Краткосрочный проект "Синичкин день"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sinichkin_den_1.docx | 62.35 КБ |
zimuyushchie_ptitsy_0.pptx | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Детский сад №23 «Ладушки»
Корпус №2
Краткосрочный проект
«Синичкин день»
для детей старшего дошкольного возраста.
Составили и провели:
Воспитатели:
Грищенко Л.С.,
Федотова М.В.
Учитель-логопед:
Инфалова В.О.
г. Сортавала 2024 г.
Участники: дошкольники 5-7 лет, педагоги, родители, сотрудники ДОУ.
Тип проекта: познавательно-продуктивный.
Актуальность проекта. Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.
И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились, как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы. С нами остаются зимующие птицы.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е. день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица на Руси - божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали, если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Продолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя, итоговое мероприятие - 15 ноября 2024 г.)
Цель: расширение знаний о зимующих птицах,
знакомство с экологическим праздником - Синичкин день.
Интеграция образовательных направлений:
Познавательное развитие.
Задачи:
- формировать у детей представления о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях проживания зимой;
- развивать наблюдательность, внимание, любознательность;
- воспитывать интерес к птицам, желание помогать им в зимнее время.
Социально – коммуникативное развитие:
Задачи:
- развивать инициативность;
-обогащать способы сотрудничества каждого ребёнка, опираясь на интеграцию разных видов деятельности;
- учить проявлять инициативу в общении, стремление к получению новых знаний;
-формировать безопасное поведение и бережное отношение к природе;
-учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться
впечатлениями.
Речевое развитие:
Задачи:
- продолжать расширять и пополнять у детей словарный запас;
- учить подбирать слова, обозначающие названия в уменьшительно ласкательной форме;
- умение вступать в разговор, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.
Художественно – эстетическое развитие:
Задачи:
-упражнять в создании коллективной аппликации; учить рисовать синичку, используя нетрадиционные материалы (салфетки).
Физическое развитие:
Задачи:
- формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении
и образном перевоплощении; развивать двигательное творчество детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный:
Предварительная работа с детьми:
- рассматривание иллюстраций зимующих птиц;
- беседа на тему: «Зимующие птицы» (презентация);
- дидактическая игра «Собери картинку»;
- чтение произведений о зимующих птицах.
Предварительная работа с родителями:
Проведение беседы с целью информирования родителей о теме проекта, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Предложить родителям дома побеседовать с детьми о зимующих птицах. Приобрести модели кормушек для птиц.
Методы и приёмы работы:
- коллективное рассматривание;
- словесные: беседа, чтение загадок, стихотворений, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- прослушивание аудиозаписи.
Материалы:
- иллюстрации с изображением зимующих птиц; картинок с видами синиц
- загадки о зимующих птицах;
- аудиозапись «Звуки леса»;
- изготовленные детьми с помощью воспитателя кормушки;
- материалы для рисования.
2 этап - практический (реализация проекта).
(Приложение №1)
Социально - коммуникативное развитие:
- беседа «Как живут синички»;
- обсуждение проблемных ситуаций: «Почему синички и воробьи зимой поселяются рядом с человеком?» и «Чем питаются птицы зимой?»;
- настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Найди такую же»;
- прослушивание аудиозаписи «Звуки леса (голоса птиц)».
Познавательное развитие (Приложение №2):
- просмотр презентации «Зимующие птицы»;
- отгадывание загадок о зимующих птицах;
- дидактическая игра «Угадай по описанию».
Речевое развитие (Приложение №3): ряд упражнений на развитие речи.
Художественно- эстетическое развитие:
- рисование «Синички на ветке»;
- коллективная работа «12 ноября – Синичкин день».
Физическое развитие (Приложение №4):
- игра - имитация движений птиц;
- подвижные игры «Совушка», «Птицы и кошка», «Перелет птиц».
3 этап - заключительный - представляется результат выполнения проекта:
- оформление стенда коллективная работа «12 ноября – Синичкин день»;
- папка для родителей «Синичкин день»;
- изготовление скворечников и их раскрашивание;
- видео визитка о проекте.
(Приложение №5)
Вывод: В ходе реализации проекта «Синичкин день» у детей сформировались обобщенные представления о зимующих птицах. Дети по внешнему виду узнают птиц, прилетающих на кормушку, на картинах. Много узнали об образе жизни зимующих птиц, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Дети научились сравнивать разных птиц, выделяя как общие сходства, так и различия, особенности поведения, способы добычи пищи. Дети узнали, чем можно и чем нельзя кормить птиц зимой.
Зачем нужно зимой развешивать кормушки. У детей сформировалось желание помогать птицам, когда им трудно, особенно в зимний период. Обогатился словарный запас, сформировалась любознательность, наблюдательность, творческие способности, повысилась познавательная активность, коммуникативные навыки.
Используемая литература:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
- Интернет-ресурсы.
- Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М: Просвещение.- 2012г.
- .Николаева С. Н. Парциальная программа “Юный эколог”. Система работы в старшей группе детского сада. - М: Мозаика-Синтез, 2016 - 200с.
- О. А.Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2014 - 150с.
Приложение №1
Образовательные области | Содержание работы | Задачи |
Познавательное развитие. | Беседы с детьми о перелетных и зимующих птицах. Беседа “Что мы знаем о синичке?”. Занятие по теме “Перелетные и зимующие птицы”. Наблюдения за птицами на участке. Просмотр презентаций, мультфильмов о птицах. | Расширить и закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни. |
Речевое развитие. | Беседы о птицах. Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с изображением птиц. Отгадывание загадок о птицах. | Продолжать работу по развитию связной речи, памяти, внимания. Уточнить знания детей о птицах. Воспитывать желание детей помогать птицам в трудное для них время. |
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. | Рисование “Синички на ветках”. Коллективная работа « 12 ноября – Синичкин день» | Формировать умение передавать внешний вид птиц. Развивать воображение, мелкую моторику рук. |
Художественно-эстетическое развитие. Музыка. | Прослушивание записи голосов птиц, песен о птицах. | Развивать музыкальный слух, эмоции. |
Физическое развитие. | Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Гуси-лебеди”», «Улетают - не улетают», «Совушка». | Развивать общую моторику, координацию движений. |
Социально-коммуникативное развитие. | Игры: “Посчитай”, “Четвертый лишний”, “Узнай по описанию”, “Зимующие-перелётные”, “Один-много”. “Разрезные картинки”, “Найди пару”, “Чей домик?”. Беседы о птицах (зимующие, перелётные). Изготовление кормушек для птиц. (Итоговое мероприятие) | Расширить знания детей о птицах. |
Взаимодействие с родителями. | Беседы с детьми о птицах. Составление рассказов о синицах. Оформить родительский уголок («Синичкин день»). Изготовление кормушек. | Способствовать осознанию родителями важности экологического воспитания детей. |
Приложение №2
Игра « Угадай птицу по словесному описанию»
На мольберте размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на мольберте.
- Маленькая подвижная птичка с серо-коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись (Воробей).
- На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица).
- У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел).
- У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь).
- Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст).
- Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока).
- У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона).
Загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).
Кто красуется на ветке
в желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
а зовут её …(синичка)
Эта птица так болтлива,
воровата, суетлива,
стрекотунья, белобока,
а зовут её …(сорока).
Красногрудый, чернокрылый,
любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять (снегирь)
Чернокрылый, красногрудый
зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
ведь это … (снегири)
На ветвях украшенных снежной бахромой,
яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на яблоне весело снуют,
гусениц мороженых яблоки клюют (снегири)
В тёплый край не улетают,
на морозе распевают,
Эти птички-невелички
называются … (синички)
В серой шубке перовой
и в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
под карнизом обитает. (Воробей)
Что за стол среди берез
под открытым небом?
Угощает он в мороз
птиц зерном и хлебом (Кормушка)
Пословицы о синицах
- Не много зинька ест - пьет, а весело живет.
- Не велика птичка - синичка, а и та свой праздник помнит.
- Синичка – воробью сестричка.
- Хвалилась синица хвостом море зажечь.
- Невелика синица, голосок востёр.
Приложение №3
Упражнение1.«Птичья азбука»
Задачи: учить детей называть слова на первую букву в наименовании птиц, закреплять правильное произношение отдельных звуков, обогащать словарь.
Материал и оборудование: мяч.
Описание. Педагог называет букву и бросает мяч детям по очереди. Просит поймавшего мяч ребенка вспомнить птиц на заданную букву. Возможен вариант игры с мячом.
А – аист, альбатрос; Б – баклан; В – воробей, ворона; Г – голубь, гусь, грач; Д – дятел, дрозд; Ж – жаворонок, журавль; З – зимородок; И – иволга, индюк; К – коршун, куропатка, кулик, кукушка, колибри; Л – лебедь, ласточка, М – малиновка; Н – неясыть; О – орел, овсянка; П – попугай, пеликан, павлин; Р – рябчик; С – сова, сорока, скворец, снегирь, страус; Т – тетерев; У – утка; Ф – филин; Ц – цапля; Ч – чиж, чайка; Ш – шилохвост; Щ – щегол; Э – эму; Ю – юрок; Я – ястреб.
Упражнение 2. «Что ты знаешь о птицах?»
Задачи: обогащать словарь детей, учить употреблять прилагательные в сравнительной степени.
Материал и оборудование: мяч.
Описание. Дети становятся в круг, воспитатель произносит начало предложения и бросает мяч. Поймавший его ребенок должен закончить предложение.
Сова большая, а орел еще… (больше). Попугай красивый, а павлин еще… (красивее). У цапли ноги длинные, а у страуса еще…. (длиннее). У снегиря клюв маленький, а у синицы еще… (меньше). Канарейка поет хорошо, а соловей еще… (лучше). У орла крылья широкие, а у совы еще… (шире). Ястреб летает высоко, а коршун еще… (выше). Попугай кричит громко, а чайка еще… (громче). Жаворонок летает далеко, а дрозд еще… (дальше). Тетерев летает тихо, а сова еще… (тише).
Упражнение3.«Знатоки птиц»
Задачи: обогащать речь детей существительными, расширять знания о птицах.
Материал и оборудование: фотографии птиц.
Описание. Педагог называет ряд характеристик, связанных с повадками и питанием птиц. Детям нужно отгадать, о какой птице идет речь. Педагог демонстрирует детям соответству
ющие фотографии.
Ночь, мыши, глаза, цепкие лапы – сова. Река, лягушки, длинный клюв, длинные ноги – цапля. Зима, рябина, красная грудка, черная спинка – снегирь. Лес, черный наряд, красная шапочка, токование – тетерев. Сережки, черно-белый наряд, стрекотание – сорока. Лес, ягоды, гнездо, желтая грудка – иволга. Роща, весна, удивительное пение – соловей. Клетка, разноцветный наряд, семена – попугай. Озеро, длинная шея, белый наряд, красные перепонки и клюв – лебедь. Море, рыба, клюв-мешок, белый наряд – пеликан. Река, бело-серый наряд, стая птиц, крик, рыба, перепонки на лапах – чайка.
Упражнение4. «Удивительные птицы»
Задачи: учить строить сложносочиненные предложения с придаточным причины, обогащать словарь, учить согласовывать слова в предложении, развивать логическое мышление.
Материал и оборудование: мяч.
Описание. Воспитатель бросает мяч и предлагает детям продолжить предложение о птицах.
У пеликана большой клюв для того, чтобы… Колибри – маленькая птичка, потому что… Сова – ночная птица, потому что… У цапли длинные ноги для того, чтобы… У рябчика пестрое оперенье, потому что… У ястреба острые когти для того, чтобы… У орла крепкий клюв для того, чтобы… У павлина красивый хвост, потому что… На лапах у утки есть перепонки для того, чтобы… Перья лебедя покрыты жиром для того, чтобы… У страуса длинная шея для того, чтобы… Дятел стучит по дереву для того, чтобы… Жаворонок улетает в теплые края, потому что…
Упражнение 5. «Узнай птицу по описанию»
Задачи: обогащать словарный запас, развивать память; развивать связную речь.
Материал и оборудование: фотографии с изображением птиц (дятел, колибри, кукушка, павлин, сова, снегирь, сорока, цапля).
Описание. Педагог предлагает детям внимательно послушать описание одной из птиц и угадать ее с опорой на картинки. Затем просит детей по очереди самостоятельно придумать описание какой-либо птицы, а остальным нужно отгадать ее.
Эта птица небольшая. У нее крепкий клюв, сильные лапы, на голове есть красная шапочка. Это птица-санитар. (Дятел)
Это самая маленькая и самая красивая птичка в мире. Она собирает цветочный нектар. Обитает в тропических лесах. (Колибри)
Это крупная птица. Она не вьет гнезда и не заботится о птенцах. Живет в лесу и поедает мохнатых гусениц. (Кукушка)
Это крупная птица. Ее туловище около метра, а хвост два метра. На хвосте сверкают синие, красные, желтые краски. На голове красивые перышки. Эта птица не умеет летать. (Павлин)
У этой птицы большие глаза. Она умеет крутить головой. У нее отличное зрение и слух. Это ночная птица. (Сова)
У этой птицы красивый наряд: ярко-красная грудка и брюшко, черная шапочка на голове. Живет в хвойных лесах. (Снегирь)
У этой птицы черно-белый наряд. Ее называют тараторкой и разбойницей. Она очень любопытна. (Сорока)
Эта крупная птица. У нее длинный клюв и длинные ноги. Добывает пищу в воде. Часто стоит на одной ноге. (Цапля)
Упражнение 6. «Скажи наоборот»
Задачи: учить детей подбирать слова с противоположным значением.
Материал и оборудование: мяч.
Описание. Дети становятся в круг, педагог бросает мяч и произносит предложение, в котором предстоит выделить нужное слово и заменить его на слово с противоположным значением. Поймавший мяч ребенок выполняет задание.
Орел – маленькая (большая) птица. У аиста маленький (большой) клюв. У лебедя узкие (широкие) крылья. Сова охотится днем (ночью). У павлина короткий (длинный) хвост. У страуса слабые(сильные) ноги. У кукушки большая (маленькая) семья. У сороки хвост короткий (длинный). У ястреба слабые (сильные) ноги. Тетерев – суетливая (спокойная) птица. Ласточки – смелые(боязливые) птицы. Ночью сова плохо (хорошо) видит. Страус бегает медленно (быстро). Ястреб летает низко (высоко). Днем сова спит, а ночью… (просыпается). Тетерев ходит легко, а взлетает… (тяжело). Соловей сначала поет громко, а потом… (тихо). Журавль сначала наклоняется, а потом… (выпрямляется). Пеликан сначала открывает рот, а потом… (зарывает). Орел сначала поднимается, а потом…
(опускается). Голубь утром улетает, а вечером… (прилетает). Сначала цапля ловит лягушек, а потом их… (отпускает). Сова крутит головой сначала вправо, потом… (влево). Лебедь сначала расправляет крылья, потом их… (складывает). Цапля сначала поднимает ногу, потом… (опускает).
Упражнение7. «Чей наряд лучше?»
Цель: обогащение речи детей прилагательными, формирование навыков словообразования.
Описание. Педагог проводит беседу, задавая вопросы: «Какую птицу можно назвать модницей? Почему? Как она выглядит?» Затем произносит фразу и предлагает детям охарактеризовать птицу прилагательным.
У снегиря красная грудка – красногрудый снегирь. У иволги желтая грудка – желтогрудая иволга. У лебедя белые крылья – белокрылый лебедь. У голубя сизое крыло – сизокрылый голубь. У дятла красная голова – красноголовый дятел. У сороки белый бок – белобокая сорока. У аиста длинный клюв – длинноклювый аист. У журавля длинные ноги – длинноногий журавль. У лебедя длинная шея – длинношеий лебедь. У попугая разноцветные перья – разноцветный попугай. У дятла острый клюв – остроклювый дятел. У сороки длинный хвост – длиннохвостая сорока. У вороны черные крылья – чернокрылая ворона.
Упражнение 8. «Птичий хор»
Цели: обогащение словарного запаса детей, формирование навыков словообразования, развитие память.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением птиц, аудиозаписи птичьих голосов, маски-ободки птиц.
Описание. Педагог рассказывает, что в лесу всегда звучит музыка. Это хор птичьих голосов. Затем называет птицу, дети должны изобразить, как она поет. Прослушиваются записи птичьего пения, дети угадывают, кому оно принадлежит. Затем на детей надеваются маски-ободки птиц, и педагог просит по очереди изобразить голос той птицы, в роли которой выступает ребенок.
Воробей чирикает (чик-чирик). Синица тинькает (тинь-тинь). Голубь воркует (гру-гру). Ворона каркает (кар-кар). Филин ухает (ух-ух). Лебедь шипит (ш-ш-ш). Соловей поёт (фью-фью). Гусь гогочет (га-га). Петух кукарекает (ку-ка-ре-ку). Курица –кудахчет (куд-куда). Утка крякает (кря-кря). Кукушка кукует (ку-ку). Дятел стучит (тук-тук).
Упражнение9. «Птицы-иностранцы»
Цели: обогащать словарь, уметь строить связный рассказ по плану.
Материалы и оборудование: картинки с изображением колибри, пеликана, павлина и попугая.
Описание. Педагог сообщает детям, что в природе есть удивительные птицы с необычными способностями. Они живут в теплых странах. Сообщает детям, что наши птицы хотели бы познакомиться с этими иностранками. Раздает каждому ребенку картинки с изображением (колибри, попугай, павлин, пеликан), просит внимательно рассмотреть их и попытаться представить каждую птицу от первого лица. Нужно описать, как она выглядит, и рассказать, где она живет, что умеет делать, что предпочитает есть на обед.
Я колибри. Я самая маленькая птица в мире. У меня маленькое тело, длинный нос. Перья мои разноцветные. Живу в тропическом лесу. Я умею нападать на врагов. На обед предпочитаю цветочный нектар.
Я павлин. Я крупная птица. У меня длинный разноцветный хвост, на голове есть перышки, похожие на корону. Я живу в Индии. Я умею распускать хвост веером. На обед предпочитаю зерно и траву.
Я пеликан. Я крупная птица. У меня большое тело, на ногах есть перепонки. У меня есть большой клюв-мешок. Я живу на берегу моря, умею плавать и рыбачить. На обед предпочитаю рыбу.
Я попугай. У меня яркие перья. Я живу в тропическом лесу. Умею разгрызать орехи, висеть вниз головой, подражаю человеческому голосу. На обед предпочитаю орешки и семена.
Упражнение10. «Птичьи скороговорки»
Цели: закрепить произношение отдельных звуков в словах, совершенствовать умение строить простое предложение со словами, в которых есть определенный звук.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображениями разных птиц.
Описание. Педагог произносит русские народные скороговорки: сначала в медленном темпе, потом в среднем и, наконец, быстро. Демонстрирует изображения птиц. Предлагает
детям повторить скороговорки самостоятельно.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
Дpозд, дpозд, пpост, пpост, ковaный нос, железный хвост.
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
Проворонила ворона вороненка.
Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревами на ветке.
Свиристель свиристит свирелью.
Сел сокол на гол ствол.
У перепелa и перепёлки пять перепелят.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Используемая литература по речевому развитию.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Приложение №4.
«Перелет птиц»
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.
Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.
«Совушка»
Цель: развивать у детей ловкость, решительность. Упражнять в прыжках в длину с места
Описание игры: на площадке проводятся линии, за которые играющие не вправе выбегать. В одном углу площадки – круг «Гнездо совушки». Выбирается «совушка», а остальные дети изображают насекомых, разбегаются по площадке. «Ночь» – «совушка» гуляет, «насекомые» спят. И «совушка» смотрит, не шевелится ли кто? Того, кто шевелится «совушка» отводит к себе в гнездо. Продолжительность 5-7 минут.
Подвижная игра «Птички и кошка».
Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.
Описание игры:
В большом кругу сидит «кошка», за кругом - «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи обучающие : дать знания детей о зимующих птицах, учить их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение; продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах; формировать желание отвечать на вопросы воспитателя; развивать логическое мышление, отвечая на вопрос «потому что»; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов. развивающие : развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы. воспитательные : воспитывать у детей бережное отношение к птицам.
Почему люди помогают птицам ? Птицы приносят большую пользу природе – они уничтожают разных вредных жучков и гусениц. Но зима в России всегда очень снежная и морозная и эти вредители прячутся очень далеко и глубоко, и не все птицы могут их достать. Семена растений завалены толстым слоем снега, а красной рябины и боярышника на всех не хватает. Многие птицы даже замерзают в лютые холода от голода и холода.
Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка». «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица – угадай-ка»
Воробьи Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.
Ворона Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало в кормушке.
Голубь Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.
Дятел Дятла называют «лесной доктор». Он не только очень красивая птичка, но и очень полезная. У дятла острый длинный клюв, он им долбит дупла и щели. А еще у дятла особенный язык. Он очень длинный (язык у него больше головы!!!), гибкий, тонкий, с острым кончиком и очень клейкий. Языком он достает насекомых из-под коры деревьев и этим спасает деревья от гибели.
Свиристель К нам с ветрами прилетели Стаи ярких свиристелей. Прилетели свиристели, Песню севера запели . Птичку трудно, я скажу вам, Не узнать с подобным клювом. Приглядитесь, клюв не прост, Им владеет только клёст. Свиристель, клёст
Синица Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.
Снегирь Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.
Игра «Какой птички не стало?»
Игра «Какой птички не стало?»
Игра «Какой птички не стало?»
Игра «Какой птички не стало?»
Игра «Какой птички не стало?»
Упражнение «Загадка» Чернокрылый, Красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом Тут как тут! (С негирь). Эта птица всем знакома - Важно ходит возле дома Кар-Кар-Кар вдруг закричит, И спокойно улетит. Очень хитрая персона, А зовут её (Ворона). Все деревья с интересом Изучает доктор леса. Если дерево ест жук, Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК ! (Дятел).
Упражнение «Загадка» Символ мира – это он, И отличный почтальон. А ещё и в дождь и в холод Путь домой отыщет (голубь). Эта маленькая пташка Носит серую рубашку, Подбирает быстро крошки И спасается от кошки. (Воробей) Хоть поменьше воробья, Не боюсь зимы и я, Всем известная вам птичка. А зовут меня (Синичка).
Как живут птицы зимой? Птицы к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они !
Как живут птицы зимой? В мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушатся, приумолкнут. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.
Как живут птицы зимой? А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется. Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла.
Сделай кормушку и помоги птицам выжить! Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.
Сделай кормушку и помоги птицам выжить! Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.
Составление предложений по картине Как называется домик с кормом для птиц? - Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку? - Какие птицы прилетели к кормушке? - Сколько птиц прилетело? - Что едят синички? - Какие птицы остаются зимовать и прилетают на зимовку? - Почему нужно помогать птицам зимой?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект " День смеха" в старше - подготовительной группе
Развивать позитивное самоощущения, связанного с состоянием раскрепощености, уверенности в себе. Вызвать интерес к персонажам праздника. Доставить детям радость и удовольствие от праздника....
Информационно – познавательный, краткосрочный проект «День Защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство с историей Российской Армии и её ролью в современном обществе, воспитание чувства гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.Знакомство с...
Творческий краткосрочный проект " День Победы"
Тема Тема ВеликойОтечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.День День П...
Краткосрочный проект «День космонавтики»
Проблема: дети не знают праздник - День космонавтики, о первом полёте Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Для решения этой проблемы возник этот проект....
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ "ДЕНЬ ЛЕСА"
Однодневный проект, посвященный Междунардому дню леса...
Конспект НОД "Этот День Победы"(в рамках краткосрочного проекта "День Победы")
Формирование у воспитанников нравственных представлений, патриотизма....
Конспект «Этот День Победы» (в рамках краткосрочного проекта «День Победы»)
Цель:Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.Отвечать на вопросы полным предложением, употреблять в речи синони...