Конспект занятия "Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Киргинцева Елена Васильевна

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе

«Познавательно – исследовательская деятельность»

По теме:  «Вода. Свойства воды в природе»

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Задачи:

Образовательные: Уточнить, обобщить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озёра, океаны, осадки)  Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Развивающие:Развивать навыки проведения лабораторных опытов, способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:  Создать условия бережного отношения к воде, как к основному природному ресурсу; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_krugovorot_vody_v_prirode.t.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе

«Познавательно – исследовательская деятельность»

По теме:  «Вода. Свойства воды в природе»

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Задачи:

Образовательные: Уточнить, обобщить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озёра, океаны, осадки)  Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Развивающие:Развивать навыки проведения лабораторных опытов, способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:  Создать условия бережного отношения к воде, как к основному природному ресурсу; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Материалы:

•Глобус

•Рисунок «Круговорот воды в природе»

•Письмо

•Куб

•Шар

•Узкий и широкий стаканы

•Бутыль с водой

 •2стакана: с водой и молоком

•Камешки

•Гуашь, вода, кисти

•Сахар, соль, мел( или мука)

•Эфирное  масло

•Снег, лёд, увлажнитель воздуха

                                                   

 Ход занятия:

1. Организационный момент:

«Гонит капля дождевая ручеёк за ручейком,

То бегут не унывая в реки быстрые, потом…

А потом и синь морская, а за нею океан!

Воду зря не выпуская, закрывай покрепче кран!

-Ребята, конечно вы поняли, о чём сегодня пойдёт у нас речь. А ваши родители всегда придут вам на помощь, если это будет необходимо.

2.Вводная беседа:

-Ну что же, ребята, мы с вами начинаем нашу работу. Послушайте загадку:

                             На ноге стоит одной,

                             Крутит вертит головой,

                             Нам показывает страны,

                             Реки, горы, океаны.

- Правильно, это глобус. А что такое глобус?

(Глобус – модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде)

- А что можно увидеть на глобусе?  Что мы можем узнать о нашей планете?

( Глобус показывает форму планеты, она круглая. Мы видим расположение морей, океанов и суши, т.е .материков)

- А как вы думаете, почему на глобусе так много синего цвета? Что обозначено этим цветом? ( Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

- Действительно, ребята, наша планета на 2/3 состоит из воды. А что вы знаете о воде? Какой она бывает?

- Кому нужна вода? Зачем нужна растениям? А животным?

- Как человек использует воду?

- А знаете ли вы, что, несмотря на то, что воды на планете много, не вся она пригодна для питья? Подойдёт ли растениям, животным и человеку солёная морская или океаническая вода? А какая нужна? Что значит пресная?

- Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях, океанах, как вы знаете, вода – солёная. Жить в такой воде, питаться, могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин – это в посёлках, деревнях. А в городах, где живёт много людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек.  Но сначала речную воду очищают  на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (объясняют дети).

                   Помощник воспитателя приносит письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам профессор Красноярского института водных ресурсов Сергей Петрович Иванов. Нам очень нужна ваша помощь. Дело в том, что через наш город протекает река Енисей, из которой вода поступает в наши с вами дома. Енисей очень красивый, могучий, но он очень загрязнён. Мы просим вас изучить свойства воды и как можно скорее прислать нам результаты ваших исследований, чтобы мы с учёными смогли найти способы очистки воды не только в Красноярске, но и в других реках нашей страны. Заранее выражаем вам благодарность.»

- Ребята, проблема о которой написал профессор очень серьёзная. В настоящее время очень многие реки не только в нашей стране, но и во всём мире загрязняются. Как вы думаете, кто их загрязняет и каким образом?

- Верно, человек строит фабрики, заводы и во время производства он использует воду из рек, а затем использованную  загрязнённую воду снова сливает в речки. Вредные вещества, попадая в реки, отравляют всё живое, что там есть. Небольшие речушки могут полностью высохнуть и исчезнуть, а глубоководные реки становятся мелкими.

3.Физ. минутка вместе с родителями.

- Представьте себе ребята, что мы идём отдохнуть к нашей реке:

                         К речке быстрой мы спустились

                         Наклонились и умылись

                         Раз, два, три, четыре,

                         Вот как славно освежились.

                         Делать так руками нужно:

                         Вместе раз – это брас

                         Одной, другой – это кроль.

                         Все, как один, плывём как дельфин.

                         Вышли на берег крутой,

                         И отправились домой!

- Но мы отправимся не домой, а в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? Обращаемся к родителям (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты)

- Я предлагаю нам сегодня превратиться на время в учёных и провести опыты по исследованию воды, её свойств, чтобы отправить результаты профессору Иванову, а мамы и папы нам помогут.

- Нам предстоит серьёзная работа. Давайте на неё  правильно настроимся:

                               Наши глаза внимательно смотрят и всё видят.

                               Уши внимательно слушают и всё слышат.

                               Голова хорошо думает

                               Наши ноги нам не мешают.

                               Наши руки нам помогают.

4. Практическая (опытно – экспериментальная) часть.

- Пройдёмте к нашим лабораторным столам.

Опыт №1

Какой формы вода?

На столе куб и шар.

- Какой формы эти предметы?

- А имеет ли форму вода?  Возьмём узкую баночку, наполним её водой. Перельём в широкую банку. Что заметили?  Форма, которую принимает вода, всё время меняется.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт №2

                                           Какого цвета вода?

- Возьмём два стакана: с водой и молоком. Положим камешки. Что замечаем?

Вывод: В воде камешки видны, а в молоке – нет! Значит вода – прозрачная жидкость, не имеет цвета.

- Но прозрачную воду легко можно сделать непрозрачной. Для этого возьмём гуашь. Постепенно добавляем краску, мы видим, что прозрачность воды изменяется. Опустим камешки, они не видны.

Опыт №3

                                                 Вода – растворитель.

- Ребята, есть ли у воды вкус?

- Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием  пьёт воду и, что бы выразить удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует (дети пьют воду)

Вывод: Вода не имеет вкуса.

- Но воде легко придать вкус, потому что она растворяет некоторые вещества. Итак, попробуем растворить в воде сахар, соль, мел. Что мы видим?

Вывод:  Вода растворяет некоторые вещества.

Опыт №4

                                     Имеет ли вода запах?

- Ребята, определите, есть ли запах у воды?

- А теперь попробуем добавить в воду эфирное масло. Что заметили теперь?

Вывод:  У воды нет запаха, но взаимодействуя с некоторыми веществами, вода может приобрести запах.

5. Игра «Хорошо – плохо»

- Мы с вами неплохо потрудились и многое узнали. Но чтобы правильно использовать воду, человек должен знать не только о  волшебных свойствах, но и о том, что вода может приобрести как пользу, так и вред.

- Сыграем в игру «Хорошо – плохо» Разделимся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода  - это хорошо. Почему?», а другая – «Вода – это плохо. Почему?»

Хорошо:  1. Вода нужна для питья, чтобы умыться, вымыть руки.

                   2. Водой можно закаляться, с водой можно играть.

                   3. На воде готовят еду, моют полы, посуду, игрушки.

                   4. В воде стирают одежду.

                   5. Вода нужна  для полива цветов, растений в саду и огороде.

                   6. В воде живут разные животные, нужна для питья животным.

Плохо:  1. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

                    2. Горячей водой можно обжечься.

                    3.Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.

                    4.Если часто поливать растения, они погибнут от воды.

                    5.Если не умеешь плавать, можно утонуть.

                    6. Бывают наводнения, тогда вода разрушает, затопляет дома.

6. Три состояния воды:

- Вода, удивительное вещество. Она приносит огромную пользу, но вместе с тем, может причинить серьёзный вред. Ещё больше интересно то, что вода встречается в трёх состояниях. А в каких, вы узнаете отгадав загадки.

                            1. Мягкий он, а не подушка,

                                Белый он, а не пушок,

                                Он холодный, как лягушка,

                                А согреешь – ручеёк (Снег)

                           2. Пушистая вата, плывёт куда – то.

                               Чем вата ниже, тем дождик ближе (Облако)

                           3. Прозрачное, как стекло,

                               А не вставишь в окно (Лёд)

                           4. Очень добродушная,

                               Я мягкая, послушная,

                              Но когда я захочу,

                              Даже камень источу (Вода)

- Что объединяет загадки?

- Разве облако, лёд и снег – тоже вода? Почему вы так думаете?

- Правильно ребята. Вода бывает в трёх состояниях: в твёрдом (выдаю детям кусочки льда),  в жидком (в виде дождя, озера, реки) и в газообразном (в виде облака, тумана или пара).

- Вот такая она волшебница. Может превращаться во что угодно.

- При каких условиях вода превращается в снег или лёд? (От мороза)

- От чего превращается в пар? (От нагревания)

7. Круговорот воды в природе.

- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды.

- Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко наверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуя облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.

8. Итог занятия.

- Ребята, наше занятие подходит к концу. Что интересного мы с вами сегодня узнали? Какими же свойствами обладает вода?

- А самое главное то, что полученные нами результаты опытов я сегодня же отправлю письмо профессору Иванову. И возможно тогда учёные изобретут способы очистки рек, которые загрязняются людьми, заводами, фабриками. – А в заключении  мы хотим посвятить воде стихи (Дети рассказывают стихи о воде)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника кипит.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги –

Мы ведь на планете не одни!

Дорогие ребята и уважаемые взрослые, спасибо Вам за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект занятия "Вода в природе"

Программное содержание:-Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного, интересного.-Уточнить и закрепить ...

конспект " Круговорот воды в природе"

Конспект занятия "Круговорот воды в природе" составлен для детей старшей группы, содержит элементы экспериментирования....

Конспект " Круговорот воды в природе"

Кркговорот воды в природе...