Конспект занятия «Юные туристы» с детьми старшей группы компенсирующей направленности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мальцева Ольга Владимировна

Конспект занятия "Юные туристы" в старшей группе компенсирующей направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_turist_tselikom.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Юные туристы» с детьми старшей группы

компенсирующей направленности

Цель: Познакомить детей с понятиями «туризм»«туристы»«поход»«походное снаряжение». Систематизировать знания о разных видах туризма.

Задачи: 

- Расширять знания детей об окружающем мире, экологические знания.

- Познакомить с туристическим снаряжением.

- актуализировать знания о животных и растениях родного края.

- Формировать у дошкольников первоначальные навыки выживания в природных условиях (умение ориентироваться на местности, складывать костер);

- Закрепить правила поведения в лесу.

- Развить интерес к туризму.

- Развить смекалку и сообразительность детей, их эрудицию, расширять кругозор;

- Воспитывать смелость, целеустремлённость, волю к преодолению препятствий.

Материал и оборудование: карта с препятствиями, иллюстрации с изображением туриста с рюкзаком, различными предметами туризма, туристического снаряжения, туристического инвентаря, карточки с изображением разных видов туризма, силуэтное изображение следов животных, картинки животных, экологические знаки, иллюстрации видов костров, «поленца» из бросового материала, колонка, спортивный инвентарь, ёлки.

Предварительная работа: беседы, дидактические и подвижные игры на туристическую тематику, игры на умение ориентироваться в пространстве и по карте, изучение условных знаков, разучивание физминутки.

Ход занятия

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети получают письмо от «Туриста Вани»

(Читаю письмо)

- Ребята, вы хотите отправиться в поход, хотите быть настоящими туристами? Предлагаю вам сегодня выполнить задания, чтобы нас взяли в настоящий туристический поход! Вы должны быть очень внимательными и ничего не бояться. На пути вы встретите различные испытания, с которыми должны будете справиться.

- Ребята, если мы хотим отправиться в туристический поход, давайте начнем выполнять задания Туриста Вани! Собираясь в поход, важно всё предусмотреть, чтобы в походе чувствовать себя уверенно.

- Итак, первое задание называется «Угадай-ка». Я вам буду загадывать загадки о туристических снаряжениях, а вы будете угадывать, про что я говорю.

       В поход идут и дом берут,

      В котором дома не живут. (палатка)

                        Ты идешь с друзьями в лес,

                        А он на плечи тебе влез,

                        Сам идти не хочет,

                        Он тяжелый очень. (рюкзак)

Он в походе очень нужен,

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху варить,

Чай душистый кипятить. (котелок)

                               Качается стрелка туда и сюда,

                              Укажет нам север и юг без труда. (компас)

- Что ещё мы должны с вами взять с собой в поход? (запас питьевой воды, сухой паек, аптечка).  Рассматривание предметов для похода.

Беседа «Кто такие туристы»

- На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными.

- Ребята, я вам хочу рассказать, что такое туризм, и кто такие туристы. Туризм – это путешествия по своей стране или в другие страны. Поход – это активный способ передвижения по маршруту. Туристы – это люди, которые очень любят путешествовать, ходить в походы.

 Как вы думаете, чем занимаются туристы в походе? (Ответы детей.)

- А ещё, туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу, проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра.

- Походы на природу закаляют человека, развивают его физические качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость, помогают получить запас бодрости и хорошего настроения. Во время походов туристы знакомятся с природой родного края, историческими и природными достопримечательностями, любуются красотой природы, общаются с друзьями.

- Если вы любите свой край, свою Родину, хотите увидеть каждый её уголок своими глазами, надо стать туристом. 

- Чтобы познать необъятные просторы родного края, туристы могут передвигаться по маршруту пешком (пеший туризм); на велосипедах (велосипедный) ; на лодках, катамаранах, байдарках, катерах (водный) ; на лыжах (лыжный) ; на конях (конный) ; автомобилях, автобусах (автотуризм) ; мотоциклах (мототуризм) ; поездах (железнодорожный, в горах (горный туризм) и др.

Игра «Виды туризма»

- Следующее задание от туриста Вани, нам нужно с вами определить, каким же видом туризма любят заниматься его друзья. Он прислал карточки, на которых нарисованы различные снаряжения.

Ребята, давайте внимательно посмотрим на это снаряжение, и попробуем разобраться, кому же оно необходимо и каким видом туризма занимаются друзья Вани.

(Детям показываются карточки-иллюстрации с различным туристским снаряжением.)

Ну что же, вы молодцы, правильно всё определили.

Д/и «Проложи дорожку»

- Ребята, настоящие туристы умеют читать карты. Это необходимо, чтобы отправиться в настоящий поход.  Любая карта – это набор топографических знаков, которыми изображаются все местные предметы. Ваня нарисовал  вам карту-маршрут. Давайте внимательно ее рассмотрим. Что вы здесь видите? (горы, река, болото, лес.) Верно, ребята. Ребята, откуда начинается маршрут и где он заканчивается?

- Отлично ребята, путь проложен, можно идти!

Физкультминутка «По тропинке в лес шагаем»

(С преодолением препятствий – ручей с бревном, горы – конусы, болото с кочками,  лесок - пара елок)

По тропинке в лес шагаем                  - ходьба, высоко поднимая колени

Ножки выше поднимаем.

На пути у нас ручей                              -  проходят по бревнышку

Ты его преодолей!

Мы по бревнышку пройдем

И в ручей не упадем!

Дальше горы обойдем!

Впереди у нас болото                              - перепрыгивают по кочкам

Упасть в него нам не охота.

Мы по кочкам, прыг да скок

Вот  попали мы в лесок!                        - разводим руки в стороны

Лес красивый, славный лес,

Запах тайны и чудес!            - дыхательные упражнения под звуки леса

(Включить звуки леса)

Игра «Правила поведения в лесу» (по экологическим знакам)

- Ребята! Если мы пришли в лес нужно обязательно соблюдать правила поведения в лесу!

Давайте вспомним эти правила:

  • В лес нужно заходить тихо, чтобы не испугать зверей и птиц.
  • Нельзя беспокоить птиц, разорять их гнезда, лучше даже не заглядывать в них.
  • Нельзя в лесу оставлять мусор.
  • Нельзя рвать и топтать цветы, ломать ветки деревьев и кустарников.
  • Не повреждай кору деревьев.
  • В лесу старайся ходить по тропинке, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения насекомые.
  • Никогда не оставлять горящие костры после себя.

Д/и «Следопыты».

- Мы с вами пришли в лес. Кого мы можем встретить в лесу? (Дети перечисляют животных, птиц). А сейчас следующее задание от Вани. По следу вам нужно отгадать, какое животное здесь прошло.

 (Силуэтное изображение следов и животных, которые их оставили).

А ещё в походе можно увидеть в лесу, на поляне, на лугу растения, которые занесены в Красную книгу, это те растения, которых осталось очень мало или они на грани исчезновения. Такие растения ни в коем случае нельзя рвать. Давайте посмотрим на плакат. Может вы некоторые из них знаете и сможете их назвать?.

Упражнение «Не заблудись!»

 - Чтобы стать настоящим туристом, нужно не только любить природу, уметь бережно с ней обращаться, но и уметь выстоять самому в сложных, экстремальных ситуациях.

 - Вы знаете, как вести себя, если заблудились или потерялись на маршруте? Ведь это самые главные правила, которые должен знать турист.

 Какие существуют правила?

 Правило № 1 «Обними дерево».

Когда заблудишься в лесу,

Не бойся ты и не трясись,

А лучше оглянись вокруг

И к дереву скорей прижмись.

- Правило № 2 «Оставь знак».

 А это что за правило?

- Выложить сигнальные (распознавательные) знаки, украсить дерево, свистеть в свисток.

Если ты украсишь

Берёзу, ель, сосну,

То поможешь взрослым

Найти тебя в лесу.

 - А из чего можно выкладывать сигнальные знаки?

-  Из веток, шишек, камней.

- Молодцы, вы запомнили два правила «Обними дерево» и «Оставь знак». Сегодня я вас познакомлю с третьим правилом, называется оно «Согрейся». Ребята, как в лесу можно согреться?

- Правильно. Зажечь костёр. Для чего нужен ещё костёр в лесу? (Дети отвечают: сварить еду, чтобы было светло, костёр отпугивает ночью хищных животных)

Ребята костер может быть как другом, так и врагом. Поэтому, чтобы не случилось беды, костер всегда нужно держать под контролем.

- Ребята, прежде чем зажечь костёр, надо правильно сложить дрова.

Показ картинок с изображением костров.

- А теперь попробуйте сложить костер сами.

(палочки из конструктора)

Итог занятия

- Ребята,   мы выполнили все задания Вани, теперь нас точно возьмут в настоящий поход! Давайте ещё раз назовём:

- Настоящий турист - какой?

Смелый, ловкий, быстрый.

- Что нужно туристу для похода?

Рюкзак, палатка, котелок, теплая одежда.

- Туризм бывает, какой?

Водный, горный, велосипедный, пеший.

- Всем ребятам помнить нужно:

Чтоб с вами не случилась беда,

правила туриста соблюдай всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

Конспект туристической прогулки - похода с детьми старшего дошкольного возраста «Необыкновенное путешествие туристов».

Задачи:-расширить знания детей о туризме.-закрепить знания детей о растениях и животных родного края.-познакомить с правилами безопасного поведения на природе и в экстремальных ситуациях в лесу.-воспи...

Конспект прогулки «Мы туристы» с детьми и родителями старшей группы.

Совершенствовать двигательные способности детей, направленныена укрепление здоровья, развитие выносливости организма.• Ознакомить с туризмом как видом спорта.• Способствовать освоению просте...

«Маленькие туристы» Конспект занятия по туризму с детьми старшего дошкольного возраста

laquo;Маленькие туристы»Конспект занятия по туризму с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи: Укрепить у детей стремление участвовать в настоящих походах; развить интерес к туризм...

Конспект занятия " Юные туристы"

Совершенствовать двигательные умения и навыки (ползание, лазанье, метание) в игровой деятельности....

Конспект педагогического мероприятия по физической культуре «Игра – путешествие «Весёлые туристы» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект педагогического мероприятия по физической культуре «Игра – путешествие «Весёлые туристы» с детьми старшего дошкольного возраста.Технологическая карта:Возрастная группа...