Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для младших и старших дошкольников
картотека по окружающему миру

Дерышева Надежда Валерьевна

Детям необходимо рассказывать об экологии! Состояние нашей планеты, к сожалению, ухудшается с каждым годом, и люди способны это изменить. Если каждый человек на Земле будет делать маленькие шаги к сохранению природы, то вместе мы сможем достичь больших результатов!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для младших и старших дошкольников

1. «Что за зверь лесной» младший 1

Цель: Узнавать животных по одному или нескольким  характерным признакам.

Возраст: 3 – 5 лет.

Дидактический материал: Карточки с изображением ушей, хвостов, лап; волшебная коробочка.

Ход игры: Из волшебной коробочки предлагается взять по картинке, внимательно рассмотреть и найти хозяина. («Чей хвост?», «Чьи ушки?») Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

2. «Четвертый лишний» младший 2

Цель: Закреплять знания детей о насекомых.

Возраст: 3 – 5 лет.

Дидактический материал: Карточки с картинками.

Ход игры:

Вариант 1: Детям предлагаются карточки с картинками, необходимо выбрать лишнее. Например, заяц, еж, лиса, шмель; бабочка, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук и т.д.

Вариант 2: Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира,  вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит,  «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

3. «Кто чем питается?» младший 3

Цель: Закреплять представления детей о пище животных.

Возраст: 3 – 5 лет.

Дидактический материал: карточки с изображения пищи животных на прищепках, круг с изображением самих животных.

Ход игры: Дети из мешочка достают морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют, какое животное питается этой едой.

4.  «Цветочный магазин» младший 4

Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Возраст: 3 – 5 лет.

Дидактический материал: лепестки, картинки цветов.

Ход игры:

 Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

5. «Ухаживаем за растениями» младший 5

Цель: Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Возраст: 3 – 5 лет.

Дидактический материал: Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Ход игры: Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить, какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют - дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

6. «Наши друзья» старший 1

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Возраст: 5 – 7 лет.

Дидактический материал:  карточки с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.     

Ход игры: Карточки раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

7. «Что сначала, что потом?» старший 2

Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).

Возраст: 5 – 7 лет.

Дидактический материал: Набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений или животного (одуванчика, земляники, лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, зрелость, старость).

Ход игры:

Вариант 1. Ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живого существа (например, бабочка-капустница: яйцо - гусеница - куколка - бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.          

Вариант 2. Воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку в их порядке. Дети должны ее исправить и объяснить правильность своего решения.

8. « С какой ветки детки?» старший 3

Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Возраст: 5 – 7 лет.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Ход игры: Выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

9. «Береги природу» старший 4

Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.

Возраст: 5 – 7 лет.

Дидактический материал: Картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д.

Ход игры: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

10. «Рассортируем мусор» старший 5

Цель: знакомить детей с понятием "вторичная переработка", "сортировка мусора"; формировать представление о способах решения некоторых экологических проблем; способствовать формированию экологической культуры; формировать умение классифицировать; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственность, аккуратность, принципиальность.

Возраст: 5 – 7 лет.

Дидактический материал: Представленное пособие «Рассортируем мусор» состоит из контейнеров. На каждом контейнере картинка с изображением того материала, который нужно в него складывать: бумага, стекло, металл, электронные отходы, пластмасса, пищевые отходы. К пособию прилагаются цветные картинки с изображением мусора.

Ход игры: Дети, определяя материал, из которого сделан предмет, должны разложить картинки по контейнерам.

1 контейнер (синий) – для изделий из картона и бумаги (коробки от бытовой техники, упаковки от чая, фантики от конфет, газеты и журналы, старые тетради, салфетки).

2 контейнер (зеленый)  – для отходов из стекла (стеклянные бутылки и банки, зеркала, лампочки).

3 контейнер (желтый) – для металлических предметов (шурупы, консервные банки, металлическая посуда, сломанные металлические игрушки).

4 контейнер (красный) – для опасных отходов (батарейки, бытовая
техника, градусники).

5 контейнер (оранжевый) - для предметов из пластика и полиэтилена (стаканчик от йогурта, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты).

6 контейнер (черный) – для пищевых отходов (скорлупа, огрызки, кожура, косточки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старших дошкольников.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старших дошкольников

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старших дошкольников

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старших дошкольников...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологическому воспитаниюдетей младшего дошкольного возраста«Найди листочек»Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия дер...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для младшей и средней группы

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для младшей и средней группы...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию в младшей группе

laquo;Где спрятался зайчик!»Цель:описать,назвать,растенияпохарактернымпризнакамиизсвязисокружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки орастениях.Правила игры: назвать ...