Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколята»
рабочая программа
Направленность программы: естественнонаучная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа «Эколята» 2023-2024год | 72.93 КБ |
Программа «Эколята» 2024-2025год | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
(МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»)
УТВЕРЖДЕНО:
ПРИНЯТО: Директор МДОАУ црр- д/с
Педагогическим советом «Аленький цветочек» протокол №1 от «28» августа 2023 года И.И Никонец
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эколята»
Направленность программы: естественнонаучная Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Срок освоения программы: сентябрь 2023г. – май 2024г. Уровень программы: ознакомительный
Разработчик: Левицкая Оксана Александровна, воспитатель
Чепенко Ирина Вениаминовна, воспитатель Ермакова Наталья Олеговна, воспитатель
Введено в действие приказом от 28.08.2023 г. № 388-од
Пыть-Ях, 2023
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Общая характеристика программы………………………………………………………. 3 1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………………… 5 1.3. Объем программы………………………………………………………………………… 5 1.4. Содержание программы………………………………………………………………….. 6
1.5.Планируемые результаты…………………………………………………………………. 7
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий…………………………… 8
2.1. Календарно – учебный график…………………………………………………………… 8
2.2. Учебно-тематический план……………………………………………………………… 10
2.3. Условия реализации программы………………………………………………………… 16
2.4. Оценочные материалы …………………………………………………………………… 17
2.5 Методическое обеспечение……………………………………………………………….. 18
2.6. Список литературы………………………………………………………………………... 19
Раздел1. Комплекс основных характеристик образования
1.1 Общая характеристика программы
Кружок «Эколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла образовательная (парциальная) программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о живой и живой природе посредством наблюдений, бесед, игр, экспериментов, экскурсий, целевых прогулок, просмотра и сравнения музыкальных и природных звуков, образовательных фильмов. Занятия по учебной программе длятся 25-30 минут 1 раз в неделю в соответствии с нормами СанПиНа.
Законодательно-нормативное обеспечение программы.
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
- Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы;
- Целевая программа развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 (с изменениями);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
Документы в сфере персонифицированного финансирования дополнительного образования
- Приказ от 12.08.2022 №10-П-1692 “О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 августа 2016 года №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре”
- Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 августа 2016 г. №1224)
- О внесении изменения в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016
№1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.10.2016 г. №1610)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016
№1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.01.2017 г. №112)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016
№1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.05.2017 г. №871)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016
№1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре”
(приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2017 г. №1155)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016
№1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.08.2018 г. №1142)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016
№1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.10.2019 г. №1386)
Цель и задачи программы
Формировать элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы.
Задачи:
Образовательные:
- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья Развивающие:
-развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов
- развивать интерес и любовь к природе и родному краю;
Воспитательные:
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Объем программы: 36 часов
Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте 5-6 лет
Срок освоения программы: один год Уровень программы. Базовый.
Форма обучения. Программа реализуется в очной форме. Форму занятий в
зависимости от темы, цели, задач этапа обучения выбирает и устанавливает педагог.
С детьми:
- Групповые занятия,
- Экскурсии
- Выставки, конкурсы
- Просмотр мультимедийных презентаций
С родителями:
- Консультации
- Мастер – классы
- Конкурсы, выставки
- Информация на сайте
С педагогами:
- Консультации
- Мастер – классы
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Содержание программы
Углубление знания детей о сезонных изменениях в природе. Закрепление и расширение представления детей:
- о временах года, их признаках и явлениях;
- о природных явлениях: дождь, роса, снег, иней
- о разнообразии видов растений в природе, о комнатных растениях;
- о природных материалах: земля, глина, камни;
- о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря, океан
Планируемые результаты
Дети будут знать:
- об экологических системах (лес, луг, водоем, населенный пункт)
- о растениях и характерных признаках
- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе
- о роли человека в сохранении взаимосвязи в природе.
Дети будут иметь представления:
- о наиболее характерных признаках разных времен года и явлениях природы
Дети будут уметь:
- оказывать помощь окружающей природе,
- выполнять правила поведения на природе,
- устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Расписание занятий
День недели | Время |
Четверг | 16.00- 16.25 |
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
Календарный учебный график
№ п/п | Тематика | Общее количество учебных часов | Теория | Практика |
1. | «Наш дом - природа» | 1 | 1 | |
2. | «Мы друзья природы» | 1 | 1 | |
3. | Осень в природе. Путешествие-экскурсия по территории парка | 1 | 1 | |
4. | Куда исчезают насекомые? | 1 | 1 | |
4. | Что нам осень принесла? | 2 | 1 | 1 |
5. | В чем польза ягод | 1 | 1 | |
6. | Вырастим цветок | 1 | 1 | |
7. | Участок детского сада | 1 | 1 | |
8. | Осенние хлопоты человека | 1 | 1 | |
9. | Где живут дикие животные? | 1 | 1 | |
10. | Жизнь домашних животных | 1 | 1 | |
11. | Дорога к доброму здоровью | 1 | 1 | |
12. | Какие разные деревья | 1 | 1 | |
13. | Хвойные деревья: сосна | 2 | 1 | 1 |
14. | Птицы | 1 | 1 | |
15. | Как узнать птиц | 1 | 1 | |
16. | Волшебница-зима | 2 | 1 | 1 |
17. | Комнатные растения | 1 | 1 | |
18. | Человек-живой организм | 1 | 1 | |
19. | Органы дыхания человека | 1 | 1 | |
20. 21. 22. 23. | Кто такие рыбы? | 1 | 1 | |
Весна-красна | 2 | 1 | 1 | |
Для чего нужна Красная книга? | 1 | 1 | ||
Зеленая аптека | 1 | 1 | ||
24. 25 26. | Кто такие насекомые? | 1 | 1 | |
Лес - многоэтажный дом. Наблюдение за деревьями | 2 | 1 | 1 | |
Земля-наш общий дом | 2 | 1 | 1 | |
27. | Экологическая тропинка | 1 | 1 | |
28. | Кто больше всего радуется весне? | 1 | 1 | |
29. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого занятий за год | 36 | 24 | 12 |
- Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Задачи | Формы работы | Кол-во часов |
сентябрь | «Наш дом - природа» | Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. | Рассматривание иллюстраций «Что хорошо,что плохо» Наблюдения за живой и неживой природой -Дидактические игры: "Чего не стало" | 1 |
«Мы друзья природы» | Закрепить знания о правилах поведения на природе. | -Дидактические игры: "Чего не стало" «Разложи правильно».. -Беседа "Юные друзья природы" -Пальчиковая гимнастика "Осенние листочки» | 1 | |
Осень в природе. Путешествие- экскурсия по территории парка | Способствовать формированию представлений о деревьях и кустарниках и травянистых растениях | Экскурсия по территории детского сада. Рассматривание деревьев, кустарников. Наблюдение за растениями на клумбах. | 1 | |
Октябрь | Куда исчезают насекомые? | Формировать представление о том , что все живое двигается, питается ,растет и дышит, размножается , используя модели. | Наблюдения, рассматривания иллюстраций, чтение книг, дидактические игры | 1 |
«Что нам осень принесла?» | Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде их выращивания сад- огород; накоплению эмоционально – положительного отношения к труду взрослых. | Рассматривание овощей и фруктов. Дидактическая игра «Сад – огород» Беседа « Что нам осень принесла» | 2 | |
«В чем польза ягод» | Развивать у детей- познавательную активность в процессе развития представлений ягодах; о правилах их сбора, хранения и применения. | Просмотр презентацию съедобных и несъедобных ягодах; разучивание стихотворений | 1 |
Вырастим цветок | Закрепить представления о травянистых растениях, учить детей собирать семена, и различать. | Беседа какие цветы растут у нас на клумбе. Упражнение мелкой моторики « Составь цветок» Дидактическая игра «Назови цветок ласково» | 1 | |
Участок детского сада | Формировать представления об объектах экологической тропы на участке детского сада сезонных изменениях в природе. | Собрать семена с клумбы, составить гербарь из цветов. | 1 |
Ноябрь | «Осенние хлопоты человека» | Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание От помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму. | Беседа «Как в вашей семье хранят овощи зимой» гадывание загадок об овощах и фруктах Рассматривание иллюстраций, картин «Труд человека осенью» | 1 |
«Где живут дикие животные» | Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание. – Чтение познавательной литературы о диких животных. Рассматривание схемы- модели «Звери». | 1 | |
«Жизнь домашних животных» | Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными. | Видеофильм »Жизнь домашних животных» -Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.
Беседы о кроликах и утках.
| 1 | |
«Дорога к доброму здоровью» | Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение к вредным привычкам. |
| 1 |
Декабрь | «Какие разные деревья» | Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы | Рассказ Лесовичок о лесе -Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" -Диафильм "Деревья»", -Игровое упражнение "Придумай ласковые слова" -Дидактические игры: "Найди листок к дереву". | 1 | |
«Хвойные деревья: сосна» | Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды. | - Изготовление игрушки украшений для искусственной ели в группе. – Рассматривание иллюстраций. Разучивание стихов и чтение рассказов. Игра «Найди такой же» "Подбери листок к дереву" -Чтение художественной литературы -Рисование " первые листочки" -Игра "Что, где зреет" | 2 | ||
«Птицы» | Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. | Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения. - Мультимедийная -игра «Собери птичку по частям.» -Рассматривание иллюстраций.
Отгадывание загадок. | 1 | ||
«Как узнать птиц» | Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле; способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения | Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.
Слушание пения птиц | 1 |
сравнивать по признакам, закрепленным в | (аудио запись "Голоса | |||
модели, умения использовать модель в | птиц") | |||
качестве плана рассказа. | -Отгадывание загадок | |||
-Дидактические игры: | ||||
"Кто, где живѐт", | ||||
"Нарисуй птицам | ||||
дорожку в сказку" | ||||
-Рассматривание альбома | ||||
"Пернатые друзья" | ||||
-Игра "Птички- | ||||
невелички" | ||||
Январь | «Волшебница- | Учить детей воспринимать поэтический | Рассматривание | |
зима» | образ зимы средствами художественной и | иллюстраций и | ||
музыкальной выразительности; создать у | репродукций с | 2 | ||
детей эмоциональный настрой. | изображением зимы. | |||
Прослушивание стихов и | ||||
музыки о волшебнице- | ||||
зиме | ||||
«Комнатные | Создать условия для представления детей | Рассматривание | ||
растения» | о комнатных растениях как живых | комнатных растений в | ||
организмах, о частях растений (корень, | уголке природы и в | |||
стебель, листья, цветок), о потребностях | экологической комнате. | 1 | ||
(свет, тепло, влага); для сравнения двух | – Помощь воспитателя в | |||
комнатных растении и способа удаления | уходе за комнатными | |||
пыли с листьев; для развития | растениями. | |||
деятельности наблюдения, используя | Рассматривание картины | |||
модель и обследовательские действия; | "Уход за комнатными | |||
для поддержания интереса дошкольников | растениями" | |||
к комнатным растениям и желания за | -Игра "Какого растения | |||
ними ухаживать; побудить детей к | не стало" | |||
разведению; побудить детей к | -Рассматривание | |||
разведению и уходу за растениями в | растений | |||
домашних условиях. | -Опыт по ознакомлению с | |||
потребностями растений | ||||
(свет, тепло, влага, | ||||
почвенное питание) | ||||
-Беседа о строении | ||||
растений | ||||
-Беседа об уходе за | ||||
комнатными растениями | ||||
Февраль | Человек - | Подвести к осознанию себя как живого | Беседа о потребностях | |
живой | существа, имеющего особенности и | человека | 1 | |
организм | потребности. Формировать | -Рассказ о вредных | ||
представления детей о некоторых органах | привычках | |||
и системах строения человека | -Язычок- помощник | |||
-Игра "Угадай на вкус" | ||||
-Гимнастика для глаз |
Органы дыхания человека | Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно- гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье | Беседа «Для чего нужен нос» Упражнение на дыхание. Демонстрация опыта Игра «Чей кораблик дальше» Беседа о носовом платке Игра «Что полезно» | 1 | |
«Кто такие рыбы» | Развивать представления о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение- форму тела, плавники, хвост и т. д. | Рассказ по схеме «Чем отличаются рыбы от птиц и животных» Беседа «Среда обитания рыб» Игра "Расскажи и покажи" Рассматривание альбома «Рыбы» | 1 | |
Март | «Весна - | Расширить знания детей о весенних | Чтение К. Ф. Юон | |
красна» | изменениях в неживой природе и их | "Мартовское солнце", | ||
влиянии на жизнь растений и животных, | "Ранняя весна" | 2 | ||
на деятельность людей. Учить | -А. К. Саврасов "Грачи | |||
устанавливать связь сезонных изменений с | прилетели" | |||
наступлением тепла, появлением | -Стих-е С. Вангели | |||
солнца. Воспитывать любовь к природе и | "Подснежники" | |||
интерес к еѐ явлениям. | -Дидактические игры: | |||
"Какие животные живут в | ||||
лесу", "Когда это | ||||
бывает", "Найди | ||||
детѐныша" | ||||
- Где будут первые | ||||
проталинки? | ||||
-Где снег не тает? | ||||
-Где быстрее наступит | ||||
весна? | ||||
-Рисование "Волшебница | ||||
весна" | ||||
«Для чего | Воспитывать доброе, милосердное, | Мультфильм «Животные | ||
нужна | ответственное отношение к природе; | Красной Книги»Игра | 1 | |
Красная | познакомить детей с Красной книгой, | "Где живут животные" | ||
книга» | редкими, находящимися под угрозой | -Игра "Какой цветок | ||
исчезновения видами растений и | просит помощи, нарисуй | |||
животных; Приучать бережно относится к | его" | |||
цветам, животным, как части природы, | -Рассматривание Красной | |||
источнику красоты, радости людей. | книги, беседа |
Апрель | «Зеленая аптека» | Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений. | Загадывание загадок о лекарственных растениях Дидактическая игра «Айболит» Беседа «Правила сбора лекарственных растений» | 1 |
«Кто такие | Дать элементарные знания о жуках | Видеофильм «Жизнь | ||
насекомые?» | (майский, носорог, божья коровка, пчела, | весной» Интерактивная | ||
кузнечик, муравей); бабочках | доска- игры | 1 | ||
(крапивница, капустница); на доступных | «Четвертый лишний « | |||
примерах показать, что скрывается за | -Отгадывание загадок | |||
названием некоторых бабочек. Показать | -Наблюдения за | |||
пользу насекомых. | насекомыми | |||
-Рассматривание | ||||
иллюстраций | ||||
-Дидактические игры: | ||||
"Найди насекомых, | ||||
Лес – | Воспитывать интерес и доброе отн | Раскрась предметы живой | 2 | |
многоэтажный | Познакомить с яркими особенностями | и неживой природы" | ||
дом. | весеннего дерева учить различать 2-3 | " Игра Найди такой же" | ||
Наблюдение за | дерева по листьям -почкам. Продолжать | "Подбери листок к | ||
деревьями | устанавливать связи между изменением | дереву" | ||
условий (тепло, свет) и изменением | -Чтение художественной | |||
состояния растений (рост и цветение, | литературы | |||
между потребностями насекомых в пище | -Рисование " первые | |||
и тепле и их поведением).Воспитывать | листочки" | |||
эстетические чувства.ошение к | -Игра "Что, где зреет" | |||
насекомым. | ||||
Май | Земля-наш | Дать представления о суше и водном | Рассматривание картины | 2 |
общий дом | пространстве, разнообразии рельефа | "Семья дома" | ||
земной поверхности, водоѐмов (пруд, | -Дидактические игры: | |||
болото, озеро, река, море), видах | "Рассели животных" | |||
поселения (деревня, город, страна), о | "Кто живѐт на суше, а кто | |||
звѐздах. Приветствовать стремление детей | в воде" | |||
овладеть разнообразными | -Беседа о звѐздах | |||
способами получения информации. | -Рисование "Звѐздное | |||
Поощрять желания делится своими | небо" | |||
впечатлениями с окружающими | ||||
Экологическая | Приблизить детей к природе; учить их | -Беседа | ||
тропинка | общаться с ней, любить ее. Уточнить | Игра "Что ты сделал | 1 | |
имеющиеся знания детей об окружающей | доброе для природы?" | |||
природе (о цветах на клумбе, о лесе, об | -Игра "Что будет, если:" | |||
огороде, о зелѐной аптеке) | -Дидактическая игра "Кто | |||
Упражнять в практической помощи | больше" | |||
природе (уборка мусора, лечение деревьев | -Прослушивание | |||
аудиозаписи "Голоса | ||||
природы" | ||||
-Игра "Опиши, а мы | ||||
отгадаем" |
«Кто больше всех радуется весне» | Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Слушание стихов о весне Беседа «Кто больше всех радуется весне» Выкладывание цветов на ковролине методом ниткографии | 1 | |
Итоговое занятие | Воспитание экологической культуры | Викторина « Знатоки природы» | 1 | |
ИТОГО | 36 |
условия реализации программы
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
- Воронки
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
Работа с родителями
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой
пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного.
Главная задача родителей
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
- и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному,
психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом),
«Посадка сирени на участке», оказывают помощь в коллекций из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.
Оценочные материалы
Приложение 1 по методике С. Н. Новиковой
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение В ДОУ имеются:
- телевизор;
- компьютер;
- принтер;
- сканер
Методическое обеспечение программы
Теоретический материал:
- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;
- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;
-«Детям о природе» М.В. Лучичь;
-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;
- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;
- «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;
- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.
- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;
- «DVD диск «Мир диких животных. Среда обитания;
Экспериментально-исследовательская зона:
- лупа (3шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);
- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;
- коллекция камней (1шт.);
- набор компасов (1шт.);
- коллекция круп(1шт.);
- коллекция ракушек(1шт);
- коллекция шишек (1шт.).
Дидактические и настольные игры:
-«Ягоды. Детский определитель»;
-«Живая и неживая природа»;
-«Учись играя. Времена года»;
-«Кубики. Животный мир Земли»;
-«Съедобные и несъедобные грибы»;
-«Путешествие по природным зонам России»;
-«Птичий базар»;
-«Собери картинки. Насекомые»
-«В гостях у лешего»
-«Чей хвост?»;
-«Деревья»;
-«Птицы русского леса»;
-«Найди следы»;
-«Жизненный цикл животных».
Список литературы
Список литературы для педагогов:
- Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб:
«Детство-Пресс 2001г.
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
- Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003
- С.Н .Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей
детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003
- Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
- Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А.
Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма- пресс, 2000.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
- З.Ф. Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011
Список литературы для детей и родителей:
- Л.В.Ковиньк. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.
- А.А.Лопатина. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита- Русь, 2008.
- Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис,2015.(Большая детская энциклопедия).
- Цветы. Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.
- Животные –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)
- Сказки для детей о природе(сказки и рассказы).-Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек» (МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек») УТВЕРЖДЕНО: ПРИНЯТО: И.о. директора МДОАУ црр- д/с Педагогическим советом «Аленький цветочек» протокол №1 от «29» августа 2024 года Н.С. Вансович | ||
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат 00D449AF0044342C8A7DE716D96805FB7 Владелец Вансович Наталья Семёновна Действителен с 04.07.2023 по 26.09.2024 | 0 | |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколята-дошколята» Направленность программы: естественнонаучная Возраст обучающихся: 6 - 7лет Срок освоения программы: сентябрь 2024г. – май 2025г. Уровень программы: стартовый Разработчик: Чепенко Ирина Вениаминовна, воспитатель Ермакова Наталья Олеговна, воспитатель Введено в действие приказом от 29.08.2024 г. № 349-од |
Содержание
№ | Наименование | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Актуальность Программы | 3 |
1.3. | Направленность Программы | 6 |
1.4. | Отличительные особенности Программы | 6 |
1.5. | Адресат Программы | 6 |
1. 6. | Образовательные форматы | 7 |
1. 7. | Срок освоения Программы | 7 |
1. 8. | Цель и задачи Программы | 7 |
1. 9. | Условия реализации Программы | 8 |
1.10 | Планируемые результаты освоения Программы | 10 |
2. | Содержание Программы | 10 |
2.1. | Учебный план | 10 |
2.2. | Календарный учебный график | 10 |
2.3 | Календарно-тематический план | 11 |
3. | Формы итогового промежуточного контроля освоения программы | 13 |
4. | Методическое обеспечение Программы | 13 |
5. | Список литературы | 14 |
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эколята-дошколята» разработана на основе природоохранного социально- образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний.
- Актуальность программы обусловлена тем, что современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания. Программа «Эколята - Дошколята» определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Приобретает характер фактора выживания человечества. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. Развивается мышление, зрительная и слуховая память, речь, внимание, восприятие.
Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Охранять природу необходимо не потому что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим. Дополнительное образование является составной частью в системе общего образовательного процесса. Задачами дополнительного образования является: удовлетворение познавательных потребностей детей и создание благоприятных условий для творческой реализации способностей их. Через кружковые занятия педагоги передают обучающимся знания об окружающем мире, формируют умения и навыки, столь необходимые для их самостоятельного активного общения с природой,
воспитывают у детей чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле.
Законодательно – нормативное обеспечение Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные пожарные» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
- Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Правительства Российской Федерации от26.12.2017года
№ 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» на 2018 – 2025 годы;
- Целевая программа развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 (с изменениями);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
Документы в сфере персонифицированного финансирования дополнительного образования
- Приказ от 12.08.2022 №10-П-1692 “О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 августа 2016 года №1224 "Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре”.
- Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 4 августа 2016 г. №1224).
- О внесении изменения в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.10.2016 г. №1610).
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.01.2017 г. №112).
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.05.2017 г. №871)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2017 г. №1155)
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.08.2018 г. №1142).
- О внесении изменений в приложение к приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016 №1224 “Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.10.2019 г. №1386).
Направленность Программы
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его познавательное развитие. В программе систематизированы средства и методы обучения пожарной безопасности дошкольника, обосновано использование разных видов игровой и познавательной деятельности. Работа с детьми ведется в рамках дополнительного образования, носит систематический, целенаправленный характер.
Отличительные особенности Программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что она базируется на системно–деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию детей. У них формируется не только базовые знания по основам пожарной безопасности, но также необходимые умения.
- Адресат программы: дошкольники от 6 до 7 лет.
1.6 Образовательные форматы
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение. Реализация Программы предполагает участие детей в коллективной деятельности, предусматривает следующие образовательные форматы: эксперименты, тренинг, решение проблемных задач, практикумы по моделированию ситуации, прогнозированию ситуации, ролевые игры, викторины.
1.7. Срок освоения Программы
Программа предназначена для реализации работы кружка «Эколята - дошколята» на период сентябрь 2024 - май 2025 учебного года.
Уровень освоения Программы: стартовый.
1.8 Цель и задачи Программы:
Цель: Формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе, экологическое обучение, воспитание дошкольников в формирование начал экологической культуры личности.
Задачи: 1.Образовательные:
- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего, как средства становления осознанно правильного отношения к природе.
- Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
- Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы.
- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.
- Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживание природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
- Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
1.9. Условия реализации Программы
Условия набора детей: в кружок набираются воспитанники группы
«Почемучка», осуществляющие деятельность по проекту «Эколята- дошколята».
Группа формируется на добровольной основе, с учетом мнения родителей воспитанников.
Кадровое обеспечение:
- Заместитель директора по МР – составляет расписание кружковой работы, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала, осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
Воспитатели группы: осуществляют организацию и обучение программного материала, обеспечивают безопасные условия для проведения занятия, несут ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников
Материально-техническое обеспечение: групповое помещение, мультимедийное оборудование, столы.
Особенности организации образовательного процесса
Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение Программы требуется 36 занятий.
Программа предусматривает групповые формы работы с детьми.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
- Обучающие видеофильмы, фонотека, фото: «Времена года», стихи русских поэтов о природе, «Экологические игры», «Звуки, голоса и шумы
окружающего мира», «Ребятам о зверятах» (BBC: Живая природа), «Земля»» (BBC: Живая природа).
Учебно-наглядные пособия:
- лаборатория для дошкольников
- Схемы: «Круговорот воды в природе»,
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
-Демонстрационные картины и динамические модели.
- Экологические знаки «Как вести себя в лесу».
- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые.
- Глобус.
- «Красная книга».
- Календари природы
- Выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работы детей, выполненных в различных техниках.
Развивающая экологическая среда на территории ДОУ
Оборудование и материалы:
- Инвентарь по уходу за растениями.
- Магнитная доска с магнитами.
- Сюжетные игрушки.
(«Лес», «Домашние животные», «Животные Севера»);
- Кормушки.
- Природные материалы: песок, вода, почва, камни, плоды, спилы и листья деревьев.
- Д/и, Лэпбуки: «Красная книга», «Экология», Альбомы: «Лес»,
«Тропики», «Кому нужны деревья», литература.
Экспериментально-исследовательская зона:
- лупа;
- набор овощей пластмассовых;
- коллекция камней;
- коллекция круп;
- коллекция ракушек;
- коллекция шишек.
- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
- разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
- разные виды бумаги; трафареты
- красители (пищевые и непищевые-краски); пластилин
- медицинские материалы (мерные ложки, шприцы и т. д.);
- прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т. д.).
- стол для экспериментальной деятельности;
- специальная одежда (фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента.
- вспомогательные материалы: воздушные шары, ленточки, бумажная змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.
Теоретический материал:
- наглядный и иллюстративный материал;
- дидактические и настольные игры.
1.10 Планируемые результаты:
- Знание основных правил отношения к живой природе,
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений;
- бережное отношение к природе родного края;
- воспитание культуры Природолюбия;
- знание животного и растительного мира родного края;
- наблюдение и определение видового разнообразия живых организмов, обитающих на территории своего местожительства;
- понимание общечеловеческой ценности природы
- Содержание Программы
- Учебный план на 2024–2025 учебный год
Дополнительная образовательная деятельность | Количество занятий в неделю/ месяц | Длительность занятий в неделю/месяц | Итого занятий в год |
2024 - 2025 год | 1/4 | 25/100 | 36 |
- Календарный учебный график реализации Программы
Дата | Количество | Режим занятий | |||
Начало занятий | Окончание занятий | Учебных недель | Учебных дней | Учебных часов | |
1 сентября | 31 мая | 36 | 36 | 36 | 1 раз в неделю |
Календарный- тематический план
№ пп | Раздел, тема | Количество часов | |||
Всего часов | Теоретич. занятия | Практич. занятия | |||
1 | «Я и природа» | Тема 1. Оформление стенда «Эколята - Дошколята» Тема 2. Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!». Тема 3. Проведение Конкурса рисунка «Я дружу с Природой!». | 3 | 2 | 1 |
2 | «Береги природу!» | Тема 4. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» Тема5.Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!». Тема 6. Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы. | 3 | 2 | 1 |
3 | «Природа глазами детей» | Тема 7. Проведение Конкурса «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями. Тема 8. Тематическое занятие «Природа вокруг нас». Тема 9. Заучивание стихотворений о природе | 3 | 2 | 1 |
4 | «Животный мир» | Тема 10. Показ фильмов о природе нашего края. Выставка работ из природного материала. Тема 11. Тематическое занятие «Животные и растения» Тема 12. «Изготовление птички методом оригами | 3 | 2 | 1 |
5 | «Чудеса природы» | Тема 13. Проведение «олимпиады Природолюбия» Тема 14. Дидактические игры о природе («Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке», «Угадай растение») Тема 15. Тематическое занятие «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья» | 3 | 2 | 1 |
6 | «Природа твой друг» | Тема 16. Загадки о природе Тема 17. Знакомство с Красной книгой. Тема 18. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Значит, обижать | 3 | 2 | 1 |
ее нельзя!» | |||||
7 | «Человек часть природы» | Тема 19. «Человек – часть природы». Посадка огорода на окне Тема 20. Показ фильмов о природе нашего края. Тема 21. Тематическое занятие «Человек не может жить без природы» | 3 | 2 | 1 |
8 | «Защищай природу!» | Тема 22. Тематическое занятие «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; Тема 23. Создание фотоальбома «Животные Югры» Тема 24. Заучивание стихотворений о природе | 3 | 2 | 1 |
9 | «Я дружу с Природой!» | Тема 25. Тематическое занятие «Природолюбие – учебник нашей жизни». Тема 26. Облагораживание клумб для выращивания цветов. Тема 27. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». | 3 | 2 | 1 |
10 | «Эколята молодцы!» | Тема 28. Создание уголка природы Эколят. Тема 29. Тематическое занятие: «Фантазировать вместе с природой». Тема 30. Познавательно-экологическая викторина: «Знатоки природы». | 3 | 2 | 1 |
11 | Экскурсии в Природу | 6 | 1 | 5 | |
ИТОГО | 36 | 21 | 15 |
- Формы итогового и промежуточного контроля освоения Программы
В ходе реализации Программы осуществляется контроль освоения Программы:
- предварительный – выявление уровня знаний и умений обучающегося в форме индивидуального опроса или диагностики;
- текущий –проводится по окончанию изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний обучающимися. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
- тематический - проводится после изучения целого раздела или значительной темы курса. Её цель – выявить качество усвоения обучающимися учебного материала, систематизировать и обобщить его. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием, карточек опроса;
- итоговый - проводится по результатам освоения материала данной программы в форме выставки итоговых работ, где наглядно просматривается и оценивается уровень мастерства обучающихся, их умение раскрыть предложенный художественный образ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и актуальности идеи.
Методическое обеспечение Программы
- конспекты познавательных, музыкальных, физкультурных занятий, досугов и праздников;
- план – программа работы на учебный год с детьми (6–7 лет).
- организация опытно-экспериментальной деятельности детей 6–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий
Наглядно–дидактические пособия (в картинках): «В горах», «Деревья»,
«Насекомые», «Ягоды», «Домашние животные», «Домашние птицы»,
«Морские обитатели», «Мир животных», «Мир растений» «Домашние животные», «Лесные животные»
Экологические знаки: «Как вести себя в лесу». «Времена года»
Электронные материалы: «Экологические праздники в детском саду»
«Экологические игры», «Деревья- наши друзья», «Звуки, голоса и шумы окружающего мира», «История о зверятах», «Удивительные эксперименты»,
«Секреты природы»
Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам», «Тундра». Календари природы (настенный, настольный).
Дидактические игры по ознакомлению детей с природой.
Список использованной литературы
- Н.Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования :
«Детство-Пресс 2001г.
- Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
- Л. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
- Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
- Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с
- Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.
- Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012
- Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Издво ЗабГПУ, 2002.
- Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» — Минск,
«Асвар», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"
Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколята»
Направленность программы: естественнонаучная...