Домашние птицы
проект по окружающему миру (младшая группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

Современные дети не всегда понимают какие именно животные и птицы считаются домашними. Чаще всего под «домашними» они подразумевают питомцев: хомячков, попугаев, канареек, кошек, собак и пр. О том, что дома, в подсобном или фермерском хозяйстве, можно содержать домашних птиц: уток, кур, индюков, гусей – многие даже не догадываются.Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью заинтересовать детей младшего дошкольного возраста познаниями о разнообразии домашних птиц для расширения их представлений о пернатых друзьях человека, которые приносят ему немалую пользу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_domashnie_ptitsy.docx49.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колобок»

городского округа Рефтинский

Домашние птицы

Педагогический проект

для детей группы № 8

Разработала:

Воспитатель высшей КК:

Гребенкина И.А.

го Рефтинский, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

5

3

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

6

4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

8

5

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

9

6

ПРИЛОЖЕНИЯ

10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные дети не всегда понимают какие именно животные и птицы считаются домашними. Чаще всего под «домашними» они подразумевают питомцев: хомячков, попугаев, канареек, кошек, собак и пр. О том, что дома, в подсобном или фермерском хозяйстве, можно содержать домашних птиц: уток, кур, индюков, гусей – многие даже не догадываются.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью заинтересовать детей младшего дошкольного возраста познаниями о разнообразии домашних птиц для расширения их представлений о пернатых друзьях человека, которые приносят ему немалую пользу.

Проблема: дети не знают, какие птицы являются домашними и почему.

В проекте «Домашние птицы» представлена система работы, которая посредством разнообразных видов деятельности способствует формированию у детей 2-ой младшей группы представлений о домашних птицах, их детенышах, особенностях проживания и питания

Цель проекта: формирование начальных представлений у младших дошкольников о домашних птицах.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с наиболее типичными представителями домашних птиц: курицами, утками, гусями, индюками и их детенышами.
  2. Уточнить и расширить представления детей о способах питания и проживания домашних птиц, о пользе, которую они приносят.
  3. С помощью разнообразных видов деятельности закрепить полученные знания о домашних птицах.

Психолого-педагогические условия:

  • Организация сотрудничества всех участников образовательного процесса.
  • Благоприятный психологический климат в группе.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта.
  • Использование эффективных методов и приёмов, форм работы, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей данной группы: наблюдение, игра, художественное творчество.

Основные направления, методы и формы работы над проектом

Работа с детьми:

  • Тематические занятия о домашних птицах.
  • Организация дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр по теме проекта.
  • Чтение и обсуждение художественных произведений и просмотр театрализованных представлений по изучаемой теме.
  • Создание художественных творческих работ.

Работа с родителями: 

  • Индивидуальные и групповые консультации для родителей по теме проекта.
  • Совместная подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме проекта.
  • Оформление стендов в приёмной, посвящённых правильному витаминизированному питанию детей.

Педагогическая работа:

  • Самообразование по данной теме проекта.
  • Использование эффективных игровых технологий, методов и приёмов работы, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей данной группы.
  • Планирование и организация работы в сотрудничестве с родителями и младшим воспитателем.
  • Оформление развивающей среды в группе по теме проекта.

Планируемый результат: в группе созданы благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о домашних птицах. Родители понимают важность расширения и уточнения представлений детей о домашних птицах. Организовано эффективное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса. Воспитателем используются эффективные игровые технологии, методы и приёмы, формы работы, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей данной группы.

Критерии и показатели эффективности проекта:

  1. Повышение качества образования: уровня сформированности представлений детей группы о домашних птицах, наиболее распространённых на Урале, их детенышах, особенностях обитания и питания.
  2. Эмоциональное благополучие детей: наличие положительного психологического микроклимата в группе; формирование положительной самооценки, «Я-концепции» ребёнка.
  3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагога: рост личных достижений; удовлетворённость результатами проектной деятельности; улучшение психологического микроклимата в коллективе, взаимоотношений с родителями.

Диагностический инструментарий для определения эффективности проекта: наблюдение, беседы, анализ и самоанализ занятий и мероприятий с детьми и родителями; анализ продуктов детской деятельности.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. База реализации проекта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский, группа № 8.
  2. Цель: формирование начальных представлений у младших дошкольников о домашних птицах.
  3. Адресная направленность проекта: воспитанники, родители, воспитатели.
  4. Продолжительность проекта: краткосрочный 25.11.2024 – 30.11.2024.
  5. Вид проекта: практико-ориентированный, познавательный, творческий.
  6. Участники: педагоги, родители, дети – 15 человек, воспитанники группы № 8, возраст – 3-4 года.
  7. Форма педагогического проектирования: творческая деятельность.
  8. Основные этапы проекта:
  • Подготовительный этап (25.11.24 – 26.11.2024) – изучение проблемы. Подготовка проекта.
  • Формирующий этап – (27.11.2024 – 29.11.2024) реализация проекта. Консультирование родителей. Организация продуктивной совместной деятельности участников образовательного процесса. Творческая деятельность с детьми.
  • Заключительный этап (30.11.2024) – обобщение и анализ результатов работы по проекту.
  1. Критерии эффективности проекта: повышение качества образования; эмоциональное благополучие детей; повышение уровня профессиональной компетентности педагога.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

1 этап – подготовительный.

  1. Определение проблемы проекта и его основного вопроса: «Кто такие домашние птицы и почему их разводят люди?».
  2. Определение целей, задач проекта, критериев и показателей его эффективности.
  3. Методическая работа по подбору материала для реализации проекта: соответствующей литературы, наглядно-дидактических пособий, дидактических и подвижных игр и пр.
  4. Привлечение родителей к работе над проектом.
  5. Распределение обязанностей между участниками проекта.

2 этап – реализация проекта.

Образовательная область

Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Трудовое воспитание:

Беседа «Как ухаживать за домашними птицами», дидактические игры – «На птичьем дворе», «Накормим домашних птиц»

Формирование основ безопасности:

Беседы: «Как правильно себя вести около домашних птиц на ферме или подсобном хозяйстве»,

Сюжетно-ролевые игры:

«Моя ферма», «Поможем бабушке ухаживать за цыплятами».

Дидактические игры:

«Домашние птицы: мамы, папы и детки», «Чудесный мешочек», «Кто что ест», «Кто как кричит»», «Хорошо-плохо», «Назови правильно», «Кого не стало?» (см. Приложение 1)

Физическое развитие

Развитие представлений о здоровом образе жизни:

Беседа: «Полезные продукты, которые можно получить от домашних птиц».Физкультминутки: «Наши уточки», «Птичий двор» (см. Приложение 3). Подвижные игры: «Гуси и волк», «Серый гусь», «Уточки», «Кот и цыплята» (см. Приложение 4).

Познавательное развитие

Беседа:

«Кто живет на птичьем дворе»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность:

«Утенок» (лепка), «Утенок» (рисование красками), «Птичья ферма» (конструирование).

Музыка: слушание - песня «Мои цыплята»​ Музыка Г. Гусейнли, слова Т. Муталлибова​; пение «Песенка Петушка» ​Музыка С. Бодренкова. Слова Ю. Полухина​; танец-игра «Ко-ко-ко, ко-ко-ко — кличет мама-квочка». ​Польская народная мелодия​. Обработка Р. Рустамова, русский текст Э. Александровой.

Речевое развитие

Обогащение словаря: «утка, селезень, утенок», «индюк, индюшка, индюшата», «гусь, гусыня, гусята».

Пальчиковая гимнастика: «Гуси», «Гусята», «Красавец петушок», «Цыплята» «Курочка» (см. Приложение 2).

Чтение и обсуждение художественной литературы: К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Храбрый утёнок» Б. Житкова., В. Осеева «Добрая хозяюшка», Р. Кудашева «Гусенок пропал».

Театр: «Кот, петух и лиса».

Работа с родителями

Информационные стенды: «Домашнее задание: домашние птицы»,

Участие родителей в создании развивающей среды – помощь в подготовке дидактических игр о домашних птицах.

 

Заключительный этап. Подведение итогов проекта с детьми

Ответ на главный вопрос проекта: «Кто такие домашние птицы и почему их разводят люди?»

Домашние птицы – это одомашненные птицы, которых люди разводят на фермах и подсобных хозяйствах для получения мяса, яиц, перьев. К домашним птицам, которых чаще всего разводят на Урале относятся, курицы, индюки, утки и гуси. Домашними птиц называют потому, что они живут рядом с человеком, он заботится о них (строит жилище, кормит, ухаживает за птенцами), а птицы приносят человеку за это пользу: дают яйца, мясо и перо. Продукт проекта – продуктивная творческая деятельность детей (лепка, рисование, конструирование).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За основу проекта мы взяли одну из основных задач ФОП ДО в области познавательного развития: расширять представления детей о многообразии и особенностях животных ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках, знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы. А также положения ФГОС ДО о необходимости обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей; о поддержке инициативы и самостоятельности детей за счёт организации творческой деятельности детей.

Работа над проектом подразумевала включение во все образовательные области задания, способствующие формированию и развитию представлений о наиболее типичных представителях домашних птиц на Урале – курицах, утках, гусях, индюках. Дети выучили названия не только самих птиц, но и представителей их семей.  Читали, слушали, смотрели и рассказывали о них, а также играли, пели и танцевали. Ребята получили начальные представления об особенностях жизни и питании домашних птиц, о том, как правильно за ними ухаживать. Большую помощь в проектной деятельности нам оказали родители: помогли подготовить развивающую среду по теме проекта: новые дидактические игры; интересные книги и карточки для детей.

В результате работы над проектом дети смогли ответить самостоятельно на главный вопрос проекта: «Кто такие домашние птицы и почему их разводят люди?» Домашние птицы – это одомашненные птицы, которых люди разводят на фермах и подсобных хозяйствах для получения мяса, яиц, перьев. К домашним птицам, которых чаще всего разводят на Урале, относятся, курицы, индюки, утки и гуси. Домашними птиц называют потому, что они живут рядом с человеком, он заботится о них (строит жилище, кормит, ухаживает за птенцами), а птицы приносят человеку за это пользу: дают яйца, мясо и перо. Продукт проекта – продуктивная творческая деятельность детей (лепка, рисование, конструирование).

Критерии и показатели эффективности проекта следующие.  В результате проектной деятельности повысилось качество образования: достаточно хороший уровень сформированности представлений о домашних птицах. Эмоциональное благополучие детей в группе на стабильно хорошем уровне, о чем свидетельствует благоприятный психологический климат, положительная самооценка и позитивная «Я-концепции» детей. В процессе педагогического проектирования повысился уровень профессиональной компетентности педагога; рост личных достижений; удовлетворённость результатами проектной деятельности; улучшились взаимоотношения с детьми и родителями.

Таким образом, в группе созданы благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие развитию у детей желания проявлять заботу о домашних птицах, интересоваться их жизнью. Следовательно, цель проекта достигнута, задачи решены.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Акад. Развития, 1998. – 238 с..
  2. Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО «АСТ», 1996. – 234с.
  3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
  4. Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 112 с.
  5. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром младших
  6. дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. – 112с.
  7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  8. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. ФГОС. 2-3 года. – М.: ТЦ Сфера, 2023г. – 312с.
  9. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду четвертый год жизни. М.:  Просвещение. – 2019 г. – 204.
  10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. – М.: АРКТИ, 2003 – 96 с.
  11. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС, 2022г. – 215с.
  12. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. // О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2015, С. 221.
  13. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., Просвещение, 2005г. – 321с.
  14. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. -  Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Приложение 1

Дидактические игры  

 

«Домашние птицы: мамы, папы и детки»

Дидактическая задача: закрепить знания о домашних птицах. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

Игровое действие: составить из предложенных картинок семьи птиц.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с домашними птицами. Назвать их. Разложить картинки по семьям и назвать детенышей и родителей.

«Чего не стало?»

Дидактическая задача: перед детьми 4-5домашних птиц, вспоминают их название, потом дети отворачиваются, что-то одно убирают. Надо назвать по памяти (без зрительного контроля).

Игровое действие: отгадать, какой птицы не стало.

Правило: смотреть, куда убирают, нельзя.

«Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: из мешочка надо достать домашнюю птицу и правильно ее назвать.

 

 «Разложи правильно»

Дидактическая задача: перед ребёнком карточки с изображением продуктов питания и домашних птиц. 

Игровое действие: определить кто что ест.

«Хорошо-плохо»

Дидактическая задача: закрепить правила ухода за домашними птицами.

Игровое действие: определить какие карточки показывают правила ухода за домашними птицами, а какие нет.

Приложение 2

Пальчиковая гимнастика

Гуси
Гуси песню распевали — гагага, гагага.
(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)
Посидели
(кулачки сжали и положили на коленки)
Поклевали
(пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)
Маму с Димой пощипали — гагага, гагага
(щипаем ножки)
Но от них мы убежали.
(пальчики бегут по ножкам)

Гусята
Вышли гусятки
(руки согнуты в локтях, держим на уровне груди)
Утром на зарядку.
(разводим руки в стороны)
Наклонялись, приседали,
(наклоны и приседания)
Раз-два, раз-два,
По тропинке пробежали
(бег на месте или по кругу)
Туда-сюда.
Так они старались
(проводим рукой по лбу, вытирая пот)
Даже запыхались.
Загрустили наши гуси,
Видно, кушать захотели.
Поскорее подбегите,
И гусяток накормите.
(«щиплем» травку)

Красавец петушок
Ах, красавец-петушок.
На головке — гребешок.
(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Лапы кверху поднимает,
(поднять руки вверх поочерёдно и опустить плавно вниз)
Важно головой качает.
(наклонить голову вниз и затем вверх поднять)
Раньше всех петух встаёт,
Громко на заре поёт:
(разводить и сводить указательный и большой палец)
Кукареку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать.
(поднять руки резко вверх)

Курочка
Вышла курочка гулять,
(шагают указательным и средним пальцами каждой руки)
Свежей травки пощипать,
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)
А за ней ребятки — желтые цыплятки.
(бегут всеми пальцами обеих рук)
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
(хлопают в ладоши)
Не ходите далеко,
(грозят пальцем ведущей руки)
Лапками гребите,
(гребущие движения пальцами обеих рук одновременно, большие пальцы

фиксируют ладони у края стола)
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой-указательный, большой-средний и т.д.)

Цыплята
Раз, два, три, четыре пять
(соединяют пальцы обеих рук, образуя шар)
Будем мы цыплят считать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Раз — цыпленок на крыльце,
(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет)
Два — еще сидит в яйце,
Три — цыпленок самый смелый,
А четыре — самый белый,

Пятый — маленький цыпленок,
(загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок.
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони)

Приложение 3

Физкультминутки

Наши уточки

Вышли уточки на луг 
Вышли уточки на луг, 
Кря-кря-кря! (
Шагаем.
Пролетел веселый жук, 
Ж-ж-ж! (
Машем руками-крыльями.) 
Гуси шеи выгибают, 
Га-га-га! (
Круговые вращения шеей.) 
Клювом перья расправляют. (
Повороты туловища влево-вправо.) 
Ветер ветки раскачал?
(Качаем поднятыми вверх руками.) 
Шарик тоже зарычал, 
Р-р-р! (
Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) 
Зашептал в воде камыш, 

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) 
И опять настала тишь, 
Ш-ш-ш. (
Присели.)

Птичий двор

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

Идут по кругу, вытянув шеи и отведя руки назад.

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками-«крылъями» по бокам.

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отводят руки назад.

Приложение 4

Подвижные игры

«Гуси и волк»

Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

Ход: из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети — гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки очерчивается место — логово волка.

«Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг. «Гуси» ходят, летают по лугу.

Пастух. Гуси, гуси! Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да! Пастух. Так летите!

Гуси. Нам нельзя: Серый волк под горой. Не пускает нас домой!

Пастух. Так летите как хотите!

«Гуси», расправив крылья (вытянув руки в стороны, летят через луг домой, а «волк», услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой).

Пойманных «гусей» «волк» уводит к себе. После 3—4 перебежек производится подсчет пойманных «гусей». Затем выбираются новый волк и пастух, и игра повторяется.

«Серый гусь»

Тега, тега, серый гусь,

Очень я тебя боюсь.

Идут по кругу, заложив руки за спину.

Больно щиплет гусь за пятки.

Встают лицом в круг, ритмично соединяют большой палец на каждой руке с остальными пальцами, изображая клюв.

Разбегайтесь без оглядки.

Разбегаются в стороны.

 «Цыплята и кот»

Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплята.

Квохчет курочка:

«Ко-ко! Не ходите далеко!

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка».

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет. Мяу!

Дети убегают.

«Утки»

Ути-ути-утки,

Уточки-малютки,

Вперевалку пройти по кругу друг за другом.

На волнах качались,

Присесть.

Брызгались, плескались.

Встать, помахать руками, как крыльями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Домашние задания по лексической теме "Домашние птицы"

домашние задание по лексической теме "Домашние птицы"...

Домашнее здание для детей с ЗПР по теме "Домашние птицы"

Предоставленный материал поможет  логопедам и дефектологам  при даче домашних заданий для работы с родителями. Подойдет для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

Цикл "Домашние птицы": Царская птица индюк.

Материал содержит информацию о породах индюков. Поможет расширить представления детей о домашних птицах....

Домашнее задание. Тема: Зимующие дикие и домашние птицы.

Домашнее задание предлагается для детей подготовительной группы детского сада. В нём отрабатываются грамматические темы (существительные уменьшительно - ласкательного значения, дательный падеж множест...

Методические рекомендации родителям для занятий с ребёнком в домашних условиях по теме "Домашние птицы"

Предлагаются примерные игры и упражнения по теме "Домашние птицы2 для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Данный материал поможет родителям проводить занятия с ребёнком в домашних усл...

Интегрированное занятие(развитие речи и коллективная аппликация) на тему: «Домашние птицы» для детей среднего дошкольного возраста.Открытый просмотр.Цель: расширять и систематизировать знания о домашних птицах.

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо речевому развитию на тему: «Домашние птицы»для детей среднего дошкольного возраста.Автор: воспитательМысатова Елена ВалерьевнаИНТЕГ...