Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Каким должен быть эколог"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСТОЯЩИЙ ЭКОЛОГ»
Форма совместной деятельности: интегрированная ОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Понимание важности и роли труда эколога в обществе и в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательные:
способствовать ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;
определить значение профессии «эколог для нашего города, района;
привлечь внимание к профессии – инженер - эколог;
формировать интерес к профессии эколог;
закрепить и обобщить представления детей о работе эколога;
поддерживать эмоциональную отзывчивость во время игровой деятельности.
Развивающие:
развивать связную и грамматически правильную речь, умение отвечать на вопросы полным ответом;
расширять словарный запас детей;
развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность и активность;
создать условия для детей в экспериментальной деятельности, развивать интерес к экспериментированию.
Воспитательные:
воспитывать уважения к этой профессии;
воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помочь;
воспитывать гуманно - ценностные отношения ко всему живому в окружающей среде.
Предварительная работа: стихи про экологию для дошкольников, беседы с детьми о профессии эколог, беседы о правилах поведения в природе, просмотр мультфильмов.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Методы обучения:
словесный,наглядный,проблемно-поисковый,практический.
Учебно-методический комплект:
Средства:наглядные: картинки с изображением людей разных экологических профессий; карточки «Правила поведения в лаборатории», эмблемы «Эколог»,
смайлики веселые и грустные.
мультимедийные: презентация «Профессия «Эколог»
музыкальные: звуки движущего поезда, музыка для физминутки.
оборудование: ИКТ; ноутбук; оборудование для экспериментальной деятельности по очистке воды, игра «Сортировка мусора», разные виды кормушек (можно на картинках), оборудование для изготовления лакомства для птиц.
Словарная работа: эколог, экология, лаборатория, эксперименты, микроскоп.
Ход НОД:
I. Вводная часть:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие в мир профессий. А поедем мы с вами сегодня на поезде. Проходим в вагон и занимаем свои места.
(Дети проходят на стульчики, поставленные паровозиком)
II. Основная часть:
1. Звучит голос в записи: «Уважаемые пассажиры, наш поезд прибывает на первый путь. Станция «Экологическая»
Воспитатель:
Ну вот мы и прибыли на станцию «Экологическая». Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной профессией, с очень нужной и полезной не только для людей, но и для окружающей природы, а с какой, вы узнаете, отгадав загадку:
Он природу охраняет,
Нам здоровье сберегает,
Чтобы у планеты век был долог
Создана профессия… (эколог)
Воспитатель:
Правильно, ребята, это профессия Эколог. Чтобы стать экологом, потребуется много учиться, особенно хорошо надо знать химию, биологию. А сегодня мы с этой профессией познакомимся поближе. Для этого вам тоже нужно стать маленькими Экологами. У каждого эколога есть своя специальная отличительная одежда. Цвет одежды зависит от предприятия, где работает Эколог.
А пока, я вам раздам эмблемы. Теперь вы настоящие экологи и я приглашаю вас к экрану.
(Дети рассаживаются)
Просмотр презентации
Слайд 1:
В наше время достаточно часто можно услышать профессию эколог, но мало кто знает, чем на самом деле занимается этот специалист. И мы сегодня вместе с вами в этом разберемся.
Слайд 2:
Для начала мы с вами разберем слова Экология. Это слова состоит из двух маленьких кусочков: ЭКОС - что означает дом, и маленький кусочек ЛОГОС, что означает наука.
Слайд 3:
Получается Экология - эта наука о доме.
Слайд 4:
Вся наша большая планета – это огромный дом – природа, в которой мы, люди, живем рядом с другими земными обитателями: зверями, птицами, насекомыми, рыбами и растениями.
Какого цвета больше всего на нашей планете? (Ответы детей)
Что означает синий цвет? (Ответы детей).
Правильно это вода: это наши реки, моря, океаны.
А что означает зелёный цвет? (Ответы детей).
Правильно это трава, леса, поля, луга.
А что означает желтый или коричневый цвет? (Ответы детей).
Правильно это песок, пустыни, горы. Наша планета очень красивая!
И чтобы сохранить эту красоту, появилась профессия Эколог. Эколог он как доктор, только он лечит не людей, а нашу планету.
Слайд 5:
Эколог – еще и специалист, который наблюдает и анализирует состояние природы.
Как сыщик - ищет причины изменений или гибели животного мира.
Как инженер - разрабатывает планы по уменьшению вреда окружающему миру.
Как предсказатель - прогнозирует отрицательное влияние деятельности человека по отношению к природе.
Слайд 6:
Оказывается, для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Добывая полезные ископаемые, люди получают свет и тепло, но дым заводов загрязняют воздух, вырубаются и горят леса, тысячи тон грязной воды сливаются в реки, появляется много мусора, различные свалки. Погибают растения и животные, от дыма и грязного воздуха болеют люди, и если этого не остановить, то может произойти экологическая катастрофа и наша красивая планета превратится в безжизненную пустыню. Так вот, чтобы этого всего избежать на помощь приходят экологии.
Слайд 7:
- Какой же бывает эколог?
Слайд 8:
Инженер-эколог.
Такой специалист разрабатывает и совершенствует с помощью компьютерных технологий оборудование, направленное на защиту природы, анализирует безопасность того или иного производства, а также ищет техническое решение экологических проблем. Проводит проверку различных предприятий на отсутствие факторов, вредящих природе, химический анализ почвы, воздуха и воды для обнаружения загрязнений, придумывает самые экологические способы заготовки материала и утилизации отходов. Он занят подсчетом количества углекислого газа в том или ином районе, ядовитых веществ в выхлопах автомобилей и сточных водах, следит за санитарной обстановкой. Инженер-эколог может работать в разных отраслях промышленности: строительстве, химии, нефтеперерабатывающих предприятиях.
Ребята, а в нашем районе есть предприятия, связанные с добычей и переработкой нефти и газа? (ответы детей)
Как вы думаете, профессия инженера-эколога нужна? (ответы детей)
Да, вы абсолютно правы. Профессия именно инженера-эколога очень актуальна, востребована и нужна на таких предприятиях, заводах по добыче и переработке нефти и газа.
Слайд 9:
Эколог-эксперт.
Данный специалист оценивает возможности наиболее удачного размещения предприятия или жилых строений, оценивает прогнозируемый ущерб и разрабатывает меры для его исключения, занимается регулированием штрафов за нанесение вреда природе и окружающей среде, жизни и здоровью человека.
Какие инструменты нужны экологам? Для работы в лабораториях им нужны приборы для исследований: различные пробирки, микроскоп, лупа, садовые инструменты, фильтры для очистки воды, воздуха, почвы и, конечно, компьютер.
Слайд 10:
Ученый-эколог.
Профессия направлена на научно-исследовательскую деятельность. Такие экологи участвуют в проектах по решению глобальных проблем. Они заняты в федеральных службах по надзору за природопользованием, в ряде министерств. Многие из них преподают свою науку в учебных заведениях.
Где работают экологи? Экологи работают в лесном и в сельском хозяйстве, природ охраняемых предприятиях, на промышленных предприятиях.
Слайд 11:
Эколог-проектировщик.
Специалист, который работает сразу в трех направлениях – архитектура, строительство и природоохранная деятельность. Его основная задача – спроектировать здание так, чтобы оно снижало потребление энергетических ресурсов и сохраняло или улучшало состояние окружающей среды. Данная профессия необходима современному мегаполису, так как в городах существует серьезная проблема потребления огромного количества электричества, питьевой воды и топлива городскими жилыми зданиями. Экологи-проектировщики строят здание так, чтобы минимизировать агрессивное вмешательство жилых сооружений в среду города.
Слайд 12:
Главная задача эколога –
сохранение окружающей среды для будущих поколений. Для этого экологи осуществляют оценку экологической ситуации, обеспечивают профилактику природных катастроф. Если катастрофа все же произошла, именно экологи смогут правильно и точно оценить ситуацию и найти оптимальный выход.
Слайд 13:
Вот такая интересная, разнообразная и нужная профессия Эколог.
Зелёную природу,
Всех птичек и зверей
Эколог защищает
Заботою своей.
Он говорит народу,
Волнуясь и любя:
«Кто сохранит природу –
Тот сохранит себя».
Пусть чистым будет море,
Цветущими – поля,
Пускай не знает горя Любимая Земля.
Физкультминутка.
Воспитатель:
Мы сейчас немного отдохнем.
Становитесь в круг, поиграем, попрыгаем.
Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать, (приседают)
В лесу костры не разжигать (топают ногами)
С природой будем дружно жить (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить (прыгают, взявшись за руки)
2. Звучит голос в записи: «Уважаемые пассажиры, наш поезд прибывает на второй путь. Станции «Лаборатория»
Экспериментальная деятельность за столами.
Воспитатель:
Отдохнули, а сейчас я предлагаю вам самим попробовать очистить воду. Для этого я приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию.
(У каждого ребенка на столе находится все необходимое для эксперимента).
Для того чтобы очистить воду нам потребуется емкость, в которую будет стекать очищенная вода, воронка, вата, измельченный активированный уголь, завернутый в марлю, мелкие камешки и емкость с грязной водой.
(Дети выполняют эксперимент вместе с педагогом)
Описание эксперимента: взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта с активированным углём, именно активированный уголь поможет нам очистить нашу воду, затем небольшие камешки. Камешки не пропустят крупные частицы грязи. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Воспитатель:
Дети, какой стала вода? Правильно, вода стала чистой.
А можно эту воду пить? Конечно, нет.
Мы сольем нашу очищенную воду в леечку и польем комнатные цветы. Вот так же и Экологи с помощью больших фильтров очищают воду в реках, морях, океанах.
3. звучит голос в записи: «Уважаемые пассажиры, наш поезд прибывает на третий путь. Станция «Сортировочная»
Игра «Сортировка мусора»
Воспитатель:
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Сортировка мусора».
Ребенок:
Хлам на тропинке, отбросы в реке,
Сор под деревьями, отходы везде,
Давайте исправим, чтоб видели все
Чистота в природе — должна быть везде.
Воспитатель:
Вам нужно правильно распределить карточки с изображением мусора из различных материалов по 4 корзинам: в красную корзину - изделия из пластика, в серую - карточки с изображением органических продуктов, в синюю - все, что изготовлено из бумаги, в зеленую - стеклянные изделия.
Молодцы, все правильно выполнили. Сегодня вы сами научились сортировать мусор, вот если все люди будут так делать, меньше работы будет перерабатывающим предприятиям и наши города, леса и вся наша планета станет намного чище.
4. Звучит голос в записи: «Уважаемые пассажиры, наш поезд прибывает на четвертый путь. станция «Охрана птиц»
Воспитатель:
А сейчас нас ждет еще одна очень интересная работа.
Экологи не только убирают мусор, очищают воздух и воду, они еще и следят, чтобы продукты питания были полезными и экологически чистыми, без вредных примесей.
Питаются не только люди, но и животные и птицы. Птицам очень тяжело найти себе пропитание под толстым слоем снега и льда, поэтому мы люди должны им помогать.
А чем мы можем помочь птицам? Правильно сделать кормушки и подкармливать наших птиц.
Из чего могут быть сделаны кормушки? (Ответы детей).
Но необязательно мастерить деревянные, пластиковые и бумажные кормушки, можно изготовить и съедобные кормушки-украшения на деревья. И я вам предлагаю сделать сейчас такие кормушки.
(Дети садятся за столы).
Воспитатель:
Для того, чтобы изготовить лакомство нам понадобится: желатин, теплая вода, формочки, коктейльная соломка, веревка, подсолнечное масло, корм для птиц (зерно, семечки, кусочки сала и др.), фольга, кисточка, ложка, емкость для смешивания.
1. Разводим пакетик быстрорастворимого желатина в теплой воде. Должна получиться густая смесь.
2. Затем добавляем в неё корм и хорошо перемешиваем.
3. Формочки смазываем подсолнечным маслом, для того чтобы наше «печенье» лучше доставалось из формочек.
4. Полученную массу разложить по формочкам, вставляя трубочки с целью образования отверстия для веревки и поместить на холод.
5. После того как масса застыла и приобрела необходимую крепость нужно аккуратно достать их из формочек и просунуть в отверстия веревочки.
Приятного аппетита, пернатые друзья!
III. Заключительная часть
Воспитатель:
Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад.
Наш поезд нас уже ждет. Занимаем свои места. Следующая станция «Детский сад».
Рефлексия
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Пока мы едем в детский сад, расскажите, что нового вы узнали сегодня?
Что вам понравилось больше всего?
Кто такие экологи?
Кто такой инженер-эколог?
Чем он занимается?
Как вы считаете, это важная и нужная профессия?
Кто же такой – настоящий эколог?
А как мы можем помочь природе?
Воспитатель:
Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие в мир профессии Эколога.
Мы верим, что каждый способен помочь,
Стать городу чище, стать парку красивей,
Давайте беречь, что природой дано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОРТРЕТ»
· Дать понятие , что портрет – жанр изобразительного искусства . Учить отличать портрет от других жанров изобразительного искусства. ·...
Сценарий праздника для средней группы «Каким должен быть солдат»
Подготовка мероприятия.Готовятся воздушные шары, флажки – каждому ребенку; матерчатый туннель, прикрепленный к большому обручу; пилотка, ремень, игрушечный автомат – два комплекта; столы с разложенным...
Конспект НОД по познавательному развитию подготовительной группы "Если хочешь быть здоров!"
Этот конспект поможет вам закрепить с детьми знания о здоровом образе жизни...
Познавательный проект !Каким должен быть снег"
Данный проект направлен на то, чтобы вызвать у ребенка интерес и любовь к природе, так как впечатления детства и накопление опыта остаются на всю жизнь....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Каким должен быть настоящий мужчина»
Воспитание эмоционально-положительного отношения к своему полу, закрепление представления детей о мужских социальных ролях...