Что в музыке важнее: мелодия или ритм?
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ. ЮНИОР»
СЕКЦИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
НАПРАВЛЕНИЕ «МУЗЫКА»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Что в музыке важнее: мелодия или ритм?»
Хрущ Иван,
обучающийся
подготовительной к школе группы №6
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
Руководитель:
Амерханова Гузель Фаритовна,
музыкальный руководитель
Югорск
2021
«Что в музыке важнее: мелодия или ритм?»
Хрущ Иван
город Югорск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Гусельки»
подготовительная к школе группа №6
Аннотация
Данная работа направлена на поддержание инициативы исследования основных средств музыкальной выразительности (мелодия, ритм), познавательной и творческой активности ребенка.
Цель работы участников исследования: узнать, что в музыке является главным – ритм или мелодия.
Методы исследования:
- поиск и подбор информации, необходимого материала для проведения исследования;
- просмотр видеоуроков и познавательных передач об основных средствах музыкальной выразительности;
- разучивание несложных песенок на металлофоне, для последующих экспериментов;
- эксперименты по исследованию значимости мелодии и ритма в музыке;
- создание интерактивной игры с применением интерактивной панели «Колибри»;
- обработка и анализ полученных исследовательских данных;
- презентация исследовательской работы в детском саду.
Полученные данные, выводы: главным в музыке является и ритм, и мелодия. Музыкой становится ритм в сочетании с мелодией.
«Что в музыке важнее: мелодия или ритм?»
Хрущ Иван
город Югорск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Гусельки»
подготовительная к школе группа №6
План исследований
I этап. Поиск и подбор информации 5
II этап. Экспериментирование 6
4 эксперимент – другая мелодия 6
5 эксперимент – ритм и мелодия 6
«Что в музыке важнее: мелодия или ритм?»
Хрущ Иван
город Югорск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Гусельки»
подготовительная к школе группа №6
Введение
Актуальность
На музыкальном занятии мы познакомились с «Детским альбомом» Петра Чайковского. В этом альбоме собрано несколько маленьких пьес для детей. «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Утренняя молитва», «Баба-Яга» и другие пьесы. Когда мы слушали пьесу «Болезнь куклы», Настя заплакала и долго не могла успокоиться. После этого Гузель Фаритовна включила нам еще одну пьесу, совершенно другую по характеру, и наша Настя повеселела и забыла о том, что недавно плакала. Мне стало интересно, почему музыка может вызывать такие разные чувства?
Гузель Фаритовна мне и ребятам рассказала, что основу музыки составляют мелодия и ритм.
Проблема, которую хотят решить участники исследования:
Мы решили узнать, что же главнее в музыке: ритм или мелодия?
Гипотеза: предположим, что в музыке ведущим является ритм.
Цель: узнать, что в музыке является главным – ритм или мелодия.
Задачи:
- Узнать подробную информацию о ритме и мелодии.
- Познакомиться с различными ритмами и мелодиями.
- Провести исследования, которые помогут выяснить, что же главное в музыке: ритм или мелодия.
- Презентовать результаты исследовательской работы сверстникам.
- Использовать полученные результаты исследований для создания интерактивных игр.
Проблема, которую решает руководитель:
С помощью исследования дети подробно знакомятся с основными средствами музыкальной выразительности. Исследуют значимость ритма и мелодии в музыке.
Цель работы руководителя: создание условий для развития метроритмического слуха и творческого потенциала дошкольников, любознательности, стремления к новым открытиям.
Для достижения цели руководителю необходимо решить следующие задачи:
- Найти информацию в сети Интернет.
- Создать необходимые условия для получения положительных результатов исследования.
- Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Новизна нашей работы заключается в том, что дети научатся самостоятельно исполнять различные ритмы и мелодии, изменять их, анализировать полученные данные, делать выводы, использовать свой опыт в создании интерактивных музыкальных игр.
Полученный результат, дальнейшее исследование:
В ходе исследовательской деятельности дети научились самостоятельно исследовать ритм и мелодию. В будущем дети захотели сочинить несложные песенки, чтобы создать музыкальные игры для малышей.
Практическое значение исследования: в процессе исследования ребята узнали, что мелодия и ритм неразрывно связаны между собой. Важными в музыке являются и ритм, и мелодия.
Методы исследования:
- поиск и подбор информации, необходимого материала для проведения исследования;
- просмотр видеоуроков и познавательных передач об основных средствах музыкальной выразительности;
- разучивание несложных песенок на металлофоне, для последующих экспериментов;
- эксперименты по исследованию значимости мелодии и ритма в музыке;
- создание интерактивной игры с применением интерактивной панели «Колибри»;
- обработка и анализ полученных исследовательских данных;
- презентация исследовательской работы в детском саду.
Основная часть
I этап. Поиск и подбор информации
На первом этапе мы узнали, что ритм – это чередование долгих и коротких звуков. Чтобы создать ритм можно просто похлопать в ладоши, потопать ногами или постучать палочкой по какому-нибудь предмету. В национальной музыке некоторых народов есть танцы под аккомпанемент только ударных инструментов. Например, у народов ханты-это бубен, у африканцев – это барабаны «бонго», звучит только ритм, никакой мелодии.
Мелодия - это сочетание звуков разных по высоте. Известный русский композитор Петр Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки», и я с ним согласен. Мелодия может быть грустной, музыканты называют это словом «минор», и веселой – «мажор».
II этап. Экспериментирование
На втором этапе мы решили провести эксперименты, чтобы выяснить, что важнее в музыке - ритм или мелодия.
За основу эксперимента мы взяли знакомую нам песню «Два веселых гуся».
1 эксперимент – ритм
Мы попробовали сыграть ритм песни на барабане и предложили ребятам угадать, какая эта песня. Дети не отгадали.
Вывод: только по ритму песню узнать нельзя.
2 эксперимент – другой ритм
Мы поменяли ритм в песне: те звуки, которые были долгими стали короткими, и наоборот, короткие звуки стали долгими. Предложили послушать ребятам. Им песня не понравилась, так как стала скучной, неинтересной.
Вывод: изменив ритм в музыке, получится тоже новая по звучанию песня.
3 эксперимент – мелодия
Мы сыграли только мелодию песни на металлофоне, одинаковыми по длительности звуками и попросили угадать ребят, что это за песня. Не все дети догадались.
Вывод: без ритма, только лишь по мелодии песню узнать сложно.
4 эксперимент – другая мелодия
Мы решили изменить мелодию, сыграв ее снизу вверх, а ни сверху вниз, но играли тот же ритм как в песне. Получилась красивая песенка, но с совершенно другой мелодией.
Вывод: Если изменить мелодию в музыке, получится новая по звучанию песня.
5 эксперимент – ритм и мелодия
Мы сыграли мелодию и ритм песни «Два веселых гуся». Ребята сразу узнали эту песню.
Вывод: в музыке важны и ритм, и мелодия.
III этап. Заключительный
После нашего исследования, мы придумали музыкальную игру для ребят из других групп. Для игры использовали интерактивную панель, где записали отдельно ритм знакомых песенок и отдельно мелодию. Теперь ребята могут проверить свои знания о песенках.
Заключение
Наше предположение о том, что главным в музыке является ритм, подтвердилось, но мы также выяснили, что мелодия тоже является главной. Музыкой становится ритм в сочетании с мелодией.
В будущем мы хотим сочинить песенки для малышей и создать для них музыкальные игры.
Список литературы
- Гримшоу К. Музыка. – СПб.: МАК медиа, 2000. – 32с.
- Мелодия. Музыка 2 класс. Инфоурок [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.youtube.com/watch?v=lHEq_v-2T1M&t=80s (дата обращения 26.01.2021).
- Академия занимательных искусств. Музыка. Ритм и метр в музыке. Метроном и темп. Телеканал Радость моя [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.youtube.com/watch?v=jJLU8s9D7j4 (дата обращения 02.02.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка важна для человека!
Очень важно, чтобы музыка была так же нужна человеку, как природа, дружба и любовь, как то , что способно укрепить его душу.В процессе музыкального воспитания ребенок имеет возможность не только слуша...
Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное...
Статья «Музыка-важное средство нравственного и умственного воспитания человека!»
Статья для педагогов...
Музыкальная гостиная на тему: «Классическая музыка детям: Мелодии зимы» для детей 5-6 лет групп общеразвивающей направленности
Классическая музыка детям: Мелодии зимы. Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, выявление образа зимы и умение передавать его в различных музыкальных видах деятельности.Задачи...
Конспект открытого занятия по образовательной области «Музыка» «Угадай мелодию»
Без музыки не проживу не дня я!Она во мне. Она вокруг меня.И в пении птиц, и в шуме городов,В молчанье трав и в радуге цветов,И в зареве расцвета над землей…Она везде и вечно спутни...
Статья на тему «Музыка – важнейший фактор воздействия на ребенка» (Метод МПД)
Музыка - важнейший фактор, воздействующий на ребенка. Она влияет на его образ мыслей, поведение, память....
Консультация для родителей: Зачем музыка важна для развития ребенка?
Музыка играет ключевую роль в развитии ребенка. Когнитивное развитие: Музыка стимулирует мозг, способствует улучшению памяти, вниманию и языковым навыкам. Исследования показывают, что занятия му...