Проект «Герб – символ России».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», ГО Красноуфимск
Проект
«Герб – символ России».
Выполнила воспитатель:
Пупкова Наталья Михайловна
Содержание:
№ | ||
1 | Пояснительная записка | |
2 | Актуальность | |
3 | Паспорт проекта | |
4 | Цель, задачи | |
5 | Принципы | |
6 | Предполагаемые результаты | |
7 | Материально – техническое обеспечение | |
8 | Этапы работы над проектом | |
9 | Заключение | |
10 | Список использованной литературы | |
11 | Приложения |
Пояснительная записка
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства –это чувство начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. В ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуаций развития детей». Нравственно – патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве – важнейшем периоде становления личности человека. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.
Актуальность Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Формирование интереса и элементарных представлений старших дошкольников к символике и геральдике - достаточно новое направление в работе детского сада, но необходимое в образовательной практике. И это понятно. Ведь гербы государств, городов, фамилий представляют собой символическое «лицо», сконцентрированное отражение их истории, их традиций. Символ – предмет, объект, имеющий для человека (народа) определенный ценностный смысл не только в материальном, но и в духовном плане. Чтобы определенные символы стали иметь ценностный смысл для ребенка, надо дать полное и понятное ему представление об этих символах.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Герб - символ государства»
Вид проекта: краткосрочный, познавательно-творческий
Срок реализации: с
Участники проекта:
- воспитатели;
- дети подготовительной группы;
- родители воспитанников
- Объект исследования герб России
- информационная поддержка проекта ( наличие Интернета, электронная почта)
Образовательные области:
- Социально – коммуникативное
- Художественно-эстетическое развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие
Цель:воспитание чувства патриотизма через изучение символики России.
Задачи:
- Формировать представления о функциональном назначении герба.
- Расширять знания детей об истории государственного герба России.
- Развивать коммуникативные способности, инициативность и самостоятельность, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и сверстникам, способность к фантазии, воображению, творчеству, самостоятельность в выборе.
- Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства
- Объединить участников проекта, родителей и детей, в рамках создания коллективной творческой работы.
- создать макет герба группы
Принципы реализации проекта
- Систематичность и последовательность изучаемого материала;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Продукт проекта: Изготовление герба семьи и герба группы.
При реализации проекта были использованы следующие формы работы:
- Беседы
- Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов,)
- Игры
- Соревновательная деятельность
- Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
- Применение ИКТ во всех видах деятельности
Предполагаемые результаты
Предполагаемый результат:
- Сформирован устойчивый интерес к символике страны и малой родины.
- Узнают и отличают символы России среди символов других стран.
- Имеют представления о цветовом значении символики и геральдики.
- Заложены основы уважения к символике и геральдике страны.
Для педагогов:
- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
- инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
- творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Для родителей:
- расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
- повышение статуса семейного воспитания.
Материально – техническое обеспечение:
- Мультимедийное оборудование
- Ноутбук
- Мультимедийные презентации по темам непосредственно-образовательной деятельности
- Гимн РФ
- Государственная символика России
- Конспекты бесед, непосредственно-образовательной деятельности
- Дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром.
- Фотоальбомы
- Наборы открыток
- Плакаты
- Периодическая печать
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный
(мотивационный, информационно-накопительный)
1.Изучение и анализ программно – методической литературы по данной теме
2. Анкетирование для родителей «Патриотическое воспитание в семье»
3. Консультация для родителей «Знаете ли вы государственные символы»
4.Определение программного материала для детей подготовительной группы.
5.Разработка педагогического проекта «Герб - символ государства»
6.Папка-передвижка с отражением идеи проекта, погружение родителей в проект.
7.Разработка и оформление уголка патриотизма.
8.Работа с детьми, чтение, беседы, введение в проблему
10.Работа с родителями (буклеты – приглашения с программой проекта)
11. Информация для родителей «Участвуем в проекте «Герб - это главный символ государства»
12.Привлечение родителей для оформления уголка патриотизма.
13. . Подбор дидактических и настольно-печатных игр.
14. Подбор фильмов, презентаций по теме Государственная символика России.
15. Коллекция нашивок и эмблем разных служб и организаций с элементами символики.
16. Коллекция монет и денежных купюр с государственными символиками разных стран.
17 Обмен опытом с коллегами по данному направлению работы.
2 этап – основной
(организация и осуществление деятельности)
Совместная деятельность педагога с детьми
Познавательное развитии
- НОД «Герб – главный символ России»
- НОД «Путешествие в страну «Геральдика»»
- Просмотр презентаций «Геб Россиии», «Герб города Киселевска»
- Беседы: «Что такое символы», «История происхождения герба», «Значение цвета в гербе», «Главные символы родного города», «Гербы разных стран», « Прошлое и настоящее», «Я и моя семья», «Традиции моей семьи»
Просмотр видео, фотоматериалов
рассматривание иллюстраций , создание проблемных ситуаций, поисковая деятельность по теме проекта
Речевое развитие
- Чтение познавательной литературы «История герба»
- Заучивание стихотворений наизусть:
- С.Крупинина «Гербы, В.Степанов «Герб России, А.Александров «Чтоб отразить России широту», Л.Зубаненко «Герб России непростой».
- Чтение пословиц.
- Д/И«Составь предложение с парами слов», «Слова рассыпались», «Объясни словечко»
Художественно-эстетическое развитие
- - Оганизация выставки детских рисунков «Гербы разных стран», «Я и моя семья», «Герб сказочного героя»
- Разучивание песен о Родине
Физическое развитие
- Использование символики в командных, подвижных играх, эстафетах, соревнованиях
- Развлечение «Рыцарский турнир»
Самостоятельная деятельность детей
- Рассматривание альбома «Мы едем, едем, едем…»
- Настольно чатнаяигра -домино «Гербы народов России»
- Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий по теме
- Д.И. «Что не правильно?»
- Мозаика «Собери гер
- Придумай герб фантастической страны
- Раскраски «Рыцари со щитами и флагами»
Взаимодействие с родителями
- Просматривают с детьми книги, ищут необходимую информацию.
- Выполнение совместной работы детей и родителей «Флаг России»
- Организация выставки «Символы государства глазами детей».
- Творческое задание «Сочини вместе с родителями стихотворение о своей Родине»
- Изготовление герба семьи
3 этап – заключительный
- Составление портфолио проекта.
- Организация выставки «Герб моей семьи»
- Изготовление герба группы
- Трансляция результатов проекта родителям (фотовыставка).
- Распространение педагогического опыта: выступление на педагогическом совете ДОУ с презентацией проекта.
- Участие в конкурсах по распространению опыта
Заключение
Изучение истории государственных символов имеет большое значение в воспитании дошкольников.Воспитанию патриотов и достойных граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогов образовательного учреждения по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации .
Важным условием в патриотическом воспитании детей является тесное взаимодействие с семьями воспитанников. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопрос воспитания патриотизма, гражданственности не считается важным, и, зачастую, вызывает лишь недоумение.
Результаты проведенного проекта дали возможность решить все основные поставленные задачи, а именно: - сформировать представления о функциональном назначении герба, расширять знания детей об истории государственного герба России, развить коммуникативные способности, инициативность и самостоятельность. Объединить участников проекта, родителей и детей, в рамках создания коллективной творческой работы.
Результативность
- Эффективность работы подтверждается результатами мониторинга
- 70% детей проявляет активный познавательный интерес к прошлому, настоящему своего народа.
- 70% детей имеют представления о своей «малой родине» (динамика 45%);
- 75% детей проявляют интерес к истории нашей страны, её культуре (динамика 35%);
- 100% педагогов повысили свою компетентность по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей
- У 80% родителей воспитанников отмечается возрастающий интерес к совместной деятельности в различных мероприятиях детского сада и группы.
Перспективы:Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю России. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к познанию. В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Наша родина Россия», «Древний мир».
Список использованных источников и литературы
- Энциклопедия для детей. Т. 5.История России и ее ближайших соседей. Ч. 1. От древних славян до Петра Великого. – 2 –е изд., испр. и доп. / Глав. Ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта +, 2000. – 688 с.
- Энциклопедия «Все обо всем» под ред. Шалаевой Г., том № 14, № 8, № 12, № 6. Компания «Ключ – С», 1996.
- Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева. – М.: ЦНСО, 2003.
- http://geraldika.ru/
- http://geraldsch40.narod.ru/pravila/pravila1.htm
Приложения:
Приложение 1.
Диагностика уровня знаний дошкольников подготовительной группы по теме проекта «Герб – символ России»
Цель проведения диагностики на подготовительном этапе проекта: выявить уровень (объем) знаний по теме.
Для проведения диагностики среди детей подготовительной группы был подготовлен демонстрационный и раздаточный материал, музыкальные произведения, составлен перечень следующих вопросов :
1.Что это? (флаг, герб и гимн России)
2.Назови цвета флага России.
3.Что обозначают цвета Российского флага?
4.Что изображено на гербе России?
5.Что обозначают изображенные символы герба России?
6.Где можно увидеть изображение флага России? Где можно увидеть флаг Российской Федерации?
7.Где можно увидеть изображение герба России? Где можно увидеть герб Российской Федерации?
8.Знаешь ли ты гимн России?
9.Когда и где можно услышать гимн России?
10.Зачем стране нужны Государственные символы?
Критерии имеющихся знаний у детей на данном этапе оценивались по трехуровневой системе показаний:
Низкий уровень - ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.
Средний уровень - ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.
Высокий уровень - ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.
Приложение №2
Про Герб России
Герб — это эмблема государства, города. История российского герба тесно связана с историческими событиями нашего государства.
В конце XV в. произошло важнейшее событие в жизни народа — пало монголо-татарское иго. Русские земли стали свободными. Теперь их никто не разорял, люди избавились от двухсотлетнего угнетения.
В это время страной правил Великий князь Московский Иван Васильевич III. Горько было видеть Ивану Васильевичу, как слаба и разорена родная земля, нет в ней ни мира, ни согласия. Вот и решил Иван III объединить все русские княжества в одно государство. Князья ссорились между собой, воевали друг с другом, один князь не хотел подчиняться другому.
Почти 50 лет Иван III собирал русские земли! Ему удалось смирить непокорных князей — кого силой, кого милостью. Наконец, совершилось невозможное — из маленьких и слабых государств образовалось одно большое и могучее. Иван III повелел называть его державой, Россией, Русью.
Слово «держава» происходит от слова «держать» и означает — государство. Значит, Иван III держал в своих руках власть в России. Он и приказал величать себя по-новому: не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси.
Каждое государство должно иметь свой символ — герб.
Герб России появился в 1497 г. С тех пор прошло более пятисот лет, но герб России — золотой двуглавый орел — не изменился.
♦ Почему Иван III выбрал в качестве символа орла?
Верно! Орел — могучая птица. В представлении древних славян он связан с солнцем.
Но орел на гербе России — необыкновенный! У него не одна голова, а две, их венчали золотые короны, сам орел тоже золотой и располагался на красном фоне.
Золотой двуглавый орел не только символ солнца, но и образ солнечной колесницы. В древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами.
Солнце выходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому одна голова орла повернута на восток, а другая на запад.
Шли годы, они складывались в века. Герб России изменился. Как же выглядит современный герб нашей Отчизны? Это по-прежнему двуглавый орел — золотой на красном фоне. Орла венчают три короны — символ единства нашей страны. В лапах он держит скипетр и державу.
♦ Что такое скипетр?
Это украшенный богато жезл — символ власти. Скипетр в современном понимании — знак государственности. Держава — украшенный шар, знак законности и права.
На груди орла расположен красный щит, на нем серебряный всадник, поражающий копьем дракона. Всадник — знак неустрашимости, торжества добра над злом, истины над ложью.
Герб России — красивый и величественный. Повторим, что же означает изображение двуглавого орла на гербе России? Верно! Единство и независимость страны.
♦ Что означает изображение всадника?
Правильно! Победу добра над злом!
♦ В каких случаях используется герб России?
Верно! На государственных печатях, официальных документах. Есть такое понятие — гербовая бумага. Это бумага, на которой пишутся государственные документы. Герб России — ее опознавательный знак. Его мы можем увидеть на границе, при въезде на территорию нашей страны.
Герб изображается на самых важных документах, например, на паспорте гражданина России. Государственный герб изображен на монетах, чтобы можно было отличить российские монеты от денежных знаков других стран.
На самой мелкой монете — копейке — изображен всадник с копьем. На других монетах — изображение двуглавого орла. Например, на монете в 10 рублей.
Гербы имеют не только страны, но и области и города. У столицы нашей Родины Москвы тоже есть свой герб. На нем изображен святой Георгий Победоносец.
♦ Как выглядит герб Москвы?
На красном фоне серебряный конь скачет стремительно, поднялся на дыбы, одними задними ногами касаясь земли. На коне сидит святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и серебряном шлеме. За плечами его вьется лазоревый плащ. Мощным ударом копья святой Победоносец метко поражает черного дракона, который стоит на четырех лапах.
♦ У всадника на гербе столицы и на гербе России есть отличия. Какие?
Всадник на гербе России — могучий воин, но не святой Георгий. Его конь стоит на земле твердо и уверенно, лишь поднята одна передняя нога. Дракон же лежит на спине.
А на гербе Москвы дракон стоит на четырех лапах. Святой Георгий Победоносец с давних пор считается защитником Москвы и покровителем русского воинства.
Послушайте рассказ о жизни этого святого.
Святой Победоносец
Георгий родился в Малой Азии близ города Анталии в знатной и богатой семье, исповедовавшей христианство. Родители мальчика воспитывали его в христианской вере.
После смерти мужа мать Георгия переехала с сыном на свою родину, в Палестину, входившую в те времена в состав Римской империи. Вдова поселилась в имении недалеко от города Лидды.
Георгий в юном возрасте поступил на воинскую службу. Юноша отличался мужеством, силой, храбростью и уже в двадцатилетнем возрасте стал военачальником.
Во время войны с персами Георгий проявил необыкновенную отвагу и получил высокое воинское звание.
В те времена Римской империей правил император Диоклетиан, известный своими жестокими гонениями на христиан. По его приказу до основания разрушали христианские храмы и сжигали священные книги. Христиан бросали в темницы, подвергали пыткам и предавали смерти.
На совете сенаторов император обсуждал, как бы усилить борьбу с христианством. Святой Георгий, выступая в сенате, пытался защитить христиан, однако к нему никто не прислушался.
Святой Георгий сложил с себя воинский сан, и вскоре по приказу императора его арестовали и подвергли жесточайшим пыткам. Святого привязывали к вращающемуся колесу с острыми ножами, бросали в негашеную известь, но он оставался невредим.
Диоклетиан не мог понять, откуда у Георгия такая сила. Император приказал надеть на святого раскаленные железные сапоги с вбитыми в подошву гвоздями. Мученик произнес: «Иди, Георгий, к венцу нетленному», — и пошел.
Утром, когда юношу привели на допрос, он шел не хромая. Даже яд, который его заставили выпить, не смог причинить святому никакого вреда. Тогда император решил, что Георгий — колдун. Но святой привел слова Иисуса Христа: «Верующий в Меня дела, которые творю Я, сотворит».
— Какие же дела ты можешь сотворить? — спросил император.
— Исцелять больных, возвращать зрение слепым, слух — глухим.
Тогда Диоклетиан пообещал ему, что если Георгий воскресит мертвого, император уверует в Иисуса Христа. Святой Георгий воззвал к Христу — ударил гром, и мертвый восстал из гроба.
Но коварный и жестокий император не исполнил своего обещания, а, рассвирепев, приказал казнить святого Георгия.
Немало чудес сотворил святой Георгий после своей мученической смерти. Одно из самых известных — победа над змеем, пожирающим людей, и спасение невинной девушки.
Более тысячи лет тому назад святой великомученик Георгий явился людям на российской земле недалеко от того места, где сейчас расположен Севастополь. Он спас тонущих в море рыбаков, и в память об этом чуде у мыса Фиолент был основан монастырь, существующий и поныне.
Святой Георгий почитается на Руси как покровитель русского воинства. Его изображали на княжеских печатях и монетах. С XIV в. изображение святого Георгия на белом коне стало гербом Москвы, а позже появилось на Государственном гербе Российской империи.
♦ Где родился святой Георгий?
Приложение №3
Конспект занятия «О чем рассказал герб»
Программное содержание: познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб). Расширять представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении. Вызвать у детей уважение к могуществу державы, еѐ независимости. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну. Материал: репродукции герба России и разных стран, флага; фото президента России; аудио запись гимна России; фотографии, репродукции заседания Государственной думы, церемоний вручения наград, присяги воинов; детская энциклопедия «Российская государственная символика» В.В.Васькин, 2002 г.
Предварительная работа: экскурсия в уголок символики, рассматривание экспонатов, беседа с детьми, обмен впечатлениями. Словарная работа: Государственный гимн, флаг, символы, государство, могущество, геральдический щит, двуглавый орѐл, скипетр, держава и т. д.
Ход
Вы уже знаете, что на земле существует много разных стран, больших и маленьких. Какие страны мира вы знаете? (ответы детей) Как называется наша страна? (Россия).
Давно в старину скандинавские путешественники называли её Гардарика.
А кто знает, какая страна в мире самая большая? (предположения детей) Посмотрите, какую огромную территорию она занимает (показ границы России, чтение стихотворения)
Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга
Когда в одном краю весна –
В другом – снега и вьюга.
(Предлагает детям показать на карте границы России).
У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы:флаг, герб и гимн. Есть они и у России.
С одним из них – флагом (показывает) – вы уже знакомы. Из каких частей состоит флаг? Покажите (дети показывают и называют древко, полотнище).
Какие цвета мы видим на полотнище российского флага (белый, синий, красный).
Что вам напоминает белая полоса? (белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу)
Синяя полоса? (небо, реки, озёра, моря)
Красная полоса? (цвет крови, цвет солнца, огня, тепла)
Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбива.
Синий – вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, вывешивают во время праздников.
Задание: Выложить на фланелеграфе из полосок бумаги государственный флаг России (дети выполняют и сравнивают результаты с образцом)
Воспитатель: Сегодня мы продолжаем знакомить с гербом нашей страны. Что такое герб?
Герб в переводе с иностранного – «наследство».
Видели ли вы такие изображения? Вы совершенно правы, это – гербы..что же такое герб, где он появился и для чего он нужен? История герба, так же как и флага , начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны, и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены.
- Какие виды старинного оружия вы знаете? (Ответы детей) А что защищало воина? (доспехи, щиты). Флаг помогал определять где свои войска, а где вражеские.. а во время войны, воины закованные в доспехи, были очень похожи. Было трудно определить где свои, а где чужие.. чтобы не ошибиться воины придумывали разные знаки отличия, разноцветные плащи и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак изображали на щите. Щит с рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом. Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей «гербовые платья».Чаще всего рыцарь изображал на щите – гербе животное, с которым себя сравнивал, на которое хотел бы быть похожим. Например, силуэт льва обозначает смелость, орел – зоркость, ящерица – быстроту и ловкость, лиса – ум и смекалку, лебедь – красоту и гордость, медведь – силу, сова – мудрость, кошка – независимость. Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить. Герб – в переводе с немецкого означает «наследство» Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину рода или отдельного лица отражающие исторические традиции владельца.
Прошло много лет. Свой герб есть у каждой страны. Чаще всего герб изображают в виде старинного щита..Герб — отличительный знак, официальная эмблема государства. - А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей страны?
Дети: На гербе России изображён двуглавый орёл. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла изображён всадник с серебряным копьём. Это Святой Георгий Победоносец. Всадник скачет на серебряном коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил дракона.
Воспитатель: Правильно! Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом. А где мы часто встречаем герб? (Ответы детей).
Воспитатель: Герб изображён на важных документах, а отдельные его элементы на монетах. Изображение герба можно увидеть на печатях, на денежных знаках. На почтовых марках, открытках, значках тоже есть изображение герба. Изображение герба можно встретить на правительственных награда
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны
Держит скипетр, державу, поочерёдно сжать в
Он Россию сохранил нарисовать руками круг
На груди орла – щит красный, приложить руки к груди
Дорог всем: тебе и мне наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный шаг на месте, с высоким подниманием ноги
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо-влево
И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак
Побеждает всадник сильный, поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит показать руками
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. поднять руки вверх
Задание: рассмотреть с помощью лупы монеты, отметить, где они увидели герб России, а где – герб Москвы (дети выполняют задание и объясняют свой выбор).
Приложение №4
Беседа «В стране Геральдика»
Воспитатель: (обращает внимание детей на выставку гербов городов): посмотрите, как много красивых городов на земле русской. Недаром в старину иностранцы называли Русь словом Гардарики – то есть «страна городов». Мы видели с вами гербы богатырей: у Вольги на гербе был сокол, потому что он любил превращаться в эту птицу; а у Ильи Муромца – крепость и оружие – он главный в богатырской дружине, у Добрыни Никитиче – дракон, он много драконов побил на Почуй горе. Посмотрите внимательно на гербы городов, нет ли среди них похожих на богатырские? (Суздаль – с соколом; дракон на гербе – Москвы и Казани). Москва город – герой, немало врагов победила за свою долгую жизнь. А на гербе Казани белый дракон ни с кем не борется, спокойно стоит
Гербы городов рассказывали вот о таких сказаниях и легендах. А ещё герб города рассказывает о труде людей, покажите, пожалуйста, такие гербы (Усмань – пчеловодство, Томск – разведение лошадей, Тула – город оружейников, Соликамск – добыча соли). В старину люди поклонялись сильным животным, считали их покровителями, оберегающими их, защищающими от злых сил. Таким животным тоже нашлось место на гербе. В наших краях священным животным был медведь. Найдите гербы городов с этими животными.
Есть у гербов городов, кроме щита и геральдических фигур, ещё и корона. Корона говорит о величине города, столица он или нет, сколько жителей в нём живёт. а у меня есть для вас интересная игра «Геральдическая корона».
Как много может рассказать корона герба о городе. Давайте рассмотрим герб нашего города. Герб города Киселевка представляет собой геральдический щит. "В поле, рассеченном лазурью и червленью, золотые заступ и кирка, положенные накрест в почетном месте щита, и подвешенный на их перекрестии за крюк серебряный с золотым пламенем фонарь. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца (золотой пятибашенной короной)".
Обо всём, что любо городу,
Обо всём, что ему дорого,
Герб вам может рассказать
Увлекательно и коротко.
Город может гордиться щахтерами,
Продавцами, швеями, врачами.
Город может историю чтить,
Может память о предках хранить.
Обо всём, что свято городу,
Обо всём, что ему дорого,
Герб вам может рассказать
Увлекательно и коротко.
Приложение №5
Стихи
Гербы
Не ищите вы гербы
Под осинкой как грибы!
Их найдем мы на монетах
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
На печати и на флаге!
(С. Крупина)
Герб России
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов)
Чтоб отразить России широту…
Чтоб отразить России широту
От Балтики до Сахалина.
Гербу вручили силу, красоту
Двуглавого орла —
Степного исполина.
(А. Александров)
Герб России
На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко —
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.
Герб России – не простой…
Герб России – не простой:
На щите — орёл златой,
Коронованный, двуглавый
Держит скипетр и державу.
Эта царственная птица
Зорко смотрит на границы
Государства своего,
Бережёт покой его.
У орла — нагрудный щит —
Воин на коне сидит.
Змея он копьём пронзает,
Родину от зла спасает.
Всем защитникам державы
Трижды — слава, слава, слава!
(Л. Зубаненко)
Герб
У России герб красивый,
Полный гордости и силы –
Золотой орел двуглавый
Держит скипетр и державу.
С запада и до востока
Крылья он простер широко.
Три над ним короны реют,
И копьем пронзает змея
Всадник на его груди:
Зло придет – не пощадим!
В этом деле нам подмога –
Правда, честь и вера в Бога!
(О. Емельянова)
О Гербе РФ
Государству каждому символы нужны.
Это и величие, и престиж страны.
Хоть идут неспешно годы и века,
А Россия наша все так же велика.
На Гербе России ярко-алый щит,
И орел двуглавый всех нас защитит.
Он единства наций лавровый венок,
Зорко охраняет он Запад и Восток.
Георгий побеждает на Гербе дракона,
Свободную Россию венчают три короны.
Скипетр с Державой – власти апогей,
Великою Победой гордимся мы своей.
И обычный школьник, и ученый муж,
И в жару, и в пору леденящих стуж
Знает, что Россия, что его страна,
Храбростью и верой сынов своих сильна!
(Е. Горшкова ■)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Берёза - символ России"
Презентация проектной деятельности в старшей группе детского сада на тему "Берёза - символ России"...
проект береза-символ России
проект береза-символ России...

Проект Береза - символ России
Данный прект создан с целью познакомить детей с деревом Береза, которое имеет смысловое и символическое значение для нашей страны. Рассказать детям о пользе, которое приносит это дерево, об обрядах и ...

Проект "Берёза - символ России"
Проект "Берёза - символ России"Цели и задачиЦель: показать взаимосвязь человека и природы, невозможность их раздельного существования на Земле.Задачи: развивать глубокое понимание красоты и бога...

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"
Ознакомление с государственными символами....

Проект «Герб – символ России»
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – это чувство начинает формироваться уже в дошкольном воз...
- Мне нравится (1)