Люблю тебя мой край родимый.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

" Люблю тебя мой край родимый. "Знакомство с разнообразием животного и растительного мира; экологической системой Краснодарского края; Красной книгой; воспитывать любовь к родному краю; вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_ogon.odt24.31 КБ
Файл lyublyu_tebya_moy_kray_rodimyy.odt25.61 КБ
Файл puteshestvie_v_volshebnuyu_stranu.odt21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно – образовательная деятельность

Тема: «Что такое огонь».                                                                                

        Цель: Познакомить с огнем, как с явлением неживой природы. Показать необходимость огня, как условия жизни на земле. Показать противоречивость этого явления. Познакомить с историей использования огня человеком.

Материал: Любимый игровой персонаж. Свеча, камин, спички, модель вращения Земли вокруг Солнца, модель состояния погоды в зависимости от активности Солнца.

  1. Появляется львенок. У него забинтована рука.

Воспитатель:  Львенок, что с тобой случилось? Почему рука забинтована?

Львенок: Слушал я с вами рассказы про пожарных, и решил поиграть в пожарного. Взял спички, хотел сделать маленький пожар, а потом потушить!

Воспитатель: Ой, львенок! Ой, львенок, ты меня пугаешь!  Ребята, разве можно играть в такую игру? Чем это может закончиться? (Ответы детей).

Львенок: Да, вы правы. Кто только этот огонь выдумал, зачем он нужен? (Воспитатель рассказывает легенду про Геракла и Прометея, во время рассказывания вопросы к детям).

  1. (Перед панно).

Воспитатель: Мир, который мы видим вокруг, питает и поддерживает огонь. Солнце согревает нашу Землю, - это огонь, большой раскаленный огненный шар. Какую форму имеет наша планета? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, Земля круглая. Летит она, кружится, как волчок, вокруг себя и вокруг Солнца. Отчего  зависит на земле смена дня и ночи? Времен года? (Ответы детей) (Воспитатель показывает на макете, как это происходит. Дети помогают рассказывать, используя модели).

Воспитатель: Давайте вспомним и наш опыт с лукавицами. (Рассматривание зарисовок детей: лук на окне, в шкафу, в холодном помещении. Беседа.)

  1. (У камина).

(Рассказ воспитателя об огне с вопросами к детям).

Этюд «Пламя костра».

  1. Львенок: Прирученный огонь мне нравится!

Воспитатель: Человек не только  «приручил» огонь, но и заставил на себя «работать»

Львенок: Как это работать? (Ответы детей с использованием иллюстраций).

Этюд «Свеча»

Игра «Раньше и теперь».

Костер – русская печь – плита; свеча – лампочка; свечка – керосиновая лампа – люстра; самовар – чайник; утюг на углях – чугунный утюг – утюг электрический.

  1. Воспитатель: Посмотри на лампу Львенок и запомни, что огонь  всегда в себе таит опасность. Выйдя из под контроля, он становится не другом, а врагом, страшным чудовищем, уничтожающим порой целые города, и тогда человеку приходиться выходить с ним на бой. Вспомните героев книг о пожарах и пожарных, которые мы с вами читали. (Ответы детей).
  2. Воспитатель: Не зря люди говорят: «Из искры возгорится пламя!» Объясните, как вы это понимаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, я даже не притронусь второй свечой до огня зажженной свечки, а только подержу ее фитиль над огнем, однако он уже перескачет на эту, не зажженную свечу. (Показ).Какие беды может принести маленькая искорка огня? (Ответы детей).

Воспитатель: Вам нравится, как горят наши свечи? Оставим их гореть, пока пойдем гулять? Почему нельзя оставлять их горящими? (Ответы детей). Представьте, что у нас в группе начался пожар. Что нужно делать? А если воды в кранах нет? (Ответы детей).

Львенок: Выходит, огонь -  это хорошо и плохо? (Ответы детей).

Львенок: Спасибо, ребята! Я узнал много интересного. Огонь на Земле появился еще до того, как появился человек, и сопровождает всю его жизнь. Нас не будет, а огонь будет всегда! Я больше не буду никогда играть с огнем и всех друзей научу правилам пожарной безопасности.



Предварительный просмотр:

Люблю тебя, мой край родимый, большой России малый островок.

Праздник для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                       

Цели: Знакомить с разнообразием животного и растительного мира; экологической системой Краснодарского края; Красной книгой; воспитывать любовь к родному краю; вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь  в ее охране.

Оборудование: глобус, карта, фонотека (шум моря, леса, пение птиц), карточки  «Правила поведения в лесу» , схема дерева, картины березы, иллюстрации «Дикие животные », дидактическая игра «Хищники – добыча», удочки с магнитами, рыбки, на которых написаны вопросы.

Ведущий:  Приглашаю совершить удивительное путешествие в мир природы. Что такое глобус?

Дети: Это модель планеты Земля.

Ведущий: Какой огромный наш общий дом – планета Земля. Как много таинственных и заманчивых стран, но самая удивительная оказывается наша Родина – Россия. Необъятны ее просторы.  (Показывает на карте). Как называется край, в котором мы живем?

Дети: Краснодарский край.

Ведущий: Он тоже есть на карте (показывает) Что можно сказать о местонахождении нашего края?

Дети: Краснодарский край – юг России.

Ведущий: На берегу какого моря находится наш край?

Дети: Черного моря.

(Слышен шум моря)

Ведущий: Давайте повернем свои лица к морю, раскроем ладошки навстречу солнцу, наберемся тепла и энергии и отправимся по тропинке  в мир природы.

(Слышен  шум леса)

Впереди нас ждет чудесная прохлада леса, Ведь лес – сказочный мир, он полон загадок и таинств. Лес многих  приютил, и сегодня мы в этом убедимся. Стоп! Что это?

(Впереди макет дерева, на нем – карточки «Правила поведения в лесу»).

Что старичок – Лесовичок  развесил на дереве? О чем он нас предупреждает?

(Дети снимают с дерева карточки и рассказывают о правилах).

Нельзя:

-Рвать цветы (цветы радуют глаз; пчелы собирают нектар);

- разорять гнезда (птицы уничтожают вредителей лесов и полей);

-разжигать костер (может быть пожар) и т. д.

Полюбуйтесь красотой леса. Какой чистый воздух! Давайте наберем полные легкие воздуха и превратимся в «в веселых пчелок».

(Проводится дыхательная гимнастика  «Веселые пчелки». Дети вдыхают воздух, на выдохе произносят «з – з – з»)

А теперь мы с вами маленькие ежики.

(Дети приседают, обхватывают руками коленки, на вдохе произносят коротко «ф – ф – ф»).

Ведущий: Почему так легко дышится в лесу?

Дети. Лес – легкие планеты, все растения выделяют кислород, а поглощают углекислый газ.

Ведущий. А есть еще деревья, которые выделяют особые вещества, очень полезные для человека. Назовите их.

Дети. Сосна, сирень. Черемуха выделяют вещества, которые убивают микробы и бактерии в воздухе.

Ведущий. Правильно, эти вещества называют фитонциды. А где еще есть такие вещества?

Дети. В луке, чесноке.

Ведущий. Какие еще деревья окружают нас в лесу?

Дети. Береза, клен, осина, ель.

Ведущий. Подберите добрые,  ласковые слова к слову»береза»

Дети. Кудрявая, стройная, нежная, белоствольная.

Ведущий. Посмотрите, что это за дерево раскинуло свои ветви на поляне?

Дети. Дуб.

Ведущий. Сколько насекомых, птиц, животных оно приютило:

  • Жуки, гусеницы объедают листья и кору;
  • птицы вьют гнезда на ветвях дуба и питаются гусеницами;
  • совы живут в дуплах и ловят мышей,  живущих возле дуба;
  • кабаны питаются желудями.

Обратите внимание, как все в природе взаимосвязано. Плохо придется лесным обитателям, если люди  срубят этот могучий дуб.

Послушайте, как о дубе написал поэт:

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит,  он выносливый, значит, закаленный.

Что означают слова: «выносливый»,  «закаленный»?

Дети. Дуб не боится морозов, дождя, ветра, он сильный, крепкий.

Ведущий. Можно представить себе лес без животных? Давайте превратимся в маленьких медвежат.

(Проводится физкультминутка «медвежата»)

Медвежата в чаще жили, вперевалочку ходили,

Головой своей крутили, и из речки воду пили.

Вот так, вот так, вот так, вот так

Головой своей  крутили и из речки воду пили.

Медвежата мед искали, а потом они плясали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так, вот так, вот так.

Дружно лапы поднимали, дружно дерево качали.

Давайте вспомним какие животные живут в лесу?

(На столе разложены картинки диких животных.  Дети рассказывают о них.)

Например:  лиса – дикий зверь, живет в лесу. У нее красивый мех и пушистый хвост. Лиса – хищник. Питается мышами и ловит зайцев. (проводится игра  «Хищник – добыча») . У  детей карточки с изображением животных. «Хищники»  ловят  только тех, которыми питаются.

Давайте присядем под деревом и подумаем, чем мы можем помочь лесу?

Дети. Посадить дерево, соблюдать правила поведения в лесу.

Воспитатель объясняет малышам, почему нельзя ломать деревья, рвать цветы и т. д.

Ведущий. Посмотрите, какой красивый цветок вырос под деревом? Как он называется?

Дети. Ландыш, он занесен в Красную книгу.

Ведущий. Какие растения заносят в Красную книгу?

Дети. Очень редкие, исчезающие, которые человек взял под свою охрану.

Ведущий. Мы сделали Красную книгу и будем в нее помещать редкие растения нашего края. Отдохнули, самое время подкрепиться. Вот и ручей протекает, наловили бы рыбы, да жаль удочек не взяли с собой. Из чего можно сделать удочки?

Дети. Из веток, валяющихся на берегу.

Ведущий. Как правильно ловить рыбу?

Дети. Рыбу надо ловить только удочкой, мелкую отпускать.

Ведущий. Что ж, давайте приступим к рыбалке.

Дети ловят магнитных рыбок и отвечают на вопросы.

Чем слышит рыба?  (плавательным пузырем).

Чем дышит рыба? (кислородом, с помощью жабр).

Как размножаются рыбы? (мечут икру, некоторые строят себе жилище, другие откладывают себе икру в воду, судак охраняет свою икру).

Для чего рыбам нужны плавники? (с помощью плавников рыбы совершают повороты, сохраняют равновесие).

Чем питаются рыбы? (рыбы питаются мелкими растениями и животными, которые называются планктоном).

Ребята, я слышу знакомый шум моря.

Это шумит море. Мы ведь с вами вернулись туда, откуда отправились в свое путешествие, к морю. Присядьте на теплые валуны, нагретые солнцем. Серо – зеленые волны с грохотом выкатываются на песчаный берег. А потом ветер стихает и море успокаивается.

Вот и закончилось наше путешествие. Мы узнали много нового и интересного.



Предварительный просмотр:

Театрализованная игра: «Путешествие в волшебную страну».                                                                         

Воспитатель. Зная, что все вы любите путешествовать, я предлагаю сегодня отправиться в необычную страну и понаблюдать за жизнью других людей. Но нам надо подготовиться. Давайте сядем в эту волшебную машину, закроем глаза и сосчитаем до пяти.

Остановка №1.

(игра – драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»).

Действующие лица: Бабушка. Коля. Маша.

Действие происходит на улице. По дороге идут мальчик Коля и девочка Маша. А впереди них идет старушка. Наступив на корку от банана, она падает.

Коля. Посмотри, бабушка упала, надо ей помочь. На, подержи мой портфель! (отдав портфель, бежит к бабушке).

Бабушка. Ох, ох… Батюшки! Как же я так. Ух! (Пытается подняться, но у нее ничего не получается)

Коля. Бабушка, вы ушиблись?

Бабушка. Ничего, ничего, мальчик. Только вот встать никак не могу. Старая уж стала…

Коля. Давайте я вам помогу. (Помогает ей встать)

Бабушка. Ой, спасибо, внучек! Что бы я без тебя делала.

Коля. Ничего особенного. (возвращается к своей спутнице, которая стояла поодаль и наблюдала за происходящим.)

Маша. (отдает ему портфель.) Это твоя бабушка?

Коля. Нет.

Маша. Нет?  Тогда это, наверное, твоя мама?

Коля. Нет.

Маша. (Не унимается). Ну тогда тетя? Или знакомая?

Коля. Да нет же! Нет! Это просто старушка. Я ее не знаю. Но она упала и не могла встать, а я ей просто помог.

Обсуждение:

- Что случилось с бабушкой, которая шла впереди Коли и Маши?

- Как же поступил Коля, увидев это?

- Он знал эту старушку раньше?

- Что вы можете сказать о его поступке?

- А что сделала Маша?

- Что вы можете сказать о ее поведении?

Остановка 2.

(инсценирование стихотворения Е. А. Благининой «Посидим в тишине»)

Действующие лица. Мама. Маша.

Действие происходит около кровати, где спит мама. Рядом на стульчике сидит Маша с куклой и нежно смотрит на маму.

Маша. Мама спит, она устала. Но и я играть не стала! Я волчка не завожу, а сселась и сижу…

(Поправляет аккуратно одеяло, обращается к зрителям)

Не шумят мои игрушки (указывает на игрушки) , тихо в комнате моей. А по маминой подушке луч крадется золотой. И сказала я лучу: «Я тоже двигаться хочу. Я бы многого хотела – вслух читать и мяч катать. (подходит к игрушкам, берет то книгу, то мяч, но, немного подержав, кладет на место. Я бы песенку пропела. Я б могла похохотать. Да мало ль я чего хочу?! (поднимает указательный палец к губам, говорит) Но мама спит, и я молчу!»

Обсуждение:

- О чем нам рассказала эта девочка?

- Что делает ее мама?

- Чем занималась девочка, пока мама спала?

- Что вы можете сказать о ее поступке?

Остановка 3.

(инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»)

Действующие лица. Юра. Надя.

Дети сидят на коврике. Около мальчика было много игрушек: машинки, волчок, неваляшка, но он играет только с танком. Рядом играет его сетра Надя с куклами. Но через некоторое время девочке надоедает играть со своими игрушками и она обращается к брату.

Надя. Юра, дай мне волчок.

Юра. Вот еще! Не тронь моего волчка!

(сгребает их все в кучу и пытается закрыть своим телом от сестры)

Надя. (обиженным голосом) А ты… а ты тогда не тронь моих кукол.

Подальше отсаживается от брата, на другой край коврика.

Дети расселись по разным углам, но вскоре им стало скучно.

Обсуждение:

- Почему детям стало скучно?

- Как вы думаете, почему они не смогли играть вместе?

- Что вы можете сказать о поступке Юры? Он прав?

- Как вы думаете, почему он так поступил?

- Как вы считаете, позже мальчик понял, что поступил плохо по отношению к своей сестре?

- Как он мог бы исправить ошибку и помириться с Надей?

Остановка 4.

(игра – драматизация по рассказу В. Осеевой «Синие листья»)

Действующие лица. Лена. Катя.

Две девочки сидят за столом. Перед каждой из них лежит лист белой бумаги и коробка цветных карандашей. У Лены в коробке не было зеленых карандашей, а у Кати их оказалось два.

Лена. Катя, дай мне, пожалуйста, зеленый карандаш.

Катя. А что, у тебя своего нет?

Лена. Нет, мой потерялся.

Катя. А зачем тебе зеленый?

Лена. Да мне только листочки на деревьях нарисовать, да травку зеленую.

Катя. (недовольным голосом) Это много… Ну ладно, возьми. Смотри, не нажимай крепко и в рот не бери. Да смотри, не сломай. (хмурит брови).

Лена.(глядя на Катю). Не надо, спасибо.

Обсуждение:

- Что произошло между девочками?

- Почему Лена не взяла зеленый карандаш у Кати?

- Давайте вместе подумаем. Лене был нужен зеленый карандаш? Для чего он ей был нужен?

- У Лены в коробочке был зеленый карандаш? А у Кати?

- Что же сделала Лена?

- Она попросила карандаш у Кати вежливо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК. «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПОДОЛЬСКИЙ КРАЙ».

Сценарий фольклорного прадника "Люблю тебя, Подольский край" для детей старшкего дошкольного возраста.  В сценарии представлены интересные частушки про Подольский район.Сценарий будет интересен м...

Игра - викторина с участием родителей "Люблю тебя, мой край родной"

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста. Программные задачи: развивать экологические представления, систематизировать знания о живой и неживой природе, развивать интерес и л...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Люблю тебя, мой край родной! Юбилей Красноярского края".

Календарно - тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Люблю тебя, мой край родной!"...

Альбом (презентация) Ставропольской край. «Люблю тебя, мой край родной». 2018год.

Авторская разработка. Образовательная область «Познавательное развитие»....

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...

Сценарий конкурса чтецов (посвященный юбилею Алтайского края ) «Люблю тебя, мой край Алтайский!».

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый юбилею Алтайского края, проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чу...