Домашние птицы
проект по окружающему миру (младшая группа)
Современные дети не всегда понимают какие именно животные и птицы считаются домашними. Чаще всего под «домашними» они подразумевают питомцев: хомячков, попугаев, канареек, кошек, собак и пр. О том, что дома, в подсобном или фермерском хозяйстве, можно содержать домашних птиц: уток, кур, индюков, гусей – многие даже не догадываются.Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью заинтересовать детей младшего дошкольного возраста познаниями о разнообразии домашних птиц для расширения их представлений о пернатых друзьях человека, которые приносят ему немалую пользу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_domashnie_ptitsy.docx | 49.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колобок»
городского округа Рефтинский
Домашние птицы
Педагогический проект
для детей группы № 8
Разработала:
Воспитатель высшей КК:
Гребенкина И.А.
го Рефтинский, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
2 | ПАСПОРТ ПРОЕКТА | 5 |
3 | ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ | 6 |
4 | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 8 |
5 | СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 9 |
6 | ПРИЛОЖЕНИЯ | 10 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные дети не всегда понимают какие именно животные и птицы считаются домашними. Чаще всего под «домашними» они подразумевают питомцев: хомячков, попугаев, канареек, кошек, собак и пр. О том, что дома, в подсобном или фермерском хозяйстве, можно содержать домашних птиц: уток, кур, индюков, гусей – многие даже не догадываются.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью заинтересовать детей младшего дошкольного возраста познаниями о разнообразии домашних птиц для расширения их представлений о пернатых друзьях человека, которые приносят ему немалую пользу.
Проблема: дети не знают, какие птицы являются домашними и почему.
В проекте «Домашние птицы» представлена система работы, которая посредством разнообразных видов деятельности способствует формированию у детей 2-ой младшей группы представлений о домашних птицах, их детенышах, особенностях проживания и питания
Цель проекта: формирование начальных представлений у младших дошкольников о домашних птицах.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с наиболее типичными представителями домашних птиц: курицами, утками, гусями, индюками и их детенышами.
- Уточнить и расширить представления детей о способах питания и проживания домашних птиц, о пользе, которую они приносят.
- С помощью разнообразных видов деятельности закрепить полученные знания о домашних птицах.
Психолого-педагогические условия:
- Организация сотрудничества всех участников образовательного процесса.
- Благоприятный психологический климат в группе.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта.
- Использование эффективных методов и приёмов, форм работы, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей данной группы: наблюдение, игра, художественное творчество.
Основные направления, методы и формы работы над проектом
Работа с детьми:
- Тематические занятия о домашних птицах.
- Организация дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр по теме проекта.
- Чтение и обсуждение художественных произведений и просмотр театрализованных представлений по изучаемой теме.
- Создание художественных творческих работ.
Работа с родителями:
- Индивидуальные и групповые консультации для родителей по теме проекта.
- Совместная подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме проекта.
- Оформление стендов в приёмной, посвящённых правильному витаминизированному питанию детей.
Педагогическая работа:
- Самообразование по данной теме проекта.
- Использование эффективных игровых технологий, методов и приёмов работы, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей данной группы.
- Планирование и организация работы в сотрудничестве с родителями и младшим воспитателем.
- Оформление развивающей среды в группе по теме проекта.
Планируемый результат: в группе созданы благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о домашних птицах. Родители понимают важность расширения и уточнения представлений детей о домашних птицах. Организовано эффективное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса. Воспитателем используются эффективные игровые технологии, методы и приёмы, формы работы, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей данной группы.
Критерии и показатели эффективности проекта:
- Повышение качества образования: уровня сформированности представлений детей группы о домашних птицах, наиболее распространённых на Урале, их детенышах, особенностях обитания и питания.
- Эмоциональное благополучие детей: наличие положительного психологического микроклимата в группе; формирование положительной самооценки, «Я-концепции» ребёнка.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагога: рост личных достижений; удовлетворённость результатами проектной деятельности; улучшение психологического микроклимата в коллективе, взаимоотношений с родителями.
Диагностический инструментарий для определения эффективности проекта: наблюдение, беседы, анализ и самоанализ занятий и мероприятий с детьми и родителями; анализ продуктов детской деятельности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
- База реализации проекта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский, группа № 8.
- Цель: формирование начальных представлений у младших дошкольников о домашних птицах.
- Адресная направленность проекта: воспитанники, родители, воспитатели.
- Продолжительность проекта: краткосрочный 25.11.2024 – 30.11.2024.
- Вид проекта: практико-ориентированный, познавательный, творческий.
- Участники: педагоги, родители, дети – 15 человек, воспитанники группы № 8, возраст – 3-4 года.
- Форма педагогического проектирования: творческая деятельность.
- Основные этапы проекта:
- Подготовительный этап (25.11.24 – 26.11.2024) – изучение проблемы. Подготовка проекта.
- Формирующий этап – (27.11.2024 – 29.11.2024) реализация проекта. Консультирование родителей. Организация продуктивной совместной деятельности участников образовательного процесса. Творческая деятельность с детьми.
- Заключительный этап (30.11.2024) – обобщение и анализ результатов работы по проекту.
- Критерии эффективности проекта: повышение качества образования; эмоциональное благополучие детей; повышение уровня профессиональной компетентности педагога.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
1 этап – подготовительный.
- Определение проблемы проекта и его основного вопроса: «Кто такие домашние птицы и почему их разводят люди?».
- Определение целей, задач проекта, критериев и показателей его эффективности.
- Методическая работа по подбору материала для реализации проекта: соответствующей литературы, наглядно-дидактических пособий, дидактических и подвижных игр и пр.
- Привлечение родителей к работе над проектом.
- Распределение обязанностей между участниками проекта.
2 этап – реализация проекта.
Образовательная область | Виды деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовое воспитание: Беседа «Как ухаживать за домашними птицами», дидактические игры – «На птичьем дворе», «Накормим домашних птиц» Формирование основ безопасности: Беседы: «Как правильно себя вести около домашних птиц на ферме или подсобном хозяйстве», Сюжетно-ролевые игры: «Моя ферма», «Поможем бабушке ухаживать за цыплятами». Дидактические игры: «Домашние птицы: мамы, папы и детки», «Чудесный мешочек», «Кто что ест», «Кто как кричит»», «Хорошо-плохо», «Назови правильно», «Кого не стало?» (см. Приложение 1) |
Физическое развитие | Развитие представлений о здоровом образе жизни: Беседа: «Полезные продукты, которые можно получить от домашних птиц».Физкультминутки: «Наши уточки», «Птичий двор» (см. Приложение 3). Подвижные игры: «Гуси и волк», «Серый гусь», «Уточки», «Кот и цыплята» (см. Приложение 4). |
Познавательное развитие | Беседа: «Кто живет на птичьем дворе» |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность: «Утенок» (лепка), «Утенок» (рисование красками), «Птичья ферма» (конструирование). Музыка: слушание - песня «Мои цыплята» Музыка Г. Гусейнли, слова Т. Муталлибова; пение «Песенка Петушка» Музыка С. Бодренкова. Слова Ю. Полухина; танец-игра «Ко-ко-ко, ко-ко-ко — кличет мама-квочка». Польская народная мелодия. Обработка Р. Рустамова, русский текст Э. Александровой. |
Речевое развитие | Обогащение словаря: «утка, селезень, утенок», «индюк, индюшка, индюшата», «гусь, гусыня, гусята». Пальчиковая гимнастика: «Гуси», «Гусята», «Красавец петушок», «Цыплята» «Курочка» (см. Приложение 2). Чтение и обсуждение художественной литературы: К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Храбрый утёнок» Б. Житкова., В. Осеева «Добрая хозяюшка», Р. Кудашева «Гусенок пропал». Театр: «Кот, петух и лиса». |
Работа с родителями | Информационные стенды: «Домашнее задание: домашние птицы», Участие родителей в создании развивающей среды – помощь в подготовке дидактических игр о домашних птицах. |
Заключительный этап. Подведение итогов проекта с детьми
Ответ на главный вопрос проекта: «Кто такие домашние птицы и почему их разводят люди?»
Домашние птицы – это одомашненные птицы, которых люди разводят на фермах и подсобных хозяйствах для получения мяса, яиц, перьев. К домашним птицам, которых чаще всего разводят на Урале относятся, курицы, индюки, утки и гуси. Домашними птиц называют потому, что они живут рядом с человеком, он заботится о них (строит жилище, кормит, ухаживает за птенцами), а птицы приносят человеку за это пользу: дают яйца, мясо и перо. Продукт проекта – продуктивная творческая деятельность детей (лепка, рисование, конструирование).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За основу проекта мы взяли одну из основных задач ФОП ДО в области познавательного развития: расширять представления детей о многообразии и особенностях животных ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках, знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы. А также положения ФГОС ДО о необходимости обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей; о поддержке инициативы и самостоятельности детей за счёт организации творческой деятельности детей.
Работа над проектом подразумевала включение во все образовательные области задания, способствующие формированию и развитию представлений о наиболее типичных представителях домашних птиц на Урале – курицах, утках, гусях, индюках. Дети выучили названия не только самих птиц, но и представителей их семей. Читали, слушали, смотрели и рассказывали о них, а также играли, пели и танцевали. Ребята получили начальные представления об особенностях жизни и питании домашних птиц, о том, как правильно за ними ухаживать. Большую помощь в проектной деятельности нам оказали родители: помогли подготовить развивающую среду по теме проекта: новые дидактические игры; интересные книги и карточки для детей.
В результате работы над проектом дети смогли ответить самостоятельно на главный вопрос проекта: «Кто такие домашние птицы и почему их разводят люди?» Домашние птицы – это одомашненные птицы, которых люди разводят на фермах и подсобных хозяйствах для получения мяса, яиц, перьев. К домашним птицам, которых чаще всего разводят на Урале, относятся, курицы, индюки, утки и гуси. Домашними птиц называют потому, что они живут рядом с человеком, он заботится о них (строит жилище, кормит, ухаживает за птенцами), а птицы приносят человеку за это пользу: дают яйца, мясо и перо. Продукт проекта – продуктивная творческая деятельность детей (лепка, рисование, конструирование).
Критерии и показатели эффективности проекта следующие. В результате проектной деятельности повысилось качество образования: достаточно хороший уровень сформированности представлений о домашних птицах. Эмоциональное благополучие детей в группе на стабильно хорошем уровне, о чем свидетельствует благоприятный психологический климат, положительная самооценка и позитивная «Я-концепции» детей. В процессе педагогического проектирования повысился уровень профессиональной компетентности педагога; рост личных достижений; удовлетворённость результатами проектной деятельности; улучшились взаимоотношения с детьми и родителями.
Таким образом, в группе созданы благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие развитию у детей желания проявлять заботу о домашних птицах, интересоваться их жизнью. Следовательно, цель проекта достигнута, задачи решены.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Акад. Развития, 1998. – 238 с..
- Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО «АСТ», 1996. – 234с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
- Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 112 с.
- Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром младших
- дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. – 112с.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. ФГОС. 2-3 года. – М.: ТЦ Сфера, 2023г. – 312с.
- Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду четвертый год жизни. М.: Просвещение. – 2019 г. – 204.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. – М.: АРКТИ, 2003 – 96 с.
- Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС, 2022г. – 215с.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. // О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2015, С. 221.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., Просвещение, 2005г. – 321с.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
Приложение 1
Дидактические игры
«Домашние птицы: мамы, папы и детки»
Дидактическая задача: закрепить знания о домашних птицах. Развивать сообразительность, быстроту реакции.
Игровое действие: составить из предложенных картинок семьи птиц.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с домашними птицами. Назвать их. Разложить картинки по семьям и назвать детенышей и родителей.
«Чего не стало?»
Дидактическая задача: перед детьми 4-5домашних птиц, вспоминают их название, потом дети отворачиваются, что-то одно убирают. Надо назвать по памяти (без зрительного контроля).
Игровое действие: отгадать, какой птицы не стало.
Правило: смотреть, куда убирают, нельзя.
«Чудесный мешочек»
Дидактическая задача: из мешочка надо достать домашнюю птицу и правильно ее назвать.
«Разложи правильно»
Дидактическая задача: перед ребёнком карточки с изображением продуктов питания и домашних птиц.
Игровое действие: определить кто что ест.
«Хорошо-плохо»
Дидактическая задача: закрепить правила ухода за домашними птицами.
Игровое действие: определить какие карточки показывают правила ухода за домашними птицами, а какие нет.
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика
Гуси
Гуси песню распевали — гагага, гагага.
(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)
Посидели
(кулачки сжали и положили на коленки)
Поклевали
(пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)
Маму с Димой пощипали — гагага, гагага
(щипаем ножки)
Но от них мы убежали.
(пальчики бегут по ножкам)
Гусята
Вышли гусятки
(руки согнуты в локтях, держим на уровне груди)
Утром на зарядку.
(разводим руки в стороны)
Наклонялись, приседали,
(наклоны и приседания)
Раз-два, раз-два,
По тропинке пробежали
(бег на месте или по кругу)
Туда-сюда.
Так они старались
(проводим рукой по лбу, вытирая пот)
Даже запыхались.
Загрустили наши гуси,
Видно, кушать захотели.
Поскорее подбегите,
И гусяток накормите.
(«щиплем» травку)
Красавец петушок
Ах, красавец-петушок.
На головке — гребешок.
(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Лапы кверху поднимает,
(поднять руки вверх поочерёдно и опустить плавно вниз)
Важно головой качает.
(наклонить голову вниз и затем вверх поднять)
Раньше всех петух встаёт,
Громко на заре поёт:
(разводить и сводить указательный и большой палец)
Кукареку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать.
(поднять руки резко вверх)
Курочка
Вышла курочка гулять,
(шагают указательным и средним пальцами каждой руки)
Свежей травки пощипать,
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)
А за ней ребятки — желтые цыплятки.
(бегут всеми пальцами обеих рук)
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
(хлопают в ладоши)
Не ходите далеко,
(грозят пальцем ведущей руки)
Лапками гребите,
(гребущие движения пальцами обеих рук одновременно, большие пальцы
фиксируют ладони у края стола)
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой-указательный, большой-средний и т.д.)
Цыплята
Раз, два, три, четыре пять
(соединяют пальцы обеих рук, образуя шар)
Будем мы цыплят считать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Раз — цыпленок на крыльце,
(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет)
Два — еще сидит в яйце,
Три — цыпленок самый смелый,
А четыре — самый белый,
Пятый — маленький цыпленок,
(загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок.
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони)
Приложение 3
Физкультминутки
Наши уточки
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)
Птичий двор
Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! | Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток. |
Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! | Идут по кругу, вытянув шеи и отведя руки назад. |
Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! | Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками-«крылъями» по бокам. |
А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет: ку-ка-ре-ку! | Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отводят руки назад. |
Приложение 4
Подвижные игры
«Гуси и волк»
Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.
Ход: из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети — гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки очерчивается место — логово волка.
«Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг. «Гуси» ходят, летают по лугу.
Пастух. Гуси, гуси! Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да! Пастух. Так летите!
Гуси. Нам нельзя: Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
Пастух. Так летите как хотите!
«Гуси», расправив крылья (вытянув руки в стороны, летят через луг домой, а «волк», услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой).
Пойманных «гусей» «волк» уводит к себе. После 3—4 перебежек производится подсчет пойманных «гусей». Затем выбираются новый волк и пастух, и игра повторяется.
«Серый гусь»
Тега, тега, серый гусь, Очень я тебя боюсь. | Идут по кругу, заложив руки за спину. | |
Больно щиплет гусь за пятки. | Встают лицом в круг, ритмично соединяют большой палец на каждой руке с остальными пальцами, изображая клюв. | |
Разбегайтесь без оглядки. | Разбегаются в стороны. |
«Цыплята и кот»
Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплята.
Квохчет курочка:
«Ко-ко! Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка».
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет. Мяу!
Дети убегают.
«Утки»
Ути-ути-утки, Уточки-малютки, | Вперевалку пройти по кругу друг за другом. |
На волнах качались, | Присесть. |
Брызгались, плескались. | Встать, помахать руками, как крыльями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...
Домашние задания по лексической теме "Домашние птицы"
домашние задание по лексической теме "Домашние птицы"...
Домашнее здание для детей с ЗПР по теме "Домашние птицы"
Предоставленный материал поможет логопедам и дефектологам при даче домашних заданий для работы с родителями. Подойдет для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
Цикл "Домашние птицы": Царская птица индюк.
Материал содержит информацию о породах индюков. Поможет расширить представления детей о домашних птицах....
Домашнее задание. Тема: Зимующие дикие и домашние птицы.
Домашнее задание предлагается для детей подготовительной группы детского сада. В нём отрабатываются грамматические темы (существительные уменьшительно - ласкательного значения, дательный падеж множест...
Методические рекомендации родителям для занятий с ребёнком в домашних условиях по теме "Домашние птицы"
Предлагаются примерные игры и упражнения по теме "Домашние птицы2 для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Данный материал поможет родителям проводить занятия с ребёнком в домашних усл...
Интегрированное занятие(развитие речи и коллективная аппликация) на тему: «Домашние птицы» для детей среднего дошкольного возраста.Открытый просмотр.Цель: расширять и систематизировать знания о домашних птицах.
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо речевому развитию на тему: «Домашние птицы»для детей среднего дошкольного возраста.Автор: воспитательМысатова Елена ВалерьевнаИНТЕГ...