Картотека осенних наблюдений в младшей группе
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Гришенкова Юлия Александровна

Картотека осенних наблюдений в младшей группе

 

1.     Наблюдение за осенними цветами

Цель: познакомить детей с названиями цветов – ноготки (календула), настурция. Закрепить понятия « высокий – низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).

Ход наблюдения: обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, какие знакомы? Познакомить с новыми. Спросить, как надо относиться к растениям? Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина».

Художественное слово: пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши алые цветы                Локти прижаты друг к другу,

                                               Кисти сомкнуты в виде лодочки.

Распускают лепестки.         Перед лицом раскрывают в виде чаши.

Ветерок чуть дышит,           Кисти делают движения по часовой и

Лепестки колышет.             против часовой стрелки.

Наши алые цветки              Кисти рук наклоняются вправо и влево.

Закрывают лепестки,          

Тихо засыпают, головой качают.       В. Волина.

 

  1.   Наблюдение за природой    (Что нам осень подарила?)

Цель: Познакомить детей с изменениями в природе. Учить различать, что где растет. Развивать память, мышление.

Ход наблюдения: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам осень подарила? (Солнышко, небо, облака, цветы, овощи, фрукты и т. д.). Назвать 3-4 плода, их величину и цвет.

Художественное слово:

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?     Е. Благинина.

 

  1.    Наблюдение за солнцем

Цель: познакомить детей с изменениями, происходящими с солнцем.

Ход наблюдения: поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет как летом. Где солнышко? Какое оно? Предложить подставить ладошки солнечным лучам, поиграть с солнечным зайчиком.

Художественное слово:

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку.        А. Барто.

 

  1.   Наблюдение за тучей

Цель: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Уточнить понятие «туча». Развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения: предложить детям понаблюдать за тучей.

– Какая туча? (большая, тяжелая).

Рассказать, что в туче собираются капельки воды и когда их становится много, идет дождь.

Художественное слово:

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…       А. Плещеев.

 

  1. 5.   Наблюдение за насекомыми осенью

Цель: учить находить и называть насекомых: муравей, мухи.

Ход наблюдения: предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Почему так мало стало насекомых, нет бабочек? Рассказать, что насекомые осенью готовятся к зиме, прячутся в щели домов, норки и будут там спать до весны.

Художественное слово: загадать загадку

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно –

Лишь под ноги посмотри.

Назови меня скорей –

Я рабочий … (муравей).

  

  1. Наблюдение за березой

Цель: рассмотреть с детьми березу, отметить строение дерева, ствол, листья. Учить находить березу среди других деревьев по характерным особенностям.

Ход наблюдения: предложить рассмотреть березу, обратить внимание, что только береза имеет белый ствол. Какие ветки у березы? Рассмотреть листья, отметить их размер, форму, сравнить с другими листьями.

Художественное слово:

Береза моя, березонька,               На тебе, березонька,

Береза моя белая,                         Листья зеленые,

Береза раскудрявая!                     Под тобой, березонька,

Стоишь ты, березонька,              Трава шелковая… 

Посередь долинушки,      

            

  1.  Наблюдение за осенними листьями

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».

Ход наблюдения: Какое время года наступило? Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными. Поэтому осень называется золотой. Понаблюдать, как листья медленно кружатся в воздухе, падают на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому летят медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад.

Художественное слово:

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят… М.  Ивенсен

 

  1.  Наблюдение за ветром

Цель: Учить детей понимать понятие «ветер». Научить определять силу ветра.

Ход наблюдения: Послушать с детьми, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему они шуршат? Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят.

Художественное слово:

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути!       Я. Аким

 

  1.  Наблюдение за отлетом птиц

Цель: Учить замечать изменения в природе: отлет птиц. Установить причину. Развивать память, мышление.

Ход наблюдения: Обратить внимание на насекомых. Почему их нет? Где они? (Они спрятались, потому что стало холодно). Насекомыми питаются птицы, им сейчас нахватает корма, поэтому они улетают в теплые края. Как они себя ведут? Понаблюдать, как птицы собираются в стаи, кружат над городом. Через несколько дней мы их не увидим.

Художественное слово:

Журавлики – журавли

Оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавлики – журавли.     М. Шпак 

 

  1.   Наблюдение за увядающими цветами

Цель: учить замечать изменения в неживой природе, происходящие на земле. Активизировать словарь детей.

Ход наблюдения: продолжать рассматривать цветы на клумбах. Обратить внимание, что некоторые цветы завяли, отцвели (мы их убираем), а другие начинают только цвести, это осенние цветы.

Художественное слово:

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.     А Плещеев

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека осенних прогулок для младшей группы детского сада.

Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь в полной мере удовлетво...

Картотека осенних наблюдений во второй младшей группе.

Картотека наблюдений для использования в детском саду....

Картотека осенних стихов для младшей группы

Картотека осенних стихов для детей младшей группы.Листья жёлтые танцуют,С веток падают, летят.Эту сказку золотуюНазывают «листопад».Яркими красками листья сверкают-Ветер подует – они...

Картотека осенних наблюдений в природе для детей старшей группы

Картотека осенних наблюдений в природе для детей старшей группы...

Картотека зимних наблюдений во младшей группе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24239805","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24239813","attributes":{"alt":"","class"...

Картотека осенних прогулок в младшей группе в соответствии с ФОП

Картотека прогулок в  младшей группе разработанная на основе  ФГОС ДО и ФОП ДОО.Предназначено воспитателям ДОО, специалистам дошкольной педагогики и  родителям.Подробнее: https://w...

наблюдение осенью с детьми младшей группы

Конспект наблюдения с детьми младшей группы "Золотая рыбка"...