"Игрушки из прошлого"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Елена Алексеевна Мясникова

Держать предмет в руках, который ни разу не видел, воспринимать его тепло и радость вызывает у детей желание замедлить просмотр игрушки, а не обычно простое лёгкое решение в оформлении и лепке  стремление попробовать вылепить так же. "Что это?, - сапрашивают дети - , почему на рыбе катается человек, зачем барышне такая юбка?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_dymkovskuyu_igrushku.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 158 города Тюмени.

Познавательно-творческий проект

в рамках конкурса «Город мастеров»

Актуальность и мотив к работе по приобщению детей к декоративно народным промыслам ёмко и глубоко заключается в словах Ж.Ж.Руссо:

Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой…».

Педагоги из разных возрастных групп, объединившись, решили и провели познавательно-творческий проект на тему:

«Дымковские игрушки - чудо веселушки».

Цель: Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, как наследием и традициями великого русского народа. Способствовать патриотическому и художественному воспитанию дошкольников.

Задачи:

1.Создать условия для познавательной активности детей, развития художественного восприятия :

- знакомить с образцами народного промысла

-учить понимать, оценивать красоту

-воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств

-формировать чувство ритма, цвета, гармонии.

2. Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке, рисовании, украшении налепом, аппликации, печатанием.

-Развивать умения более точно передавать форму и характерные пропорции изображаемого образа

-учить самостоятельно составлять композиции, цветосочетания, выбирать шаг и ритм узора на основе полученных знаний

-поощрять творческие самостоятельные решения, использование разных техник и инструментов в работе.

3. С целью социально личностного развития детей создать различные ситуации для общения, игр с детьми других групп. Вовлечь родителей воспитанников в единый творческий процесс.

Проект был рассчитан на две недели, но он продлился ещё на три дня, так как в процессе работы пришла идея провести колядки в костюмах с элементами дымковских образов.

Творческая группа воспитателей: Берлина Наталья Ивановна, Городовая Гузель Фердависовна, Мясникова Елена Алексеевна, Плеханова Наталья Вячеславовна и старший воспитатель Пинигина Наталья Владимировна разработали план мероприятий и привлекли воспитанников из трёх разных групп среднего и старшего возрастов. Примерно в различных мероприятиях были задействованы 75 детей и 11 родителей.

Предполагаемый результат

У детей:

- овладение детьми первичными представлениями об особенностях дымковского промысла, его истории

- развить способности самостоятельно решать творческий замысел, технику изображения, интеллектуальные личностные задачи

- Вызвать эмоциональную отзывчивость, интерес к народной культуре, чувство гордости за свой народ и его традиции

- способствовать умению у детей выражать в речи собственный взгляд, общаться со сверстниками и взрослыми в рамках делового разговора в новом для них обществе.

У педагогов

- совместная групповая работа педагогов поможет собрать и обогатить в деталях окружающую среду для художественного восприятия детьми образцов декоративно прикладного искусства

- а так же выработать стиль наиболее эффективного взаимодействия с семьями воспитанников

- создать условия для более эффективного речевого и социально личностного развития ребёнка.

Мы подвели детей к основополагающему вопросу: «Почему глиняную игрушку назвали Дымковской и как о ней узнали в других странах земного шара?»

План проекта:

  • «Приготовьте, дети ушки…» (слушание сказочной истории свистульки, с которой началась дымковская игрушка).
  • В мастерской глины (просмотр видео ролика О. Романовой о дымковской игрушке).
  • Разгадываем секреты мастерства и узора (подбор и рассматривание дидактического материала, альбомов по художественной росписи).
  • Давайте поиграем (организация народных подвижных игр с элементами фольклора).
  • Прикоснёмся к прекрасному (посещение мини музея, организованного в одной из групп).
  • «Незатейливый узор, оторвать не в силах взор» роспись штампами разных размеров.
  • «Утка-Марфутка, появись, детям нашим покажись» (лепка из солёного теста и роспись штампами).
  • «Там гуляют у реки индюки да петухи» (роспись полу объёмных форм из картона и плотной бумаги).
  • «Как у наших ворот завели хоровод» ( декоративное рисование кистью разного размера с детьми старшего возраста)
  • «Барышни-кокетки» ( конструирование из бумаги и подручного материала).
  • «Украсим стул» (роспись детского стула для игр элементами узора)
  • «Открывай ворота, к вам идёт коляда!» (Создание элементов народного костюма с элементами дымковских образов аппликация на ткани из клейкой бумаги).

-В процессе изобразительной деятельности дети овладели понятиями: шаг, ритм узора.

-Увидели закономерность использования цвета в создании узора. Например, крупные кольца, полоски, круги, пятна мастерицы прорисовывали яркими цветами - оранжевым, жёлтым, красным. Такие цвета, как синий, зелёный, чёрный можно увидеть чаще в точках или тонких полосках.

-Познакомились с понятием в декорировании, таким, как «налеп» из пластилина, «волна», «оборка».

Совместная творческая и познавательная деятельность переплеталась с дидактическими играми: «Подбери узор к игрушке», «Составь узор», «Составь картинку - найди вторую половинку», «Лото», «Найди пару», «Найди лишнее».

Дети поиграли в новые для них народные подвижные игры: «Утка – Гусь», «Игра с платочком», «Жил был козлик»», «Игра с петушком», «Золотые ворота», «Капканы», «Углы». Хороводные игры словами объединяли всех воспитанников, снимали напряжение у застенчивых, закрытых детей. Многие игры сопровождались звучанием народных инструментов.

Рассматривание альбомов, сопровождалось чтением и заучиванием стихов и рассказов о дымке: Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».

К традиционным формам и методам реализации проекта можно добавить мотивационный метод «подмастерья» (взрослый и ребёнок в едином творческом процессе).

Метод соревнования, кто быстрее соберёт, назовёт и т.д.

Метод эксперимента в нетрадиционной технике изображения, использование подручного материала для конструирования объёмных барышень.

Центральными событиями проекта можно назвать создание мини музея с помощью родителей, выставка совместных и детских работ, участие в народном обрядовом празднике – колядках.

В течение двух недель педагоги и дети обменивались информацией, результатом художественной деятельности и представляли друг другу народные игры. То есть дети были источником информации и инициаторами многих событий. Ценно и то, что в основу мероприятий было положено действие, эксперимент, творчество материальный продукт. Расписной стул, который можно много вариативно использовать в играх, юбки, фартуки, сшитые родителями и украшенные детьми, пригодятся для множества последующих мероприятий. Изготовленные детьми старших групп шаблоны и трафареты дополнили уголки творчества.

Знакомство воспитанников с произведениями народных мастеров, с историей промыслов в дальнейшем обязательно продолжится и именно в форме объединения педагогов и детей из нескольких групп.в творческую групп.

Используемая литература:

-Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

-В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Волгоград.: Учитель 2011.

-Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

- Энциклопедия земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП «Вятка», 2000.

- «В мастерской глиняной игрушки» О. Романовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:"Ёлочная игрушка прошлых лет"

Презентация для детей о ёлочных игрушках прошлых лет....

Тема: «Игрушки прошлое и настоящее»

Цель: помочь родителям и педагогам сориентироваться в многообразии товаров при выборе игрушки для ребёнка дошкольного возраста.Методы и средства:- Создание проблемной ситуации (подвести взрослых к фор...

проект в старшей группе "Елочные игрушки. Из прошлого в настоящее"

Цель проекта: познакомить с историей возникновения и видоизменения новогодних игрушек. Расширять кругозор детей; развивать  творческие способности....

Проект "Елочные игрушки в прошлом и настоящем"

Проект "Елочные игрушки в прошлом и настоящем"...

ПОЛОЖЕНИЕ Об организации мини-музея «Игрушки из прошлого» .

Наблюдения показали, что современные дети практически ничего не знают об огромном пласте истории нашей Родины – СССР. А что же может лучше рассказать о детстве людей, которые жили много лет наза...

Мини-музей «Игрушки из прошлого»

Подготовительная группа компенсирующей направленности детей с ОНРЦели:      развитие интеллектуальных, познавательных и речевых способностей детей, учитывая индивидуальные и ...