Картотека осенних наблюдений в младшей группе
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Картотека осенних наблюдений в младшей группе
1. Наблюдение за осенними цветами
Цель: познакомить детей с названиями цветов – ноготки (календула), настурция. Закрепить понятия « высокий – низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).
Ход наблюдения: обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, какие знакомы? Познакомить с новыми. Спросить, как надо относиться к растениям? Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина».
Художественное слово: пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши алые цветы Локти прижаты друг к другу,
Кисти сомкнуты в виде лодочки.
Распускают лепестки. Перед лицом раскрывают в виде чаши.
Ветерок чуть дышит, Кисти делают движения по часовой и
Лепестки колышет. против часовой стрелки.
Наши алые цветки Кисти рук наклоняются вправо и влево.
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают. В. Волина.
- Наблюдение за природой (Что нам осень подарила?)
Цель: Познакомить детей с изменениями в природе. Учить различать, что где растет. Развивать память, мышление.
Ход наблюдения: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам осень подарила? (Солнышко, небо, облака, цветы, овощи, фрукты и т. д.). Назвать 3-4 плода, их величину и цвет.
Художественное слово:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла? Е. Благинина.
- Наблюдение за солнцем
Цель: познакомить детей с изменениями, происходящими с солнцем.
Ход наблюдения: поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет как летом. Где солнышко? Какое оно? Предложить подставить ладошки солнечным лучам, поиграть с солнечным зайчиком.
Художественное слово:
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку. А. Барто.
- Наблюдение за тучей
Цель: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Уточнить понятие «туча». Развивать наблюдательность, память.
Ход наблюдения: предложить детям понаблюдать за тучей.
– Какая туча? (большая, тяжелая).
Рассказать, что в туче собираются капельки воды и когда их становится много, идет дождь.
Художественное слово:
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит… А. Плещеев.
- 5. Наблюдение за насекомыми осенью
Цель: учить находить и называть насекомых: муравей, мухи.
Ход наблюдения: предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Почему так мало стало насекомых, нет бабочек? Рассказать, что насекомые осенью готовятся к зиме, прячутся в щели домов, норки и будут там спать до весны.
Художественное слово: загадать загадку
Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно –
Лишь под ноги посмотри.
Назови меня скорей –
Я рабочий … (муравей).
- Наблюдение за березой
Цель: рассмотреть с детьми березу, отметить строение дерева, ствол, листья. Учить находить березу среди других деревьев по характерным особенностям.
Ход наблюдения: предложить рассмотреть березу, обратить внимание, что только береза имеет белый ствол. Какие ветки у березы? Рассмотреть листья, отметить их размер, форму, сравнить с другими листьями.
Художественное слово:
Береза моя, березонька, На тебе, березонька,
Береза моя белая, Листья зеленые,
Береза раскудрявая! Под тобой, березонька,
Стоишь ты, березонька, Трава шелковая…
Посередь долинушки,
- Наблюдение за осенними листьями
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».
Ход наблюдения: Какое время года наступило? Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными. Поэтому осень называется золотой. Понаблюдать, как листья медленно кружатся в воздухе, падают на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому летят медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад.
Художественное слово:
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят… М. Ивенсен
- Наблюдение за ветром
Цель: Учить детей понимать понятие «ветер». Научить определять силу ветра.
Ход наблюдения: Послушать с детьми, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему они шуршат? Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят.
Художественное слово:
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути! Я. Аким
- Наблюдение за отлетом птиц
Цель: Учить замечать изменения в природе: отлет птиц. Установить причину. Развивать память, мышление.
Ход наблюдения: Обратить внимание на насекомых. Почему их нет? Где они? (Они спрятались, потому что стало холодно). Насекомыми питаются птицы, им сейчас нахватает корма, поэтому они улетают в теплые края. Как они себя ведут? Понаблюдать, как птицы собираются в стаи, кружат над городом. Через несколько дней мы их не увидим.
Художественное слово:
Журавлики – журавли
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавлики – журавли. М. Шпак
- Наблюдение за увядающими цветами
Цель: учить замечать изменения в неживой природе, происходящие на земле. Активизировать словарь детей.
Ход наблюдения: продолжать рассматривать цветы на клумбах. Обратить внимание, что некоторые цветы завяли, отцвели (мы их убираем), а другие начинают только цвести, это осенние цветы.
Художественное слово:
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях. А Плещеев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека осенних прогулок для младшей группы детского сада.
Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь в полной мере удовлетво...
Картотека осенних наблюдений во второй младшей группе.
Картотека наблюдений для использования в детском саду....
Картотека осенних стихов для младшей группы
Картотека осенних стихов для детей младшей группы.Листья жёлтые танцуют,С веток падают, летят.Эту сказку золотуюНазывают «листопад».Яркими красками листья сверкают-Ветер подует – они...
Картотека осенних наблюдений в природе для детей старшей группы
Картотека осенних наблюдений в природе для детей старшей группы...
Картотека зимних наблюдений во младшей группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24239805","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24239813","attributes":{"alt":"","class"...
Картотека осенних прогулок в младшей группе в соответствии с ФОП
Картотека прогулок в младшей группе разработанная на основе ФГОС ДО и ФОП ДОО.Предназначено воспитателям ДОО, специалистам дошкольной педагогики и родителям.Подробнее: https://w...
наблюдение осенью с детьми младшей группы
Конспект наблюдения с детьми младшей группы "Золотая рыбка"...