"Музей времени"
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Дубинина Лариса Павловна

Знакомство детей с понятием "время" через отдельные интересные факты и сведениях о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey_vremeni.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Музей времени»

Как отражается в сознание ребенка время? Оно связывается с познанием пространства и не только. Его нельзя увидеть, услышать, понюхать, потрогать. Оно «летит», «течет», «бежит». Чтобы объяснить все это детям, суметь проиллюстрировать, дать почувствовать, мы создали мини-музей времени.

Цель: Развивать интерес детей к понятию «Время» через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирование времени. Формировать представление о музее у дошкольников. Обогащать воспитательно - образовательно пространство новыми формами.

Задачи:

1. Познакомить детей с часами и их назначением, с древним и современными способами измерения времени.

2. Формировать представление о единицах измерения времени - секундах, минутах, часах, сутках, месяцах, временах года. Систематизировать знания о необходимости рационального использования времени в течения дня

3. Развивать внимание, память, мышление, совершенствовать речь детей.

Наш мини-музей времени гармонично соединился с интерьером группы. Экспонаты располагаются в двух зонах: на стене и стеллажах находятся настенные и настольные часы, будильники. Вторая зона расположена в чемодане.

- «Лента времени» - это панно, изображающее различные эпохи и картинки с изображением предметов вещевого мира, принадлежащего разным эпохам. Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Путешествие по ленте времени - одна из наиболее интересных и доступных игровых форм. Данное пособие помогает познакомить дошкольников с понятием «время» и по ходу заполнения панно формирует в сознании ребенка образ эпохи.

- Панно «Времена года» иллюстрирует движение времени в рамках календарного года.  Для наполнения панно и организации деятельности мы используем картинки, иллюстрации, дидактические игры по теме «Времена года», «Назови время года», «Разложи правильно» и т.п. Панно изготовлено из фетра, и дети самостоятельно могут его наполнять по заданию воспитания ли в соответствии с личным выбором.

Коллекция календарей включает в себя настенные, настольные, карманные, магнитные, отрывные и т.д. календари.  Познакомившись с календарем, дети узнают о том, что такое неделя, месяц, год, времена года. Сколько дней в неделе? В месяце? Какие бывают календари и какие праздники нас ждут в каждом месяце? Учить пользоваться календарем можно ежедневно.

Модель месячного цикла времени в нашем чемодане - «Спираль времени месяц». Дети наглядно увидят, что время движется по спирали – утро сменяет день, день сменяет вечер, вечер сменяет ночь, сутки закончились и все повторяется. Сутки за сутками, вот и неделя. Дети могут посчитать, сколько дней в неделе, месяце.

Дидактическая игра «Неделька» поможет сформировать представление у детей о «неделе», как единице времени. Паровоз с разноцветными вагонами соответствующие цветам радуги – днями недели, в каждом вагоне – окошки: понедельник – одно окно, вторник – два и т.д. Вагоны соединяются при помощи пуговиц, липучек, крючков. К ним мы совместно с родителями изготовили кукол. В красный вагон с одним окошком мы поселим куклу в красном платье – это «Понедельник».  В оранжевый вагон с двумя окошками – куклу в оранжевом платье «Вторник» и т.д.

Наглядный материал по теме «Части суток», в игровой форме познакомит детей с распорядком дня.  Раскладывая картинки, дети видят, что день сменяет вечер, вечер сменяет ночь, сутки закончились и все повторяется. 

Для знакомства с часами:

-оформили папку: музей «Хранитель времени», где собрана история возникновения часов, проиллюстрированы разные виды часов: солнечные, водяные, огневые, песочные, механические, часы с кукушкой, карманные, наручные, электронные, современные атомные часы, научные атомные часы.

-собрали коллекцию наручных часов (детские, женские, мужские);

-модели часов (со стрелками), при помощи которых дети учатся самостоятельно выставлять или определять время;

-самодельные часы;

Оформили экспозицию: «Часы древних времен»: песочные часы, модель водяных часов, модель огненных часов.

Можно ли увидеть время? Мы говорим детям, что можно. Для этого предлагает поработать со спилами деревьев. Знакомим с методом определения возраста дерева по кольцам на спиле. Чтобы определить возраст дерева, нужно сосчитать годичные кольца на его стволе. За один год древесина увеличивается на одно кольцо. В каждом кольце есть толстый светлый слой, который сформировался весной. Другой слой потоньше и потемнее, он появился в летний период и служит дереву опорой.

Формы работы с мини-музеем времени:

Проведение экскурсий на тему: «Путешествие в страну точного времени», «Какие бывают часы (календари)?» и др.

- Организация коммуникативной, познавательной (ФЭМП), познавательно-исследовательской деятельности с элементами игры, направленной на развитие: представлений о времени, его текучести, периодичности, необратимости; чувства времени, внимания, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка: «Мои первые часы», «Который час», «Неделька, стройся!», «Времена года», «Назови времена года и месяцы», «Двенадцать месяцев», «Части суток», «Минутки, часы, сутки» и т.д.

- Творческие задания: составление рассказов о музейных экспонатах: часах (календарях), сделанных своими руками и принесенных на выставку. Беседы: «Что я знаю о часах»,

«Какие бывают часы»,

«Что мы делаем в разное время?»

«Что случится, если часы будут идти по-разному?»

«Часы моей бабушки»,

«Современные часы».

«День и ночь»,

«Времена года»

 «Живые часы»,

«Часы – свечи»,

«Солнечные часы или часы на небе»,

«Что мы делаем в разное время?»

«Часы без стрелок» (песочные часы)

«Механические часы»

«Живые барометры» (цветочные,

«Самые известные часы в мире».

- Исследовательская деятельность: создание моделей водяных, солнечных часов, знакомство с песочными часами (измерение временных отрезков – секунд, минут): «Что можно сделать за одну минуту? А за пять?»

- Игры-развлечения: «Поставь правильное время на часах», «Впиши пропущенные цифры» и др.

- Игры-путешествия: «История возникновения часов», «Какими раньше были часы?».

Интеллектуально-творческие игры: «Как определить, сколько времени?» и др.

- Продуктивная деятельность: изготовление рисунков, поделок, аппликаций часов и календарей.

Художественная литература по теме:

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

С.Прокофьева «Часы с кукушкой»

В.Степанов «Время. Времена года»

«В гостях у гнома» Т. И. Ерофеева

 Стихи: «Тик-так» Анофриев

 «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

«Мы в часы мячом попали» С. Маршак,

Всю ночь часть стучат» Н. Чупрунова

«Шли часы через дорогу» Ю. Мориц,

«Который час» В. Суслов,

«Часы» И. Змай

 «Лесные часы», «Часы с боем» С. Жупанин

«Солнечные часы» И. Фомичёва,

Загадки о времени и часах.

Все экспонаты были собраны или подарены родителями, детьми, сотрудниками. Дети могут участвовать в обсуждении тематики, приносить экспонаты из дома, проводить экскурсии для малышей. В нашем музее можно и нужно все брать в руки и рассматривать. Экспонаты постоянно дополняются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей Времени

Формирование у ребенка позновательных способностей, любознательности, мышления, внимания на материалах занятий и музея, расширение кругозора детей....

Экскурсия в мини-музей часов "В гостях у времени"

первоначальное представление о музее, где хранятся красивые, редкие, старинные вещи, а именно - часы...

Времен связующая нить: урок в школьном музее. Герои среди нас

Методическая разработка занятия в школьном музее "Боевой и трудовой славы жителей района Проспект Вернадского"...

Презентация проекта "Мини-музей "Мир времени"

Любому человеку жизненно необходимо ориентироваться во времени.У детей существуют трудности восприятия времени и временных отношений.Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ор...

Мини-музей в детском саду "Хранители времени"

Пример работы по проекту "Мини-музей часов в детском саду. Хранители времени"...

Музей – хранитель времени. Для родителей.

Здесь подобрана информация для родителей по теме. По дням, на неделю расписаны те мероприятия, которые можно проводить с детьми дома. Все понятно, кратко, с объяснениями и активными ссылками. Также ма...