Конспект ООД в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» по ФЦКМ: «Уж небо осенью дышало...»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Марина Александровна Логунова

Конспект по образовательной области "Познавательное развитие" по формированию целостной картины мира "Уж небо осенью дышало.." в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_ftskm_uzh_nebo_osenyu_dyshalo.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

с детьми старшей группы по образовательной области

«Познавательное развитие»: формирование

целостной картины мира

на тему:

«Уж небо осенью дышало...»

Цель:

обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках осени, продолжать самостоятельно находить их;

продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений;

познакомить с природными особенностями осенних месяцев;

развивать умение исследовать объекты живой и не живой природы, устанавливать взаимосвязи, делать выводы;

закрепить умение соблюдать правила безопасности;

воспитывать чувство эмпатии к родной природе;

продолжать приобщать детей к русской национальной культуре.

Средства:

иллюстрации с изображением русской природы, характерные для сентября, октября, ноября (желательно с одинаковым пейзажем); календари погоды; репродукции картин; музыка для физкультминуток - «Перелетные птицы» и «Листопад».

Ход ООД

1.Введение в игровую ситуацию.

2. Беседа.

3. Игра «Разложи по порядку».

4. Практическое задание.

5. Продолжение беседы.

6. Физкультминутка.

7. Продолжение беседы.

8. Задание «Заполните календарь природы...»

9.Физкультминутка.

10.Продолжение беседы.

11.Задание «С какой ветки “детки” ?..» (работа с пособием).

12. Задание «Что

перепутал

художник?..» (работа с пособием).

13. Итог занятия.

- В последнее время мы с вами занимались подготовкой к путешествию. Мы пробовали в библиотеке и запасались интересными книгами в дорогу. Мы обошли врачей и удостоверились, что все здоровы. Теперь мы можем ехать.

Но почему беспокоится Айболит? Ведь Айболит - врач особенный.

-Кого он лечит? (Зверей.)

-А вы знаете, как называются такие врачи? (Ветеринары.)

-Как вы думаете, где они работают? (В зоопарке, в цирке, в специальных поликлиниках для зверей.)

-Значит, Айболит беспокоится о зверях. Ведь он вместе с нами собирается надолго уехать и хочет проверить, все ли звери наших лесов здоровы, все ли к зиме подготовились. Для этого надо отправиться в лес. Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с русской природой.

-Рассмотрите внимательно рисунки. Скажите, какое время года на них изображено.

(Осень.)

-А вся ли осень одинакова? Можем ли мы расставить картинки по порядку?

(Дети расставляют картинки.)

Расскажите, чем изображение осени на первой картинке отличается от осени на второй, а на второй - от третьей. Как мы назовём каждую из этих картинок? Дети попадают в затруднение - они не знают ни названия месяцев, ни того, что осень бывает ранняя, «золотая» и поздняя.

Решение подсказывает воспитатель.

-Есть ранняя осень, есть поздняя. Как, по-вашему, на каком рисунке ранняя осень, а на каком - поздняя? Почему именно так назвали эти состояния природы? Можно провести аналогию с понятиями «раннее утро» и «поздний вечер».

-Что бывает ранней осенью?

-Чем отличается поздняя осень?

-Сколько осенних месяцев? Их три: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель спрашивает детей о том, какого цвета осень, и после ответов предлагает приклеить к цветку 3 жёлтых лепестка. На каждом печатными буквами написано название месяца.

Сентябрь.

Его в народе называют хмурень.

-Как вы думаете почему?

За ветры прозвали сентябрь ревуном.

-Почему?

А ещё зовут его златоцветом, листопадником.

-За что, как вы думаете?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

-Назвали бы мы сентябрь хмуренем, ревуном?

Почему? Объясните.

-Чем радует нас сентябрь?

(Плодами в саду, огороде, поле, лесу).

Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Объясните эту пословицу.

-Какие птицы улетают от нас?

(Ласточки, скворцы, грачи, журавли.)

Физкультминутка «Перелётные птицы»

Воспитатель называет птиц (воробей, ласточка, скворец, голубь, ворона, грач, журавль и т.п.), а дети «летают», если птицы перелётные, и присаживаются, когда птицы неперелётные.

Октябрь.

Народ называет этот месяц мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.

-Как вы думаете почему?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре.

-Назвали бы мы октябрь мокрохвостом, ветродуем, грязником? Почему? Объясните.

-Почему это время года ещё называют золотая осень?

-Мы с вами уже учились заполнять календарь природы, поэтому давайте проверим, как вы умеете это делать. Перед вами календарь. Цифрами по порядку обозначены дни недели: 1 - понедельник, 2 - вторник,

3 - среда, 4 - четверг, 5 - пятница, 6 - суббота, 7 - воскресенье. Теперь я буду говорить, какая погода была в эти дни, а вы - её отмечать. Вторник был самым облачным днём, а суббота - самым солнечным. Больше всего осадков выпало в четверг, а самый сильный ветер был в воскресенье. Самым прохладным был понедельник, самым тёплым - пятница.

Дети под музыку изображают падающие листочки.

Ноябрь.

До ноября ещё далеко.

-Но, как вы думаете, какая погода будет в этом месяце?

Давай попробуем заранее отметить ноябрьскую погоду, а потом сравним ее с той, что будет на самом деле. Ноябрь называют полузимником.

-Почему?

В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец».

-Как вы полагаете почему?

Если вы окажетесь на берегу водоема в ноябре, когда на воде появился первый лед, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно, лед еще не крепкий и может проломиться.

В это время от нас улетают водоплавающие птицы.

-Какие? (Утки, гуси, лебеди.)

-Почему они улетают?

Но и к нам летят птицы.

-Кто знает какие? (Снегири, синицы.)

В середине ноября отмечают праздник - «синичник». Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях. Про снегирей говорят: «Снегири прилетели - на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, наконец не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.        

- Осень - пора урожая. Все деревья осенью дают плоды. Попробуйте найти, с какой ветки эти «детки».

- Рассмотрите внимательно рисунок. Всё ли правильно

нарисовал художник? Расскажите по картинке.

- А где же наш Айболит?

А он под деревом сидит и слушает зверей, которые собрались около него и рассказывают, как они к зиме подготовились. Дети выбирают игрушки зверей (волка, лису, медведя, ежа, зайца, белку). Это могут быть небольшие резиновые игрушки, куклы бибабо, куклы из пальчикового театра, и каждый ведёт рассказ о том животном, которого изображают. Айболит (воспитатель или кукла) интересуется здоровьем зверей и прощается с ними до весны.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" "Зимующие птицы"

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста с целью ознакомления с зимующими птицами в ходе непосредственной образовательной деятельности....

Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел: «ФЭМП» Тема: «Поможем Маше»

Конспект занятия  в старшей группепо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел: «ФЭМП»Тема: «Поможем Маше»...

Конспект занятия в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие» (введение в математику) «Золотая осень»

Возрастная группа: средняяТема: «Проделки Метелицы»Образовательная область: Познавательное развитиеЦель:создать условия для формирования устойчивого интереса к математическим знаниям на ос...

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «познавательное развитие»

Целью НОД является приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей...

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Будь другом природе»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.Цель: закрепление знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.Приоритетные образовательные задачи:- формирова...

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «День Земли»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.Цель: формирование интереса к окружающему миру и экологическое сознание, рассказать детям о влиянии человека на Землю, познакомить де...

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Подарки осени»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.Цель: обобщение и расширение знаний детей об осени и дарах осени....