Статья "ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья по окружающему миру (старшая группа)

В данной статье представлен опыт приненения лэпбука в качестве экологического воспитаня детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Худобина А.Г.

Воспитатели МБДОУ Подсинский д/с «Радуга»

В условиях современного мира экологическое воспитание становится одним из приоритетных направлений ДОУ. Его цель — формирование личности, способной бережно относиться к природе, жить в гармонии с ней, осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Чтобы преподнести эти важные моменты максимально увлекательно, избегать назидания, воспитатели облекают знания в игровые формы, используют необычные пособия, например, Лэпбук «Огород на подоконнике».

Сначала уточним, что такое лэпбук? Лэпбук - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний. Данная техника очень хорошо помогает в развитии познавательных процессов, сенсорного восприятия и развития мелкой моторики [1].

На основании текущих требованиях ФГОС к дошкольному образованию, современная педагогика значительно поменяла подход к организации образовательной деятельности. Новому поколению детей не так важны знания, как последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. В случае если дети самостоятельно действуют с объектами, явлениями, они лучше всего познают окружающую их действительность, поэтому приоритет в работе с детьми отдается практическим методам воспитания и обучения. Из-за отсутствия должного знаний дети не могут выбрать необходимую линию поведения. Поэтому нужно учить их правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, а игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. В связи с этим перед нами педагогами, стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками [3].

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Одним из вариантов, является интерактивное пособие – Лэпбук. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями [2].

Чтобы преподнести эти важные моменты максимально увлекательно, избегать назидания, мы облекаем знания в игровые формы, используют необычные пособия.

Сегодня мы хотим вас познакомить с лэпбуком «Огород на подоконнике», как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста. Пособие направлено на решение задач экологической направленности. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Реализация данного пособия сближает детей и воспитателя. У детей расширяется кругозор, совершенствуется мыслительная деятельность.

Цель данного пособия - приобщить детей к экологической культуре.

Задачи:

Образовательные:

-учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

-познакомить детей с процессом выращивания рассады из семян;

-сформировать первоначальные трудовые навыки и умения;

-обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Развивающие:

-развивать познавательные и творческие способности детей;

-формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к своему труду;

-воспитывать бережное отношение к растениям.

«Огород на подоконнике» имеет краткосрочный характер. Из чего строится наш лэпбук? Самое основное это сама обложка или фон, который мы наполняем следующей информацией:

1. Картотека овощей (что будем сажать?)

2. Как сажать? Изучается последовательность посадки растений. Предложены карточки, из которых необходимо составить правильную последовательность посадки. На этом этапе мы можем задавать вопросы: для чего замачивать семена в воде? А зачем увлажнять грунт?

#1052;иниатюрная книжечка «Как ухаживать?». Конспект, который дети сами зарисовывают. Раскрываются вопросы: как часто поливать? Когда рассаживать? Нужно ли удобрять?

4. Вращающийся круг «Жизненный цикл растений». Вращающийся круг в прорезях которого можно наблюдать что происходило и что будет происходить с растением, а так же определить на каком этапе находиться наше растение.

5. Календарь роста. Исходя из результатов наблюдений, регулярно оформляется график роста посаженных растений.

6. Раскладушка «Что нужно для роста?» На основе наблюдений составляется список, что растению необходимо для нормального полноценного развития.

7. Кармашек «Паспорт растения». В каждый паспорт мы с детьми записываем самое важно, что нужно знать о растении( название, семейство, любит ли свет, влагу, высота, опыление, срок жизни). Эту информацию можно узнать из самой упаковки семян, а кое-что приходиться узнавать из энциклопедий и интернета.

8. Строение растения. Дети самостоятельно зарисовывают строение уже выросшего растения.

9. Книжка гармошка «Фотоальбом». Вставляются фотографии или детские зарисовки того как растение сажалось, как за ним хаживали, каким он вырос.

10. Кармашек «Интересные факты». Данным кармашек мы наполняем из рассказов детей. Заранее дается домашнее задание узнать как можно больше интересных фактов о растениях (у родителей, из энциклопедии или из интернета). Все интересные факты записываются и вкладываются в кармашек.

11. Семена. Данный кармашек предназначен для хранения семян, а так же в нем лежат таблички для горшков.

Таким образом, не спеша заполняется наш лэпбук. В ходе такой познавательной деятельности дети узнают много нового, проводят время с пользой, активизируют все свои психические процессы, которые, несомненно, ведут к общему развитию дошкольника.

Cписок используемой литературы.

1. Блохина, Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. с. 29–30.

2. Веракса, Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. С.112.

3. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. //Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Mеждунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь:Меркурий, 2015. С.144.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....

Мастер - класс "Лэпбук как современное средство экологического воспитания дошкольников"

Данный мастер - класс познакомит вас с поэтапным изготовлением лэпбука по теме "Осень"....

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается вопрос об эффективном влиянии экологических акции на формирование экологического сознания дошкольников. Авторами подчеркивается необходимость экологического воспитания в ранне...

«Лэпбук как современное средство экологического воспитания дошкольников»

laquo;Лэпбук как современное средствоэкологического воспитания дошкольников»...