родимая сторонка
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Захарова Татьяна Владимировна

кружковая работа направлена на развитие  нравственных качеств детей старшго дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodimaya_storonka_podgotovitelnaya_gruppa.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

              План работы кружка по курсу «Родимая сторонка»

                                       Подготовительная группа

Цель:

 Воспитывать патриотическое отношение к большой и малой Родине.

Задачи:

1.Формировать у детей представление о России –стране, в которой живём, с символикой РФ, познакомить с городами-героями.                                                                                          2. Расширять знания о жизни и быте русского народа, его традициях и культуре, интерес к культурным традициям через русские-народные игры, фольклор, пословицы и поговорки.                                                                                                              3.Развивать познавательный интерес детей к малой родине, желание познакомиться с её историей, достопримечательностями.

4.Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю, эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности.

                                   

                                         

                                                Пояснительная записка

          Дошкольное   детство- это важный период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Мы, взрослые должны научить детей видеть красоту природы, окружающих предметов, уметь беречь труд людей, прививать добрые отношения к окружающим людям, умение поддерживать, сопереживать.

        Начальные знания о окружающем мире ребёнок получает в семье. Важно создать условия, чтобы дети чувствовали любовь и уважение близких людей, принимали участие в каких- то общих семейных делах, видели уважение к его труду.

      В настоящее время дети дошкольного возраста с лёгкостью усваивают компьютерные технологии, это устраивает всех –детей и взрослых. Это с одной стороны хорошо: развивается усидчивость, внимание, интерес к какой-либо деятельности. С другой стороны-долгое сидение перед телевизором или телефоном разрушает детскую психику, вызывает переутомление, отрицательно влияет на здоровье. К сожалению, гаджеты заменяют маленьким детям живые беседы с родителями и сверстниками.

      Я работаю с детьми подготовительной группы. Это возраст, когда ребята задают много вопросов об окружающем мире, стремятся проявить инициативу в решении какого-либо вопроса, активно участвуют в мероприятиях.  Я, как, воспитатель - должна поддержать интересы детей и привить им любовь и уважение к Родине, своему городу, традициям.

      Два года я проводила с ребятами кружковую работу «Родимая сторонка». Дети много узнали о нашей стране, родном городе, принимали участия в мероприятиях, узнали о традициях русского народа.

      Чтобы расширить кругозор детей, обогатить их знания о нашей стране, о малой родине, о традициях русского народа я решила продолжить работу кружка «Родимая сторонка».

                                               

                                           

                                           

                                                     Актуальность программы:

     Воспитание социально-коммуникативных навыков детей начинается с самого раннего возраста. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу, родному краю играют большую роль в становлении личности. У ребёнка надолго остаются в памяти впечатления из детства о событии или месте, где было красиво, интересно, познавательно.          

    Дети в современном мире, страдают дефицитом знаний о своей родной семье, родном городе, достопримечательностях, стране, о особенностях традиций, о богатстве нашей Родины.    Малыши не всегда могут договариваться со сверстниками и взрослыми, не умеют сочувствовать, переживать, оценивать свои поступки, радоваться за успехи другого человека,  видеть красоту окружающего мира.

   Перед нами, педагогами стоит задача- помочь дошкольникам познакомиться с ближайшим окружением, увидеть красоту и богатство, расширять представления о родном крае, традициях русского народа.

               

                                     

                                                Программа кружка включает:

-Просмотр презентаций;                                                                                                                              -Экскурсии;                                                                                                                                                -Чтение художественной литературы;                                                                                                -Интеллектуальные игры;                                                                                                                                                                                                                                                                          -Заучивание пословиц и поговорок;                                                                                                                                       -Хороводные и русские народные игры;                                                                                                                                                                                                                                                                             - Рассматривание иллюстраций;                                                                                                                     - Просмотр фильма( мультфильмов);                                                                                                                                                                                                                        -Дидактические  и настольные игры;                                                                                                                                                                                                                                                                                                      -Выставки детско-взрослых работ.                                                                                                                                

Курс кружка рассчитан на 1 раз в неделю по 30 минут. Для отслеживания результатов   в середине и конце учебного года будет проводиться диагностика.

                   

                 Перспективный план по курсу «Родимая сторонка»

  №

   Дата

     Тема, задачи

               Приёмы

Примечание

1.

«Мир вокруг нас»

Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.

-Беседа о разных странах и их жителях ;                             -Чтение стихов, рассматривание книг со сказками разных авторов;   -Знакомство с глобусом;       -Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт»;               -Упражнение  «Кто где живёт?»                                         -Подвижные игры детей разных стран.

     (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.19-21)

2.

«Какие люди живут на Земле?»

Показать сходство и различие людей разных рас и национальностей, вызвать у детей уважение к людям разной рассовой принадлежности, интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту различных народностей, воспитывать доброжелательное отношение к всем народам на Земле.

-Беседа-рассказ «Какие люди живут на Земле»;       -  Рассматривание презентации;  

-Словесная игра «Кто и в какой стране живёт?»;                       -Подвижные игры народов мира;                                        -Рисование «Во что я люблю играть»;                    

- Выставка детских работ.

(О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми4-7 лет» стр.131-133,картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию)

3.

 «Как жили славяне»

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культуры.

-Презентация и беседа о историческом прошлом России»;                                   -Чтение русских былин»;     -Заучивание пословиц и поговорок о Родине»;           -Продолжать знакомить с русским народным костюмом, предметами русского быта;                        -Упражнение «Спиши слово: изба, самовар, печка)

(Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.26-29)

4.

«Город, в котором я живу»

Продолжать формировать представление детей о городе, в котором они живут; уточнить знания о достопримечательностях города.

 - Беседа о городе Ялуторовске;                             - Оформление альбома  с рисунками  «Мой любимый город»;                 -Упражнение «Спиши слово»(город, улица, дом)            -Экскурсия  в музей.

5.

«Я и моя семья»

Углубить представление о семье и её членах, знать имена всех членов семьи, воспитывать у детей заботливое отношение к членам своей семьи.

-Беседа «Традиции моей семьи» ;                                              -Рассказы из опыта детей «С кем я живу»;                                           -Заучивание пословиц о семье»;                                     - Д/игра «Мой адрес»;                                                           - Оформление фотовыставки «Моя семья»

(О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7лет» стр.88-89, картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию)

6.

 «Мой любимый край»

Дать детям преставление о Тюменской области, её символике, богатстве, разнообразии, достопримечательностях.

-Презентация для детей    «Тюменская область»;          -Экскурсия к стенду  «Тюменская область», рассмотреть  символику, фотографию губернатора области;

 - Беседа о достопримечательностях Тюменской области,её столице;                                    - Коллективная работа «Мой любимый край».

(Интернет-источкик)

7.

«Наша страна-Россия»

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране. Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».

-Беседы о Родине, рассматривание иллюстраций с  разными  климатическими зонами России ;                                     -Повторение пословиц и поговорок о Родине;             -Рисование и выставка рисунков  «Моя Родина».        

(Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.24-26)

8.

«Русский лес-чудесный лес»

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой русской природы. Воспитывать патриотические чувства.

 -Беседа о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций;                         -Дидактические игры :         «С какого дерева листок», «Узнай по описанию»;         «Чьи припасы», «Чья голова, чей хвост», «Зелёная аптека».

 (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.42-44)

9.

« Государственные праздники России.День народного единства»

Дать детям начальное представление о России, празднике День народного единства.

-Слушание стихотворения «Родина»;

-Презентация «День народного единства»;

-Настольная игра «Государственные праздники России»;             -д/игра «Какие праздники ты знаешь?»

 (интернет-источник, картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию)

10.

«Где живут люди»

Формировать представление детей о жилищах в разных видах поселений (город, деревня)

 -Рассматривание иллюстраций «Где живут люди».  

- Дидактическая игра «Кто где работает»;          

-Конструирование разных домов. (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия » стр.70)

11.

«Животные моего края»

Расширять знания детей о животных родного края, развивать познавательный интерес.

-Просмотр фильма о животных;                               - Рассказ о животных, которые занесены в красную книгу .                           -Экскурсия в дом природы.

12.

Государственные символы России –флаг, гимн»

Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге.  Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.

-Беседы о государственных символах России;                                       -Рассматривание изображений государственных символов;                                 -Прослушивание гимна;       -Экскурсия к стенду   «Россия-наш дом»;               -д/игра «Сложи флаг»

(Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.50-53, картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию).

13.

Государственные символы России-герб»

Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством.

-Рассматривание иллюстрации с изображением герба, беседа о символическом значении герба ;                     -Дидактическая игра «Узнай наш герб».      

(Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.53-55)

14.

«Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России»

Познакомить детей с правами и обязанностями граждан России, основными документами, развивать патриотические чувства, любовь и уважение к своей стране и окружающим людям.

 - Презентация о правах и обязанностях гражданина России;                                     -Беседа о правах и обязанностях;

-Решение проблемных ситуаций;                                -Коллективное рисование «Мы-граждане России».

(Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.55-57)

15.

«Улицы моего города»

Продолжать знакомить детей с историей города, познакомить с названиями улиц, дать представление о декабристах.

-Гость группы-сотрудник музея;

-Презентация «Декабристы  в городе Ялуторовске»;                         -Рисование «Улицы моего города».

16.

«Новогодний праздник»

Расширить представление детей о праздновании Нового года у разных народов и в древней Руси, воспитывать желание дарить своим близким людям и друзьям подарки.

-Рассказ воспитателя «Что такое Новый год»;                  -Рассказывание стихов к Новому году;

 -Игра «Мы артисты»;             -Изготовление подарков для малышей, близких.

(О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет» стр.144-145)

17.

«Праздники на Руси. Рождественские колядки»

Формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа, развивать познавательный интерес к истории и традициям своего народа.

-Рассказ воспитателя «Как ходили в гости?»;                  -Игра «Гадание»;                  -Рассматривание иллюстраций;                         -Изготовление масок;            -Разучивание  колядок.    (О.Ф. Горбатенко Комплексные    занятия с детьми 4-7лет» стр.146)      

18.

«Главный город нашей страны»

Уточнить знания детей о столице РФ, формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться её красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

 -Рассматривание иллюстраций и открыток с изображением Москвы;         -Просмотр видеофильмов;      -Фотовыставка «Главный город»;                                     -Выставка детских рисунков.    

 (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.62-65)

                 

19.

«Города России»

Познакомить детей с такими городами РФ как Санкт –Петербург, Новгород, Новосибирск и т.д. Формировать представление о том, что Россия –огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

 -Рассматривание иллюстраций с видами городов;                                               - Чтение литературных произведений о городах России.

(Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная стр.69-71)

20.

«Голубые реки России»

Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды в жизни всего живого, побуждать детей бережно относиться к природным богатствам  России.

 -Презентация о реках России;

-Рассматривание карты;

-Беседа о реках;                     -Рисование и выставка работ «Озеро-сказка»

 (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная стр.46-47)

21.

«Русские народные промыслы»

Закрепить и обогатить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения  творениями народных мастеров.

 - Рассматривание иллюстраций о русских народных промыслах ;         -Беседы о русских народных промыслах ;        -Подвижные русские народные игры;                      -Лепка, декоративное рисование.                              -Выставка работ.  (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная стр.31-34)

22.

«Природные ископаемые Земли»

Формировать представления детей о природных ископаемых Земли (уголь, песок, глина, золото), развивать познавательный интерес детей.

-Загадки  о природных ископаемых, рассматривание;                   -рассматривание картинок и беседа по им;

 -Игра «Что сделано из природных ископаемых (О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия для детей 4-7лет» стр.166-167).

23.

«Богатыри земли русской»

Обогатить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинами и богатырями, с тем как наши предки защищали Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигам русских богатырей.

 8[a]-Просмотр мультфильма

-Беседа о батырях;

-Русские подвижные игры;

-Выставка рисунков  о богатырях.

 (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная стр.29-31)

24.

«День защитника Отечества»

Дать детям представление о празднике День защитника Отечества, познакомить с родами войск.

-Стихи детей.                         –Эстафета «Кто быстрей разложит атрибуты».           –Заучивание пословиц.       -Игра «Кто быстрей».           - «Собери картинку».            (Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «МЫ живём в России» стр.65-68)

25.

«Масленица»

Формировать представления детей о праздниках на Руси. обычаях и традициях нашего народа.

-Рассказ воспитателя о празднике Масленица, показ иллюстраций.             -Заучивание заклички «Выходи народ».                                  -Хоровод «Широкая   масленица»;                           -Чаепитие с блинами.(О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7лет стр.147)

26.

«Мамин праздник»

Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившие нашу страну в области искусства, науки, спорта,

космонавтики.

-Рассматривание фотографий знаменитых россиянок ;                              - Беседа о празднике» ;        -Изготовление подарков для мам и бабушек;              -Фотовыставка «Мамочка любимая моя»;                      - Рисование на тему «Мама дома», «Мама на работе».      (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная стр.60)

27.

«Традиции моей семьи»

Продолжать формировать у детей уважение к своей семье, желание рассказать о общих интересах.

-Рассматривание семейных фотоальбомов;

-Рассказы детей о традициях семьи;                  -Повторение пословиц о семье;                                        -Рисование «Моя семья»;     -Выставка работ.

(интернет-источник)

28.

«Скоро в школу»

Создать условия для реализации интереса  к учебной деятельности, продолжать знакомить с профессией учитель, воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.

-Беседа «Что такое школа?»;                                  -Рассматривание школьных принадлежностей;                  -Экскурсия в школу.

29.

«Планеты солнечной системы»

Формировать представления о планетах, их разнообразии и размерах, развивать познавательный интерес детей.

-В гости к детям приходит звездочёт;                               -Рассказ звездочёта о планетах;                                 -Конструирование «Движение планет»;             - Беседа «Зачем люди летают в космос».

(О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми4-7лет» стр.160-161)

             

30

«Знаменитые люди моего города»

Познакомить детей с людьми родного города, которые внесли свой вклад в его развитие, развивать уважение к труду взрослых, любовь к своему городу.

-Гость группы-сотрудник музея;                                        -Презентация «Люди, которые сделали мой город краше»;                        -Викторина «Ялуторовск-моя малая родина».

31.

«Планета Земля-наш дом»

Расширять представления детей о карте и глобусе, что на них изображено и каким цветом.

 -Беседа «Наша планета на карте и глобусе».                  -Игра-путешествие по карте.                                       -Рисование «Планета Земля». (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» стр.140-141)

32.

«День русских народных игр»

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, воспитывать у детей уважение и любовь к Родине.

Русские народные игры:

«Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки»

(картотека народных игр)

33.

«День Победы»

Познакомить детей с праздником Победы, дать детям понятие о памяти, памятниках, ритуале почтения памяти в нашем городе.

-Беседа о городе,

-Рассматривание фотографий с изображением памятников.                           -Рассматривание медалей.  

- Коллективное рисование «Этот день Победы».

-Возложение цветов к памятнику.

(О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» стр.149)  

34

 «Что такое заповедник»

Познакомить детей с значением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать              бережное отношение к природе, патриотические чувства.

-Просмотр видеофильма «Заповедники России»;        -Беседа о заповедниках;      -Рассматривание иллюстраций о редких животных;                                 -Рисование «Животные и птицы, которые занесены в красную книгу»;                  -Выставка работ.

(Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «МЫ живём в России» стр.44-46)

35.

«Великие люди. А.С. Пушкин».

Познакомить детей с великими людьми нашей страны, имеющие творческие профессии-поэт, писатель.

-Рассматривание портрета А.С. Пушкина.                           -Выставка книг А.С. Пушкина.                                 -Парад стихов Пушкина       -Рассказ воспитателя о жизни поэта. (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» стр.167-168)            

36.

«Мы-патриоты»

Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к своей стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

-Рассматривание иллюстраций о Родине;       -Выставка детских работ;    -Пословицы и поговорки о Родине;                                    -Викторина «Я живу в России».

(Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «МЫ живём в России» стр.76)

         

 

     

        Уровень усвоения программы «Родимая сторонка»

Высокий: Ребёнок имеет достаточный запас знаний о большой и малой Родине, самостоятельно называет город, страну, в которой живёт, символы России, фамилию, отчество президента, традиции нашего народа, рассказывает о любимых достопримечательностях города, понимает смысл и называет пословицы о семье, труде, дружбе, с желанием принимает участие в творческих заданиях.

Средний: Ребёнок имеет достаточный запас знаний о большой и малой Родине, с небольшой помощью называет город, страну, в которой живёт, традиции нашего народа, рассказывает о любимых достопримечательностях города, понимает смысл и называет 1-2 пословицы о семье, труде, дружбе, принимает участие в творческих заданиях.

Низкий: Ребёнок имеет недостаточно знаний о большой и малой Родине,даже с помощью взрослого не может запомнить название города, страны в которой живёт, не может рассказать о достопримечательностях   города, не понимает смысли не называет пословицы, не принимает участие в творческих заданиях.

                                         Материал:

О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет»,                                                                         Н.Г. Зеленова,Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа»,                                                                     Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию,                                                                                                                                         Картотека народных игр,                                                                                                                                 Набор иллюстраций: «Города России», «Праздники России», настольные игры,                                                     « Достопримечательности России», «Наши защитники»,  материал из интернет-источник.                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубань, моя родимая земля!

КОНСПЕКТНепосредственной образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы.  Тема:«КУБАНЬ, МОЯ РОДИМАЯ ЗЕМЛЯ»...

Конспект занятия в подготовительной группе: «Край ты мой, родимый край – Татарстан»

Программное содержание: продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина, родной край; познакомить с природными богатствами Республики Татарстан; развивать связную речь, акти...

"Украшение родимой земли"

Продолжать  знакомить детей с полевыми цветами, воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту природы, развивать эстетические чувства у детей....

"Маменька родимая - свеча неугасимая" Родительское собрание, поэтический вечер ко дню Матери.

"СМЕШИНКА"Смешинка маме в рот попала.Смеяться мама так устала.Но всё равно она смеется,Как будто ручеёчек льётся.Прошу я маму:"Покажи смешинку!Она похожа может на снежинку?"Сейчас и я её поймаю.-Но гд...

Люблю тебя мой край родимый.

" Люблю тебя мой край родимый. "Знакомство с разнообразием животного и растительного мира; экологической системой Краснодарского края; Красной книгой; воспитывать любовь к родному краю; вызвать желани...

край родной,родимая сторонка

В этом конспекте я предлагаю уточнять и систематизировать представления детей о родном городе. Воспитывать чувство гордости и уважения за трудовые достижения людей  нашего города, любовь к ...