Программа дополнительного образования «Времена года»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Калинина Наталья Ивановна

Знания и представления детей 2-3 лет скудны, ведь их жизненный опыт ещё слишком мал. Педагоги детского сада и родители в силах помочь малышам познать этот интересный, полный красок, звуков, ощущений мир природы. Дети в таком возрасте часто не знакомы с признаками времен года, не наблюдали за явлениями в природе. Но в этом возрасте они очень любознательны и готовы с большим интересом и вниманием познавать, исследовать, творить, тем самым обогащая свои знания о временах года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                       «Детский сад №44 «Красная Шапочка» города Смоленска

Принято

 «Утверждаю»                                                                

Педагогическим советом  МБДОУ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 44

«Красная  Шапочка»                                                                  

«Детский сад № 44

«Красная Шапочка»

от « 31 » августа 2022 г.

____________    Коваль Т. Е.

Протокол №  1

«   31 » _августа  2022 г.

                                                Приказ №  90 - од                         

 Программа дополнительного образования
«Времена года»
(первая младшая группа)
2022-2023 год

Воспитатели: Калинина Н.И.

Тараканова А.М.

Смоленск, 2022

Цель программы. Формирование элементарных представлений о временах года. Воспитание положительного отношения к природе, умения разглядеть прекрасное в разное время года.

Задачи проекта:

  1. Обогатить представления детей о мире природы.
  2. Сформировать позитивные установки к различным видам труда.
  3. Развить умение замечать сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания.
  4. Развить собственный познавательный опыт.
  5. Развить коммуникативную активность и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
  6. Развить связную речь, обогатить словарный запас.

Актуальность: Знания и представления детей 2-3 лет скудны, ведь их жизненный опыт ещё слишком мал. Педагоги детского сада и родители в силах помочь малышам познать этот интересный, полный красок, звуков, ощущений мир природы. Дети в таком возрасте часто не знакомы с признаками времен года, не наблюдали за явлениями в природе. Но в этом возрасте они очень любознательны и готовы с большим интересом и вниманием познавать, исследовать, творить, тем самым обогащая свои знания о временах года.

Этапы работы над программой

  1. Подготовительный

-Определение целей и задач.

-Создание развивающей среды

- Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок. -Подборка дидактических игр и наглядного материала

-Подбор художественной литературы

-Картотека пальчиковых и подвижных игр

  1. Практический

Организация деятельности детей

  1. Заключительный

Определение результата практической деятельности с детьми

Презентация о проделанной работе.

Формы работы:

- Дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры

-Речевые игры, сюжетно-ролевые игры -Наблюдения в природе

- Труд в природе

-Экспериментальная деятельность

-Продуктивная деятельность

-Чтение художественной литературы

Предполагаемый результат программы :

- Сформированы элементарные представления о временах года.

- Сформировано представление о труде взрослых в разное время года.

- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

- Проявляют интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

- Повысилась эффективность детско-родительских отношений и самооценка родителей в воспитании ребенка.

Перспективное планирование работы по реализации программы

Осень

Беседы: «Осень к нам приходит», «Осень», «В остях у осени».

Аппликация: «Осенние листочки».

Рисование: «Осеннее дерево».

Лепка: «Мухомор»

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди одинаковые листья», Пальчиковые игры: «Ходит осень в нашем парке», «Осень»

Подвижные игры: «Осенние листья», «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», Беседы: «Что нам осень подарила», «Приметы осени».

Аппликация: «Принцесса осени».

Рисование: «Разноцветные зонтики».

Лепка: «Ветка рябины»

Дидактические игры: «Что бывает у осени», «Разрезные картинки».

Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Ходит осень в нашем парке» Подвижные игры: «Найди свой цвет».

Речевые игры: «Магазин фруктов и овощей».

Зима

- Игры и упражнения со снегом во время проведения прогулок;

- Подвижные игры «Ангелы», «Прокати снежный ком», «Снежинки и ветер», «Мороз Красный нос».

- Наблюдение за трудом дворника;

- С помощью взрослого расчистка дорожки от снега, расчистка скамеек от снега;

- Постройка снежного городка на участке;

- Лепка снеговика из снега;

-Подкормка птиц.

- Беседы: «Как меняется погода зимой», «Детям про снег», «Особенности деятельности человека зимой», «Зимние месяца», «Про зимний спорт и развлечения»

- Пальчиковые игры: «Зимние забавы», «Снежок», «Наряжаем елку».

- Знакомство с литературными произведениями о зиме.

- Рисование: «Елочные игрушки», «Деревце зимой»

- Лепка: «Снеговик», "Шарики для ёлочки".

- Аппликация: «Снеговик великан»

Весна

Беседы о весне.

Беседа по картинкам «К нам пришла весна»,

Рассказ о весне

Наблюдения:

За воробьями: маленькие, серые, драчливые, зимующие.

Подкармливаем птиц. Экспериментирование: «Тень».

Рисование. «Сосульки».

Лепка. «Солнечные лучики»

Проведение подвижных игр на прогулке: «Солнечные зайчики» Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Когда это бывает?» Сюжетно-ролевая игра «Семья готовится к весне»

Беседы: «Как растения готовятся к весне», «Для чего нужны скворечники» Наблюдения:

Рисование: «Веточка сирени».

Лепка «Первые листики»

Проведение подвижных игр на прогулке: «Пчелки», «Поймай комара» Дидактические игры: «Рассели животных по домам»

Беседы: «Сохраним первоцветы - первые цветы» Экспериментирование: «Солнечные зайчики».

Рисование: «Дерево весной».

Выставка рисунков «Майское дерево».

Лепка: «Весенние цветочки»

Дидактические игры:

«Времена года»

Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор.

Развивать и активизировать словарь.

Материал: четыре карты с изображением времени года, карточки с изображением характерных особенностей каждого времени года.

Ход игры.

В игру могут играть 4-8 человек. Ведущий показывает по одной карточке с изображением характерных особенностей каждого времени года. Игрок, к чьей карте относится данная характеристика, описывает и обосновывает данный выбор, выкладывает карточку на цветном поле.

Сюжетно-ролевая игра

«Собираемся на прогулку».

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры:

В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Лето

• Экскурсия в цветник и на огород - с целью проведения наблюдений за растущими растениями.

•Беседы по темам: «Здравствуй, лето!», «Что растет на клумбе?», «У цветочной клумбы», «Почему нельзя есть грязные овощи и фрукты?», «Дождик».

• Художественно -творческая деятельность:

Рисование: «Веселый дождик», «Травушка - муравушка», «Одуванчики».

Лепка: «Вишня в корзинках», «Гусеница».

•Дидактические игры и упражнения: «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Сварите вкусный борщ», «Цветы».

•Пальчиковые игры: «Комар», «Солнышко», «Мы капусту рубим...», «Хозяйка». •Ролевые игры: «Готовим вкусный борщ», «Варим компот», «Везем урожай в магазин». •Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Бет к тому, что назову», «По узенькой дорожке», «Собака и воробей».

•Наблюдения и опыты:

неживая природа:

Наблюдения: за солнцем (теплое, светит ярко, за состоянием погоды (жаркое время дня, ветер качает деревья, шумит листва, по небу плывут облака, за природными материалами (дети сравниваю какой песок тяжелее - сухой или мокрый).

Опыты: с водой дети узнают, что вода льется, течет, нагревается

(особенно на солнце); из влажного песка можно лепить куличики и даже строить домики.

Живая природа: наблюдения за ростом и развитием растений на участке и в огороде (цветут овощи, цветы, наблюдение за насекомыми (как порхает бабочка с цветочка на цветок, как ползет жук, чем отличается жук от бабочки, бабочка от стрекозы, польза и вред насекомых - муха).

•Дыхательные упражнения: «Ветерок», «Одуванчик», «Ароматные фрукты». •Консультации для родителей: «Польза витаминов для детей», «Лето красное-опасное»

Чтение художественной литературы:

  • «Падают листья» М. И. Ивенсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад» В. Мирович, «Огуречик-огуречик», «Дождик-дождик», «Репка». -М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол «Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик?», О. Высотская «Покатились санки вниз», Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима».
  • А. Плещеев «Сельская песенка», М. Полянская «Одуванчик», Укр. Песенка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко», закличка «Дождик», сказка «Заюшкина избушка». -Потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка - муравка», сказки «Колобок», «Теремок», «Земляничка» Н. Павлова, стихотворение «Солнечные зайчики» А. Бродский.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М. : АРКТИ, 2001. - 128с.

Деревянко Т. «Времена года». Библиотека малыша. - М. : АСТ-Пресс Книга, 2010-64с. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. - 72с. : ил.

Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008.

  • 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Программа дополнительного образования детей «Основы современного танца» Возрастная категория: 5-7 лет Программа рассчитана на 2 года

       Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасн...

Программа по дополнительному образованию «Времена года» для детей младшего возраста

Программа по дополнительному образованию   «Времена года» для детей младшего возраста...

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце» для детей 6-го и 7-го года жизни срок реализации 2 года

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце»  для детей 6-го и 7-го года жизни    срок реализации 2 года...