Конспект занятия «Юные туристы» с детьми старшей группы компенсирующей направленности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия "Юные туристы" в старшей группе компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_turist_tselikom.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Юные туристы» с детьми старшей группы
компенсирующей направленности
Цель: Познакомить детей с понятиями «туризм», «туристы», «поход», «походное снаряжение». Систематизировать знания о разных видах туризма.
Задачи:
- Расширять знания детей об окружающем мире, экологические знания.
- Познакомить с туристическим снаряжением.
- актуализировать знания о животных и растениях родного края.
- Формировать у дошкольников первоначальные навыки выживания в природных условиях (умение ориентироваться на местности, складывать костер);
- Закрепить правила поведения в лесу.
- Развить интерес к туризму.
- Развить смекалку и сообразительность детей, их эрудицию, расширять кругозор;
- Воспитывать смелость, целеустремлённость, волю к преодолению препятствий.
Материал и оборудование: карта с препятствиями, иллюстрации с изображением туриста с рюкзаком, различными предметами туризма, туристического снаряжения, туристического инвентаря, карточки с изображением разных видов туризма, силуэтное изображение следов животных, картинки животных, экологические знаки, иллюстрации видов костров, «поленца» из бросового материала, колонка, спортивный инвентарь, ёлки.
Предварительная работа: беседы, дидактические и подвижные игры на туристическую тематику, игры на умение ориентироваться в пространстве и по карте, изучение условных знаков, разучивание физминутки.
Ход занятия
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети получают письмо от «Туриста Вани»
(Читаю письмо)
- Ребята, вы хотите отправиться в поход, хотите быть настоящими туристами? Предлагаю вам сегодня выполнить задания, чтобы нас взяли в настоящий туристический поход! Вы должны быть очень внимательными и ничего не бояться. На пути вы встретите различные испытания, с которыми должны будете справиться.
- Ребята, если мы хотим отправиться в туристический поход, давайте начнем выполнять задания Туриста Вани! Собираясь в поход, важно всё предусмотреть, чтобы в походе чувствовать себя уверенно.
- Итак, первое задание называется «Угадай-ка». Я вам буду загадывать загадки о туристических снаряжениях, а вы будете угадывать, про что я говорю.
В поход идут и дом берут,
В котором дома не живут. (палатка)
Ты идешь с друзьями в лес,
А он на плечи тебе влез,
Сам идти не хочет,
Он тяжелый очень. (рюкзак)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить. (котелок)
Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда. (компас)
- Что ещё мы должны с вами взять с собой в поход? (запас питьевой воды, сухой паек, аптечка). Рассматривание предметов для похода.
Беседа «Кто такие туристы»
- На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными.
- Ребята, я вам хочу рассказать, что такое туризм, и кто такие туристы. Туризм – это путешествия по своей стране или в другие страны. Поход – это активный способ передвижения по маршруту. Туристы – это люди, которые очень любят путешествовать, ходить в походы.
- Как вы думаете, чем занимаются туристы в походе? (Ответы детей.)
- А ещё, туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу, проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра.
- Походы на природу закаляют человека, развивают его физические качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость, помогают получить запас бодрости и хорошего настроения. Во время походов туристы знакомятся с природой родного края, историческими и природными достопримечательностями, любуются красотой природы, общаются с друзьями.
- Если вы любите свой край, свою Родину, хотите увидеть каждый её уголок своими глазами, надо стать туристом.
- Чтобы познать необъятные просторы родного края, туристы могут передвигаться по маршруту пешком (пеший туризм); на велосипедах (велосипедный) ; на лодках, катамаранах, байдарках, катерах (водный) ; на лыжах (лыжный) ; на конях (конный) ; автомобилях, автобусах (автотуризм) ; мотоциклах (мототуризм) ; поездах (железнодорожный, в горах (горный туризм) и др.
Игра «Виды туризма»
- Следующее задание от туриста Вани, нам нужно с вами определить, каким же видом туризма любят заниматься его друзья. Он прислал карточки, на которых нарисованы различные снаряжения.
Ребята, давайте внимательно посмотрим на это снаряжение, и попробуем разобраться, кому же оно необходимо и каким видом туризма занимаются друзья Вани.
(Детям показываются карточки-иллюстрации с различным туристским снаряжением.)
Ну что же, вы молодцы, правильно всё определили.
Д/и «Проложи дорожку»
- Ребята, настоящие туристы умеют читать карты. Это необходимо, чтобы отправиться в настоящий поход. Любая карта – это набор топографических знаков, которыми изображаются все местные предметы. Ваня нарисовал вам карту-маршрут. Давайте внимательно ее рассмотрим. Что вы здесь видите? (горы, река, болото, лес.) Верно, ребята. Ребята, откуда начинается маршрут и где он заканчивается?
- Отлично ребята, путь проложен, можно идти!
Физкультминутка «По тропинке в лес шагаем»
(С преодолением препятствий – ручей с бревном, горы – конусы, болото с кочками, лесок - пара елок)
По тропинке в лес шагаем - ходьба, высоко поднимая колени
Ножки выше поднимаем.
На пути у нас ручей - проходят по бревнышку
Ты его преодолей!
Мы по бревнышку пройдем
И в ручей не упадем!
Дальше горы обойдем!
Впереди у нас болото - перепрыгивают по кочкам
Упасть в него нам не охота.
Мы по кочкам, прыг да скок
Вот попали мы в лесок! - разводим руки в стороны
Лес красивый, славный лес,
Запах тайны и чудес! - дыхательные упражнения под звуки леса
(Включить звуки леса)
Игра «Правила поведения в лесу» (по экологическим знакам)
- Ребята! Если мы пришли в лес нужно обязательно соблюдать правила поведения в лесу!
Давайте вспомним эти правила:
- В лес нужно заходить тихо, чтобы не испугать зверей и птиц.
- Нельзя беспокоить птиц, разорять их гнезда, лучше даже не заглядывать в них.
- Нельзя в лесу оставлять мусор.
- Нельзя рвать и топтать цветы, ломать ветки деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- В лесу старайся ходить по тропинке, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения насекомые.
- Никогда не оставлять горящие костры после себя.
Д/и «Следопыты».
- Мы с вами пришли в лес. Кого мы можем встретить в лесу? (Дети перечисляют животных, птиц). А сейчас следующее задание от Вани. По следу вам нужно отгадать, какое животное здесь прошло.
(Силуэтное изображение следов и животных, которые их оставили).
А ещё в походе можно увидеть в лесу, на поляне, на лугу растения, которые занесены в Красную книгу, это те растения, которых осталось очень мало или они на грани исчезновения. Такие растения ни в коем случае нельзя рвать. Давайте посмотрим на плакат. Может вы некоторые из них знаете и сможете их назвать?.
Упражнение «Не заблудись!»
- Чтобы стать настоящим туристом, нужно не только любить природу, уметь бережно с ней обращаться, но и уметь выстоять самому в сложных, экстремальных ситуациях.
- Вы знаете, как вести себя, если заблудились или потерялись на маршруте? Ведь это самые главные правила, которые должен знать турист.
Какие существуют правила?
Правило № 1 «Обними дерево».
Когда заблудишься в лесу,
Не бойся ты и не трясись,
А лучше оглянись вокруг
И к дереву скорей прижмись.
- Правило № 2 «Оставь знак».
А это что за правило?
- Выложить сигнальные (распознавательные) знаки, украсить дерево, свистеть в свисток.
Если ты украсишь
Берёзу, ель, сосну,
То поможешь взрослым
Найти тебя в лесу.
- А из чего можно выкладывать сигнальные знаки?
- Из веток, шишек, камней.
- Молодцы, вы запомнили два правила «Обними дерево» и «Оставь знак». Сегодня я вас познакомлю с третьим правилом, называется оно «Согрейся». Ребята, как в лесу можно согреться?
- Правильно. Зажечь костёр. Для чего нужен ещё костёр в лесу? (Дети отвечают: сварить еду, чтобы было светло, костёр отпугивает ночью хищных животных)
Ребята костер может быть как другом, так и врагом. Поэтому, чтобы не случилось беды, костер всегда нужно держать под контролем.
- Ребята, прежде чем зажечь костёр, надо правильно сложить дрова.
Показ картинок с изображением костров.
- А теперь попробуйте сложить костер сами.
(палочки из конструктора)
Итог занятия
- Ребята, мы выполнили все задания Вани, теперь нас точно возьмут в настоящий поход! Давайте ещё раз назовём:
- Настоящий турист - какой?
Смелый, ловкий, быстрый.
- Что нужно туристу для похода?
Рюкзак, палатка, котелок, теплая одежда.
- Туризм бывает, какой?
Водный, горный, велосипедный, пеший.
- Всем ребятам помнить нужно:
Чтоб с вами не случилась беда,
правила туриста соблюдай всегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».
Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...
Конспект туристической прогулки - похода с детьми старшего дошкольного возраста «Необыкновенное путешествие туристов».
Задачи:-расширить знания детей о туризме.-закрепить знания детей о растениях и животных родного края.-познакомить с правилами безопасного поведения на природе и в экстремальных ситуациях в лесу.-воспи...
Конспект прогулки «Мы туристы» с детьми и родителями старшей группы.
Совершенствовать двигательные способности детей, направленныена укрепление здоровья, развитие выносливости организма.• Ознакомить с туризмом как видом спорта.• Способствовать освоению просте...
«Маленькие туристы» Конспект занятия по туризму с детьми старшего дошкольного возраста
laquo;Маленькие туристы»Конспект занятия по туризму с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи: Укрепить у детей стремление участвовать в настоящих походах; развить интерес к туризм...
Конспект занятия " Юные туристы"
Совершенствовать двигательные умения и навыки (ползание, лазанье, метание) в игровой деятельности....
Конспект педагогического мероприятия по физической культуре «Игра – путешествие «Весёлые туристы» с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект педагогического мероприятия по физической культуре «Игра – путешествие «Весёлые туристы» с детьми старшего дошкольного возраста.Технологическая карта:Возрастная группа...