родимая сторонка
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
кружковая работа направлена на развитие нравственных качеств детей старшго дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodimaya_storonka_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы кружка по курсу «Родимая сторонка»
Подготовительная группа
Цель:
Воспитывать патриотическое отношение к большой и малой Родине.
Задачи:
1.Формировать у детей представление о России –стране, в которой живём, с символикой РФ, познакомить с городами-героями. 2. Расширять знания о жизни и быте русского народа, его традициях и культуре, интерес к культурным традициям через русские-народные игры, фольклор, пословицы и поговорки. 3.Развивать познавательный интерес детей к малой родине, желание познакомиться с её историей, достопримечательностями.
4.Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю, эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности.
Пояснительная записка
Дошкольное детство- это важный период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Мы, взрослые должны научить детей видеть красоту природы, окружающих предметов, уметь беречь труд людей, прививать добрые отношения к окружающим людям, умение поддерживать, сопереживать.
Начальные знания о окружающем мире ребёнок получает в семье. Важно создать условия, чтобы дети чувствовали любовь и уважение близких людей, принимали участие в каких- то общих семейных делах, видели уважение к его труду.
В настоящее время дети дошкольного возраста с лёгкостью усваивают компьютерные технологии, это устраивает всех –детей и взрослых. Это с одной стороны хорошо: развивается усидчивость, внимание, интерес к какой-либо деятельности. С другой стороны-долгое сидение перед телевизором или телефоном разрушает детскую психику, вызывает переутомление, отрицательно влияет на здоровье. К сожалению, гаджеты заменяют маленьким детям живые беседы с родителями и сверстниками.
Я работаю с детьми подготовительной группы. Это возраст, когда ребята задают много вопросов об окружающем мире, стремятся проявить инициативу в решении какого-либо вопроса, активно участвуют в мероприятиях. Я, как, воспитатель - должна поддержать интересы детей и привить им любовь и уважение к Родине, своему городу, традициям.
Два года я проводила с ребятами кружковую работу «Родимая сторонка». Дети много узнали о нашей стране, родном городе, принимали участия в мероприятиях, узнали о традициях русского народа.
Чтобы расширить кругозор детей, обогатить их знания о нашей стране, о малой родине, о традициях русского народа я решила продолжить работу кружка «Родимая сторонка».
Актуальность программы:
Воспитание социально-коммуникативных навыков детей начинается с самого раннего возраста. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу, родному краю играют большую роль в становлении личности. У ребёнка надолго остаются в памяти впечатления из детства о событии или месте, где было красиво, интересно, познавательно.
Дети в современном мире, страдают дефицитом знаний о своей родной семье, родном городе, достопримечательностях, стране, о особенностях традиций, о богатстве нашей Родины. Малыши не всегда могут договариваться со сверстниками и взрослыми, не умеют сочувствовать, переживать, оценивать свои поступки, радоваться за успехи другого человека, видеть красоту окружающего мира.
Перед нами, педагогами стоит задача- помочь дошкольникам познакомиться с ближайшим окружением, увидеть красоту и богатство, расширять представления о родном крае, традициях русского народа.
Программа кружка включает:
-Просмотр презентаций; -Экскурсии; -Чтение художественной литературы; -Интеллектуальные игры; -Заучивание пословиц и поговорок; -Хороводные и русские народные игры; - Рассматривание иллюстраций; - Просмотр фильма( мультфильмов); -Дидактические и настольные игры; -Выставки детско-взрослых работ.
Курс кружка рассчитан на 1 раз в неделю по 30 минут. Для отслеживания результатов в середине и конце учебного года будет проводиться диагностика.
Перспективный план по курсу «Родимая сторонка»
№ | Дата | Тема, задачи | Приёмы | Примечание |
1. | «Мир вокруг нас» Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства. | -Беседа о разных странах и их жителях ; -Чтение стихов, рассматривание книг со сказками разных авторов; -Знакомство с глобусом; -Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт»; -Упражнение «Кто где живёт?» -Подвижные игры детей разных стран. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.19-21) | ||
2. | «Какие люди живут на Земле?» Показать сходство и различие людей разных рас и национальностей, вызвать у детей уважение к людям разной рассовой принадлежности, интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту различных народностей, воспитывать доброжелательное отношение к всем народам на Земле. | -Беседа-рассказ «Какие люди живут на Земле»; - Рассматривание презентации; -Словесная игра «Кто и в какой стране живёт?»; -Подвижные игры народов мира; -Рисование «Во что я люблю играть»; - Выставка детских работ. (О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми4-7 лет» стр.131-133,картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию) | ||
3. | «Как жили славяне» Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культуры. | -Презентация и беседа о историческом прошлом России»; -Чтение русских былин»; -Заучивание пословиц и поговорок о Родине»; -Продолжать знакомить с русским народным костюмом, предметами русского быта; -Упражнение «Спиши слово: изба, самовар, печка) (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.26-29) | ||
4. | «Город, в котором я живу» Продолжать формировать представление детей о городе, в котором они живут; уточнить знания о достопримечательностях города. | - Беседа о городе Ялуторовске; - Оформление альбома с рисунками «Мой любимый город»; -Упражнение «Спиши слово»(город, улица, дом) -Экскурсия в музей. | ||
5. | «Я и моя семья» Углубить представление о семье и её членах, знать имена всех членов семьи, воспитывать у детей заботливое отношение к членам своей семьи. | -Беседа «Традиции моей семьи» ; -Рассказы из опыта детей «С кем я живу»; -Заучивание пословиц о семье»; - Д/игра «Мой адрес»; - Оформление фотовыставки «Моя семья» (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7лет» стр.88-89, картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию) | ||
6. | «Мой любимый край» Дать детям преставление о Тюменской области, её символике, богатстве, разнообразии, достопримечательностях. | -Презентация для детей «Тюменская область»; -Экскурсия к стенду «Тюменская область», рассмотреть символику, фотографию губернатора области; - Беседа о достопримечательностях Тюменской области,её столице; - Коллективная работа «Мой любимый край». (Интернет-источкик) | ||
7. | «Наша страна-Россия» Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране. Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». | -Беседы о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России ; -Повторение пословиц и поговорок о Родине; -Рисование и выставка рисунков «Моя Родина». (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.24-26) | ||
8. | «Русский лес-чудесный лес» Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой русской природы. Воспитывать патриотические чувства. | -Беседа о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций; -Дидактические игры : «С какого дерева листок», «Узнай по описанию»; «Чьи припасы», «Чья голова, чей хвост», «Зелёная аптека». (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.42-44) | ||
9. | « Государственные праздники России.День народного единства» Дать детям начальное представление о России, празднике День народного единства. | -Слушание стихотворения «Родина»; -Презентация «День народного единства»; -Настольная игра «Государственные праздники России»; -д/игра «Какие праздники ты знаешь?» (интернет-источник, картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию) | ||
10. | «Где живут люди» Формировать представление детей о жилищах в разных видах поселений (город, деревня) | -Рассматривание иллюстраций «Где живут люди». - Дидактическая игра «Кто где работает»; -Конструирование разных домов. (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия » стр.70) | ||
11. | «Животные моего края» Расширять знания детей о животных родного края, развивать познавательный интерес. | -Просмотр фильма о животных; - Рассказ о животных, которые занесены в красную книгу . -Экскурсия в дом природы. | ||
12. | Государственные символы России –флаг, гимн» Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. | -Беседы о государственных символах России; -Рассматривание изображений государственных символов; -Прослушивание гимна; -Экскурсия к стенду «Россия-наш дом»; -д/игра «Сложи флаг» (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.50-53, картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию). | ||
13. | Государственные символы России-герб» Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством. | -Рассматривание иллюстрации с изображением герба, беседа о символическом значении герба ; -Дидактическая игра «Узнай наш герб». (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.53-55) | ||
14. | «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России» Познакомить детей с правами и обязанностями граждан России, основными документами, развивать патриотические чувства, любовь и уважение к своей стране и окружающим людям. | - Презентация о правах и обязанностях гражданина России; -Беседа о правах и обязанностях; -Решение проблемных ситуаций; -Коллективное рисование «Мы-граждане России». (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.55-57) | ||
15. | «Улицы моего города» Продолжать знакомить детей с историей города, познакомить с названиями улиц, дать представление о декабристах. | -Гость группы-сотрудник музея; -Презентация «Декабристы в городе Ялуторовске»; -Рисование «Улицы моего города». | ||
16. | «Новогодний праздник» Расширить представление детей о праздновании Нового года у разных народов и в древней Руси, воспитывать желание дарить своим близким людям и друзьям подарки. | -Рассказ воспитателя «Что такое Новый год»; -Рассказывание стихов к Новому году; -Игра «Мы артисты»; -Изготовление подарков для малышей, близких. (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет» стр.144-145) | ||
17. | «Праздники на Руси. Рождественские колядки» Формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа, развивать познавательный интерес к истории и традициям своего народа. | -Рассказ воспитателя «Как ходили в гости?»; -Игра «Гадание»; -Рассматривание иллюстраций; -Изготовление масок; -Разучивание колядок. (О.Ф. Горбатенко Комплексные занятия с детьми 4-7лет» стр.146) | ||
18. | «Главный город нашей страны» Уточнить знания детей о столице РФ, формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться её красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. | -Рассматривание иллюстраций и открыток с изображением Москвы; -Просмотр видеофильмов; -Фотовыставка «Главный город»; -Выставка детских рисунков. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа» стр.62-65)
| ||
19. | «Города России» Познакомить детей с такими городами РФ как Санкт –Петербург, Новгород, Новосибирск и т.д. Формировать представление о том, что Россия –огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою страну. | -Рассматривание иллюстраций с видами городов; - Чтение литературных произведений о городах России. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная стр.69-71) | ||
20. | «Голубые реки России» Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды в жизни всего живого, побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. | -Презентация о реках России; -Рассматривание карты; -Беседа о реках; -Рисование и выставка работ «Озеро-сказка» (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная стр.46-47) | ||
21. | «Русские народные промыслы» Закрепить и обогатить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. | - Рассматривание иллюстраций о русских народных промыслах ; -Беседы о русских народных промыслах ; -Подвижные русские народные игры; -Лепка, декоративное рисование. -Выставка работ. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная стр.31-34) | ||
22. | «Природные ископаемые Земли» Формировать представления детей о природных ископаемых Земли (уголь, песок, глина, золото), развивать познавательный интерес детей. | -Загадки о природных ископаемых, рассматривание; -рассматривание картинок и беседа по им; -Игра «Что сделано из природных ископаемых (О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия для детей 4-7лет» стр.166-167). | ||
23. | «Богатыри земли русской» Обогатить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинами и богатырями, с тем как наши предки защищали Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигам русских богатырей. | 8[a]-Просмотр мультфильма -Беседа о батырях; -Русские подвижные игры; -Выставка рисунков о богатырях. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная стр.29-31) | ||
24. | «День защитника Отечества» Дать детям представление о празднике День защитника Отечества, познакомить с родами войск. | -Стихи детей. –Эстафета «Кто быстрей разложит атрибуты». –Заучивание пословиц. -Игра «Кто быстрей». - «Собери картинку». (Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «МЫ живём в России» стр.65-68) | ||
25. | «Масленица» Формировать представления детей о праздниках на Руси. обычаях и традициях нашего народа. | -Рассказ воспитателя о празднике Масленица, показ иллюстраций. -Заучивание заклички «Выходи народ». -Хоровод «Широкая масленица»; -Чаепитие с блинами.(О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7лет стр.147) | ||
26. | «Мамин праздник» Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившие нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики. | -Рассматривание фотографий знаменитых россиянок ; - Беседа о празднике» ; -Изготовление подарков для мам и бабушек; -Фотовыставка «Мамочка любимая моя»; - Рисование на тему «Мама дома», «Мама на работе». (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная стр.60) | ||
27. | «Традиции моей семьи» Продолжать формировать у детей уважение к своей семье, желание рассказать о общих интересах. | -Рассматривание семейных фотоальбомов; -Рассказы детей о традициях семьи; -Повторение пословиц о семье; -Рисование «Моя семья»; -Выставка работ. (интернет-источник) | ||
28. | «Скоро в школу» Создать условия для реализации интереса к учебной деятельности, продолжать знакомить с профессией учитель, воспитывать уважение к взрослым и сверстникам. | -Беседа «Что такое школа?»; -Рассматривание школьных принадлежностей; -Экскурсия в школу. | ||
29. | «Планеты солнечной системы» Формировать представления о планетах, их разнообразии и размерах, развивать познавательный интерес детей. | -В гости к детям приходит звездочёт; -Рассказ звездочёта о планетах; -Конструирование «Движение планет»; - Беседа «Зачем люди летают в космос». (О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми4-7лет» стр.160-161)
| ||
30 | «Знаменитые люди моего города» Познакомить детей с людьми родного города, которые внесли свой вклад в его развитие, развивать уважение к труду взрослых, любовь к своему городу. | -Гость группы-сотрудник музея; -Презентация «Люди, которые сделали мой город краше»; -Викторина «Ялуторовск-моя малая родина». | ||
31. | «Планета Земля-наш дом» Расширять представления детей о карте и глобусе, что на них изображено и каким цветом. | -Беседа «Наша планета на карте и глобусе». -Игра-путешествие по карте. -Рисование «Планета Земля». (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» стр.140-141) | ||
32. | «День русских народных игр» Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, воспитывать у детей уважение и любовь к Родине. | Русские народные игры: «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки» (картотека народных игр) | ||
33. | «День Победы» Познакомить детей с праздником Победы, дать детям понятие о памяти, памятниках, ритуале почтения памяти в нашем городе. | -Беседа о городе, -Рассматривание фотографий с изображением памятников. -Рассматривание медалей. - Коллективное рисование «Этот день Победы». -Возложение цветов к памятнику. (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» стр.149) | ||
34 | «Что такое заповедник» Познакомить детей с значением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства. | -Просмотр видеофильма «Заповедники России»; -Беседа о заповедниках; -Рассматривание иллюстраций о редких животных; -Рисование «Животные и птицы, которые занесены в красную книгу»; -Выставка работ. (Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «МЫ живём в России» стр.44-46) | ||
35. | «Великие люди. А.С. Пушкин». Познакомить детей с великими людьми нашей страны, имеющие творческие профессии-поэт, писатель. | -Рассматривание портрета А.С. Пушкина. -Выставка книг А.С. Пушкина. -Парад стихов Пушкина -Рассказ воспитателя о жизни поэта. (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» стр.167-168) | ||
36. | «Мы-патриоты» Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к своей стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. | -Рассматривание иллюстраций о Родине; -Выставка детских работ; -Пословицы и поговорки о Родине; -Викторина «Я живу в России». (Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «МЫ живём в России» стр.76) |
Уровень усвоения программы «Родимая сторонка»
Высокий: Ребёнок имеет достаточный запас знаний о большой и малой Родине, самостоятельно называет город, страну, в которой живёт, символы России, фамилию, отчество президента, традиции нашего народа, рассказывает о любимых достопримечательностях города, понимает смысл и называет пословицы о семье, труде, дружбе, с желанием принимает участие в творческих заданиях.
Средний: Ребёнок имеет достаточный запас знаний о большой и малой Родине, с небольшой помощью называет город, страну, в которой живёт, традиции нашего народа, рассказывает о любимых достопримечательностях города, понимает смысл и называет 1-2 пословицы о семье, труде, дружбе, принимает участие в творческих заданиях.
Низкий: Ребёнок имеет недостаточно знаний о большой и малой Родине,даже с помощью взрослого не может запомнить название города, страны в которой живёт, не может рассказать о достопримечательностях города, не понимает смысли не называет пословицы, не принимает участие в творческих заданиях.
Материал:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», Н.Г. Зеленова,Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа», Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию, Картотека народных игр, Набор иллюстраций: «Города России», «Праздники России», настольные игры, « Достопримечательности России», «Наши защитники», материал из интернет-источник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кубань, моя родимая земля!
КОНСПЕКТНепосредственной образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы. Тема:«КУБАНЬ, МОЯ РОДИМАЯ ЗЕМЛЯ»...
Конспект занятия в подготовительной группе: «Край ты мой, родимый край – Татарстан»
Программное содержание: продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина, родной край; познакомить с природными богатствами Республики Татарстан; развивать связную речь, акти...
"Украшение родимой земли"
Продолжать знакомить детей с полевыми цветами, воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту природы, развивать эстетические чувства у детей....
Сценарий на День Космонавтики "Родимый край для космонавта, а для тебя и меня - загадка".
Сценарий на 12 апреля....
"Маменька родимая - свеча неугасимая" Родительское собрание, поэтический вечер ко дню Матери.
"СМЕШИНКА"Смешинка маме в рот попала.Смеяться мама так устала.Но всё равно она смеется,Как будто ручеёчек льётся.Прошу я маму:"Покажи смешинку!Она похожа может на снежинку?"Сейчас и я её поймаю.-Но гд...
Люблю тебя мой край родимый.
" Люблю тебя мой край родимый. "Знакомство с разнообразием животного и растительного мира; экологической системой Краснодарского края; Красной книгой; воспитывать любовь к родному краю; вызвать желани...
край родной,родимая сторонка
В этом конспекте я предлагаю уточнять и систематизировать представления детей о родном городе. Воспитывать чувство гордости и уважения за трудовые достижения людей нашего города, любовь к ...