Цель: познакомить детей с характерными признаками осени, с явлениями природы- листопадом, полюбоваться на то, как меняется цвет листьев, как они падают, объяснить- какого они цвета, с каких деревьев. Развивать наблюдательность, поисково-исследовательскую деятельность. Формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности. Воспитывать умение радоваться прекрасному, бережно относиться к природе.
Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, социально- коммуникативная, восприятие художественной литературы, трудовая, двигательная, игровая.
Средства: Опавшие листья деревьев, растущих на участке: березы, тополя, рябины, грабельки, лопатки.
Способы: Художественное слово, драматизация, показ, подвижная игра, индивидуальная работа, поощрения, рефлексия.
Рефлексия: Итог прогулки.
Структура проведения прогулки.
1. Наблюдение за признаками осени.
Цель: Формировать умение определять время года по характерным
признакам, расширять представления детей об осени. Познакомить с природным явлением – листопад. Имение любоваться ею.
Ход: Воспитатель высыпает из корзинки листья разного цвета, дети любуются. Воспитатель читает стихотворение А.Рябинка:
Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят! Разноцветные, резные, Словно кистью расписные... Осень краски подарила Листья в пляску закружила.
Обратить внимание детей на деревья, которые растут на участке, закрепить названия деревьев: береза, тополь, рябина. Спросить у всех ли деревьев одинаковые листья. Дети рассматривают листья, сравнивают их по величине, форме и по цвету. Убеждаются, что у листьев разных деревьев различная окраска.
Воспитатель предлагает полюбоваться, как летят листочки, еще раз обратить внимание какой они формы, цвета, куда падают.
Листья желтые танцуют, С веток падают, летят. Эту сказку золотую
Называют «листопад».
2. Исследовательская деятельность.
Цель: Способствовать формированию у детей устанавливать причинно- следственные связи в природе. Развивать наблюдательность.
«У березки постоим, на нее мы поглядим»
Рассмотреть с детьми листья березы. Рассказать, почему ее называют лиственным деревом, определить, где больше желтых и где зеленых листочков - вверху или внизу дерева.
Вывод: Листочки желтеют, потому что на улице становится холоднее.
3. Трудовая деятельность.
«Не мешайте мне трудиться!»
Цель: Формирование позитивной установки к трудовой деятельности. Учить пользоваться граблями, согласовывать свои действия с действиями других детей.
4.Подвижная игра «Листопад»
Цель: Продолжать развивать двигательную активность детей. Развивать ориентировку в пространстве, ловкость. Быстроту. Способствовать соблюдению правил игры.
Ход игры: В руках у детей листочки, воспитатель читает текст, а дети выполняют движения.
Мы - листочки, мы-листочки,
Мы - осенние листочки.
(Дети стоят, держат в руках листочки)
Мы на веточках сидели, Дунул ветерок – полетели. Мы летали, мы летали- Все листочки так устали.
(Разбегаются врассыпную. Бегают, помахивая листочком) Перестал дуть ветерок-
Все уселися в кружок.
(Садятся на корточки, листочки держат над головой) Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
(Разбегаются врассыпную)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. (Подкидывают листья вверх)
Игра повторяется по желанию детей.
4. Индивидуальная работа
«Прыгнем в круг».
Цель : Упражнять в прыжках вперед на двух ногах, развивать
координацию движений, воспитывать целеустремленность.
Выложить из осенних листьев круг, предложить детям запрыгивать в круг, приземляясь на обе ноги.
5. «Поиграй-ка»
Самостоятельная игровая деятельность детей с любимыми игрушками, песком.
Рефлексия: Дети рассказывают о том, что они делали, что им понравилось (установка на положительное отношение к миру природы).