Юный исследователь
методическая разработка по окружающему миру

Гуцул Аурика Дмитриевна

Программа дополнительного образования с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_issledovatel_gutsul_a.d.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Гуцул Аурика Дмитриевна,

Воспитатель,

МАДОУ «ДС «Метелица», г.Новый Уренгой, ЯНАО

«Юный исследователь» 

(программа дополнительного образования с детьми дошкольного возраста)

   Основная цель программы «Юный исследователь» - воспитание с раннего возраста гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Особую роль в факультативе мы отводим проведению опытов и исследований детьми при помощи взрослого.

Расширению представлений детей об окружающем мире, через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: 
• развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
• развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

• развитие представлений о свойствах растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияния на свойства других предметов магнетизм, отражение света, звук, теплота, замерзание и таяния воды, песка, глины, воздуха и камня;

• развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов увеличительное стекло.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

    В конце учебного года дети овладевают:

1. Знаниями о свойствах песка (сыпучий, мокрый, сухой)

2.  Дети научатся пользоваться  лупой и узнают ее предназначение.

3.  Получат первые представления о свойствах воздуха,  о тяжести воздуха.

4. Получат знания  о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

5. Будут иметь представления о  способах изготовления мыльных пузырей.

6. Дети получат представления  об органах чувств, их назначении.
Разовьется  умение узнавать различные звуки, определять запах, форму и структуру поверхности, определять на вкус.

6.Научатся сравнивать и обобщать свои наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; усовершенствуется речь  детей, обогатится словарный запас детей, их мышление, творческие способности и  культура чувств.

Программа «Юный исследователь»  позволит детям не просто запомнить, а  понять  и оценить  происходящее в совместной практической деятельности взрослого и ребенка.

       Актуальность:

Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.  

Наблюдение  за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям  стать первооткывателями, исследователями того мира, который их окружает. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассматривать предмет, но и трогать его руками, языком, понюхать и т.п.

Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.

Создают  условия  для возможности  сделать самостоятельные выводы о значимости физических явлений для человека и самого себя.

  Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи: 

  • Формирование у детей умственных способностей.
  • Развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения.
  • Формирование способов познания путем сенсорного анализа.
  • Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.).
  •  Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.).
  •  Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции, формирование желания сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Методы и приёмы: сюрпризные моменты; игровые ситуации; рассматривание предметов, картин; беседы; анализ и синтез; классификация; сравнение; обобщение.

Работа распределяется по разделам:

  •  Почему все звучит?
  • Вода и ее свойства?
  • Вода принимает форму.
  • Какие предметы могут плавать?
  • Волшебная пирамидка.
  • Окрашивание воды.
  • Делаем мыльные пузыри.
  • Подушка из пены.
  • Имеет ли воздух вес?
  • Почему плачет сосулька?
  • Почему нельзя есть снег?
  • Таинственные картинки.
  • Все увидим, все узнаем.
  • Песочная страна.
  • Тени в нашей жизни.
  • Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

Содержание работы

Месяц

Тема

Цели

Содержание

Кол. час.

Сентябрь

«Почему все звучит?»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета.

Материалы: Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, металлофон, деревянная линейка. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.)
Что происходит с линейкой? ( дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Почему все звучит?

1

«Почему все звучит?»

Закрепить с  детьми понимание  причин возникновения звука: колебания предмета.

Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать? 

1

Октябрь

«Вода и ее свойства»

Познакомить детей со свойствами воды.  Вместе с ребятами выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Расширить словарный запас.

Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Какой слышим звук?

1

« Вода принимает форму»

  Выявить, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита.

Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. 

1

Ноябрь

« Какие предметы могут плавать?»

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. 

Предложить детям узнать все ли предметы могут плавать? Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может- предмет тонет. (На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.)

1

«Волшебная пирамидка»

Закрепляем с детьми  представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. 

1. Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит.
2. Собираем пирамидку, наоборот, от маленького колечка к большому. Устоит ли? Почему?

1

Декабрь

«Окрашивание воды»

Научить детей выявлять свойства воды.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой).

В каком стаканчике краска быстрее растворится?

(В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше?

(Вода станет более окрашенной).

1

«Делаем мыльные пузыри»

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

- Мы сегодня узнаем, как делают мыльные пузыри и вместе попробуем их изготовить.
Мыльные пузыри, значит их изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, смешиваем. (Ребята и воспитатель выполняют).
- Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. (Дети выполняют).
- Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет).
- А сейчас берём другой стакан, смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем. (Дети выполняют). Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь.
- Поиграем с вами. «У кого получится больше надуть мыльных пузырей? »,

«Какой формы пузырь? », «Какой пузырь летит дальше, выше? » (Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похожи, какого цвета)

1

Январь

«Подушка из пены»

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Как приготовить мыльную пену?
Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?
Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)

1

«Имеет ли воздух вес? »

Дать представление о тяжести воздуха. Пополняем словарный запас детей.

1. Делаем самодельные весы.
2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика.
3. Вес одинаковый.
4. Один из шариков надуваем.
5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес.
6. Проткнем надутый шар. Что произошло?

1

Февраль

«Почему плачет сосулька?»

Учить наблюдать за свойствами льда в тепле.

Опыт с сосулькой в группе.

1

«Почему нельзя есть снег?»

Помочь детям сделать вывод, что нельзя есть снег.

Опыт с таянием снега в чистой посуде.

1

Март

«Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое.
Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе

1

«Все увидим, все узнаем»

Познакомить детей с прибором - помощником - лупой и ее назначением.

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. 
(Бусинка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна? Предлагается детям рассмотреть маленькую пуговицу. Как лучше видно - глазами или с помощью этого стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)
Этот прибор - помощник называется «лупа» Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу. 

1

Апрель

«Песочная страна»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Предлагается  детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего сосmourn песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
• На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок),
а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок
и посмотреть, что получилось.
Все вместе рассматривают детские рисунки

1

«Тени  в нашей жизни»

Дать представление детям о значении темноты и света.  Как они вместе могут дружно сотрудничать. Обогащение словарного запаса у детей. Познакомить с теневым театром.

  Для чего тебе нужен фонарик?» Предлагается  поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
Перед фонариком помещается лампа. Что видим
на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему
образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему 
до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать
тень зайчика, собачки. Дети повторяют.

• Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
• Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.

1

Май

« Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Дать представления  детям  об органах чувств, их назначении.
Развивать умение узнавать различные звуки, определять запах, форму и структуру поверхности, определять на вкус.
Воспитывать познавательный интерес к человеку.

На столе разложены материалы, детям предоставляется возможность изучить предметы самостоятельно. В ходе этого знакомства воспитатель беседует с детьми, задавая вопросы:
1. Как звучат эти предметы?
2. С помощью чего вы услышали эти звуки?
3. Пахнут ли эти предметы?
Задания: 1. «Угадай, что звучит»
2. « Отгадай по запаху»
3. « Отгадай на вкус»
4. «Отгадай на ощупь»

1

« Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Закрепляем знания детей об органах чувств и их назначении. Закрепляем  умение узнавать различные звуки, определять запах, форму и структуру поверхности, определять на вкус.

Материалы: колокольчик, молоток, 2 камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками, чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар. Закрепляем

 знания по первому занятию.

1

Диагностика освоения программы факультатива

Ф И ребенка

Называет числительные по порядку

Называет и различает геометрические фигуры

Умение ориентироваться во времени и пространстве

Сравнение предметов по величине

Установление последовательности событий

  1.  ...

  1. ...

Критерии оценки:

1 балл – не усвоил программный материал факультатива;

2 балла – проявляет любознательность, понимает цели наблюдения, но не устанавливает причинно – следственные связи;

3 балла – освоил программный материал факультатива.

Список литературы.

  1. Бомон Э. Зеленая планета. М., «Махаон» 2012
  2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Самара  2011г
  3. Детская энциклопедия. Мир живой природы. Из-во «Астрель»  2011
  4. Зубкова Н.М. «Тайны кипящей кастрюли». М., 2012
  5. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод. Рекомендации/ М: Мозайка - Синтез 2005
  6. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Горькова. Л.Г. Изд-во «Москва-Пресс», 2010г.

                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.

Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...