«Быт Оренбургских казаков»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
знакомство детей с укладом жизни казаков, формирование представления о казачестве, его самобытности, быте предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_byt_orenburgskih_kazakov.docx | 292.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
Тема «Быт Оренбургских казаков»
Цель: знакомство детей с укладом жизни казаков, формирование представления о казачестве, его самобытности, быте предков.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с жизнью и бытом Оренбургских казаков;
- познакомить с внутренним убранством куреня, предметами быта казаков, названием старинных предметов;
- познакомить детей с инновационной технологией «Скрайбинг»;
- обогащать словарный запас казачьими словами (глечек, кринка).
Развивающие:
- развивать интерес к фольклорным произведениям;
- развивать познавательный интерес детей к историческому прошлому своего народа;
- развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
- способствовать развитию творческих способностей детей через рисование хохломской росписи.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к малой Родине;
- воспитывать культуру речевого общения в ходе диалога с воспитателем и сверстниками.
- воспитывать уважение к традициям и обычаям казаков.
Методы и приемы.
1. Наглядный: демонстрация презентации, использование пособий, музыкального сопровождения.
2. Словесный: художественное слово, беседа, вопросы, пояснения.
3. Игровой: создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.
4. Практический: составление рассказа с использованием инновационной технологии- скрайбинг.
Ход занятия
(Дети под казачью музыку проходят в зал, становятся полукругом)
Воспитатель: - Здравствуйте. Гости дорогие!
Ответы детей: - Здравствуйте!
Воспитатель: - Отдых – это не безделки, время игр, новостей
Начинаем посиделки для любимых для гостей.
Мир, вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Встречу теплую такую приготовили для вас.
Воспитатель: - Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей: - Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: - Давайте, возьмемся за руки, подарим друг другу улыбку и свое хорошее настроение.
Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, в какой стране мы свами живем?
Ответы детей - В России. (слайд)
Воспитатель: - Как называется наша область? (слайд)
Ответы детей - Оренбургская область.
Воспитатель: - Что вы знаете об Оренбургской области?
Ответы детей: В Оренбургской области вяжут пуховые платки, добывают соль, выращивают лошадей Пржевальского, Бузулукский бор, гора «Верблюд», золотые пшеничные поля. (слайд)
Воспитатель: В Оренбургской области прозрачные акварельные степи, золотые пшеничные поля. Область вольнолюбивых, мужественных, сердечных и гостеприимных людей.
Воспитатель: - Проживают в нашей области, народы разных национальностей, а еще у нас живут казаки . (слайд)
Воспитатель: - Ребята, кто такие казаки?
Ответы детей: - Казаки свободные, трудолюбивые, вольные люди. Жили казаки, в близи рек.
Воспитатель: - Чем, занимались казаки?
Ответы детей - Казаки были воинами, защищали нашу Родину. Они вели свое хозяйство, пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома, занимались ремеслами.
Воспитатель: - Ребята, как называются дома, в которых жили казаки?
Ответы детей - Они называются курень.
(раздается казачья мелодия, звонок телефона, звонит казачка Аксинья.)
Казачка: - Здорово ночевали?
Воспитатель: - Слава Богу!
Казачка: - Я, казачка Аксинья! Слыхала, молодцы, да девицы приписались в ряды казаков. Теперь пора и для ребят, устроить смотрины. Приглашаю вас к себе в гости.
Воспитатель: - Спасибо, за приглашение, казачка Аксинья. Всего доброго!
Казачка:- Жду казачат у себя!
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите отправится в гости, к казачки Аксиньи?
Ответы детей: - Да, хотим!
Воспитатель: - Как вы думаете на чем люди путешествуют?
Ответы детей: - На поезде, на самолете, на машине…
Воспитатель: - Мне кажется я что-то слышу….
(Звучит фонограмма конского ржанья)
Воспитатель: - Вы слышите? Что это?
Ответы детей: - Кони скачут.
Воспитатель: - Да, ребята, это топот копыт, вас ждут настоявшие кони. Они вас сейчас отвезут к казакам. Встаем в круг, садимся на коней и поскакали. (слайд)
Физминутка «На коне»
(Воспитатель, машет детям рукой. Дети под музыку садятся на палочки- лошади, скачут приставным шагом по кругу, подъезжают к курени. Сама переходит в казачью курень, накидывает на плечи платок.).
Казачка : - Здорово начевали! Девицы да молодцы!
Ответы детей: - Слава Богу!
Казачка : - Я, казачка Аксинья. Поставьте ваших коней у плетня. Проходите в курень.
(Дети ставят лошадей в корзину) (слайд)
Казачка : - Ребята, присаживайтесь на лавку, занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу, побеседуем, да былое вспомним. Давайте рассмотрим курень. Посмотрите, чем украшена курень?
Ответы детей: - Половиками, занавесками, покрывалами, вышивками.
Казачка: -Любо, ребята! Особое место в курени отводилось русской печи. Для чего она нужна в курени?
Ответы детей: В стужу она согревала, на ней спали, готовили еду.
Казачка :- Ребята, а в чём вам дома готовят пищу?
Ответы детей: - В кастрюле.
Казачка: -А казаки готовили и хранили пищу в глечеках так называли кувшин, (показывает) и крынках- это горшок без крышки, ими бывают разной формы (показывает)
Казачка: -Это новые слова повторите их: глечек, крынка.
Казачка:- Что такое глечек?
Дети: - Так называли кувшин
Казачка:- Что такое крынка?
Дети: - Горшок, без крышки
Казачка:- Ну, что удальцы, пора и отобедать.
(На столе стоит чугунок, в нем одна деревянная ложка, и десять не расписанных ложек папье- маше).
Казачка: -Угашу я вас настоящей казачьей едой, которая и вкусная и полезная, сил прибавляет, настроение повышает, едят деревянными расписными ложками.
Казачка:- Ой, ребята, а ложка у меня одна такая красивая. Что нам нужно сделать?
(Раздает детям ложки, перед детьми образцы хохломской росписи. Воспитатель вместе с детьми расписывает ложку, и рассказывает сказку «История хохломской росписи»)
Казачка:- А кто знает, как называется роспись которая нанесена на ложке? А ты как думаешь? Почему вы так считаете?
Ответы детей: - Хохломская роспись. (слайд)
Казачка:- Давайте, пройдем за столы и распишем хохломской росписью, каждый свою ложку. Перед вами образцы, какими узорами расписывали художники изделия.
(дети надевают фартуки, нарукавники)
Казачка:- Присаживайтесь за столы, спинки прямые.
Казачка :- Перед работой, разогреем свои пальчики.
(на столе лежат влажные салфетки)
Пальчиковая гимнастика (слайд)
Собралась вся семья, (кулаки сжимаем разжимаем)
Погутарить, пошутить (ударяем пальчиками по столу)
Деток разуму учить (грозит указательным пальцем)
Наш дедуля казачок (показать большой палец)
Смастерил нам сундучок (стучат кулачками рук)
Сохраним подарки в нем (соединяем пальцы рук)
Куплены на ярмарки (имитируют посыпание солью)
А бабуля- бабушка (завязывают платок)
Испечет оладушки (иметируют лепку пирожков)
Чтоб внучаток угощать (гладят живот)
В алы щечки целовать (указательными пальцами постукивают по щечкам)
Казачка :- Ребята, давайте вспомним правила при работе с гуашью.
- гуашь не любит много воды,
- берем краску кончиком кисточки,
-не забываем промывать кисточку после каждой краски,
-кисточку промываем и обсушиваем салфеткой.
Казачка :- Чтобы вам было веселее расписывать ложки, я вам расскажу сказку «История возникновения хохломской росписи»
Казачка: - Любо ребята! Ложки готовы!
Дети встают в круг.
Казачка:-- Есть мы будем по казачьи. Из одного чугунка черпать ложками по очереди, а кто по очереди, тому и ложкой по лбу. Вот такие правила.
Казачка:- Пора нам прощаться. До свидание удальцы!
Дети:- Спасибо!
Казачка: Садитесь на коней, возвращайтесь в детский сад. (слайд)
Дети под музыку садятся на палочки- лошади, скачут приставным шагом по кругу,
Физминутка
(Воспитатель снимает платок, идет встречать детей)
Воспитатель: - Ребята, вот вы и вернулись в детский сад, поставьте своих коней. Вам понравилось путешествовать?
Воспитатель: - Давайте подойдем к экрану, и попробуем составить рассказ. Что вы нового сегодня узнали?
Инновационная технология скрайбинг (слайд)
Дети:- Жила была казачка Аксинья (ставят казачку).
Жила она в куреньи, (ставят курень)
Её курень украшена половиками, занавесками, покрывалами, вышивками.
В курени стояла русская печь. (ставят печь)
Казаки готовили и хранили пищу в глечеках, и крынках. (ставят на стол)
Кушали деревянными расписными ложками (кладут на стол).
Воспитатель:- Как назовем наш рассказ?
Ответы детей
Воспитатель: - молодцы! Осень хороший рассказ получился. Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Ответы детей: - Езда на лошади, расписывание ложек, игра «Чугунок»
Рефлексия
Ребята, у меня в корзине деревянные ложки. Если вам понравилось наше занятие можете постучать ложками, если нет, можете их опустить вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения "Браво казаки, любо казаки".
На развлечении дети закрепляют полученные знания о традициях, обычаях, фольклоре казаков. В развлечение входят песни, пословицы, танцы, казачьи заповеди, казачьи игры....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...
Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »
Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...
Спортивное развлечение посвященное 23 февраля для старших и подготовительных групп «Казак без службы - не казак!»
Военно - патриотическое развлечение для детей дошкольного возраста....
Деловая игра для родителей "Казак без службы не казак"
Деловая игра одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Представляю деловую игру "Кузак без службы не казак"....
Конспект бинарного занятия по проекту «Оренбургское казачество» на тему «Традиции казаков» в старшей группе №2
Развитие представлений о социокультурных ценностях русского народаПознакомить детей с историческим прошлым своего народа, с лучшими традициями в воспитании уважения и любви к предкам и родному краю....
Презентация о Заповедниках Оренбургской области "Жемчужины Оренбургской области"
1. слайд: "Жемчужины Оренбургской области"2 слайд: В состав заповедника входит пять изолированных участков, расположенные в пяти муниципальных районах Оренбургской области: в Первомайском &m...