Программа дополнительного образования «Времена года»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Знания и представления детей 2-3 лет скудны, ведь их жизненный опыт ещё слишком мал. Педагоги детского сада и родители в силах помочь малышам познать этот интересный, полный красок, звуков, ощущений мир природы. Дети в таком возрасте часто не знакомы с признаками времен года, не наблюдали за явлениями в природе. Но в этом возрасте они очень любознательны и готовы с большим интересом и вниманием познавать, исследовать, творить, тем самым обогащая свои знания о временах года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44 «Красная Шапочка» города Смоленска
Принято | «Утверждаю» |
Педагогическим советом МБДОУ | Заведующий МБДОУ |
«Детский сад № 44 «Красная Шапочка» | «Детский сад № 44 «Красная Шапочка» |
от « 31 » августа 2022 г. | ____________ Коваль Т. Е. |
Протокол № 1 | « 31 » _августа 2022 г. |
Приказ № 90 - од |
Программа дополнительного образования
«Времена года»
(первая младшая группа)
2022-2023 год
Воспитатели: Калинина Н.И.
Тараканова А.М.
Смоленск, 2022
Цель программы. Формирование элементарных представлений о временах года. Воспитание положительного отношения к природе, умения разглядеть прекрасное в разное время года.
Задачи проекта:
- Обогатить представления детей о мире природы.
- Сформировать позитивные установки к различным видам труда.
- Развить умение замечать сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания.
- Развить собственный познавательный опыт.
- Развить коммуникативную активность и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
- Развить связную речь, обогатить словарный запас.
Актуальность: Знания и представления детей 2-3 лет скудны, ведь их жизненный опыт ещё слишком мал. Педагоги детского сада и родители в силах помочь малышам познать этот интересный, полный красок, звуков, ощущений мир природы. Дети в таком возрасте часто не знакомы с признаками времен года, не наблюдали за явлениями в природе. Но в этом возрасте они очень любознательны и готовы с большим интересом и вниманием познавать, исследовать, творить, тем самым обогащая свои знания о временах года.
Этапы работы над программой
- Подготовительный
-Определение целей и задач.
-Создание развивающей среды
- Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок. -Подборка дидактических игр и наглядного материала
-Подбор художественной литературы
-Картотека пальчиковых и подвижных игр
- Практический
Организация деятельности детей
- Заключительный
Определение результата практической деятельности с детьми
Презентация о проделанной работе.
Формы работы:
- Дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры
-Речевые игры, сюжетно-ролевые игры -Наблюдения в природе
- Труд в природе
-Экспериментальная деятельность
-Продуктивная деятельность
-Чтение художественной литературы
Предполагаемый результат программы :
- Сформированы элементарные представления о временах года.
- Сформировано представление о труде взрослых в разное время года.
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
- Проявляют интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
- Повысилась эффективность детско-родительских отношений и самооценка родителей в воспитании ребенка.
Перспективное планирование работы по реализации программы
Осень
Беседы: «Осень к нам приходит», «Осень», «В остях у осени».
Аппликация: «Осенние листочки».
Рисование: «Осеннее дерево».
Лепка: «Мухомор»
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди одинаковые листья», Пальчиковые игры: «Ходит осень в нашем парке», «Осень»
Подвижные игры: «Осенние листья», «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», Беседы: «Что нам осень подарила», «Приметы осени».
Аппликация: «Принцесса осени».
Рисование: «Разноцветные зонтики».
Лепка: «Ветка рябины»
Дидактические игры: «Что бывает у осени», «Разрезные картинки».
Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Ходит осень в нашем парке» Подвижные игры: «Найди свой цвет».
Речевые игры: «Магазин фруктов и овощей».
Зима
- Игры и упражнения со снегом во время проведения прогулок;
- Подвижные игры «Ангелы», «Прокати снежный ком», «Снежинки и ветер», «Мороз Красный нос».
- Наблюдение за трудом дворника;
- С помощью взрослого расчистка дорожки от снега, расчистка скамеек от снега;
- Постройка снежного городка на участке;
- Лепка снеговика из снега;
-Подкормка птиц.
- Беседы: «Как меняется погода зимой», «Детям про снег», «Особенности деятельности человека зимой», «Зимние месяца», «Про зимний спорт и развлечения»
- Пальчиковые игры: «Зимние забавы», «Снежок», «Наряжаем елку».
- Знакомство с литературными произведениями о зиме.
- Рисование: «Елочные игрушки», «Деревце зимой»
- Лепка: «Снеговик», "Шарики для ёлочки".
- Аппликация: «Снеговик великан»
Весна
Беседы о весне.
Беседа по картинкам «К нам пришла весна»,
Рассказ о весне
Наблюдения:
За воробьями: маленькие, серые, драчливые, зимующие.
Подкармливаем птиц. Экспериментирование: «Тень».
Рисование. «Сосульки».
Лепка. «Солнечные лучики»
Проведение подвижных игр на прогулке: «Солнечные зайчики» Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Когда это бывает?» Сюжетно-ролевая игра «Семья готовится к весне»
Беседы: «Как растения готовятся к весне», «Для чего нужны скворечники» Наблюдения:
Рисование: «Веточка сирени».
Лепка «Первые листики»
Проведение подвижных игр на прогулке: «Пчелки», «Поймай комара» Дидактические игры: «Рассели животных по домам»
Беседы: «Сохраним первоцветы - первые цветы» Экспериментирование: «Солнечные зайчики».
Рисование: «Дерево весной».
Выставка рисунков «Майское дерево».
Лепка: «Весенние цветочки»
Дидактические игры:
«Времена года»
Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор.
Развивать и активизировать словарь.
Материал: четыре карты с изображением времени года, карточки с изображением характерных особенностей каждого времени года.
Ход игры.
В игру могут играть 4-8 человек. Ведущий показывает по одной карточке с изображением характерных особенностей каждого времени года. Игрок, к чьей карте относится данная характеристика, описывает и обосновывает данный выбор, выкладывает карточку на цветном поле.
Сюжетно-ролевая игра
«Собираемся на прогулку».
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Лето
• Экскурсия в цветник и на огород - с целью проведения наблюдений за растущими растениями.
•Беседы по темам: «Здравствуй, лето!», «Что растет на клумбе?», «У цветочной клумбы», «Почему нельзя есть грязные овощи и фрукты?», «Дождик».
• Художественно -творческая деятельность:
Рисование: «Веселый дождик», «Травушка - муравушка», «Одуванчики».
Лепка: «Вишня в корзинках», «Гусеница».
•Дидактические игры и упражнения: «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Сварите вкусный борщ», «Цветы».
•Пальчиковые игры: «Комар», «Солнышко», «Мы капусту рубим...», «Хозяйка». •Ролевые игры: «Готовим вкусный борщ», «Варим компот», «Везем урожай в магазин». •Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Бет к тому, что назову», «По узенькой дорожке», «Собака и воробей».
•Наблюдения и опыты:
неживая природа:
Наблюдения: за солнцем (теплое, светит ярко, за состоянием погоды (жаркое время дня, ветер качает деревья, шумит листва, по небу плывут облака, за природными материалами (дети сравниваю какой песок тяжелее - сухой или мокрый).
Опыты: с водой дети узнают, что вода льется, течет, нагревается
(особенно на солнце); из влажного песка можно лепить куличики и даже строить домики.
Живая природа: наблюдения за ростом и развитием растений на участке и в огороде (цветут овощи, цветы, наблюдение за насекомыми (как порхает бабочка с цветочка на цветок, как ползет жук, чем отличается жук от бабочки, бабочка от стрекозы, польза и вред насекомых - муха).
•Дыхательные упражнения: «Ветерок», «Одуванчик», «Ароматные фрукты». •Консультации для родителей: «Польза витаминов для детей», «Лето красное-опасное»
Чтение художественной литературы:
- «Падают листья» М. И. Ивенсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад» В. Мирович, «Огуречик-огуречик», «Дождик-дождик», «Репка». -М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол «Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик?», О. Высотская «Покатились санки вниз», Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима».
- А. Плещеев «Сельская песенка», М. Полянская «Одуванчик», Укр. Песенка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко», закличка «Дождик», сказка «Заюшкина избушка». -Потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка - муравка», сказки «Колобок», «Теремок», «Земляничка» Н. Павлова, стихотворение «Солнечные зайчики» А. Бродский.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М. : АРКТИ, 2001. - 128с.
Деревянко Т. «Времена года». Библиотека малыша. - М. : АСТ-Пресс Книга, 2010-64с. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. - 72с. : ил.
Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008.
- 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...
Программа дополнительного образования детей «Основы современного танца» Возрастная категория: 5-7 лет Программа рассчитана на 2 года
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасн...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
Программа по дополнительному образованию «Времена года» для детей младшего возраста
Программа по дополнительному образованию «Времена года» для детей младшего возраста...
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце» для детей 6-го и 7-го года жизни срок реализации 2 года
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце» для детей 6-го и 7-го года жизни срок реализации 2 года...