Конспект ОД "Познание" в подготовительной к школе группе по теме "Волшебный мир магнита".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Багинская

Конспект занятия ОД "Познание" в подготовительной к школе группе по теме "Волшебный мир магнита". Составила воспитатель Багинская Т.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД « Познание»                              в подготовительной к школе группе

по теме «Волшебный мир магнита»

                                         

Цель: Систематизация знаний о магните и овладение основами

           исследовательской деятельности на основе расширения и

           уточнения представлений о свойствах магнита.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с понятием «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова «притягивать», «магнетизм», «магнитные силы», «полюс».

2. Продолжать учить самостоятельно принимать решение в русле экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы, учить делать обобщения.

3. Уметь определять и называть материалы, из которых изготовлены предметы.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развивать логическое мышление.
  2. Развивать познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств – алгоритмов, схем.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнера.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательные отношения,  аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
  2. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности.

Материалы и оборудование:

Железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусочки ткани, бумага, магниты, подносы для раздаточного материала. Вода в стаканчиках, скрепки, линейки. Магнитная доска, картинки «Легенда о магните», «Естественный магнит», «Применение магнита», плакат с правилами поведения в лаборатории, исследовательский журнал, нарисованные на листах картона автомобильные трассы.

Техническое оснащение: ноутбук, экран, телевизор, музыкальное сопровождение на диске.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети стоят по кругу

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес для нас  посылку. Это посылка от героев мультфильма «Фиксики».  Давайте посмотрим, что в ней  (достает письмо и читает)

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам Фиксики. В нашем городе мы нашли  интересный камень, он лежит в посылке. Мы не знаем, как он называется. Что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите нам разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите нам результаты исследований. Желаем вам удачи!»

Воспитатель: Вы готовы посмотреть, что находится в этой посылке? Не боитесь? Что же это за камень?

Дети: Магнит.

Воспитатель: Да, это магнит. Возьмите его в руки, потрогайте и посмотрите, какого он цвета. Твердый или мягкий? С запахом или нет? Можно ли отломить от него кусочек?

А какое свойство магнита мы уже знаем?

Дети: Магнит притягивает железные предметы.

Воспитатель: Такие предметы называются магнетические. А как вы думаете, называются предметы, которые магнит не притягивает? (немагнетические)

Воспитатель: А вы знаете, откуда к нам пришел магнит? Давайте послушаем Сашу и Кирилла. Они расскажут нам одну старую легенду.

   В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии,  подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнас понял, что эти странные камни притягивают только железо. Пастух захватил несколько таких камней домой и удивил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Воспитатель: А теперь я приглашаю всех в лабораторию узнать другие свойства магнита.

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

1.Нельзя ничего брать в рот.

2.Будь осторожен со стеклянными предметами.

3.Будь осторожен с острыми предметами, не играй с ними.

Воспитатель: Сейчас в лаборатории мы проверим основное свойство магнита: притягивать металлические предметы. Перед вами предметы из разных материалов. Проверьте при помощи магнита, какие из них притягиваются, а какие нет. Все предметы, которые притягивает магнит положить справа, а которые не притягивает, положите влево. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Что вы делали и что получилось?

Дети: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему.

Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пуговицу, бумагу, резиновый шарик, деревянную палочку, кусок ткани)

Воспитатель: Свойство магнита притягивать к себе железные предметы называется «магнетизм». Давайте в нашем Исследовательском журнале стрелками отметим, какие предметы притягивает магнит.

Игра «Притяжение»

Воспитатель: А теперь пришло время отдохнуть. Давайте поиграем. Встаньте в круг. Я буду магнитом. Если я назову предмет, который магнит притягивает, вы прыгаете вперед, если не притягивает - назад.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: А теперь мы проверим, на каком расстоянии действует магнитная сила. Возьмите линейку, положите скрепку на ноль, а магнит на другой край. Медленно двигайте магнит по линейке к скрепке и смотрите, на какой цифре скрепка притянется к магниту.  Вывод: магнитная сила действует и на расстоянии. Чем больше магнит, тем дальше он действует.

 

  Воспитатель: А еще я хочу вам сказать про интересное свойство магнита: он может намагничивать другие железные предметы. Возьмите магнит, поднесите к нему скрепку, а к ней еще одну, и еще. Сколько скрепок может удержать ваш магнит? А теперь уберите магнит, что произошло?

Давайте это свойство отметим в нашем Исследовательском журнале.

Воспитатель: Давайте продолжим наши опыты и узнаем другие секреты магнита. Я возьму стакан с водой, брошу туда скрепку. Как можно достать скрепку, не замочив рук и не выливая воду из стакана?

Дети предлагают свои варианты. Дети обсуждают алгоритм действия и самостоятельно проводят опыт.

Вывод: Магнитные силы проходят через воду и стекло.

Давайте это отметим в нашем Исследовательском журнале.

Воспитатель: А теперь, проверим, будут ли магнитные силы действовать через картон. У каждого из вас есть лист картона с автомобильной дорогой, машинка со скрепкой и магнит. Попробуйте проехать машинкой по дороге.

Вывод: Магнитные силы действуют через картон. Отметим это в исследовательском журнале.

Воспитатель: А теперь работаем в паре. Поднесите магниты друг к другу. Они притянулись. Переверните магнит другой стороной и снова поднесите друг к другу, что произошло? (они оттолкнулись)

Вывод: У каждого магнита есть 2 полюса: северный (синий) и южный (красный). Полюсы одного цвета отталкиваются, а полюсы разных цветов притягиваются.

Сейчас мы определим полюса ваших магнитов. У меня есть вот такой большой магнит, у которого отмечены полюса. Синий – северный, красный – южный. Мы определим северный полюс ваших магнитов (подношу свой магнит южным полюсом к магнитам детей и та сторона, что притягивается, будет Север). Дети туда приклеивают синюю метку, а на обратную сторону приклеивают красную метку.

В Исследовательском журнале отмечаем стрелками, какие полюса притягиваются, а какие нет.

Игра «Магнитные человечки»

  Каждому ребенку на спину вешается синий квадрат, а на грудь-красный. Дети образуют круг и начинают ходить по кругу. Когда воспитатель показывает красный квадрат - «Южный полюс», дети притягиваются спиной - «северным полюсом», когда показывает

синий квадрат, притягиваются животиками - «южным полюсом».

Воспитатель: Ребята, а у вас дома есть что-нибудь магнитное? А теперь давайте узнаем, где человек использует магнит в жизни.

Презентация «Применение магнита в жизни»

Воспитатель: Давайте сейчас соберем Исследовательский журнал и отправим Фиксикам.

Рефлексия

Воспитатель: Что нового и интересного вы сегодня узнали? Что вам больше понравилось?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность с детьми с использованием технологии проблемного обучения подготовительной к школе группе на тему :"Чудеса магнита"

              Задачи приоритетной образовательной области:·         «Развитие речи»: Приучать детей – будущих шко...

Организованная образовательная деятельность с детьми с использованием технологии проблемного обучения подготовительной к школе группе на тему :"Чудеса магнита"

              Задачи приоритетной образовательной области:·         «Развитие речи»: Приучать детей – будущих шко...

Экспериментально-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе.«Знакомство со свойствами магнита» (опыты)

Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ : Формирование Элементарных математических Представлений Сборник Конспектов для подготовительной к школе группе ЧАСТЬ 1: представлено 20 конспектов

Конспекты, собранные в данном сборнике, представляют собой опыт работы с детьми 6-7 лет.Математика сложна для восприятия как детей школьного возраста, так и дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ : Формирование Элементарных математических Представлений Сборник Конспектов для подготовительной к школе группе ЧАСТЬ 2: представлено 20 конспектов

Конспекты с N 21 - 40 , собранные в данном сборнике, представляют собой опыт работы с детьми 6-7 лет,  Математика сложна для восприятия как детей школьного возраста, так и дошкольников. Но н...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ : Формирование Элементарных математических Представлений Сборник Конспектов для подготовительной к школе группе ЧАСТЬ 3: представлено 20 конспектов

Конспекты с N  41- 60 , собранные в данном сборнике, представляют собой опыт работы с детьми 6-7 лет.Математика сложна для восприятия как детей школьного возраста, так и дошкольников. Но не изуча...