Проект "Коренные народы Прибайкалья"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Информационно-творческий проект с воспитанниками "Коренные народы Прибайкалья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_korennye_narody_pribaykalya.docx | 257.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Белочка»
Информационно-творческий проект
«Коренные народы Прибайкалья»
Авторы:
Баулина Валентина Михайловна, учитель- логопед,
Кравченко Наталья Васильевна, воспитатель.
г. Тайшет
Иркутская область
2023 г
Паспорт проекта
Название проекта | Информационно-творческий проект «Коренные народы Прибайкалья» |
Разработчик проекта | Баулина Валентина Михайловна, учитель- логопед, Кравченко Наталья Васильевна, воспитатель. |
Участники проекта | Воспитанники подготовительной группы комбинированной направленности, родители, воспитатели, педагоги детского сада |
Эксперт проекта | заместитель заведующего по УВР. |
Тип проекта | Информационно-творческий, краткосрочный |
Сроки реализации | 11.11-22.11.2023г. |
Назначение проекта | Данный проект направлен на создание единого пространства по формированию знаний детей о коренных народах Прибайкалья, расширению кругозора, развитию связной речи воспитанников, повышение компетентности родителей по вопросам толерантного воспитания дошкольников; на воспитания чувства гордости и любви к родному народу, малой Родины. |
Актуальность проекта | В современных условиях проблема патриотического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование нравственных и духовных основ. С одной стороны дети-дошкольники с |
Цель проект | Создать условия для развития познавательных, речевых и творческих способностей детей в процессе разработки и реализации проекта «Коренные народы Прибайкалья»,для раскрытия профессионального потенциала педагогов детского сада по патриотическому воспитанию детей, для позитивного включения родителей в общесадовские дела. |
Задачи проекта | 1.Вовлечь воспитанников в творческую и практическую деятельность по изготовлению куколок народностей Прибайкалья через знакомство с разными этносами Прибайкалья (русские, буряты, эвенки, тофалары) местом обитания, обычаями и традициями, отличиями внешнего вида, знакомство с жилищами разных народов Прибайкалья, с их бытом, их укладом, с национальными костюмами народов Прибайкалья; 2.Помочь воспитанникам в развитии речи посредством изучения характерных особенностей коренных народов Прибайкалья, изучения фольклора через расширение кругозора, словарного запаса и связной речи. 3. Воспитать эстетические чувства, уважительное отношение к наследию своего народа, толерантности к людям других национальностей; 4.Вовлечь педагогов в практическую деятельность по реализации проекта. 5.Вовлечь родителей в процесс совместного творческого взаимодействия с детьми и педагогами. 6.Улучшить предметно-развивающую среду в группе. |
Ресурсное обеспечение проекта | Наличие мультимедийного оснащения для проведения презентаций, показов фильма познавательного характера; Наличие демонстрационного и иллюстративного материала для проведения мероприятий с детьми. |
Результаты проекта |
|
Перспективы дальнейшего развития проекта | Ежегодное проведение данного проекта в подготовительных группах детского сада. |
Проект «Коренные народы Прибайкалья»
в подготовительной к школе группе комбинированной направленности.
Успешная реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования невозможна без признания важности дошкольного периода детства, как первой ступени образования и воспитания. Развитие дошкольников должно протекать при создании благоприятных условий в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (ФГОС ДО п.1.6, подпункт 4).
В связи с этим решая задачи, обозначенные современными тенденциями государственной образовательной политики, дошкольное образовательное учреждение разработало основную образовательную программу дошкольного образования МКДОУ детского сада «Белочка» на основании ФОП ДО с включением регионального компонента в виде парциальной программы «Байкал – жемчужина Сибири».
Благодаря региональному компоненту образования дети получают:
-экологические знания и представления о Байкале, как экологической системе, которая предполагает не только формирование представлений, но и формирования бережного отношения к экосистеме;
- активизацию самосознания россиянина – сибиряка, проживающего в Прибайкалье;
- воспитание интернационального чувства толерантности и уважения к наследию народов Прибайкалья.
В ходе реализации основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада «Белочка» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности осуществляется долгосрочный проект «Байкал – жемчужина Сибири».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания не только об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале и о коренных жителях Прибайкалья.
Образовательная деятельность с воспитанниками по реализации проекта строится с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Реализация проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие. Дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки познавательно-исследовательской деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.
Вся работа по проекту строится согласно календарно-тематическому планированию:
Месяц | |
Сентябрь | Байкал-жемчужина Сибири. Уникальность озера. |
Октябрь | Сказки и легенды дедушки Байкала. |
Ноябрь | Краткосрочный проект «Народы Прибайкалья» |
Декабрь | Растительный мир Прибайкалья. |
Январь | Научно-практическая конференция «Животный мир Прибайкалья» |
Февраль | Спасём и сохраним Байкал. Экосистема Байкала. |
Март | Научно-практическая конференция «Серебристое богатство Байкала»». |
Апрель | Памятные места Байкала. |
Май | Отдых на Байкале. |
В рамках проекта «Народы Прибайкалья» решаются задачи по формированию представлений о многообразии культур народов, живущих вокруг Байкала и их взаимосвязи.
Задачами проекта «Народы Прибайкалья» являются:
- Знакомство с разными этносами Прибайкалья (русские, буряты, эвенки, тофалары) местом обитания, обычаями и традициями, отличиями внешнего вида, знакомство с жилищами разных народов Прибайкалья, с их бытом, их укладом, с национальными костюмами народов Прибайкалья;
- Воспитание эстетического чувства, уважительное отношение к наследию своего народа, людям других национальностей;
- Расширение кругозора словарного запаса и связной речи.
Проведение проекта «Народы Прибайкалья» спланировано следующим образом:
Дни недели | Тема дня | Совместная деятельность взрослого с детьми | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | Взаимодействие с родителями | |
Непосредственная образовательная деятельность (групповая, подгрупповая) | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Понедельник | Вхождение в тему Создание проблемной, мотивационной ситуации.
Мы такие разные: русские- сибиряки. | Вхождение в игровую ситуацию: дети вживаются в тему через решение проблемной ситуации « Кто пришёл к нам в гости?» | Альбом для рассматривания «Народы России»; Карта России и Иркутской области; Альбом для рассматривания «Жилища коренных народов Прибайкалья»; «Ателье»- игры с бумажными куклами: одежда сибиряков. | Помощь в создании библиотеки: иллюстрированный материал, художественная литература по теме. | |
1.Познавательное развитие - «Народы России. Кто живёт в Прибайкалье?; 2.Экскурсия в мини-музей в МКДОУ «Русская изба»; 3.Физкультурное занятие – игры народов России; 4.Конструирование- Жилища коренных народов Прибайкалья; 4.Вечер «Сейчас узнаем» - Сказы и легенды народов Прибайкалья. | Работа с раскрасками «Народы Сибири» | ||||
Вторник | Мы такие разные: буряты | 1.ФЭМП- счет народов Прибайкалья. 2.Подготовка к обучению грамоте- бурятский фольклор; 3.Музыкальное занятие- хороводы: русский, бурятский «Ёхор»,эвенкийский- «Дэрёдэ»; 4.Сюжетно-ролевая игра «Бурятский праздник». | Дидактическая игра «Чей сувенир?»; «Сложи разрезную картинку»(по теме недели); Работа с раскрасками «Народы Сибири»; Сюжетно-ролевая игра «Бурятский праздник»; Создание коллекции «Дары сибирской тайги». | Альбомы для рассматривания «Народы России –буряты», «Промыслы и ремёсла народов Прибайкалья», «Изделия из кожи, бересты, дерева». «Ателье»- игры с бумажными куклами: одежда бурят. | Пополнение центра научно-познавательной литературой и иллюстрациями. Изготовление тряпичной куклы в национальной одежде бурят. |
Среда | Мы такие разные: эвенки | 1.Подготовка к обучению грамоте - эвенкийский фольклор; 2.Рисование - орнаменты народов Прибайкалья; 3.Физкультурное занятие –эвенкийска игра- «Быстрый олень». | Дидактическая игра «Таёжные угощения»; Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»; Работа с раскрасками «Народы Сибири»; Прослушивание народных песен и музыки народов Сибири. | Ателье»- игры с бумажными куклами: одежда эвенков. | Изготовление тряпичной куклы в национальной одежде эвенков. |
Четверг | Мы такие разные: тофалары (карагасы) | 1.Подготовка к обучению грамоте - тофаларский фольклор; 2.Лепка- «ОЛЕНЬ- культовое животное народов Прибайкалья»; 3.Музыкальное занятие- песни тофаларов. | Сюжетно-ролевая игра «Стойбище». Подвижная игра «Смелые охотники и оленеводы». Прослушивание народных песен и музыки народов Сибири. | Альбом для рассматривания «Народы России – тофалары. «Ателье» - игры с бумажными куклами: одежда тофаларов. | Изготовление тряпичной куклы в национальной одежде тофаларов. |
Пятница |
Мы такие разные: коренные народы Прибайкалья. | Развитие речи- фольклор народов Прибайкалья. | Сюжетно-ролевые игры «Ярмарка», «Поездка по Сибири»; Дидактическая игра «Путешествие по Прибайкалью». | Объединенная выставка книг; «Ателье» - игры с бумажными куклами: одежда народов Прибайкалья; Лото «Чей наряд?»; «Собери картинку»; Создание альбомов «Традиции и обычаи сибирского народа», « Быт коренных народов Прибайкалья». | Детско-родительский досуг: «Посиделки за круглым столом «Вместе дружная семья». Создание мини-музея «Игрушки народов Прибайкалья». |
Завершается проект «Народы Прибайкалья» детско - родительским досугом «Посиделки за круглым столом «Вместе дружная семья».
Работа по тематической неделе «Народы Прибайкалья» предполагает взаимодействие всех участников: детей, родителей, педагогов.
Итогами проекта является то, что:
- дети получили знания об образе жизни, национальных традициях, культуре народах Восточной Сибири: бурятах, эвенках, тофаларах, у них заметно пополнился словарный запас и улучшилась связная речь.
- дети приобрели умение узнавать и различать коренные народы Сибири по национальной одежде.
- у детей сформировалось толерантное отношение к людям разных национальностей.
- дети реализовали творческий потенциал в различных видах деятельности.
Список используемой литературы.
- Ангарские бусы: Байкальские сказки/ В.П.Стародумов; Худ. Р.Н.Бардина. Иркутск: Вост.-Сиб, кн. Изд-во, 1991г.
- Байкала-озера сказки Сост. Н. И. Есипенок. – Иркутск, 1989.
- Буряты: культура, традиции, обычаи / сост. Е.А.Шульгина; худож. Сергей Григорь-ев. Иркутск: Изд. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2008. - 40 с.: цв. ил. (Мы живем вокруг Байкала).
- Киселёва Е.В. Основы декоративного проектирования для детей. Художественная роспись. Иркутск 2000г.
- Сборник "Народы Сибири"/ Национальные костюмы народов Сибири. Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956г.
- Тофалары. Культура, Традиции. Обычаи/ Сост. Е.И.Шульгина.- Иркутская областная детская библиотека им. М.Сергеева,2010г.-51с.
- Удивительное путешествие «Сибирячка» по Байкалу / под ред. С.Н. Асламова, С.М. Сергиенко, .- Иркутск: ред. Журнала « Сибирячок»,2002
- Эвенки: культура, традиции, обычаи / сост. Е.А.Шульгина; худож. Сергей Григорь-ев. Иркутск: Изд. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2009. - 46 с.: цв. ил. (Мы живем вокруг Байкала)
«Посиделки за круглым столом «Вместе дружная семья».
Детско - родительский досуг.
Цель: создать условия для воспитания в детях уважения к национальным культурам коренных народов Прибайкалья.
Задачи:
- Обобщать знания детей о коренных народах Прибайкалья;
- Воспитывать чувство гордости за родной край;
- Формировать положительные эмоциональные чувства;
- Способствовать укреплению детско-родительских отношений.
Оборудование: куклы в национальных одеждах русских, бурят, эвенов, тофаларов; амулеты для детей; музыкальное сопровождение.
Ход досуга.
- Приветствие.
Гостей праздника встречает педагог в русском народном костюме и приглашает занять места за столами (столы расположены в форме круга).
- Проходите, гости дорогие, мы рады вас приветствовать на наших Сибирских посиделках.
-Сегодня на посиделки к нам пришли ваши родители.
-Посмотрите, ещё какие интересные гости к нам сегодня пришли (указывает на кукол в национальных костюмах). Хотите ли вы узнать, что это за куклы?
- Мы всю неделю говорили о коренных народах Прибайкалья. А кто их назовёт.
- Молодцы.
- Ребята, а как вы думаете, почему я пришла сегодня на посиделки в русском сарафане?
- Правильно, потому что я -русская Сибирячка. Я родилась на Байкале, училась в Иркутске, а сейчас живу в Тайшете. Мои родители, родители моих родителей жили на Байкале, потому я коренная русская сибирячка.
2. Рассказ о куклах и жизни тофаларского народа.
- Ребята, а вы знаете, что мама Полины, Елена Игоревна, родилась в посёлке Алыгджер. А вы знаете, где он находиться? Давайте спросим у неё и послушаем рассказ про куклы, которые она нам принесла.
Рассказ мамы о национальном костюме и об особенностях жизни тофаларов.
3. Рассказ о куклах и жизни бурятского народа.
- Рядом с моими родителями жила семья коренных бурят. ( показываются куклы в национальных костюмах бурят)
-О жизни семьи бурят нам расскажет семья Матвея, это они принесли таких замечательных кукол.
Матвей
Как гласит преданье,
Триста лет назад
Встретились в Сибири
Русский и бурят.
Русский земледелец
Возле Ангары
Ковырял лопатой
Кочки да бугры.
Пас бурят отару
Где – то в стороне.
И к нему подъехал
Русский на коне.
«Санбайну-у!» - гортанно
Прокричал бурят.
Это означало:
«Здравствуй, русский брат!»
Русский улыбнулся
И сказал: «Привет!»
С незнакомым другом
Разделил обед.
С той поры частенько
Виделись они:
Ближе у обоих
Не было родни.
Рассказ мамы о национальном костюме бурятского народа и об особенностях жизни бурят.
- Эту куклу зовут Тиана, а богатыря Батыр. Они очень любят танцевать национальный бурятский хоровод – Ёхор и приглашают всех на хоровод.
4. Музыкальная пауза. Звучит национальная бурятская музыка и водится хоровод.
5. Рассказ о куклах и жизни эвенкийского народа.
- С куклами Таянэ и Ятоном нас познакомит Лера и её мама Татьяна Николаевна.
Рассказ мамы о национальном костюме и об особенностях жизни эвенков.
- Лера вместе с куклой Таянэ приготовила для вас эвенкийские загадки. Готовы ли вы их отгадать?
С горы выстрелило, тепло стало
(солнце)
Седой старичок век живёт
(Байкал)
В Байкале много, в Лене и Витиме нет.
(омуль)
Красная птица весь день летает,
А вечером на землю садиться
(солнце)
Вечером бел, ночью жёлт.
(месяц)
- Татьяна Николаевна приготовила для вас маленькие омулеты, и сейчас с Лерой они вам подарят.
6. Рассказ о куклах русского народа.
-Ребята, про каких кукол мы забыли поговорить?
- Может, вы сами расскажете родителям, что вы о них знаете? (рассказ детей по цепочке).
7. Заключение.
-Сегодня мы узнали много интересного, увидели много красивого. А кто-нибудь из может сказать, почему наши столы стоят таким кругом?
- Правильно, ребята, потому что народы разных национальностей живут рядом дружно, мирно и счастливо.
Дети: Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – едины.
Вместе мы непобедимы.
В. Орлов
-Какие вы молодцы, ваши родители, что так мы поучительно и интересно посидели на сегодняшних посиделках.
-Но у русских есть один очень хороший обычай- угощать хлебом-солью и чаем гостей своего дома. Разве мы будем нарушать этот обычай?
- Тогда русская красавица Ольга и Иван приглашают вас на чаепитие.
8. Чаепитие совместное родителей и детей. На столах ребят ждут блюда национальной кухни коренных народов Прибайкалья.
Аналитическая записка по реализации
информационно-творческого проекта
«Коренные народы Прибайкалья»
Обучение и воспитание подрастающего поколения перед педагогами ДОО ставит повышенные требования к содержанию обучения и воспитания. Нужно не научить воспитанника определённым знаниями умениям, а сформировать у него любознательность, активность, желание узнавать новое, заложить основы патриотического воспитания.
Требования ФГОС увеличивают ответственность педагогов при использовании различных методов и приёмов, заставляют искать и использовать и передовые технологии. Чтобы повысить эффективность занятий и увеличить заинтересованность детей в детском саду используются в работе различные технологии, одной из которых является технология проектной деятельности.
Составляя проект, я учитывала, что дети с ОНР с трудом пересказывают рассказы, составляют описательные рассказы и рассказы из собственного опыта. Работа по развитию связной речи включает и работу по развитию и расширению словаря, совершенствованию лексико-грамматических навыков, навыков словообразования, она трудоёмка и зачастую однообразна. Дети с ОНР не всегда активны на занятиях, редко проявляют инициативу, предпочитают больше слушать, чем говорить.
Главный акцент был сделан на заинтересованность детей, с учётом перспективы «зоны ближайшего развития».
Реализация проекта не вызывала особых затруднений. Воспитатели тщательно продумывали решение задач, которые стояли перед детьми на каждый день. При возникновении вопросов, проблем –всё решалось быстро и оперативно, так как проект недельный.
В своей работе педагоги ориентировались не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и становлении мотивационной сферы. Ведь именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал национальной культуры. Поэтому очень важно было разбудить в детях интерес к истории родного края.
Воспитатели на занятиях включали познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей. Содержание занятий представлялись сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятия позволяли сохранить специфику дошкольного возраста.
Учителем-логопедом были проведены согласно перспективному планированию фронтальные занятия по подготовке к обучению грамоте на материале фольклора коренных народов Прибайкалья.
Органично вписалось включение фольклора коренных народов Прибайкалья в подгрупповые логопедические занятия, что помогало совершенствовать речь у детей с ОВЗ. Это позволяло детям с ТНР быть наравне со всеми, быть активными участниками процесса, вселяло в детей уверенность, позволяло вводить в речевую практику исправленные недостатки.
Включение родителей в реализацию проекта было естественно и органично: они своим отношением к другим народам, к истории своего края показывали пример для подражания своим детям. Они были активными помощниками педагогов в формировании содержательной предметно-развивающей среды: в изготовлении атрибутам к играм, кукол, жилищ; в формировании детской познавательной библиотеке.
Итогом проекта было проведение детско-родительского досуга: «Посиделки за круглым столом «Вместе дружная семья» и создания мини-музея «Игрушки народов Прибайкалья».
На празднике дети не только исполняли песни, танцы, игры разных народов, но угощались различными народными блюдами.
Проект получился содержательным, познавательным для всех участников.
У детей расширился кругозор: дети получили знания об образе жизни, национальных традициях, культуре народах Восточной Сибири: бурятах, эвенках, тофаларах, у них заметно пополнился словарный запас и улучшилась связная речь.
Дети приобрели умение узнавать и различать коренные народы Сибири по национальной одежде.
- у детей сформировалось толерантное отношение к людям разных национальностей.
- дети реализовали творческий потенциал в различных видах деятельности.
У педагогов повысился теоретический уровень, раскрылся профессиональный потенциал и личностный профессиональный рост.
У родителей повысился уровень патриотического сознания: они активно включились в реализацию проекта: сделали
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта все поставленные цели достигнуты, задачи решены.
На основе проделанной работы по реализации проекта были созданы условия:
-для развития познавательных и творческих способностей детей, для активизации коммуникативной функции речи, для обогащения словаря и улучшения произносительной стороны речи;
-для педагогов детского сада по самореализации профессиональных качества;
- для позитивного включения родителей в детсадовские дела.
Заключение
Проект получил положительные отклики у педагогов детского сада. Работа была интересна, увлекательна, информативна. При изменяющей мотивационной составляющей дети на протяжении всего проекта были активны, инициативны. С большим интересом дети слушали сказки, знакомились с фольклором и заучивали стихи.
Родители стали более внимательно относится к своим детям, пониманию важности патриотического воспитания для формирования личности ребенка. Они стали более активными в жизни деятельности детского сада.
Проект также получил положительный отзыв и со стороны методической службы детского сада. В фойе детского сада, возле стенда « Байкал- жемчужина Сибири», была организованна выставка детских работ «Быт коренных народов Прибайкалья».
История нашего Прибайкалья, как многонационального региона, сложна и многообразна.
Знание истории и культуры своих предков поможет в дальнейшем с уважением и интересом с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народы Прибайкалья
Создать условия для знакомства исторического прошлого народов Прибайкалья, иметь первичные представления, проявлять интерес, воспитывать дружественные отношения Дети должны знать и уважать ...
"Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей, культурой народов Прибайкалья»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Перспективное планирование в подготовительной группе Тема: «День народного единства. Народы Прибайкалья» (Р/Ф)
Задачи: Углублять представления о Родине – России, о государственных праздниках. Дать элементарные сведения об истории России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспи...
Картотека "Подвижные игры народов Прибайкалья"
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, выносл...
технологическая карта по краеведению "Коренные народы Прибайкалья"
Технологическая карта для детей старшего возраста " Коренные народы Прибайалья"...
Республиканский фестиваль-олимпиада по традиционной культуре народов Прибайкалья
Организация Республиканской фестиваль-олимпиады по традиционной культуре народов Прибайкалья, на базе нашего детского сада "Булжамуур"....
Технологическая карта НОД инновационных педагогических технологий Тема: Коренные народы Прибайкалья. Возрастная группа: подготовительная логопедическая группа
Цель: формирование знаний о быте, культуре, традициях через путешествие в прошлое в познавательно-исследовательской деятельности.Задачи: обогащать активный словарь существительными, обозначающими пред...