Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Голдовская Маргарита Владимировна

Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.

Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

     Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники среднего дошкольного возраста.

Продолжительность: долгосрочный: сентябрь - май

     Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_proekt_na_2023-2024_10_gruppa.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №44 «Красная Шапочка»

ПРИНЯТО                                                                          УТВЕРЖДАЮ                                                                                             педагогическим советом МБДОУ                                   Заведующий МБДОУ                                                                    «Детский сад № 44                                                             «Детский сад № 44»                                                                       «Красная Шапочка»                                                            «Красная Шапочка»                                              От_____Протокол №_____                                               «___»________2022 г.

Приказ № ______

Проект

по экологическому воспитанию

дошкольников

«Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя»

в средней группе детского сада №10

на 2023 – 2024 учебный год

Воспитатели:

Голдовская М.В.

Пчелина Г.П.

Смоленск

2023


Актуальность проекта

      В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

      Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.

      Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

     Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники среднего дошкольного возраста.

Продолжительность: долгосрочный: сентябрь - май

     Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
 

Образовательные цели:

Социально – коммуникативные:

- освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;

- помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;

- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;

- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;

- воспитывать культуру поведения в природе.

Познавательные:

- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;

- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;

- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;

- формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.

Речевое развитие:

- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;

- ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);

- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;

- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.

Художественно – эстетические:

- развитие воображения;

- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумаги, ткани, природного и бросового материала);

- знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;

- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Физическое развитие:

- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- формирование у детей потребности в двигательной активности;

- учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;

- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.

     

Задачи проекта:

1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.

2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности.

3. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.

3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.

 4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников: - развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы; - прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний; - обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы; - создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; - участие в экологических акциях и проектах.

 5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми;

создание условий, необходимых для реализации проекта;

обогащение предметно-развивающей среды;

сбор и анализ литературы по данной теме;

разработка плана реализации проекта;

подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,

загадок, подвижных игр;

разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию

Основной  этап работы:

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Заключительный этап:

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

      Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).

Формы работы с детьми: - различные виды игр экологического содержания: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д.,

 - чтение художественной и научно-популярной литературы, - экологические акции,

 - труд в природе, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии и др.

 - создание детских рукописных книг,

- рисование, лепка, аппликация,

 - слушание музыки.

Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям. Памятки, буклеты по экологическому воспитанию.

          Проект является средством решения задач образовательной области «Познавательное развитие» реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования. Проект  реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.

Ожидаемые результаты:

1. организация предметно-развивающей среды экологической направленности;

2. расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте человека в ней;

3. повышение экологической компетентности родителей, их социальной активности;

4. проявление интереса к объектам и явлениям природы.

5. бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;

6. стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

7. умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

План работы группы по проекту 2023-2024  учебный  год:

 

Мероприятия

Сроки исполнения

• Знакомство   родителей с  проектом

 Анкетирование родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

 •    Беседа «Что такое природа»

Сентябрь

 •  Беседа «Знакомство с Эколятами - юными защитниками природы»

•  Разработка конспекта НОД  по ознакомлению с окружающим миром «Юные защитники природы» и его проведение.

∙       4 октября - Всемирный день животных.
Беседа «Животные нашего леса» .

  Конкурс поделок из природного материала

        «Золотая осень»

Октябрь

∙       4 ноября «Синичкин день». Проект (Занятие) «Покормим птиц зимой»

  НОД «Как помочь птицам зимой»

∙       Проведение акции «Покормите птиц зимой».

∙       Оформление альбома «Перелетные и зимующие  птицы нашего края»

Ноябрь

∙   Изготовление плаката: « Берегите  ёлку, ведь она живая!

              Не губите ёлку,    к празднику срубая!

 ∙  Беседа: «С кем дружит ель»

∙   НОД   Рисование «Елочка пушистая»

 Конкурс поделок из бросового материала «Елочка красавица»

Декабрь

∙        НОД «Зимовье зверей»

∙        Выставка рисунков «Зимняя сказка».

Январь

    НОД «Как узнать растение»

∙    Изготовление экологических знаков «Правила поведения в      природе».

   Изготовление дидактических игр: «Что растёт в лесу?».

Февраль

       Акция «Вторая жизнь ненужным вещам»

     Посадка растений «Огород на окне»

    Рисование «Будь природе другом!»

Март

∙       22 апреля – День Земли. Участие в познавательной экологической программе   «Земля, она у нас одна! Она для жизни нам дана»

∙       Выставка плакатов, рисунков на тему «Сохраним планету нашу»

∙     НОД.  Лепка:  «Голубая планета»

∙       Совместно с родителями изготовление значков и пилоток «Юные Эколята».

Апрель

∙      Викторина «Сохраним природу вместе»

      Высадка рассады на огород детского сада.

     «Зеленая линейка» -  (Отчёт о проделанной работе)

Май

Список литературы:

1. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебноепособие. - М., педагогическое общество России, 2010.

2. Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2019

3. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2018.

4. -Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

5. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» ,2010г.

6. Рыжова Н. А. ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»: М. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя"

Обобщение опыта работы "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя". Использование педагогами инновационных подходов в воспитании экологической культуры и природолюбия у детей старшего д...

Обобщение опыта работы "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя"

Использование педагогами инновационных подходов в воспитании экологической культуры и природолюбия у детей старшего дошкольного возраста...

«Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя!».

ldquo;Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и ум...

Экологический проект "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя"

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...

«Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя»

Проект «Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя» Цель:- формировать экологическую культуру, расширять представление детей оприроде родного края, о взаимосвязях в ней и способах...

Конспект занятия в старшей группе "Без воздуха, друзья, нам прожить никак нельзя".

Цель: формировать представления детей о свойствах воздуха, значения его для человека, животных и растений.  ...

Проект в младшей группе на тему «Без экологии друзья, нам прожить никак нельзя»

Проект в младшей группе по экологическому воспитанию...