Конспект занятия "Игры с Невидимкой". Старшая группа
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно- исследовательская деятельность детей с воздухом на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_igry_s_nevidimkoy._starshaya_gruppa.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга Конспект занятия «Игры с Невидимкой» Старшая группа воспитатель высшей квалификационной категории Харлашева И.Ю. Санкт-Петербург 2024 год |
Программное содержание:
Образовательные:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: развивать у детей элементарные представления об основных свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, без запаха, нельзя потрогать руками, можно почувствовать, ощутить при его движении) и физическом явлении (ветер - движущийся воздух).
Развивающие:
- Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло).
- Развивать у детей мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию, поиску ответа на вопросы, любознательности.
Воспитательные:
- Прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
- Создать условия для социально-личностного развития каждого ребенка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль.
Материал:
Игрушка – утенок (Говорунчик), веера по количеству детей, тазы с водой, лодочки, трубочки, стаканчики прозрачные, пособия для развития дыхания: бабочки, березки, цветы, птички; губки, прозрачные бутылки, полиэтиленовые пакеты, косынки, мешок из ткни, резиновая перчатка, мыльные пузыри, увеличительное стекло, изображения машин
Ход занятия:
В гости к детям «приходит» игровой персонаж (утенок: игрушка Говорунчик)
- Ребята, послушайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем. (воздух)
Утенок: А что же это такое «ВОЗДУХ»?
Воспитатель: Ребята, давайте объясним утенку, что такое воздух и какой он.
Утенок, садись, посиди и послушай.
Упражнение «Вдох и выдох»
Воспитатель: Ребята, сейчас медленно и глубоко вдохните и выдохните 2-3 раза. Чувствуете что-нибудь? Что происходит с нашим телом?
Дети: Когда мы делаем вдох носом или ртом, у нас немного поднимаются плечи, грудь расширяется.
Воспитатель: Правильно, ребята, это воздух проходит по дыхательному пути и попадает в легкие.
Воспитатель: Как вы думаете, а человек может прожить без воздуха?
Дети: Без воздуха можно жить, воздух нужен человеку, без него человек жить не может.
Воспитатель: Давайте проверим, чей ответ правилен. Попробуйте ненадолго задержать дыхание.
Что чувствуете?
Дети: Хочется вдохнуть или выдохнуть.
Воспитатель: Правильно, без воздуха нельзя прожить даже пяти минут. Он нужен для дыхания людям.
Эксперимент № 1. «Почувствуй воздух».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух есть вокруг нас?
Дети: Да. Нет. Не знаем.
Воспитатель: Как в этом можно убедиться?
Дети: Посмотреть
Повернитесь направо, налево, оглянитесь назад. Видите воздух?
Дети: Мы ничего не видим.
Воспитатель: А почему мы его не видим?
Дети: Потому, что он невидимый. Он - «невидимка»
Воспитатель: Как можно еще убедиться, что воздух есть вокруг нас?
Дети: Его можно потрогать.
Воспитатель: Давайте попробуем потрогать воздух. Протяните руку вперед, потрогайте воздух, попробуйте потрогать воздух справа, слева. Попробуйте его поймать руками, погладить.
Почему у нас ничего не получилось?
Дети: Воздух нельзя потрогать и схватить руками.
Воспитатель: Как вы думаете, как еще можно убедиться, что воздух есть вокруг нас?
Дети: Его можно понюхать.
Воспитатель: Медленно вдохните и понюхайте. Какой воздух, он чем- нибуть пахнет?
Дети: У него нет запаха.
Воспитатель: Ребята, так может, его нет вовсе? Мы его не видим, не можем потрогать руками, понюхать. Как же нам убедиться, что воздух вокруг нас действительно есть?
Дети: Его можно почувствовать.
Воспитатель: А как это можно сделать?
Дети: Поднести руку ближе к лицу и подышать на нее, помахать веером перед лицом, покружиться с веером…
Воспитатель: Возьмите веер и немного помашите им около своего лица.
Что вы чувствуете?
Дети: Ощущаю легкое дуновение.
Воспитатель: Почему, когда мы машем веером, мы чувствуем воздух?
Дети: Веер при движении заставляет воздух двигаться, и мы чувствуем легкий ветерок. А ветер – это движущийся воздух.
Воспитатель: Ребята, может быть воздух есть только здесь, вокруг нас, а на другом конце группы его нет?
Дети: Воздух там тоже есть, его там нет, можно проверить.
Воспитатель: Как это узнать?
Дети: Перейти туда и там попробовать подышать, помахать веером.
Воспитатель: Перейдите на другое место, определите, действительно ли там есть воздух (дети меняют местоположение в группе и работают с веером)
Воспитатель: А сейчас что чувствуете?
Дети: То же самое что и раньше. Легкое дуновение. Я чувствую Ветерок…
Воспитатель: Ребята , давайте сделаем вывод, что мы узнали о воздухе7
Дети: Значит, мы не видим воздуха, мы не можем его потрогать руками, он без запаха, но он действительно есть вокруг нас, везде и его можно почувствовать.
Эксперимент №2 «Сильный воздух».
Воспитатель: Ребята, а воздух бывает сильным?
Дети: Когда на улице дует ветер, колышется трава, раскачиваются ветки деревьев, на море поднимаются волны…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, может ли воздух двигать предметы?
Дети: Нет, ведь у него нет рук, наверно, может.
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе в таз налита вода. Я на середину поставлю бумажный кораблик. Он стоит и не двигается.
Воспитатель: Как, не дотрагиваясь до него руками, сделать так, чтобы кораблик сдвинулся с места и поплыл?
Дети: На него можно подуть, можно на него помахать веером, подуть на него через трубочку, включить вентилятор, фен.
Воспитатель: Давайте попробуем сделать это, и вы увидите, как легко можно заставить лодку двигаться (дети подходят к столам, проводят эксперимент).
Во время работы детей, один читает стихотворение;
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А.С. Пушкин.
Воспитатель: Что заставляет лодочку двигаться?
Дети: Мы выдыхаем воздух, образуется слабый ветер, и ветер двигает лодочку.
Предлагаю взять различные предметы: Что сделать, чтобы их оживить?
Воспитатель: А как сделать так, чтобы:
- «зашевелилась» листва у березки?
- у наших цветов «задрожали» лепестки?
- чтобы «затанцевала» бабочка?
- «закружилась» птичка?
Дети самостоятельно пробуют привести в движение предметы с помощью воздуха (дети проводят эксперименты с предложенными материалами для развития речевого дыхания)
Воспитатель: Что заставляет предметы двигаться?
Дети: Мы выдыхаем воздух, образуется слабый ветер, а ветер - это и есть движущийся воздух, который и двигает предметы.
Эксперимент №3 «Есть ли воздух в различных предметах?»
Воспитатель: Подойдите и посмотрите. У вас на столах лежат губки и бутылки. Есть в них что-нибудь?
Дети: Нет, бутылка пустая, в ней ничего нет, в ней есть воздух.
Воспитатель: Рассмотрите с помощью лупы губку. Что видите?
Дети: У губки есть отверстия. Кажется, в них ничего нет. В отверстиях есть воздух. Воздух занимает место, даже самое маленькое.
Воспитатель: А как нам убедиться в том, что воздух есть в пустой бутылке, внутри губки.
Дети: Присмотреться, попробовать подышать, опустить в таз с водой.
Воспитатель: А как вы думаете, что будет, если мы опустим свои бутылки в воду?
Дети: Вода нальется в бутылку, бутылка утонет, из горлышка бутылки пойдут пузыри.
Воспитатель: Давайте проверим. Попробуйте, опустить бутылку в таз с водой. Что вы видите? Что происходит?
Дети: Из горлышка бутылки выходят пузырьки.
Воспитатель: А что это за пузырьки, как вы думаете?
Дети: Это воздух, вода вытесняет воздух.
Воспитатель: Давайте ребята уточним, что мы в этом эксперименте узнали.
Дети: Воздух занимает пустое пространство. Он находится и в пустой бутылке и в, маленьких отверстиях у губки… и может находиться в других предметах.
Эксперимент №4 « Можно ли поймать воздух?»
Воспитатель: Ребята, а можно ли поймать воздух?
Дети: Да, нет.
Воспитатель: Каким образом его можно поймать? Что для этого необходимо сделать?
Дети: Воздух можно поймать, если надуть воздушный шарик (Воспитатель надувает шарик)
Воспитатель: Ребята, у нас есть предметы: ткань, платок, мешок из ткани, ленточка, палочки, ведерко, прозрачный стаканчик, клеенка, полиэтиленовый пакет… Можно ли с помощью этих предметов поймать воздух?
Воспитатель: Попробуйте поймать воздух (дети с помощью различных предметов пробуют поймать воздух).
Воспитатель: Что же у нас получилось? Удалось ли вам поймать воздух?
Дети: Удалось поймать воздух и задержать его внутри воздушного шарика, резиновой перчатки, полиэтиленового пакета. А все другие предметы не могут задержать воздух…
Воспитатель: Правильно, некоторые предметы (предметы из резины и полиэтилена) могут удерживать воздух.
Воспитатель: А сейчас я для вас приготовила один фокус.
У меня есть стаканчики с волшебной трубочкой. Возьмите стаканчики в левую руку, а трубочки придерживайте правой рукой. Аккуратно, но сильно я предлагаю вам подуть в волшебную трубочку, опушенную в стаканчик с жидкостью. Что получилось? (мыльные пузыри, пена)
Дети: Это мыльные пузыри.
Воспитатель: А что внутри каждого мыльного пузыря?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Оказывается воздух можно поймать и таким способом.
Воспитатель: Посмотрите, какие мыльные пузыри?
Дети: Прозрачные, быстро лопаются, разноцветные, радужные, красивые…
Игра – эксперимент №5 « Игры с воздушными шарами».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где можно поймать и удерживать много воздуха сразу?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, а давайте надуем воздушные шарики. мы как бы поймаем воздух и удержим его внутри шарика.
Дети: надувают шарики.
Воспитатель: Чем мы надували шарики?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: предлагает детям поиграть с шарами.
Дети играют с воздушными шариками.
Воспитатель: Так почему же эти шарики называют воздушными шарами?
Дети: Внутри этих резиновых шаров находится воздух.
Воспитатель: Воспитатель: ребята , а давайте выпустим воздух из одного шарика. Как вы думаете, что произойдет?
Воспитатель развязывает веревочку и медленно выпускает воздух из шарика.
Воспитатель: Есть ли при этом звук?
Воспитатель предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха.
Воспитатель: Что вы чувствуете?
Дети: струя воздуха выходит из шарика и можно почувствовать движение воздуха.
Воспитатель отпускает шарик, он двигается до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух, и падает.
Воспитатель: Ребята, а что произошло и почему?
Дети: воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд.
Игра-эксперимент №:6 «Бумажные гонки»
Воспитатель: Очень хорошо, мы узнали много нового, интересного, даже стали фокусниками. А теперь я предлагаю поиграть: устроить ветряные (воздушные) гонки.
Давайте!
Каждому игроку понадобится и лист бумаги и на выбор: веер, трубочка или просто рот и губы
Вот здесь у нас будет старт, а вот здесь – финиш. Положите лист бумаги на пол.
Воспитатель: А вот как можно сдвинуть с места картинку, лежащую на полу, не дотрагиваясь до нее руками?
Дети высказывают предположения. (мы знаем, что воздух может двигать предметы, значит, если на лист бумаги подуть, помахать веером, подуть через трубочку, то он легко прилетит к финишу). Воспитатель: Давайте проверим: (дети пробуют, но лист бумаги плохо двигается или летит не в ту сторону).
Ребята, а как сделать так, чтобы бумага двигалась быстро и в нужном нам направлении? (дети высказывают разные предположения).
Воспитатель подводит детей к тому что, если одну сторону бумажного листа отогнуть вверх и помахать веером, то лист бумаги начнет двигаться, как лодочка с парусом.
Воспитатель: Ребята, а что же притих наш утенок? Давайте пойдем и поговорим с ним.
Дети: Утенок, что же ты сидишь и молчишь?
Утенок: я стараюсь запомнить, какой воздух.
Воспитатель: Утенок, давай ребята тебе помогут. У нас есть карточки, которые тебе помогут запомнить, какой воздух (дети по опорным карточкам рассказывают утенку о воздухе).
Утенок: Ребята, вы мне помогли узнать много интересного. Спасибо. А сейчас я побегу и расскажу своим друзьям о воздухе.
Воспитатель:
Ребята, что вы запомнили о воздухе?
Что вас удивило на занятии?
О чем бы вы хотели рассказать родителям?
Что вам понравилось на занятии?
Воспитатель: Спасибо за что вы сегодня были , наблюдательными, самостоятельно искали ответы на вопросы, внимательно слушали ответы товарищей и дополняли их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Воздух-невидимка?»
Уважаемые коллеги, буду рада, если этот конспект поможет вам в изучении с детьми свойств воздуха (на основе опытов и игр)....
Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"
Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"...
конспект занятия по ознакомлению с природой \'\'Воздух - невидимка\'\' старшая группа
Цель: формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность, использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций.Задачи:Образоват...
Конспект НОД для детей старшей группы "Невидимка - молоток" по ФГОС
Цель: продолжать учить вычленять в слове словесное ударение, определять его место в слове....
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа
Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка" старшая группа
Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Невидимка, которая нужна всем»
Цель: создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:Обучающие:- расширить представления детей о воздухе и его свойствах, значении в жизни человека, животны...