" Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста посредством игр с интерактивным глобусом и коллекциями"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Кравченко Наталья Васильевна

Материал содержит опыт работы по формированию естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста посредством игр с интерактивным глобусом и коллекциями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Управление образования администрации Тайшетского района

                                   Муниципальное казенное дошкольное

                    Образовательное учреждение детский сад «Белочка»

Районный методический семинар для педагогов дошкольного образования

                                                    Тайшетского района

«Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у детей

дошкольного возраста через использование инновационных форм и методов

образовательной деятельности»

Опыт работы по теме: «Формирование естественно-научных представлений

детей дошкольного возраста посредством игр с интерактивным глобусом и коллекциями»

                                                       Воспитатель 1 квалификационной категории

                                                                             Кравченко Наталья Васильевна                        

                                                            г. Тайшет

                                                   Иркутская область

                                                               2023г

Формирование естественно-научных представлений детей дошкольного                                                                                 возраста посредством игр с интерактивным глобусом и коллекциями.    

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле, развитие любознательности и познавательного интереса к окружающему миру.

 Окружающий мир начинает волновать малыша уже с первых месяцев жизни, а подрастая он интересуется им очень активно. И вот начинают сыпаться вопросы о том, что такое планета, а где находится такая страна, а почему мы не падаем, если Земля круглая и прочее. Такие вопросы возникают уже после 4-5 лет. Я считаю, что познакомить ещё совсем маленького ребёнка с некоторыми географическими понятиями, лучше в интересной и увлекательной форме. Главное здесь идти от запросов и интереса детей.

 Занимаясь вопросами формирования естественно-научных представлений детей дошкольного возраста, я обнаружила, что одним из проблемных мест данного вопроса является недостаточная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды по данной теме. Разрешить данную проблематику мне удалось посредством неординарного инфраструктурного решения. В группе появился большой глобус и разнообразные коллекции, которые обеспечивают знакомство детей с географическими понятиями, раскрывают географические особенности разных континентов и её обитателей.

 Эти предметы помогли не только систематизировать разрозненные естественно-научные представления детей о мире, но и сделать этот процесс интересным и увлекательным для детей. Ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольника, а глобус и коллекции являются интерактивными.

 Интерактивный-означает «содержащий элемент взаимодействия с пользователем, зрителем или читателем». Иными словами, это то, что находится в свободном доступе, что ребёнку можно потрогать, с чем можно поиграть.

 Для изготовления глобуса я взяла спортивный гимнастический мяч голубого цвета. Материки изготовлены из фетра, что позволяет легко прикреплять и откреплять с фетра съёмные элементы на липучке, в качестве которых выступают изображения различных географических объектов (горы, леса, песок), животных и растений.

 В группе собраны также различные интерактивные тематические коллекции «Холодные страны», «Жаркие страны», «Морское дно и его обитатели», «Ракушки», «Полезные ископаемые», «Полудрагоценные камни России».

 Благодаря коллекциям дети знакомятся с ландшафтом, погодными условиями, флорой и фауной различных уголков земли, традициями и обычаями, предметами быта и костюмами различных народов Земли.

 Нельзя не сказать о включении родителей в создание интерактивных коллекций и глобуса. Без партнёрства, такую образовательную практику реализовать было бы невозможно. Всё это собрано и изготовлено совместными усилиями педагога, детей и родителей, и являются постоянно пополняемым.

 Посредством взаимодействия с глобусом и коллекциями, дети в игровой форме получают ответы на такие вопросы как: что такое Земля и солнечная система, карта и глобус, почему день сменяет ночь, какие материки есть на нашей планете, и кто на них обитает и множество других вопросов которые помогают детям познакомиться с окружающим миром.

 Существенным дополнением в этой работе служат современные информационные технологии, для активизации познавательной активности и интереса детей активно использую экран, компьютер, музыкальный центр. Всё это вместе помогает отрывочные знания детей связать в единую картину мира, предоставляет им возможность делать открытия и путешествовать, наблюдать, задавать вопросы и предлагать свои нестандартные и интересные объяснения тому, что их окружает.

 Данная образовательная практика обеспечивает развитие любознательности и познавательной активности дошкольников, способствует глубине, прочности, осознанности формируемых естественно-научных представлений о Земле, развивает речь и пополняет словарный запас детей, развивает наблюдательность, умение делать выводы, выдвигать гипотезы, проявлять инициативу и самостоятельность.

        Варианты игр с интерактивным глобусом и коллекциями:

  1. Игра «Обитатели морей и океанов».

Цель: Развивать умение сопоставлять (соотносить) карту и глобус. Закрепление знаний о различных видах животных и месте их обитания.

Игровые атрибуты: интерактивный глобус, географическая карта для детей «Наша планета, животный и растительный мир», карточки-фигурки животных разных континентов и океанов на липучке.

Содержание игры: найти каждому животному своё место обитания (свой дом) на глобусе, ориентируясь на собственные естественно-научные представления и пользуясь «подсказками-изображениями» географической карты.

       2.Игра «Что и где?»

Цель: Развитие умения соотносить цветовое обозначение рельефа на географической карте и глобусе с обозначением на карточке.

Игровые атрибуты: интерактивный глобус, географическая карта для детей «Наша планета, животный и растительный мир», карточки на липучке с изображениями рельефа, особенностей рельефа, особенностей природы (горы, пустыни, лес, вода (океан)).

 Содержание игры: найти на карте место, соответствующее изображению на каточке (горы, пустыни, лес, вода (океан)), ориентируясь на цвет. Соотнести с глобусом, найти необходимый материк, разместить на нём карточку.

  1. Игра с интерактивной коллекцией «Холодные страны»

Цель: Закрепление знаний о природных условиях Северного и Южного полюсов.

Игровые атрибуты: интерактивная коробка «Холодные страны» (фигурки животных, птиц проживающих данной местности, людей, домов, транспорт).

Содержание игры: Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей.

     

  1. Игра с интерактивной коллекцией «Жаркие страны».

Цель: закрепление знаний о природных условиях стран с жарким климатом.

Игровые атрибуты: интерактивная коробка «Жаркие страны» (фигурки животных, птиц проживающих данной местности, людей, домов транспорт).

Содержание игры: сюжетно-ролевая игра по замыслу детей.

     

  1. Игра «Будем знакомы!».

Цель: Знакомство с коренными народами различных континентов, их традициями и обычаями.

Игровые атрибуты: интерактивный глобус, интерактивная коллекция кукол в национальных костюмах, карточки  на липучке с изображением особенностей быта, традиций, обычаев (юрта, вигвам, иглу, костюмы и др.).

Содержание игры: найти на карте место, соответствующее изображению на карточке (горы, пустыни, лес, вода (океан)), ориентируясь на цвет. Соотнести с глобусом, найти необходимый материк, разместить на нём карточку.

   

         

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формирование элементарных географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»

      Одной из главных задач дошкольного образования в настоящее время является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способству...

Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством настольных игр»

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усв...

Консультация "Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством произведений русского народного фольклора".

Предложенная вам консультация рассматривает устное народное творчество в ключе инструмента к развитию эмоционально-ценностных представлений у детей....

«Развитие и формирование элементарно-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

целенаправленное развитие игровых приёмов и дидактических игр, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников....

Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...