Проект "Удивительный космос" для воспитанников средней группы.
проект по окружающему миру

Зайцева Елена Анатольевна

Проект "Удивительный космос" для воспитанников средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx662.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №46 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию.

Проект

«Удивительный космос»

http://ds95-orel.ru/files/uploads/files/https__cdnevbuccom_images_44883838_184538278430_1_original.jpgв средней группе

Подготовили: Кривенко Л.Н.

                                                                                                        Зайцева Е.А.

                                                         

2024 г.

Вид проекта: групповой, познавательный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Длительность проекта: 1 неделя.

Актуальность: Космос – это обширная тема, вызывающая интерес у детей и дающая возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них.

     Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Цель проекта: Расширить знания и представления детей о космосе, о профессии космонавт, о планетах солнечной системы, развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, творческие способности.

Задачи проекта:

  1. Поддерживать естественный интерес ребенка к объектам живой и не живой природы.
  2. Познакомить с государственным праздником Днем Космонавтики, с первым русским космонавтом Ю. Гагариным.
  3. Расширить представления детей о Солнечной системе, космических объектах, о деятельности людей по освоению космоса (о профессии космонавт, о личных качествах космонавта).
  4. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за успех страны.

Предполагаемый результат:

1.  Создание условий для реализации задач по проекту

2. Обогащение знаний детей о космосе, нашей планете, активизирование словаря детей по данной теме.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

  1. Формирование темы, целей, задач, актуальности и значимости, содержание проекта, предположение результата.
  2. Обсуждение проекта с ребятами и их родителями, выбор источников получения информации;
  3. Подбор методической и художественной литературы, музыкального репертуара для реализации проекта (стихи, рассказы, сказки, песни, пословицы).
  4. Подбор наглядно-дидактического материала, различных атрибутов; организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Основной этап:

  1. Изучение источников по вопросам исследования.
  2. Сбор и систематизация материала.
  3. Проведение различных познавательных, творческих, научных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.
  • Беседа на тему: «Что такое космос?», «Солнечная система», «Кто такие космонавты?» и т.д.
  • Конструирование из бумаги «Космическая ракета»
  • Организованная образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию «Звезды и кометы»
  • Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
  • Чтение отрывка из книги В. Синицына «Первый космонавт»
  • Разукрашивание раскрасок «Звездная фантазия»
  • Оформление группы к празднику
  • Просмотр мультфильма по книге К. Булычева «Тайна третьей планеты»
  1. Взаимодействие между всеми участниками проекта:
  • Папка – передвижка для родителей «Праздник 12 апреля – День космонавтики»
  1. Консультации и оказание практической помощи в изготовлении творческих продуктов проекта.

Продукт проектной деятельности: конструирование макетов «Космические ракеты»», космонавта из шаров.

Заключительный этап:

  1. Выставка совместных работ «Этот удивительный космос»

Приложение

Беседа на тему «Что такое космос?»

2 Развитие интереса к... 1 Уточнение представлений детей о Космосе,планетах...

Цель: Познакомить детей с днем космонавтики. Расширять кругозор

детей. Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр.

Материал: картинки о космосе.

Ход беседы:

Ребята, вы смотрели когда-нибудь на небо? Что вы там видели?(ответы детей)Люди давно смотрят на небо и любуются звездами. Им оченьинтересно узнать какие они. А вы хотите узнать о звездах?Чтобы узнать о звездах, люди построили космическую ракету. Ипервыми отправили в космос собак: Белку и Стрелку, а когда они вернулись,люди тоже захотели приблизиться к звездам. Следующий посмотреть назвезды отправился Ю. А. Гагарин – это первый космонавт.В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос безспециального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться вледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек тамне сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел вкосмос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищаеткосмонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человекможет дышать – он снабжает человека воздухом.Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре,три, два, один, ПУСК! ». Ракета взлетела, из ее хвоста вырвался огонь – таксильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо. Онаподнималась все выше и выше. И вот ракета оказалась в открытом космосе.Посмотрите, что увидел космонавт, когда в нем оказался.Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Как видишь – онакруглая и похожа на большой мяч. Наша планета – очень и очень большая.Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться надземлей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этойкартинке.Посмотрите, какая красивая наша планета!Как вы думаете, что на нашей планете синего цвета? (ответы детей).

А что зеленого? Коричневого? (ответы детей). Посмотрите, а это небольшой шарик около земли – луна. Лунанамного меньше земли и в космосе она выглядит тоже как шар.А вот таким космонавты увидели наше Солнце. Огромныйсветящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты несмогли – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к немуслишком близко – то можно вообще сгореть.А еще космонавты увидели другие планеты, которые вращались вокруг солнца. Посмотри, на этой картинке изображены все планеты,которые вращаются вокруг Солнца. Обрати внимание, какое огромное нашеСолнышко! Оно больше всех остальных планет! А наша планета Земля – вотона – третья от Солнца – совсем небольшая по сравнению с другимипланетами. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца посвоей орбите. На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – оченьжарко! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальнихпланетах – которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому чтосолнечные лучи туда плохо долетают.На этой картинке вы можете увидеть какие разные по размеру бываютпланеты и какое большое оказывается наше Солнце. С Земли Солнце намкажется не таким большим, потому что оно очень далеко от нас. На самомделе – вот какое оно огромное! А вокруг планет космонавты увидели маленькие светящиеся шарики,похожие на маленькие солнышки, это были звезды. Давайте и мы с вамиполюбуемся ими.Вот сколько интересного узнали космонавты о космосе.

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по художественно-эстетическому развитию

в средней группе

«Звезды и кометы»

http://images.clipartpanda.com/sky-clip-art-outer_space_shooting_star_black_background.png

Цель: Расширять знания детей о космосе. Изготовление звездного неба.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать освоение техники рельефной лепки.
  • Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами.
  • Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой).
  • Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой.

Развивающие:

  • Развивать чувство формы и композиции.
  • Развивать внимание, мышление, память.
  • Развивать  мелкую моторику, пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах).
  • Воспитывать эстетические чувства.

Предварительная работа: Наблюдение звёздного неба. Беседа о ночном небе, о звёздах, созвездиях и знаках Зодиака. Рисование звёздного неба с месяцем и звёздами (в младшей группе). Рассматривание изразцов и других рельефных изображений. Изготовление рельефных картин «Цветы-сердечки» в подарок мамам. Чтение стихотворений о звёздном небе, космосе и космонавтах. Изготовление основы для рельефной картины.

Материал и оборудование: Размягчённый пластилин разных цветов; бусины и пуговицы, композиционная основа для лепки в парах (плитки, картонные квадраты или прямоугольники, коробки с низкими бортиками); стеки; панно «Ночное небо» для показа и пояснения приёмов лепки; презентация «Ночное небо».

Ход ООД

  1. Организационный момент.

Воспитатель:Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните, выдохните и забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните и почувствуйте свежесть воздуха, восхититесь красотой нового дня, ощутите тепло солнечных лучей.  Я желаю вам хорошего настроения.

  1. Основная часть.
  • Просмотр презентации.

«Слайд 2. Издавна людей влекло небо, было интересно, что там светиться. Поэтому появились учёные, которые наблюдали за звёздами. Которые их сначала считали. Эти учёные назывались – Звездочётами. Слайд 3. Появились первые обсерватории – это то - место, откуда смотрят на звёзды. Слайд 4. А вот так выглядят современные обсерватории. Слайд 5. Вот в такие телескопы смотрят люди на звёзды. Слайд 6. А вот такие телескопы находятся в обсервациях, и сотни учёных следят за звёздами. Слайд 7. Что же там интересного, подумаете вы? А там находятся миллионы звёзд, это планеты. Ещё не изведанные. Слайд 8. А там очень даже интересно, из самых ярких звёзд рядом находящихся люди составляют созвездия и по ним можно определить где ты  находишься на Земле, в каком полушарии. Слайд 9. Пройдут годы, десятилетия, века, этот день будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. Слайд10. На вот такой ракете наш космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. Давайте и мы с вами отправимся в космос.

  • Гимнастика для глаз.

Воспитатель: приглашаю вас полюбоваться ночным небом, достаём подзорную трубу, свёрнутую из бумаги, всматривается через неё в картину, комментирует: «Сверкают звёзды необыкновенной красоты, мчится комета - хвост по небу разметала...». Следим внимательно на экране за передвижением звёзд.

  • Изготовление картин.

Воспитатель предлагает, распределившись по парам, создать свои пластилиновые картины «Звёзды и кометы». Спрашивает, как дети будут лепить звёздочки. После ответов показываю и поясняю некоторые варианты (от простого - к сложному): готовим три кусочка пластилина разного цвета и размера (например, жёлтый, оранжевый и красный или жёлтый, зелёный и фиолетовый), раскатываем шарики; прикрепляем к фону сначала самый большой - прижимаем, чтобы получилась лепёшка; на эту лепёшку кладём средний по размеру шарик и тоже сплющиваем;сверху укладываем самый маленький шарик и прижимаем лишь слегка - получается трёхцветная звезда, которая светит нам из далёкого-далёкого космоса; отщипываем кусочек пластилина жёлтого цвета, раскатываем в шар и прижимаем к фону; затем раскатываем жгутики и прикрепляем так, будто это лучики моей звезды; таких лучей может быть разное количество - три, четыре, пять, шесть.., даже один-единственный или вообще ни одного;соединяем вместе два кусочка пластилина, например, жёлтый с красным, смешиваем, чтобы получились красивые узорные разводы; раскатываем шар, слегка сплющиваем и вытягиваем лучики пальцами, заостряя кончики, и прикрепляем к фону; размещаем рядом несколько звёздочек, чтобы получилось созвездие. Затем воспитатель показывает на пластилиновые кометы и спрашивает детей, знают ли они, что это такое. В доступной детям форме поясняет, что кометы - это космические тела, которые состоят из «головы» (ядра) и «хвоста», похожего на дым и огонь. (Для наглядного сравнения показываю детям волан для игры в бадминтон.) Кометы мчатся по небу с огромной скоростью.

  • Выполнение работы.

Дети распределяются на пары, берут необходимый материал, садятся за столы и договариваются, кто из них, что и как будет лепить. Вылепив отдельные изображения, раскладывают их на общей картине, ищут наиболее удачное композиционное изображение и только потом прикрепляют - прижимают, примазывают, дополняют контррельефом и т.д.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, давайте оформим выставку «Звёзды и кометы». Сравнение ночного и дневного неба. Беседа о космосе (на доступном материале). Благодарю вас за работу.

А пока корабли на орбите

За витком совершают виток,

Я сплетаю фантастики нити

В многоцветный рассказов венок.

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по конструированию в средней группе

«Космические ракеты»

https://storage.mrgeek.ru/gfJH-b5D6tdgIANUWiyNysP_k4lyuQo87hFtDQyOz28/fit/1080/1080/no/1/aHR0cHM6Ly9tcmdlZWsucnUvaW1hZ2VzL3Byb2R1Y3RfcGljdHVyZXNfbmV3LzYwMDAvNjUwMC82NTk1L3Byb2R1Y3RfcGljdHVyZXMvb3JpZ2luYWwvNjU5NS0xLmpwZw.jpg

Цель: создание коллективного панно по теме «Космос».

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять и расширять представления детей с космосе.

-Формировать умение следовать устным инструкциям, читать схему.

-Закреплять приёмы сгибания и складывания бумаги, умение работать в технике оригами.

Развивающие:

- Развивать творческие способности, эстетический вкус,  мелкую моторику  пальцев рук.

 -Развивать пространственное воображение и логическое мышление.

Воспитательные:

-Формировать умения работать в группах, сообща, договариваться.

-Формирование положительного эмоционального отклика.

Оборудование для воспитателя: офисная  цветная бумага, ножницы, фото Ю.А.Гагарина, фото по теме "Космос".

Оборудование для воспитанников: офисная  цветная бумага, элементы дизайна-звёздочки и пайетки разных цветов, конфетти, самоклейка блестящая, клей, простые карандаши, фломастеры, ножницы, листы тонированные формата А-3.

Предварительная работа: беседа о космосе,  о первом полёте человека в космос, знакомство с портретами космонавтов, рассматривание фотографий, плакатов по теме, рассматривание карты вселенной, энциклопедии, чтение рассказов А. Митяева "Первый полёт", В. Бороздина "Первый в космосе", А. Леонова "Шаги над планетой".

Ход ООД

  1. Организационный момент

Воспитатель: (Отгадывание загадки.)

Океан бездонный, 
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный, 
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.

-Что это?

-Почему я загадала вам загадку про космос?

Дети:Потому  что 12 апреля день космонавтики.

Воспитатель: В этом году исполняется 55 лет со дня первого полёта Ю. А. Гагарина в космос.

Воспитатель: В каком году  он совершил свой первый полёт?

-Как назывался космический корабль?

2. Основная часть.

Воспитатель:А что мы с вами можем сделать к этому празднику?

Дети:Нарисовать рисунки, сделать аппликацию, открытку.

Воспитатель:Космос огромный и бесконечный. Давайте сделаем одну большую работу.Будем делать все вместе.

Воспитатель:А что бы вы могли наблюдать во время космического путешествия, глядя в иллюминаторы? (ответы детей)

Физминутка.

Раз, два - стоит ракета,

( Руки вниз)

Три, четыре - самолёт.

(Руки в стороны)

Раз, два хлопок в ладоши,

( Хлопки в ладоши над головой )

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили.

(Ходьба на месте)

А сейчас мы с вами, дети,

(Присели, руки над головой соединили)

Улетаем на ракете.

(Подпрыгнули, встали на носочки)

В ясном небе солнце светит,

(Руки вверх, помахали)

Космонавт сидит в ракете.

А внизу леса, поля -

(Руки в стороны, покачивания)

Расстилается земля.

(Руки вперёд и разводим в стороны)

Объединяемся в космические команды по 4 человека. У нас уже есть 6 тонированных больших листов бумаги, которые вы приготовили.  Потом мы соединим ваши работы и получим одно большое панно.

Воспитатель:Из какой фигуры изготовим ракету?(ответы детей)

-Чем они отличаются? (ответы детей)

- Договоритесь в командах какие будут ваши ракеты по размеру и цвету.

Оригами. Ракета.

1. Выбираем заготовку-квадрат. Складываем пополам по вертикали и разворачиваем (получаем 1 сгиб по центру).

2. Сгибаем к центру  правую и левую стороны квадрата (получили 3 сгиба).

3. Сгибаем к центру правый и левый верхний углы заготовки.

4. Правую сторону совмещаем с  левым сгибом  - обратно  отгибаем  по центру.

5. Левую сторону совмещаем с правой и отгибаем обратно по центру.

6. Переворачиваем. Рисуем карандашом две короткие вертикальные линии. Вырезаем треугольники слева и справа.

Готовые ракеты приклеиваем на основу.

-Как изготовить иллюминаторы? ( Нарисовать кружочки и вырезать.)

-Какой ещё вариант можете предложить?

(Можно согнуть гармошкой цветную полоску и нарисовать круг.Так вырежем несколько одинаковых деталей.)

-Чем дополним космическое пространство? Договоритесь в командах кто что сделает.

-Как и чем украсим космическое пространство.  Готовыми элементами дизайна - пайетками и звёздочками.

 Планеты можно нарисовать  и вырезать из разноцветной бумаги и самоклейки.

- Давайте посмотрим какие работы получились у наших команд?

-Как соединим детали нашего панно?

-Какие варианты названий вы придумали?

-Какое вам понравилось больше всего?

3. Рефлексия.

Воспитатель:Куда панно повесим?

-Кому покажем и о чём расскажем?

-Давайте сфотографируем нашу работу и отправим на интернет конкурс "Звёздный путь".

-Какие работы  хотели бы ещё сделать? (ответы детей)

Консультация для родителей:

«Знакомим ребенка с космосом»

https://strana-sovetov.com/wp-content/uploads/kartinki-s-dnem-kosmonavtiki-2019-43.jpg

«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»

                                                    К. Циалковский 

          Еще с древних времен люди обращали свой взор к небу. Делая первые шаги по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Наши предки хорошо знали и разбирались в повадках неба. Для него небо всегда было живым, многообразно себя проявляющим. И вот эту любовь и знание неба мы воспитываем дошкольников.

         Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

В начале шестидесятых годов прошлого века не было в мире более популярных собак, чем простые дворняжки Белка и Стрелка. 

Еще бы! Им впервые удалось  летать больше суток вокруг планеты в настоящем космическом корабле, и при этом вернуться домой целыми и невредимыми!

         За это  время произошли огромные изменения: и в нашем обществе, и в вопросах изучения космического пространства. Теперь такого ожидания запуска ракеты в космос уже нет, новые достижения проходят мимо нас, а дети совсем перестали играть в космонавтов, тем более мечтать о профессии космонавта. Да и вообще, многие ли из них знают об этом? Наша с вами задача, уважаемые, родители, рассказать детям, что такое Вселенная и космос, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами. А начинать знакомство нужно с простых рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва». Нужны доходчивые рассказы о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и конечно всем нам, его жителям. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.

     

«Почему Луна превращается в месяц?»

        Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет» (если мысленно провести прямую линию через края серпа, получится буква «Р», т.е. месяц «растет»). Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча или настольная лампа и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.

 

«Планеты и звезды».

Наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер. Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированное развивающее занятие с воспитанниками средней группы

Даннное занятие способствует развитию речи, мыления, воображения, внимания, памяти, тонкой моторики руки...

Особенности организации труда в природе с воспитанниками средней группы ДОУ

Выбранная тема является актуальной,так как,ознакомление детейс природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего р...

Конспект интегрированного занятия по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Н. Нуркеновой «Снегурочка» воспитанниками средней группе

Конспект интегрированного занятия по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Н. Нуркеновой «Снегурочка» воспитанниками средней группе...

перспективное планирование работы с родителями воспитанников средней группы

разработан план работы с родителями воспитанников средней группы, сроки выполнения, отвественные на 1 квартал...

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года. рабочая программа (средняя группа)

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель:  Создание условий для  взаимодействия с ...

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года. рабочая программа (средняя группа)

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель:  Создание условий для  взаимодействия с ...