Что в музыке важнее: мелодия или ритм?
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Амерханова Гузель Фаритовна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_v_muzyke_vazhnee.docx35.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ. ЮНИОР»

СЕКЦИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

НАПРАВЛЕНИЕ «МУЗЫКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Что в музыке важнее: мелодия или ритм?»

Хрущ Иван,

обучающийся

подготовительной к школе группы №6

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

Руководитель:

Амерханова Гузель Фаритовна,

музыкальный руководитель

Югорск

2021


«Что в музыке важнее: мелодия или ритм?»

Хрущ Иван

город Югорск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Гусельки»

подготовительная к школе группа №6

Аннотация

Данная работа направлена на поддержание инициативы исследования основных средств музыкальной выразительности (мелодия, ритм), познавательной и творческой активности ребенка.

Цель работы участников исследования: узнать, что в музыке является главным – ритм или мелодия.

Методы исследования:

  • поиск и подбор информации, необходимого материала для проведения исследования;
  • просмотр видеоуроков и познавательных передач об  основных средствах музыкальной выразительности;
  • разучивание несложных песенок на металлофоне, для последующих экспериментов;
  • эксперименты по исследованию значимости мелодии и ритма в музыке;
  • создание интерактивной игры с применением интерактивной панели «Колибри»;
  • обработка и анализ полученных исследовательских данных;
  • презентация исследовательской работы в детском саду.

Полученные данные, выводы: главным в музыке является и ритм, и мелодия. Музыкой становится ритм в сочетании с мелодией.


 «Что в музыке важнее: мелодия или ритм?»

Хрущ Иван

город Югорск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Гусельки»

подготовительная к школе группа №6

План исследований

Введение        4

Основная часть        5

I этап. Поиск и подбор информации        5

II этап. Экспериментирование        6

1 эксперимент – ритм        6

2 эксперимент – другой ритм        6

3 эксперимент – мелодия        6

4 эксперимент – другая мелодия        6

5 эксперимент – ритм и мелодия        6

III этап. Заключительный        7

Заключение        7

Список литературы        7


«Что в музыке важнее: мелодия или ритм?»

Хрущ Иван

город Югорск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Гусельки»

подготовительная к школе группа №6

Введение

Актуальность

На музыкальном занятии мы познакомились с «Детским альбомом» Петра Чайковского. В этом альбоме собрано несколько маленьких пьес для детей. «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Утренняя молитва», «Баба-Яга» и другие пьесы. Когда мы слушали пьесу «Болезнь куклы», Настя заплакала и долго не могла успокоиться. После этого Гузель Фаритовна включила нам еще одну пьесу, совершенно другую по характеру, и наша Настя повеселела и забыла о том, что недавно плакала. Мне стало интересно, почему музыка может вызывать такие разные чувства?

Гузель Фаритовна мне и ребятам рассказала, что основу музыки составляют мелодия и ритм.

Проблема, которую хотят решить участники исследования:

Мы решили узнать, что же главнее в музыке: ритм или мелодия?

Гипотеза: предположим, что в музыке ведущим является ритм.

Цель: узнать, что в музыке является главным – ритм или мелодия.

Задачи:

  1. Узнать подробную информацию о ритме и мелодии.
  2. Познакомиться с различными ритмами и мелодиями.
  3. Провести исследования, которые помогут выяснить, что же главное в музыке: ритм или мелодия.
  4. Презентовать результаты исследовательской работы сверстникам.
  5. Использовать полученные результаты исследований для создания интерактивных игр.

Проблема, которую решает руководитель:

С помощью исследования дети подробно знакомятся с основными средствами музыкальной выразительности. Исследуют значимость ритма и мелодии в музыке.

Цель работы руководителя: создание условий для развития метроритмического слуха и творческого потенциала дошкольников, любознательности, стремления к новым открытиям.

Для достижения цели руководителю необходимо решить следующие задачи:

  • Найти информацию в сети Интернет.
  • Создать необходимые условия для получения положительных результатов исследования.
  • Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Новизна нашей работы заключается в том, что дети научатся самостоятельно исполнять различные ритмы и мелодии, изменять их, анализировать полученные данные, делать выводы, использовать свой опыт в создании интерактивных музыкальных игр.

Полученный результат, дальнейшее исследование:

В ходе исследовательской деятельности дети научились самостоятельно исследовать ритм и мелодию. В будущем дети захотели сочинить несложные песенки, чтобы создать музыкальные игры для малышей.

Практическое значение исследования: в процессе исследования ребята узнали, что мелодия и ритм неразрывно связаны между собой. Важными в музыке являются и ритм, и мелодия.

Методы исследования:

  • поиск и подбор информации, необходимого материала для проведения исследования;
  • просмотр видеоуроков и познавательных передач об основных средствах музыкальной выразительности;
  • разучивание несложных песенок на металлофоне, для последующих экспериментов;
  • эксперименты по исследованию значимости мелодии и ритма в музыке;
  • создание интерактивной игры с применением интерактивной панели «Колибри»;
  • обработка и анализ полученных исследовательских данных;
  • презентация исследовательской работы в детском саду.

Основная часть

I этап. Поиск и подбор информации

На первом этапе мы узнали, что ритм – это чередование долгих и коротких звуков. Чтобы создать ритм можно просто похлопать в ладоши, потопать ногами или постучать палочкой по какому-нибудь предмету. В национальной музыке некоторых народов есть танцы под аккомпанемент только ударных инструментов. Например, у народов ханты-это бубен, у африканцев – это барабаны «бонго», звучит только ритм, никакой мелодии.

Мелодия - это сочетание звуков разных по высоте. Известный русский композитор Петр Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки», и я с ним согласен. Мелодия может быть грустной, музыканты называют это словом «минор», и веселой – «мажор».

 

II этап. Экспериментирование

На втором этапе мы решили провести эксперименты, чтобы выяснить, что важнее в музыке - ритм или мелодия.

За основу эксперимента мы взяли знакомую нам песню «Два веселых гуся».

1 эксперимент – ритм

Мы попробовали сыграть ритм песни на барабане и предложили ребятам угадать, какая эта песня. Дети не отгадали.

Вывод: только по ритму песню узнать нельзя.

2 эксперимент – другой ритм

Мы поменяли ритм в песне: те звуки, которые были долгими стали короткими, и наоборот, короткие звуки стали долгими. Предложили послушать ребятам. Им песня не понравилась, так как стала скучной, неинтересной.

Вывод: изменив ритм в музыке, получится тоже новая по звучанию песня.

3 эксперимент – мелодия

Мы сыграли только мелодию песни на металлофоне, одинаковыми по длительности звуками и попросили угадать ребят, что это за песня. Не все дети догадались.

Вывод: без ритма, только лишь по мелодии песню узнать сложно.

4 эксперимент – другая мелодия

Мы решили изменить мелодию, сыграв ее снизу вверх, а ни сверху вниз, но играли тот же ритм как в песне. Получилась красивая песенка, но с совершенно другой мелодией.

Вывод: Если изменить мелодию в музыке, получится новая по звучанию песня.

5 эксперимент – ритм и мелодия

Мы сыграли мелодию и ритм песни «Два веселых гуся». Ребята сразу узнали эту песню.

Вывод: в музыке важны и ритм, и мелодия.

III этап. Заключительный

После нашего исследования, мы придумали музыкальную игру для ребят из других групп. Для игры использовали интерактивную панель, где записали отдельно ритм знакомых песенок и отдельно мелодию. Теперь ребята могут проверить свои знания о песенках.

Заключение

Наше предположение о том, что главным в музыке является ритм, подтвердилось, но мы также выяснили, что мелодия тоже является главной. Музыкой становится ритм в сочетании с мелодией.

В будущем мы хотим сочинить песенки для малышей и создать для них музыкальные игры.

Список литературы

  1. Гримшоу К. Музыка. – СПб.: МАК медиа, 2000. – 32с.
  2. Мелодия. Музыка 2 класс. Инфоурок [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.youtube.com/watch?v=lHEq_v-2T1M&t=80s (дата обращения 26.01.2021).
  3. Академия занимательных искусств. Музыка. Ритм и метр в музыке. Метроном и темп. Телеканал Радость моя [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.youtube.com/watch?v=jJLU8s9D7j4 (дата обращения 02.02.2021).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка важна для человека!

Очень важно, чтобы музыка была так же нужна человеку, как природа, дружба и любовь, как то , что способно укрепить его душу.В процессе музыкального воспитания ребенок имеет возможность не только слуша...

Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное...

Музыкальная гостиная на тему: «Классическая музыка детям: Мелодии зимы» для детей 5-6 лет групп общеразвивающей направленности

Классическая музыка детям: Мелодии зимы. Цель:  развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, выявление образа зимы и умение передавать его в различных музыкальных видах деятельности.Задачи...

Конспект открытого занятия по образовательной области «Музыка» «Угадай мелодию»

Без музыки не проживу  не дня  я!Она во мне. Она вокруг меня.И в пении птиц, и в шуме городов,В молчанье трав и в радуге цветов,И в зареве расцвета над землей…Она везде и вечно спутни...

Статья на тему «Музыка – важнейший фактор воздействия на ребенка» (Метод МПД)

Музыка   - важнейший фактор, воздействующий на ребенка. Она влияет на его образ мыслей,  поведение, память....

Консультация для родителей: Зачем музыка важна для развития ребенка?

Музыка играет ключевую роль в развитии ребенка. Когнитивное развитие:  Музыка стимулирует мозг, способствует улучшению памяти, вниманию и языковым навыкам. Исследования показывают, что занятия му...