Рабочая учебная программа кружка «Неизвестное рядом» (подготовительная группа)
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_neizvestnoe_ryadom.docx (39.6 КБ) | 39.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе деятельности кружка «Неизвестное рядом»
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
- Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
- Развивать умственные способности, самостоятельность, наблюдательность.
- Формировать исследовательские умения, а также самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Рабочая учебная программа предназначена для детей 6 - 7 лет (подготовительная группа) и рассчитана на 16 недель.
Срок реализации программы: 2018-2019 г.г.
Формы и режим кружковой работы:
- Игровая деятельность: экспериментальные игры «Перевернутое имя», «Поможем золушке», «Где твой друг», «Что чем измеряют», «Притянет – не притянет» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
- Лабораторные работы, опыты-эксперименты: действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
- Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышение температуры, появление радуги и т.д.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
- Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
- Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций: использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.
- Драматизация: ребенок берет на себя, то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.
Форма организации деятельности детей: индивидуально-групповая.
Образовательная деятельность кружка проводится 2 раза в месяц до 30 минут, 16 раз в год.
Планируемые результаты освоения программы
- овладение исследовательскими умениями и навыками;
- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);
- повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);
- усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;
- усвоение научных основ взаимодействия человека и неживой природы;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру;
- формирование основ экологической культуры.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Содержание воспитательно-образовательной работы
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Знакомство с оборудованием для экспериментов | 1 |
2 | Работа с природным материалом | 4 |
3 | Опыты с водой | 3 |
4 | Опыты с электричеством | 2 |
5 | Опыты с воздухом | 3 |
6 | Знакомство с магнитами и их свойствами | 1 |
7 | Этот загадочный космос | 1 |
8 | «Пластмасса и металл. Качества и свойства» | 1 |
Итого: | 16 |
Календарно – тематическое планирование
Месяц | Тема | Задачи | Оборудование |
Октябрь | Знакомство с оборудованием для экспериментов | Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием. | Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др. |
| Почему осенью листья желтеют? | Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом) | Береза, растущая на игровой площадке, календарь погоды, уличный термометр, температурный график. Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики. Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы |
Ноябрь | «Пластмасса и металл. Качества и свойства» | Учить детей распознавать предметы из пластмассы и металла. Побуждать детей определять качества (гладкая или шероховатая поверхность, разные цвета) и свойства (водонепроницаемая, ломкая, плавится, гибкая; теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Воспитывать интерес к современным материалам. Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. | Различные по форме, цвету, величине изделия из пластмассы (пластмассовые стаканчики, электрический чайник, настольный органайзер, телефонный аппарат), вода, пластмассовые пластинки, спиртовка, спички; алгоритм описания свойств материала. Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги |
«Бумага и древесина: качества и свойства» | Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | Разные виды бумаги; ножницы, квадратный лист белой бумаги. Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, презентация «Что сделано из дерева»; спилы для счета годовых колец; термос с горячей водой, кружка. | |
| |||
Декабрь
| Нужен ли растениям снег зимой? Лед и снег – тоже вода Изготовление цветных льдинок | Помочь детям выявить роль снега в жизни растений. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. Прививать бережное отношение к воде. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. | 2 емкости с водой, снег. Ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток, спиртовка, салфетки. Формочки, баночки, гуашевые краски, вода. |
| Опыт: «Вода – растворитель»
| Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. | Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
|
Январь | «Стекло: его качества и свойства» | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). | Предметы, сделанные из стекла. Презентация «Посуда». Стакан с водой, краски, деревянные палочки. |
| Магнит - фокусник | Знакомство с понятием "магнит". Формирование представлений о свойствах магнита. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. | Магниты, металлические предметы (скрепки, болты, саморезы), картон, салфетки, стаканы с водой, крупа. |
Февраль | Почему лампочка светит? Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» | Познакомить детей с принципом работы электрической лампочки. Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения. | Батарейки плоские, лампочки для карманного фонарика, соединительные провода, выключатели, схема соединения электрической цепи, схемы правил безопасности при использовании электричества в быту. |
| Солнечные зайчики. Теневой театр | Познакомить с естественным источником света – солнцем. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. Продолжать знакомиться со свойствами света и тени. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность. | Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка). Лампа, экран, фигурки теневого театра. |
Март | Песок и глина | Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п. | Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.
|
| Знакомство с камнями. Какими бывают камни? «Живые камни» | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, мрамор, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. |
Апрель | Этот загадочный космос | Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. | Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Фонарик, линейка.
|
| Знакомство со свойствами воздуха | Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты. |
Май
| Круговорот воды в природе Испарение влаги с листьев растений | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации. Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений. | Кастрюля с водой и стеклянной крышкой. Ноутбук, проектор и экран. Растение, полиэтиленовый пакет, нить. |
Неизвестные семена | Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. | Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. |
Мониторинг развития детей
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май)
Таблица 1. Педагогическая диагностика
Список детей | Владеет терминологией в рамках изученных тем. | Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…). | Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы. | Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи | Делает простейшие опыты по схеме | ||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 |
Примерные уровни оценки
Уровни | Баллы |
Высокий | 3 |
Средний | 2 |
Низкий | 1 |
Список литературы:
1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.
5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.
6. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка: «АБВГДЕйка» для детей 4-5 лет (средняя группа)
Направление:«Познавательно – речевое развитие». Образовательная область:«Коммуникация»...
Рабочая учебная программа (по ФГОС) воспитателя подготовительной группы «Звёздочки» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.
Рабочая учебная программа (по ФГОС) воспитателя подготовительной группы «Звёздочки» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Возраст обучающихся от 5 до 7 лет
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха призносительной стороны речи, что служит основой овла...
Рабочая учебная программа кружка «Я и моя семья» (средняя группа)
Основное содержание работы кружка - знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев ....
Рабочая учебная программа в старшей и подготовительной группе МБДОУ детский сад «Диинчигеш» на 2019-2020 учебный год
Рабочая и учебная программа в старшей и подготовительной группе...
Рабочая учебная программа кружка «Игры народов мира» (старшая группа)
Рабочая учебная программа кружка «Игры народов мира» предназначена для детей 5 - 6 лет (старшая группа) и рассчитана на 16 недель....
Рабочая учебная программа кружка «Занимательная математика» Развитие элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет с использованием игровых технологий
Разработка программы «Занимательная математика» объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математичес...
- Мне нравится (1)