Статья на тему «Музыка – важнейший фактор воздействия на ребенка» (Метод МПД)
статья
Музыка - важнейший фактор, воздействующий на ребенка. Она влияет на его образ мыслей, поведение, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._muzyka_vazhneyshiy_faktor.docx | 21.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Музыка – важнейший фактор воздействия на ребенка»
(Метод МПД)
В своей программе « Здравствуй» М. Л. Лазарев большую роль отводит музыке. Музыка - важнейший фактор, воздействующий на ребенка. Она влияет на его образ мыслей, поведение, память. М. Л.
Лазарев считает, что музыка обладает колоссальным потенциалом
Оздоровления « Вместо хлорки используйте музыку», - говорит он.
Основной метод программы - метод музыкальной психорегуляции
дыхания. Изучая программу, я поняла, что алгоритм метода прост:
звук - образ - движение. Именно он помогает ребенку осознать, что
его вокально-речевая деятельность - главный «тренажер» здоровья и что « центр» здоровья находится в нем самом.
Практически метод М. П. Д. Я осуществляю следующим образом:
- Пропеваю мелодию.
- Строго под музыкально-ритмический рисунок осуществляю с детьми дыхательную деятельность.
- Каждое эмоциональное состояние, возникшее в процессе данной вокальной деятельности реализую с детьми в двигательном акте.
Взяв за основу М. П. Д., я использую его на музыкальных занятиях.
Подбираю вокально-речевые номера по темам программы ( такие как « Комары», « Ветер», « Поезд», « Жуки», « Гуси», « Песок» ).
Разучиваю с детьми мотивы здоровья ( « Свет мой зеркальце»,
« Чудо - нос», « Целебные звуки», « Веселые движения» и др.). Они
написаны в виде небольших песенок и заключают в себе все мудрые и волшебные слова каждой темы. Через эмоциональный фактор они закрепляют формирование общей мотивации здоровья,способствуют
развитию творческих , умственных способностей детей. Расширяю
музыкальный материал детей, используя этот метод при развитии певческой деятельности. Разучиваю песни в строго указанном алгоритме:
- Сначала разучиваю мелодию песни
- Вместе с детьми кулачками отбиваем ритмический рисунок
- Строго под музыкально-ритмический рисунок осуществляем дыхательную функцию.
- Под мое пение дети пантомимически показывают все, о чем поется в песне.
Музыкально-речевые номера программы, песни не только духовно воздействуют на детей, но и укрепляют их физические силы,создают жизнерадостное настроение, активизируют деятельность всего организма. В процессе исполнения этих номеров развивается дыхательный аппарат, укрепляются его голосовые связки.Дыхательные упражнения формируют у детей « дыхательное удовольствие», которое чрезвычайно важно в процессе оздоровления дыхательной функции. Дыхательными упражнениями с детьми я занимаюсь через приятный, особо окрашенный вид - пение, игру на детских музыкальных духовых инструментах (дудочках, свистульках ). Напр., исполняя музыкальное произведение на духовом инструменте, ребенок естественно подчиняет свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Играет и незаметно для себя выполняет дыхательное упражнение.
Музыкальные номера программы управляют настроением ребенка;
Его охватывает ощущение радости, душевного подъема, восхищения
Появляется стремление к самостоятельным действиям.Напр., при
исполнении « Цветных песенок» (« Желтой», « Белой», «Фиолето-
вой», « Оранжевой» ) ребенок стремится выразить свои чувства, но каждый по-своему. Кто-то превращается в солнышко, а кто-то в бабочку, кто-то в весенний цветок. Получаются прекрасные хореографические этюды и даже композиции.
Главные герои программы - 7 игровых образов, жители страны Здоровья.
ЗДРАСИК - главный герой программы, юный учитель Здоровья.
Его цвет - белый. Цвет добра и здоровья.
Особенно полезны для здоровья звуки и цвета. Поэтому каждый
Герой страны Здоровья символизирует определенный цвет.
ВИТА - дочь Музыки. Ее цвет - фиолетовый. Символ мечты, пробуждения,высоких чувств. Цвет будущего.
ЯНИК - сын Солнца. Его цвет желтый. Символ радости, веселья,
Счастья. Отвечает за эмоции.
ЙОНИК - сын Воздуха. Ему соответствует голубой цвет. Символ прохлады и свежего дыхания. Отвечает за дыхание.
ОГНИК - сын огня. Его цвет оранжевый . Символ творчества, фантазии.Отвечает за движения.
РОСТИК - сын растений .Его цвет зеленый. Отвечает за питание.
Символ успокоения, целебный.
ОРСИК - сын Земли. Его цвет красный. Символ мужества, силы, отваги. Отвечает за домашний очаг.
Гидроник - сын Воды. Его цвет синий. Символ безграничных возможностей. Отвечает за закаливание.
Юные учителя здоровья частые гости не только на музыкальных,но и на других занятиях. Ведь оздоровительный эффект метода достигается путем многократного пропевания вокально - речевых номеров ,которые широко используются в воспитательно-образовательном процессе под четким руководством всех специалистов детского сада.
Музыку для физкультурных занятий и утренней гимнастики я тщательно продумываю с инструктором по физо. Ведь музыка на физкультурных занятиях активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует детей. Она увеличивает работоспособность сердечно-сосудистой системы, мышечной, дыхательной функций организма. В то же время у детей развивается музыкальность. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. Каждое движение имеет своеобразный характер,поэтому мы подбираем для него соответствующее музыкальное сопровождение. Для поскоков мы предлагаем легкую,игривую музыку, для взмахов флажками - бодрую, четкую,
Для покачивания цветами, лентами - нежную, напевную, для ходьбы - энергичную, жизнерадостную. Для физкультурных занятий я подбираю вокальные номера из учебно - методического комплекта программы М.Л. Лазарева « Здравствуй» для развития дыхания легочной вентиляции, увеличения аплитуды дыхательных движений,
Работоспособности сердечно-сосудистой системы: « Гуси», «Барабан», «Сила», « Прыгучесть», « Скорость». В комплекты утренней гимнастики мы включаем такие вокальные номера для оздоровления верхних дыхательных путей, как « Жуки», « Комары»,
« Самолеты». В активную гимнастику после сна для повышения эмоционального тонуса : « Почемучка», « Мое тело», « Веселые движения».
Воспитатели на занятиях по изодеятельности широко используют музыку. Музыка помогает в рисунке передать характерные особенности образа, обогащает детские впечатления. Чтобы передать в рисунках художественные образы из « Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина, дети перед занятием слушают музыкальные фрагменты « Море», « Белка» Римского-Корсакова, с закрытыми глазами, представляя все в виде зрительных картин.
Затем выражают свое впечатление от музыки в рисунках. Воспитатель также может предложить детям выразить впечатления от музыки в линиях, оттенках, пятнах (динамические рисунки),
Которые передают настроение, душевное состояние, вызванное музыкальным образом, музыкальным произведением. Из комплекта М.Л. Лазарева « Здравствуй» воспитателям предлагаю использовать цветные песенки: « Желтая», « Белая», « Фиолетовая», « Оранжевая» и др.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим я предлагаю воспитателям также использовать музыку. Например,рассказывая сказку воспитатель сопровождает рассказ исполнением небольших песенок,или включает грамзапись, характеризующую действия данного персоонажа. Например, рассказывая сказку « Заинькина избушка», воспитатель может сопровождать ее пением песни « Заинька» Красева, или « Косой» из комплекта М.Л. Лазарева, « Петушок» Кожухина, « Котик» М.Л. Лазарева. Перед разучиванием стихотворения « Осень» А.С. Пушкина я предлагаю воспитателю прослушать с детьми «Осеннюю песнь» П.И. Чайковского, или п. « Осень» М.Л. Лазарева. При знакомстве со стихотворением « Лошадка» Агнии Барто, полезно прослушать пьесу Потоловского « Лошадка», или « Скачут резвые лошадки» ( сб. « Волшебство природы» ) в грамзаписи, или «Игривые лошадки» из комплекта М.Л. Лазарева « Здравствуй». Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний,музыка усиливает восприятие красоты, вызывает у детей интерес.
Между занятиями в динамических паузах, для снятия напряжения, усталости я рекомендую такие номера, как « Лев», « Нытик»из комплекта М.Л. Лазарева « Здравствуй».
Музыкальные игры вызывают у детей большой интерес и могут проводиться с детьми всех возрастов в течении дня. С маленькими детьми я рекомендую проводить музыкальные игры с оттенком юмора, такие,как « Ладушки», « Идет коза рогатая», « Сорока-белобока» р.н.и., « Потягушеньки», « Из раскрытого окна»,
« Вьюшки-колотушки» сб. Интоника М.Л. Лазарева, различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, действуя за игрушку,или прячется сам. Сочетая музыку с игровыми, шутливыми действиями воспитатель создает непринужденную обстановку, радостное настроение.
Музыкальные игры со средними и старшими дошкольниками проводятся, чтобы снять напряжение, утомление, внести определенную разрядку, переключить внимание детей, создать приподнятое настроение, Это могут быть различные песни, попевки, хороводы, выученные на музыкальных занятиях. Могут выполняться как с воспитателем, так и самостоятельно. Музыкальные игры чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами, по сравнению с музыкальными занятиями, где они обычно разучиваются.Именно эти элементы новизны повышают у детей интерес к играм, активизируют детское исполнение, создают приподнятое, радостное настроение.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют также и обучающие игры. Они развивают слух, творческие способности, помогают в увлекательной форме усваивать элементы начальной музыкальной грамоты. Напр., воспитатель усаживает ребенка вокруг столика, на котором разложены музыкальные инструменты. Затем воспитатель вызывает детей по одному и предлагает определить на каком инструменте они играет знакомую ребенку попевку ( «Андрей
- воробей», « Птица и птенчики» ), или, придумывая ритмический рисунок проигрывает его на одном музыкальном инструменте, а ребенку предлагает повторить на другом. Используя магнитофон можно с детьми провести игру на различение видов танцевального жанра: польки, вальса, плясовой. Затем воспитатель предлагает детям в движении передать характер музыки: легко исполнить полечку; нежно, плавно - вальс; весело задорно - плясовую. Переставляя куколку по музыкальной лесенке, дети осваивают направление движения мелодии вверх, вниз, расположение звуков, разных по высоте. Дети одновременно обучаются и играют.
В процессе работы я поняла, что предметно-развивающая среда должна быть комфортной, обеспечивать эмоциональное благополучие детей. Для этого в музыкальные уголки я внесла грамзаписи с записями народных мелодий, танцевальных произведений, классической музыки, а также записи из комплекта М.Л. Лазарева « Здравствуй», в исполнении автора, кассеты с записями музыки к песням М.Л.Лазарева в исполнении музыкального руководителя, кассеты песен с записями песен М.Л.Лазарева в исполнении детей. Яркие костюмы, а также элементы костюмов героев программы М.Л. Лазарева «Здравствуй» ( Вита,Здрасик, Огник, Ростик и др. )
Различные атрибуты ( цветы, ленты, султанчики ), музыкальные инструменты, шумовые самодельные инструменты, дидактические игры с игрушками и пособиями.
Психологу в психопрофилактической работе с детьми, с целью психофизической разрядки я рекомендую вокальные номера из программы М.Л. Лазарева - « Лев», « Ветер», « Эхо». На развитие эмоций - « Комар», « Людоед», для обучения элементам техники выразительных движений - « Змея», « Песок», « Щука», « Баю», « Кузнечик» - для приобретения навыков в саморасслаблении.
Но музыка может сопровождать ребенка не только на занятиях, а звучать фоном во время приема пищи, приготовления ко сну, на прогулке, во время утреннего пробуждения. Для этого желательно наличие магнитофона с грамзаписями.
Родителям, во время утреннего пробуждения ребенка, рекомендую использовать нежные мелодии, чтобы ребенок просыпался спокойно, не насилуя свой организм. Здесь могут звучать мелодии из серии « Нежные песни любви», « Утро»
Грига, « Ноктюрны» Шопена, « Потягушки», « Просыпайтесь»,
« Ночь прошла» М.Л.Лазарева.Во время приема пищи для улучшения пищеварения предлагаю использовать напевные, мелодичные песни « Коровушка», « 2 тетери» р.н.п., « Вкусная еда» М.Л. Лазарева.Для того, чтобы сон ребенка был спокойным, я предлагаю слушать колыбельные песни « Колыбельные песни народов мира» серя « Хеппи Бебби», « Колыбельная» Моцарта,
« Колыбельная мамы», « Считалочка-усыплялочка», « Подготов-ка ко сну» М.Л. Лазарева
На прогулке рекомендую воспитателям и родителям обращать внимание на музыку живой природы; шум ветра, шелест листвы, пение птиц - для формирования навыка слуховой культуры.
Итак, именно тесное сотрудничество всех специалистов д/сада, помогает в воспитании и обучении всесторонне развитого и здорового ребенка.А у музыкального руководителя появляется еще одна новая функция. Он делает первый оздоровительный шаг с детьми. Оздоровление посредством музыки. Итак, музыкальный руководитель прежде всего формирует духовную осанку, духовный каркас личности, на стержне которого формируется здоровое тело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разумная материнская любовь как важный фактор формирования личности ребенка
В настоящее время современные психологи, педагоги обращаются к теме материнской любви. Что такое материнская любовь и как она влияет на формирование личности ребенка....
Презентация проекта на тему: "Двигательная активность - важный фактор физического развития ребенка"
Двигательная активность у детей в различных видах деятельности....
Презентация проекта на тему: "Двигательная активность - важный фактор физического развития ребенка."
Двигательная активность детей дошкольного возроста....
Статья на тему"Семья-основной фактор воспитания ребенка дошкольного возраста"
В данной статье ,проанализировав научную литературу по воспитанию детей дошкольного возраста,имея возможность наблюдать за родителями и детьми,автор дает рекомендации родителям по воспитанию нра...
Статья: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленно...
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....
Статья по теме "Музыка как эмоциональный фактор при изучении английского языка дошкольниками"
В статье раскрывается значение песенного материала на занятиях английского языка и его актуальность. Проанализированы этапы практического использования детских песен на занятии....