Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебный магнит"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno-issledovatlskoy_deyatelnosti.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края |
662200 Красноярский край г. Назарово, ул. Арбузова зд.118А, строен.1
тел.: 8(39155) 5-64-77; 5-88-26
E – mail:DSTerremok@nazarovo.krskcit.ru
Конспект занятия по познавательному развитию
детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
тема «Волшебный магнит»
Выполнил: Черноусова Л.А.,
воспитатель
2024 г.
Цель:формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с причиной возникновения магнитного притяжения и тем, как притягивается магнит к различным материалам;
- обобщить знания о магните в быту;
- закрепить правила пользования магнитами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
- развивать способностик наблюдению, анализу и выводам;
- развиватьлюбознательность, интерес к экспериментированию с различными предметами и открытиям, достигнутыми в процессе практической деятельности;
- развивать умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Воспитательные:
- воспитывать умение коммуницировать, работать в паре (договариваться, распределять обязанности, слушать и слышать друг друга).
Ожидаемые результаты:
1.Дети имеют представление о магните, о природе магнитного притяжения и взаимодействии его с некоторыми материалами.
2.Дети могут привести примеры, где применяется магнит в повседневной жизни.
3. Дети знают правила безопасного использования магнитов.
4.Дети проявляют интерес к экспериментированию с магнитами:
- ставят опыты;
- в практической деятельности наблюдают, что происходит;
- анализируют и формулируют выводы;
- экспериментируют с магнитами в свободной самостоятельной деятельности.
5.Дети умеют работать в парах:
- слушают и слышат друг друга;
- договариваются, распределяют обязанности.
6. Дети проявляют уважение при общении с взрослым и между собой.
Вид занятия:интегрированное.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, практическая (экспериментирование),игровая, коммуникативная.
Методы и приёмы:игровые(сюрпризный момент «фокус»), наглядные(просмотр видеообращения «ученого», альбом с картинками), здоровьесберегающая технология ( физминутка), практические(опыты с магнитом и другими предметами),словесные(беседа, рассуждения), моделирование (составление схемы).
Словарная работа:обогащение словаря: магнит,магнитное поле; активизация глаголов и прилагательных в разговорной речи.
Проектирование образовательной среды.
Пространственная среда:
1. Мотивационный этап: воспитатель вместе с детьми находятся в игровой зоне стоя на ковре.
2. Основной этап проводится в учебной зоне:
1.«Конференцзал» - стулья по количеству детей стоят полукругом напротив стола, на котором находится ноутбук с видеозаписью (прослушивание видеообращение к детям «ученого»);
2. «Лаборатория» - расставлены пронумерованные столы (№1-№2) для экспериментирования, материалы для опытов располагаются на столах.
3.Физминутка – игра «Магнит»:воспитатель вместе с детьми находятся в игровой зоне, стоя в кругу на ковре.
4. Рефлексивный этап:воспитатель вместе с детьми находятся в учебной зоне,стоя полукругом возле магнитной доски.
5.Итог занятия:воспитатель вместе с детьми находятся в игровой зоне, стоя в кругу на ковре.
Материалы и оборудование:
I. Мотивационный этап:белые перчатки для воспитателя, магнит, железный шарик.
II.Основной этап:ноутбук с видеозаписью (видеообращение к детям «ученого»);
Оборудование для проведения опытов:
стол №1: контейнер, в котором предметы из различного материала(пластмасса,металл,ткань,бумага,дерево) на пару,магниты по количеству детей; вода в пластиковых стаканах по количеству пар детей, скрепки металлические (у воспитателя), салфетки бумажные;
стол №2: пластиковые пластины с нарисованным маршрутом, машинки с металлической вставкой снизу,магнит среднего размера (все предметы по количеству детей),колонка, аудиозапись детской музыки 1 мин.;
Физминутка: мяч среднего размера, колонка, аудиозапись детской музыки.
III.Рефлексивный этап: магнитная доска, стол, на котором располагаются картинки для составления схемы с изображением:магнита, воды, пластика,3 картинки с изображением металлических предметов,маркер,стикеры розового и желтого цвета.
Итог занятия: альбом с картинкамина которых изображено как человек использует магнит в быту.
Среда взаимодействия:
I. Мотивационный этап:«дети – воспитатель» - фронтально.
II.Основной этап:
- задание и инструкции от «профессора» (сидя на стульях перед экраном ноутбука,«дети – воспитатель» - фронтально);
- опыт №1 (стоя за столом № 1, «ребенок – ребенок» - в парах);
- опыт №2 (стоя за столом № 2, «ребенок – ребенок» - в парах);
- физминутка – игра «Магнит» («дети – воспитатель» - фронтально);
- опыт №3 (стоя за столом №3, «ребенок» - индивидуально).
III. Рефлексивный этап:«дети – воспитатель» - фронтально.
Итог занятия:«дети – воспитатель» - фронтально.
Ход занятия
I. Мотивационный этап.
Дети проходят в группу, встают полукругом напротив педагога.
Воспитатель:
- Здравствуйте,дети! Я очень рада вас видеть. И прежде чем продолжить нашу встречу, я предлагаю немножко поднять друг другу настроение, согласны? Тогда повторяйте,пожалуйста, за мной:
Ты – мой друг, и я – твой друг,
(Ладонь направляется на друга, потом к себе)
Как прекрасен мир вокруг!
(Развести руки в стороны)
Дружно за руки возьмёмся,
(Берутся за руки)
Идруг другу улыбнёмся!
(Улыбаются друг другу, отпускают руки).
- А сейчас я хочу показать вам один фокус(воспитатель достает из кармана железный шарик (на руках воспитателя одеты белые перчатки, в одной из которых,спрятан магнит) показывает детям).
Что произойдет, если я поверну руку с шариком вниз?(ответы детей: предполагают, что шарик упадет).
Воспитатель поворачивает руку с шариком вниз, шарик не падает.
Как вы думаете, почему шарик не падает?(ответы детей)
Скажу вам по секрету, чтобы получился этот фокус нужно использовать магнит (воспитатель достает из перчатки магнит и показывает его детям).
Вы знаете, что такое магнит? (ответы детей).
(Воспитатель предлагает рассмотреть магнит, потрогать его, назвать свойства и особенности)
Многие из вас слышали о магните, но о многих его чудесных свойствах вы не знаете.Предлагаю вам более тщательно изучить свойства магнита,чтобы и самим уметь показывать такие фокусы. Согласны? Для этого мы должны попасть в научную лабораторию. Знаете ли вы, что такое лаборатория?
(ответы детей «… лаборатория - это такое место, где проводят эксперименты и опыты).
Итак, мы отправляемся, повторяйте,пожалуйста, за мной «1,2,3 - в лабораторию попади!» (дети и воспитатель кружатся на месте, хлопают в ладоши и попадают в воображаемую лабораторию).
II.Основной этап.
Воспитатель:
- Вот мы и на месте. Ребята, а какие правила нужно соблюдать в научной лаборатории? (ответы детей: быть аккуратным и внимательным, слушать и соблюдать инструкции)
Отлично! А теперь я предлагаю вам занять места в «конференцзале» и прослушать видеообращение одного важного учёного, который спешит вам дать важное задание.
(дети садятся на стулья возле ноутбука и смотрят видеообраще́ние«профессора»)
Профессор:
- Здравствуйте, мои юные исследователи. Сегодня мы с вами изучим магнит. Магнит-это чудесный камень,который создает вокруг себя невидимое глазу магнитное поле,а магнитное поле воздействует на предметы и притягивает некоторые к себе.Есть правила безопасности при пользовании магнитами: 1. Нельзя магниты брать в рот. 2. Нельзя по магниту стучать и бросать его. 3.Нельзя прикреплять магниты к работающим электроприборам. Запомнили?
И вот вам задания первого этапа:
1. Разделиться на пары.
2. Проверить, какие предметы притягивает магнит, сделать вывод.
Воспитатель:
- Для того, чтобы работать в парах, найдите себе, пожалуйста, партнера, возьмите его за руку и вместе проходите за стол №1, займите рабочее место.
(дети и воспитатель направляются к столу, где для каждого лежат магниты)
Возьмите каждый по магниту в руку, еще раз рассмотрите его. (дети выполняют обследование магнита, рассматривают его.)
-Теперь нам нужно проверить, какие предметы притягивает или наоборот, не притягивает магнит. На каждую пару я раздам коробочку, в которой лежат предметы из различных материалов ,вам нужно поделить эти предметы пополам, провести опыт с магнитом и рассказать друг другу какие из этих предметов притягивает магнит, а какие нет. (воспитатель раздает коробочки с материалом, дети исследуют, какие из предметов притягиваются, а какие нет, обсуждают это со своим партнером).
-Ребята, какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Вывод: магниты притягивают только металлические предметы.
Воспитатель:
- А теперь я предлагаю вам ответить на такой вопрос: Как вы думаете, притягиваются ли магнитом предметы через воду? Можно ли достать предмет из воды, не замочив при этом рук? (ответы детей)
Как вы думаете, как мы можем это проверить? (предположения детей)
Чтобы проверить ваши гипотезы ,мы проведем второй эксперимент. Каждая пара получает магнит, стакан с водой и набор металлических предметов, договоритесь, кто из вас будет бросать предмет по одному в воду, а кто будет пытаться достать его, не замочив рук, при помощи магнита.
(после того как дети договорились о распределении обязанностей, воспитатель дает магнит в руки тому ребенку, кто, по договоренности, будет доставать предмет из воды, дети выполняют задание).
- Дети, у вас получилось достать предмет из воды, не замочив рук? (ответы детей) Какой мы можем сделать вывод?
Вывод:магниты притягивают даже через воду, но только железные предметы. Магнит притягивает предметы, потому что действует его магнитное поле.
Физминутка
Игра «Магнит».
Воспитатель:
- Дети, вы отлично справляетесь с заданиями, но в каждой работе необходим перерыв, предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Магнит». Правила такие: сейчас мы будем передавать мяч по кругу, пока играет музыка, вы передаете мяч. Как только музыка остановится, тот, у кого окажется в руках мяч, должен назвать любой предмет, и если магнит этот предмет притягивает, то мы с вами хлопаем в ладоши, а если нет, то топаем ногами, стоя на месте.(игра проводится 2-3 минуты)
Воспитатель:
- Дети, у меня для вас есть еще одно задание. За столом №2 приготовлены игровые маршруты и машинки для каждого, ваша задача – пока звучит музыка прокатить машинку от «Старта» до «Финиша» по игровому маршруту ,не прикасаясь к машинкам за 1 минуту.
Итак, отправляемся к столу №2 нашей лаборатории(дети и воспитатель идут к столу №2. На столах лежит материал на каждого ребенка: пластиковые пластины с нарисованным маршрутом, машинки с металлической вставкой сверху, магнит среднего размера)
- Итак, перед вами предметы, найдите на игровом маршруте слово «Старт» и поставьте на него свою машинку (дети выполняют задание), теперь найдите на игровом маршруте слово «Финиш».
Подумайте и расскажите, как по – вашему, можно переместить машинку от старта до финиша по «указателям - стрелкам», не прикасаясь к машинкам? (дети высказывают свои предположения, останавливаются на предложении «поместить магнит под пластиной и прокатить так машинку по маршруту».Воспитатель включает музыку, дети выполняют задание за 1 минуту).
- Почему у вас получилось прокатить машинку не прикасаясь к ней? (ответы детей: «Потому что к машинке прикреплен магнит, а магнит снизу его притягивает)
- Мы с вами уже выяснили, что магнит притягивает только металлические предметы, номежду магнитом и машинкой у нас находилось игровое поле. Из какого материала оно сделано? (пластика) Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? (ответы детей).
Вывод: магнит притягивает металлический предмет через пластик, потому что у магнита есть магнитное поле.
III. Рефлексивный этап.
Воспитатель:
- Ребята, вы успешно справились с практическими заданиями, теперь я бы хотела увидеть, как вы запомнили свойства магнита, которые сегодня изучили, для этого надо составить схему. (дети и воспитатель проходят к магнитной доске, возле доски на столе находятся картинки с изображением: магнит,вода,пластик,3 картинки с изображением металлических предметов).
Воспитатель:
- Дети, что мы сегодня исследовали? (ответы детей,один ребенок прикрепляет картинку с магнитом к доске).
- Какие предметы притягивает магнит? (ответы детей, дети по очереди крепят на доску картинки с изображением металлических предметов).
-Какие свойства магнита мы изучили? (ответы детей, магнит притягивает металлические предметы через воду и пластик, дети по очереди прикрепляют картинки на доску).
- С кем вы поделитесь знаниями о магнитах?(дети отвечают, воспитатель записывает маркером на доске).
- Что вы узнали нового о магните? (дети отвечают, воспитатель записывает маркером на доске).
(Далее, на столе стоит коробочка с материалом для оценки занятия) Воспитатель: Ребята, если вам понравилось работать в нашей лаборатории, приклейте на доску розовый смайлик, если вы хотите узнать ещё что-то новое о магните, наклейте желтый смайлик.
А сейчас давайте послушаем еще одно обращение профессора, он что-то хочет вам сказать!
Воспитатель включает видеообращение профессора, дети слушают стоя.
Профессор:
- Молодцы, дети, вы смогли составить схему, по ней я вижу, что вы хорошо запомнили изученные сегодня свойства магнита и вам понравилось заниматься научной работой. Это, конечно, не все интересные свойства магнита. Мы еще встретимся с вами и вместе продолжим наше изучение. До свидания, до новых встреч!
Воспитатель:
- А теперь настало время возвращаться в детский сад. Повторяйте за мной: «1,2,3 - повернись, в детском саду вновь очутись»! (дети и воспитатель кружатся на месте, хлопают в ладоши и «попадают обратно в детский сад»).Дети, мы сегодня успешно с вамипоработали!А чтобы вы узнали, где люди применяют магнит в быту или на производстве я приготовила для васальбом с картинками. Может быть, вы самостоятельно узнаете, что – то интересное о магнитах, то эту информацию можно будет записать или зарисовать в этом альбоме (воспитатель вручает альбом детям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебный магнит"
Материал для воспитателей по экспериментированию....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнит и магнетизм»
развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность детей...
Исследовательские проекты в средней группе ДОО. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»...
конспект нод по познавательно - исследовательской деятельности Удивительный магнит
Занимательные опыты, эксперименты пробуждают детей к самостоятельности, поиску причин. Способу действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Дидакти...
конспект нод по познавательно - исследовательской деятельности Удивительный магнит с презетацией
Удивительный магнит с презентацией...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Магнит-фокусник»
Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Магнит-фокусник» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально- коммуник...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...