Обобщающая беседа "Воздушная среда обитания"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Обобщающая беседа закрепляет представления воспитанников о среде обитания, конкретизирует их знания о воздушной среде обитания, ее обитателях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающая беседа "Воздушная среда обитания" | 40.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: углубить понятия дошкольников о среде обитания, её факторах и их влиянии на живые организмы.
Задачи:
- Образовательные: формировать умение делать обобщающие выводы; выслушивать ответы детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенности предметов и явлений; помогать логично и понятно высказывать суждения формировать умение классифицировать;
2. Развивающие: развивать внимание; логическое мышление; развивать восприятие;
3. Воспитательные: воспитывать у детей умение отвечать по очереди, не перебивая друг друга и воспитателя; прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.
Словарная работа: активизировать слова: машет крыльями, складывает, туловище, летает, ходит, ищут, корм, спасаются, враг.
Ввести слово: воздушная среда обитания.
Материалы и оборудование: схемы с изображением водной, воздушной, наземной среды обитания; карточки с изображением сороки, снегиря, чечетки, вороны, кабана, рыси, барсука, куницы, леща, сазана, судака, карася; веер, изображение летящей стрекозы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за птицами; просмотр презентаций и видеороликов о животных, птицах и рыбах.
Индивидуальная работа: активизировать диалогическую речь Саши в процессе ответов на вопросы.
Методы и приемы: вводная часть: рассматривание иллюстраций; вопросы, направленные на воспоминание; основная часть: дидактическая игра «Кто где спрятался?»; индивидуальные указания; рассматривание иллюстраций; вопросы воспитателя; уточнение ответов детей; демонстрация воспитателем опытов; вопросы воспитателя; заключительная часть: вопросы воспитателя; обобщение воспитателя.
Ход:
Вводная часть:
Воспитатель (В): сегодня нас ожидают необычные животные. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки и расскажите к какой среде обитания они относятся (водная, наземная, воздушная). Познакомимся поближе с воздушной средой обитания – средой и местом, где летают птицы.
– водная среда: водоросли, раки, рыбы, кальмары, морские черепахи, морские звезды и ежи, киты. Все, кто обитают в толще воды, на дне или вблизи поверхности водоема.
– наземная среда: все животные, насекомые и пресмыкающиеся, обитающие в травах, кустах, деревьях.
– воздушная среда: все живые организмы, которые передвигаются в воздухе.
(В): вспомните, пожалуйста, кого и в какой среде мы с вами видели во время прогулки на участке, в роще (мы наблюдали во время прогулки на нашей игровой площадке за воронами, воробьями, голубями – в воздушной и наземной среде; в Ельниковской Роще видели белку – в наземной среде, рыб в домашних аквариумах в видеороликах – в водной среде).
Воспитатель выслушивает ответы детей, приглашает присесть за столы.
(В): присаживайтесь за столы. Перед каждым лежит листок с изображением живого существа, но не в обычном виде, а в виде схемы. Каждая схема имеет отличительные черты и особенности, которые характерны для конкретного живого организма. Например, посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок, кто изображен на этой схеме, как вы догадались (паук, потому что изображен овал и восемь отрезков, исходящих попарно от центра геометрической фигуры)? Молодцы, верно определили, что в схеме спрятался паук. А теперь внимательно посмотрите на свою схему и определите, пожалуйста, кто спрятался на вашем рисунке.
– птицы (сорока, снегирь, чечетка, ворона).
– животные (кабан, рысь, барсук, куница).
– рыбы (лещ, сазан, судак, карась).
(В): различные живые организмы в природе научились большую часть времени проводить в воздухе. Посмотрите на картинки и выберите тех, кто умеют летать по воздуху и передвигаться по земле (сорока, комар, муха, стрекоза). Ребята, расскажите, пожалуйста, что делает стрекоза, когда ей нудно взлететь? (расправляет крылышки). Кто знает, сколько крыльев у стрекозы? (четыре) Что делает стрекоза своими четырьмя крылышками, когда летит? (взмахивает крыльями вверх-вниз; крылья сходятся и расходятся; когда сходятся, стукаются друг об друга). В какое время дня летают стрекозы? (только днем, когда светит солнце, а ночью эти насекомые спят).
(В): ребята, рассмотрите, пожалуйста, изображение стрекозы, ее крыльев. При всей своей невесомости и прозрачности крылья стрекозы имеют прочный каркас из жилок, а их форма и независимая подвижность позволяют стрекозе выписывать в воздухе замысловатые виражи, делать сальто, летать задом наперёд и зависать в полёте. Крылья стрекозы по размеру больше ее туловища. Сравните, пожалуйста, всех летающих птиц и насекомых. Что у них общего? (большие крылья и маленькое туловище).
(В): Саша, скажи, пожалуйста, смогли бы летать эти птицы и насекомые с маленькими крыльями и большим туловищем? (нет). Почему птицы и насекомые с маленькими крыльями и большим туловищем не смогли бы летать? (маленькие крылья не могут поднять в воздух большое туловище). Эти живые организмы можно объединить в одну группу. Их назовем летающими, наземно-воздушными.
Саша отвечает на вопросы, воспитатель уточняет ответы.
(В): ребята, как вы думаете, почему птиц и насекомых называют наземно-воздушными? (потому что они обитают и в воздухе, и на земле). Для чего летают насекомые и птицы? (ищут корм, место для жилья, спасаются от врагов). Для чего еще нужен воздух? (живым организмам воздух еще нужен для дыхания). Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы можете сказать о воздушной среде? Какой воздух.
Воспитатель выслушивает ответы детей, делает обобщение.
(В): воздух находится вокруг нас, мы его не видим, он прозрачный, но можем почувствовать, воздух имеет силу – например, когда мы чувствуем силу ветра. Птицы и некоторые насекомые, например, комары или стрекоза, обитают в воздушной среде. Там они ищут корм, место для жилья, спасаются от врагов. Птицы и насекомые, в отличие от других живых существ, могут обитать в воздушной среде, благодаря маленькому телу и крыльям, которые по размеру больше, чем их туловище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среда обитания живых существ
Занятие предусмотрено для детей подготовительной группы и показывает приспособление живых существ к жизни в разных средах обитания.Красочные пособия помогают детям легко и наглядно понять взаимо...
Взаимосвязь растений со средой обитания
Наблюдение за комнатными растениями, которые находятся в группе детского сада. Значимость растений в жизни человека....
Презентация "Среда обитания"
презентация обобщает работу по подходу к организации предметно-развивающей среды в МБДОУ....
Проект: "Изучение сред обитания живых организмов" (почвенной)
Проект на курсах повышения квалификации: "Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников по экологии"...
Дидактическая игра "Среда обитания"
Целью игры является: формирование первых пространственных представлений; знакомство с некоторыми условными обозначениями карты; развитие мышления, внимания, памяти, логики.Возрастная категория: 4 –7 л...
Среда обитания: вода, воздух, земля.
Развивающая игра для детей дошкольного возраста от 3 - 7 летЦель: Развитие внимания и представлений о диких животных и птицах России.Описание игры: ...
Экологический календарь. Мир обитания. Среда обитания.Болото.( по региональному компоненту)
Мною уже давно был создан экологический календарь .Работая по проекту "Наш родной Северный Край" многие мероприятия планировала обращаясь к этому календарю. Так 2 февраля- день водно- болотн...