о животных, живущих в пустыне; организация игровой деятельности  на прогулке с песком; беседа о технике безопасности, во время экспериментирования; Знакомство с лупой.  

Ожидаемые результаты: обогащение детей знаниями о свойствах и качествах песка; приобретение опыта в исследовательской деятельности.

Материалы и оборудование: дидактическая игра «Угадай на ощупь», фартуки, камни, листы белой бумаги, лупа, стаканчики с песком, подносы с песком, стаканчики с водой, тарелочки с мокрым песком, контейнеры с песком, палочки, салфетки, иллюстрации с изображение «Пустыни», «Морской берег».

Структура совместной деятельности:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть:

       2.1. Выявление знаний детей по теме.

       2.2. Закрепление знаний в практической деятельности.

       2.3. Динамическая пауза (физкультминутка).

       2.4. Обобщение полученных знаний в практической деятельности.

3.        Окончание познавательно-исследовательской деятельности.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

  1. Организационный момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.

Методы и приемы: игровой (игра-приветствие, сюрпризный момент), словесный (проблемно-поисковые вопросы, беседа).

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

примечание

Дети включаются в игровую деятельность, проявляют интерес к предложению взрослого, проявляют стремления быть вместе со всеми.

Воспитанники отвечают на вопросы педагога.

- Ребята, посмотрите сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся.

Мы гостям помашем ручкой,

Улыбнемся, подмигнем.

В приключенье окунуться

Вас сейчас мы позовём.

- Предлагаю поиграть в игру «Угадай на ощупь». Посмотрите, у меня 2 мешочка, вам нужно будет по очереди на ощупь определить, что же внутри.

(дети передают мешочки друг другу)

- Что же там ребята?

- Правильно. В одном мешочке – песок, а в другом - камни. А как вы смогли это определить?

- Сегодня мы с вами будем исследователями. А кого называют исследователями?

- Мы будем проводить опыты и эксперименты с песком.

Игра – приветствие «Гости».

Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

  1. Основная часть.
  1. Выявление знаний детей по теме.

Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по проблеме, определение цели и задач деятельности; активизация мыслительных и речевых навыков воспитанников.

Методы и приемы: наглядный; словесный (беседа, рассказ); практический.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Воспитанники проявляют познавательную активность.

Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.

- Начинать и заканчивать работу нужно только после разрешения взрослого.

- Ничего нельзя пробовать на вкус.

- Работу нужно выполнять аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте).

Воспитанники отвечают на вопросы.

Воспитанники отвечают на вопросы, делают вывод.

- Но сначала, давайте вспомним, где мы можем встретить песок?

- Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

- Ребята, а как произошел песок?

- Пришло время это проверить, отправляемся в лабораторию.

- Уважаемые исследователи, надевайте фартуки и займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Ребята, какие правила мы соблюдаем в нашей лаборатории?

- Можно приступать к работе. Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, за тем потрите их над листом бумаге. Ребята, что происходит с камнями?

- На что это похоже частички камня?

- Итак, песок появляется в результате разрушения камней. Скажите, а  песок твердый, мягкий или жидкий?

- А теперь ответьте, из чего состоит песок?

- А песчинки твердые или мягкие?

- Перед вами блюдце с песком, насыпьте немного песчинок на белую бумагу. Теперь посильнее надавите пальчиком на эти песчинки. Что вы чувствуете?

- Что можно сказать про песчинки?

- Правильно. Песчинки твердые, но они очень маленькие – как маленькие камушки, их трудно увидеть. Сейчас мы рассмотрим их поближе. Для этого нам понадобится специальное стекло, которое увеличивает. Как оно называется?

- Посмотрите на песчинки.

- Они похоже на камушки?

- И значит, они твердые или мягкие?

- А почему из твердых песчинок получается мягкий песок?

- Так какой мы с вами сможем сделать вывод?

- Песчинки маленькие, твердые, отделены друг другу и если песчинок много – песок становится мягким.

Показ иллюстраций «Пустыня», «Морской берег»

В случае затруднений при проведении экспериментов  воспитатель оказывает помощь в виде словесной (косвенной) инструкции.

  1. Закрепление знаний в практической деятельности.

Цель: вовлечение в исследовательскую и практическую деятельность; уточнение и расширение имеющихся представлений; активизация мыслительных и речевых навыков детей; словесное поощрение воспитанников.

Методы и приемы: наглядный; словесный.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Воспитанники, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают мокрый и сухой песок.

- А сейчас подойдите ко мне.

- У меня здесь две емкости с песком. Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, в какой емкости песок сухой, а в какой - влажный?

- Как вы смогли это определить?

- А как вы думаете, какой песок рассыпается? А какой нет?

- Почему?

- А какой песок тяжелее?

- Почему?

- Как можно это проверить?

- Пришло время нам с вами провести исследования мокрого песка и сравнить его с сухим. Отправляемся в лабораторию с помощью физкультминутки.

  1. Динамическая пауза (физкультминутка)

Цель: профилактика психоэмоционального напряжения, вызывание чувства удовлетворения от выполнения физкультурных упражнений.

Методы и приемы: практический (динамическая пауза).

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Воспитанники выполняют имитационные движения в соответствии с текстом.

Солнце светит высоко,

К морю мы бежим легко.

Там песочек увидали,

Наклонились в руки взяли

По дороге растеряли.

Завтра мы все опять придём,

В ведро песочек наберем,

Пирожков всем напечем.

Динамическая пауза «Прогулка к морю».

2.4.Обобщение полученных знаний в практической деятельности.

Цель: закрепление полученных знаний в практической деятельности; создание ситуации успеха для каждого воспитанника; словесное поощрение воспитанников.

Методы и приемы: наглядный; словесный (беседа, инструкция (прямая, косвенная); практический (практическая деятельность).

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Воспитанники выполняют практическое задание самостоятельно или с незначительной помощью педагога.

Воспитанники отвечают на вопросы, делают выводы.

- Ребята, немного налейте воды в тарелочку с песком.

- Давайте с помощью лупы рассмотрим мокрый песок, как выглядят мокрые песчинки.

- Что вы видите?

- Мокрые песчинки очень тесно прижаты друг к другу. И их очень трудно разглядеть.

- А теперь пересыпьте сухой песок через ситечко. Что у вас получилось?

- Попробуем теперь пересыпать мокрый песок через ситечко. Одинаково ли хорошо проходят через ситечко частицы песка и почему?

- Какой вывод мы сможем сделать?

- Правильно. Мокрый песок нельзя просеять через сито, потому что мокрые песчинки прилипают друг к другу, а сухой песок легко пересыпается, потому что песчинки отделены друг от друга воздухом.

- А что можно делать из мокрого песка?

- Теперь с помощью палочки нарисуйте на мокром песке какой-нибудь знак или картинку.

- Получилось… Попробуем, легонько потрясти тарелку… Рисунок исчез?

- Теперь повторите тоже с сухим песком.

- Сохранился рисунок на сухом песке?

- А почему он сохранился на мокром песке?

- Какой можно сделать вывод?

- Когда песок намокает, он становится тяжелее. Воздух между песчинками исчезает, а мокрые грани песчинок слипаются и удерживают форму.

3. Окончание познавательно-исследовательской деятельности.

Цель: обобщение результатов познавательно-исследовательской деятельности, выявление причины успехов и неудач, создание ситуации успеха для каждого воспитанника.

Методы и приемы: словесный; сюрпризный.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Воспитанники обсуждают работу.

- Ребята, чему вы сегодня научились?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Дети, а вы знаете, что с песком можно не только играть, лепить из него и строить, но ещё песком можно рисовать. И я для вас приготовила набор «Радужный песок». Это искусственный песок, встретить его в природе нельзя, он сделан руками человека. А мы с его помощью сможем сделать красивые рисунки и поделки.

Предлагаю вам рассмотреть этот набор.

С помощью набора «Радужный песок» педагог выводит воспитанников из познавательно-исследовательской деятельности  в свободную самостоятельную деятельность воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по экспериментированию с детьми старшей группы «Эта удивительная вода»

В данном конспекте представлен очень интересный и увлекательный материал по эксперементированию. В игровой форме дети знакомятся со свойствами воды, ее нахождении в природе, агрегатных состояний воды....

Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группе на тему «Волшебная вода»

Конспект совместной деятельности  по экспериментированию во 2 младшей группена тему «Волшебная вода»  Программное содержание:Познавательные задачи.Ø  Закрепить у детей знание  о ра...

Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группе на тему «Волшебная вода»

Конспект совместной деятельности  по экспериментированию во 2 младшей группена тему «Волшебная вода»  Программное содержание:Познавательные задачи.Ø  Закрепить у детей знание  о ра...

ТРИЗ. Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования "маленькими человечками" "Тайны мыла"

Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной для детей форме познакомить со свойствами мыла и воды...

Конспект совместной деятельности по экспериментированию с водой «Маленькие волшебники» во второй младшей группе.

Конспект совместной деятельности по экспериментированию с водой «Маленькие волшебники» во второй младшей группе. Автор: Паршенкина Ирина Александровна...

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Удивительные камни» в группе раннего возраста

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Удивительные камни» в группе раннего возраста Цель: познакомить детей со свойствами камня, железной пластины, ...