Конспект тематического наблюдения «В гости к Ёлочке» по формированию представлений у детей раннего возраста о живой природе в процессе прогулки
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Ребёнок познаёт окружающий мир в его непосредственной данности с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния. Поэтому очень важно создавать условия для ознакомления детей с окружающим миром, для обогащения впечатлениями, поддерживая или пробуждая интерес к окружающему в процессе знакомства с разнообразными свойствами природных объектов через организацию совместного наблюдения, вызывая удивление, радость открытия нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nablyudeniya.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект тематического наблюдения «В гости к Ёлочке»
по формированию представлений у детей раннего возраста
о живой природе в процессе прогулки
Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Интеграция видов деятельности: предметная деятельность; общение с взрослым; совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; восприятие смысла стихов; двигательная активность.
Вид образовательной деятельности: наблюдение за окружающим (живой природой) в процессе организации игровой деятельности на прогулке.
Форма организации наблюдения: фронтальная (совместная деятельность педагога с детьми)
Цель: Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста к окружающему миру в процессе знакомства с живой природой (растениями ближайшего окружения) в зимнее время года.
Образовательные:
Формировать представления о растениях ближайшего окружения, их названиях, строении и отличительных особенностях;
Формировать умение называть свойства предметов: большая, пушистая, колючая и пр.;
Формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова.
Развивающие:
Развивать зрительное восприятие, способность детей узнавать, называть и показывать в естественной среде растения ближайшего окружения;
Развивать умение наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к растениям, организовывая взаимодействие в совместной деятельности с детьми на прогулке;
Развивать умение откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться;
Развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово.
Воспитательные:
Воспитывать желание слушать стихотворения;
Содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.
Здоровьесберегающие:
Планировать объём материала с учетов возрастных особенностей детей;
Чередовать статические и динамические задания;
Способствовать созданию благоприятного психологического климата
Планируемый результат:
- Различают некоторые деревья ближайшего окружения (ёлка, берёза).
- Эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
- Способны вступать в диалог со взрослым.
- Могут поделиться информацией.
- Слушают доступные по содержанию стихотворения
- Играют рядом.
- Умеют выполнять несложные движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, имитировать походку медведя, прыгать и т. д.
Предварительная работа:
Рассматривание предметных картинок из цикла «Деревья»; игрушки, реалистично изображающей ёлку небольшого размера;
Чтение художественной литературы (стих-я О. Высотской «Ёлочка», А. Барто «Снег»);
Дидактическая игра с прищепками «Иголки для ёлки», «Шарики для ёлочки»;
Наблюдение на прогулке за деревьями («Все деревья без листьев, голые веточки, а ёлочка зелёная»);
Подвижные игры: хоровод «Ёлочка», пальчиковая гимнастика: «Ты нас, ёлка, не коли…»;
Рисование «В зимнем лесу».
Обогащение и активизация словаря: ёлка, зелёная, большая, маленькая, пушистая, колючая, холодно, снег.
Приёмы и методы работы:
Словесные: художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы, напоминание, указание, повтор ребенком слов, фраз за воспитателем;
Наглядные: рассматривание предметов, объектов живой природы; Практические: совместное выполнение действий, самостоятельное выполнение действий, помощь, поощрение.
Материалы и оборудование: на групповом участке – деревья: ель, берёза, веточка ели
Содержание организованной деятельности
Вводная часть
Организационный момент
Время: 2 мин. (время прописано примерное)
Деятельность педагога:
Воспитатель приводит детей на групповой участок, обращает внимание на деревья в естественных условиях: Посмотрите, ребята, кругом снег. Снег лежит на лавочке, на столике, на песочнице, на крыше домика. Всё кругом бело, деревья без листьев, только ёлочка зеленеет.
Воспитатель поясняет: Так всегда бывает, когда приходит зима.
Деятельность детей:
Дети смотрят вокруг: на лавочку, песочницу, крышу домика, на столик. Слушают речь воспитателя.
Ожидаемые результаты:
Дети проявляют интерес, стремление к взаимодействию.
Мотивация, постановка и принятие детьми цели наблюдения
Время: 1 мин. (время прописано примерное)
Деятельность педагога:
Воспитатель подводит детей к ёлочке: Посмотрите, это ёлка-ёлочка. Все деревья без листьев, нет листочков, а ёлочка зелёная! Давайте поздороваемся с ней, скажем: «Здравствуй, ёлочка!».
Воспитатель: Посмотрите какая ёлочка пушистая, зеленая, а что у неё есть? Давайте рассмотрим ёлку.
Деятельность детей:
Дети рассматривают дерево, слушают. Здороваются по напоминанию взрослого.
Ожидаемые результаты:
Активно включаются в общение со взрослым.
Основная часть
Наблюдение, обследование объекта живой природы
Время: 4 мин.
Деятельность педагога:
Воспитатель привлекает внимание малышей к внешним особенностям дерева: Наша ёлка стройная. У ёлки есть ствол, вот он какой, посмотрите: высокий прямой. Поднимите руки вверх, покажите, какой высокий ствол у ёлки.
Деятельность детей:
Дети выполняют задание.
Деятельность педагога:
Воспитатель: Еще у ёлки есть ветки, а на ветках растут иголки-хвоинки. Какого цвета иголки у ёлки?
Деятельность детей:
Отвечают на вопрос.
Ожидаемые результаты:
Проявляют инициативу в общении.
Могут поделиться информацией.
Деятельность педагога:
Воспитатель: Посмотрите, я принесла еловую веточку (предлагает понюхать, как ветка пахнет). Пахнет смолой, лесом.
Давайте рассмотрим её. Иголки колючие? Кто хочет потрогать иголки у ёлки? (предлагает потрогать ветку ели). Воспитатель: Колючие иголки? Давайте скажем ёлке, чтобы она не колола детей.
Пальчиковая гимнастика «Ты нас, ёлка, не коли»
Ты нас, ёлка, не коли Грозят пальцем.
Ты иголки убери.
Да, да, да, да, Хлопки в ладоши.
Ты иголки убери.
Деятельность детей:
Дети подражают действиям взрослого, выполняют игровые действия по показу взрослого.
Ожидаемые результаты:
Активно включаются в игру, получают удовольствие от процесса выполнения движений.
Воспитатель: Ребята покажите ёлку. Покажите березу. Правильно, елка зелёная, с иголками, а берёза без листочков, с голыми ветками.
Заключительная часть
Рефлексия. Время: 3 мин
Воспитатель: Послушайте, какое красивое стихотворение я вам прочитаю. И ёлочка послушает тоже. Это стихотворение про нашу ёлочку:
Ни листочка, ни травинки!
Тихий стал наш сад.
И берёзки, и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
О. Высотская.
Воспитатель: А, сейчас, мы с вами, поиграем в подвижную игру «Повторяй за мной!». Мы попрыгаем, «как зайчики», походим «как мишки», полетаем «как птички»
Вывод:
Анализируя конспект наблюдения можно сделать вывод:
Материалы для разработанного конспекта наблюдения были выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Благодаря проведённой работе по организованной деятельности с живыми объектами в процессе наблюдения большинство детей имеют элементарные представления о признаках, отличиях деревьев в зимнее время года, могут поделиться информацией. Отмечена положительная реакция и эмоциональный отклик детей на игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...
Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...
Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе
Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....
Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне в процессе реализации проекта «Вечная память павшим, слава живым»
Проект посвящён работе с дошкольниками по ознакомлению с героическим прошлым нашего народа в годы Великой Отечественной войны...
перспективный план работы на год по теме " Формирование изобразительных способностей детей раннего возраста средствами природы"
содержит темы, задачи, содержание работы по теме "Формирование изобразительных способностей детей раннего возраста средствами природы"...
Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности Введению термина «экспериментирования&raq...
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений у детей раннего возраста «В гости в деревню»
Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных ...