Картотека осенних наблюдений в природе для детей старшей группы
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Картотека осенних наблюдений в природе для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_nablyudeniy_osen.docx | 50.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека наблюдений (ОСЕНЬ) Картотека наблюдений (ОСЕНЬ)
№ 1
Наблюдение за изменениями в природе.
Цель: Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.
Ход
Загадка:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я - … (осень)
Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).
Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
№2
«Признаки осени »
Цель: Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь).
Ход
Обсудить народные приметы и пословицы:
Сентябрь без плодов не бывает.
В сентябре прохладно, да сытно.
С сентября и лист на дереве не держится.
Сентябрь – золотой месяц грибников.
Осень студит воду.
№ 3
«Что цветет на нашем участке в начале сентября?»
Цель: Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.
Ход
Что цветет на нашем участке?
Какие цветы мы с вами посадили весной?
Для чего мы посадили на участке цветы?
Какие цветы вам больше нравятся? Почему?
Осмотр участка, нахождение цветущих растений,
определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. Дети любуются цветами. Называют, что красиво в каждом растении.
«Цветы»
Колокольчик и левкой,
Георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры,
Ландыш с запахом прекрасным,
Мак, тюльпан, табак душистый,
Одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис.
Незабудка и нарцисс,
Хорошо запомни ты,
Как называются цветы.
№4
Наблюдение за росой
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как роса,
Ход
Почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что это за явление? (Роса) Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками). В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? (В пасмурную погоду росы нет,
она появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).
«Роса».
Хорошо в лесу
Утром пить росу.
Наклонить цветок
И отпить глоток
Колокольчик ~ чашка.
Блюдечко - ромашка.
№ 5
Наблюдение за температурой
Цель: После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.
Ход
Стихотворение А.С.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
№ 6
Наблюдение за осадками.
Цель: Характер осадков осенью – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
Ход
Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).
Стихотворение С.Егорова «Осень»:
Все тучи, тучи. Дождик.
Холодный, словно лед,
Колючий, словно ёжик,
По осени бредет.
№7
Наблюдение за ветром
Цель: на метеоплощадке. Познакомить детей с таким природным явлением как Ветер.
Ход Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
Загадка:
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (ветер)
Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).
№8
Туман
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как туман.
Ход
Как вы думаете, как образуется туман? (Теплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко) В какое время года часто образуется туман? (Особенно частые и густые туманы осенью). В какое время суток часто бывает туман? (Утром) Тепло или холодно в туманное утро? (В туманное осеннее утро на улице сыро и прохладно) Хорошо ли видны вдалеке дома? Дорогу? Деревья? (В густой туман видимость очень плохая)
«Туман»
Лес - в карман, Поля - в карман
Спрятал Дедушка Туман. Спрятал копны и стога,
И лужайки, и луга. Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман
«Седой шутник»
Как-то раз средь бела дня обманул шалун меня
Спрятал поле, луг, стога, речку, лес и берега.
Показалось мне вначале что они гурьбой сбежали,
Лишь седой шутник исчез- объявились луг и лес,
Обнаружились стога, поле, речка, берега,
Прояснились небеса вновь видны земли краса –
Это ли не чудеса?
№ 9
Наблюдение за трудом дворника
Цель: познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью.
Ход
Кто подметает наш участок? Для чего он это делает? Что он убирает? Много ли опавшей листвы? Почему мало? (начало осени) А сколько будет через неделю, две недели? Куда он возит листву?
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
Зубы имеют, а зубной боли не знают?
(грабли)
№ 10
За продолжительностью дня.
Цель: Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада.
Ход Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
Чтение потешки: Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
№11
Наблюдение за растениями.
Цель: Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины.
Ход
Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
№12
Наблюдение за листопадом
Цель: . Обратить внимание на красоту золотой осени.
Ход Стихотворение Ю.Капустиной «Осень»:
В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
С неба сонный месяц чуду удивляется,
Все кругом искрится, все переливается.
№ 13
За листьями в сухую погоду.
Цель: понаблюдать за листопадам
Ход
Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»
Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).
№ 14
Наблюдения за растениями
Цель: . Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени.
Ход В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.
Загадка: Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха).
№15
«Соберем семена садовых цветов».
Цель: Познакомить детей с разнообразными по форме и размеру семенами садовых растений. Уточнить понятия: Растения однолетние, многолетние,
Ход: Как можно определить, что семена созрели? Для чего нужно собирать семена? Что будет с теми семенами, которые мы не успели собрать? Вырастут ли из этих семян цветы? Какие? Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание на то, что цветок один, а семян много. Значит на будущий год можно вырастить много цветущих растений.
№ 16
Наблюдение за насекомыми
Цель: .информировать детей о том, что насекомые усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.
Ход Загадки:
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравейник)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Муха)
№ 17
Наблюдение за распространением семян и плодов.
Цель: Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики).
Ход
В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.
№ 18
Наблюдение за небом
Цель: учить замечать изменения в небе.
Ход Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.
Загадка:
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
№ 19
Наблюдение за птицами.
Цель: Обсудить с детьми, почему птицы улетают.
Ход Вспомнить птиц, которые собираются улетать.
Стихотворение В.А.Жуковского «Птичка»:
Птичка летает,Птичка играет,
Птичка поет;Птичка летала,
Птичка играла,Птички уж нет!
Где же ты, птичка?Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;Там и поешь ты
Песню свою.
№ 20
Наблюдение за насекомыми
Цель: продолжать замечать изменения в жизни насекомых .
Ход Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»:
Заяц, еж, лиса, шмель;
Трясогузка, паук, скворец, сорока;
Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
Кузнечик, воробей, божья коровка, майский жук;
Пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
Таракан, муха, пчела, майский жук;
Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
№ 21
За одуванчиком
Цель: Длительное наблюдение за многолетним растением – одуванчиком.
Ход Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик – весной здесь вырастет новый.
Загадка:
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
№22
Золотая осень
Цель: Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени.
Ход Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья.
Загадка: Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (осенний листопад)
№ 23
Наблюдение за листопадом
Цель: . Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Ход
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
О каком природном явлении говорится в стихотворении? Что означает слово «листопад»? Почему осенью листья опадают? (Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла). Как деревья готовятся к зимним холодам? (Сбрасывая листву) Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев? (Расцветка листьев у разных деревьев неодинакова. Нравятся ли вам цветные листочки? Нравится ли вам их собирать? Почему?
ЗАГАДКИ
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью)
№ 24
Наблюдение за деревьями и кустарниками.
Цель: Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.
Ход
Загадка:
Много рук, а нога одна. (Дерево)
Упражнение «Правильно произнесите слова» - согласование существительных с числительными.
Одно дерево, два…, пять…
Одна сосна, две…, пять…
Дидактическая игра «Что будет, если…»
Предложить подумать и ответить, что случится с деревом, если…(исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.)
№ 25
Наблюдение за признаками осени
Цель: самостоятельно отмечать признаки осени .
Ход
Дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; лужи покрываются льдом; бывают туманы.
№ 26
Наблюдение за признаками осени
Цель: Продолжать наблюдение за признаками осени (октябрь).
Ход Обсудить народные приметы и пословицы:
Октябрь – грязник.
Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
№ 27
Наблюдение за небом и осадками
Цель: . рассказать детям, что поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом
Ход. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»).
Стихотворение Г.Ладонщикова «Поздняя осень»:
У берега несмело
Ложится тонкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
№ 28
Травянистые растения
Цель: Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособлением к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.
Ход Стихотворение А.Плещеева:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Загадка:
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето.
Коровам без неё – беда:
Она их главная беда. (Трава).
№ 29
Наблюдение за сосной
Цель: рассмотреть сосну. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.
Ход
Стихотворение В. Рождественского:
Вот сосны. Прямоствольны и упруги,
Колючие – ветрам не разорвать,
Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,
Спокойные, как Игорева рать.
Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными:
Сосновый – запах, бор, ствол.
Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.
Сосновое – полено, кресло, бревно.
Сосновые – иголки , шишки.
Наблюдение №39
Цель: «Осмотр цветника» рассмотреть с детьми осенние цветы, полюбоваться их красотой.
Ход
Попросить детей вспомнить, что они видели здесь летом. Как называются цветы которые цветут?
Загадать загадку
Вот чудесные цветы
Небывалой красоты,
Яркие пахучие…Ай-ай-ай! Колючие
№ 30
Листопад
Цель: Рассмотреть вместе с детьми разнообразныелисточки
Ход
Отыскать на участке разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых превратилась в паутинку из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложить рассортировать их по цвету и по степени «старости», разложив в определенном порядке. Почему листья такие разные? Что с ними происходит? Если разложим их по кругу, то получим своеобразный «круговорот листьев» в природе: все начинается зеленым листом, им же и заканчивается. (Листья, в конце концов, превращаются в почву и дают жизнь новым растениям, новым листьям.)
Т.Макарова «Сказка о листьях»: …
О, листьев праздничная груда!
Мне все известно о тебе!
Я плакать никогда не буду
О горестной твоей судьбе.
Покинув парки и бульвары,
Назначив встречу где–нибудь,
Становятся все листья в пары
И в царство листьев держат путь…
№ 31
Солнцестояние
Цель: Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца).
Ход Выбрать определенное место, время и ориентир (солнце находится над определенным домом: фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха). Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений).
№ 32
Наблюдение за деревьями.
Цель: Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.
Ход
Дидактическая игра «Умный словесник»
Листья растения, дерева, куста – (листва).
Опадание листьев осенью – (листопад).
Осадки в виде водяных капель – (дождь).
Движение воздуха над землей – (ветер).
Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град. – (туча).
Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом – (молния).
№ 33
Наблюдение за осадками.
Цель: Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха.
Ход Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также как и роса. Он может быть и летом, т.к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов).
Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).
Загадка: В белом бархате деревня –
И заборы, и деревья,
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает. (Иней)
Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»:
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело –
Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый.
Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер,
Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.
№ 34
Наблюдение за солнцем
Цель: Продолжать наблюдение за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят).
Ход
Загадка:
Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это… (солнце)
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» (упражнять в подборе прилагательных). Что можно сказать про солнышко, какое оно? (ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное).
№ 35
Наблюдение за растениями
Цель: . Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.
Ход
Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у дворе.
№ 36
Наблюдение за птицами
Цель: . Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.
Ход Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»:
Ох, и хитрые же птицы, Желтогрудые синицы.
Только лишь в большую стужу
Эти птицы с дятлом дружат.Ну, а летом все синицы
Сами могут прокормиться.
№37
Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц
Цель:
Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину
Ход Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем). Как им быть без пищи? Что же они делают? (Онисобираются к отлету в теплые края) Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в большие стаи, они то стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом,то садятся на провода и щебечут, как бы разговаривая друг с другом о дальней дороге) Через несколько дней мы их увидим? (Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят).
-Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь, подожди.
-Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать еще будете, детки,
А уж мы все понесемся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там...
№38
Наблюдение за насекомыми осенью.
Цель: Систематизация представлений о поведении насекомых осенью.
Ход Куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Где все жуки и бабочки? (Они спрятались). От кого или чего они спрятались? (Им стало холодно). Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов). Что они там делают? (Они засыпают).
ОПЫТ: Найти места, где спрятались насекомые, чтобы не погибнуть в течение долгой холодной зимы (Под корой деревьев, в опавших листьях). Собрать сухие листья с земли и просеять. Вывод: В листьях много разных живых существ. Рассмотреть их.
№39
Наблюдение за растительностью участка,
за ее сезонным состоянием.
Цель: Подвести к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений.
Ход: Рассматривают одно из деревьев. Как называется дерево? Какого цвета у него листья? Каких листьев больше - желтых или зеленых? Где расположены желтые листья и где зеленые? Есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета? Где листьев больше - на дереве или под ним? Красиво ли выглядит дерево с разноцветными листьями?
Затем обсуждаются другие деревья и кустарники участка и отыскиваются признаки осени. Полюбуйтесь деревьями и скажите, кому какое нравится и почему? Что вы заметили прекрасного?
№40
Следопыты
Цель: Обратить внимание детей на изменения» которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками, Осмотр участка детского сада
Ход:
Много ли на участке зелени? Цветов? Найдите, Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (Участок -дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.) И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)? Сравнение с летом.
«Осень - Художница».
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
№41
Наблюдение за погодой
Цель: Познакомить с комплексом признаков характеризующих погоду.
Ход
Рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета,что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь? Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная,
солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращаетвнимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая,прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог.
«Осень»
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья
№42
Наблюдение «Нужно ли собирать семена
дикорастущих растений?»
Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.
Ход
Нужно ли собирать семена дикорастущих растений? Как вы думаете почему они растут, хотя за ними никто не ухаживает? Семена этих растений кто-нибудь сажает? Каким образом они попадают в почву? Для чего можно собирать такие семена?
Дети находят на участке семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др.), устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц.
Коробка запечатана,
А в ней береза спрятана –
С ветками, с сережками,
С белыми одежками.
Коробку ветер носит –
Где-нибудь да бросит,
(Семена)
№43
Первые заморозки.
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость появления заморозков и понижением температуры.
Ход
Вы знаете, что такое заморозки? Отчего это бывает? (От понижения температуры) Что появляется во время заморозков? (Изморозь) Что это такое? Как вы объясните? (Это появление ледяных корок на деревьях, земле, и на всех предметах) Какая она - изморозь? (Иногда игольчатая) С чем можно сравнивать изморозь? (С инеем) Посмотрите на термометр, где находится столбик; выше или ниже нуля? Значит, какая сегодня температура?
№44
Наблюдение за деревьями
Цель: посмотреть какие деревья и кустарники растут на участке. Можно ли узнать дерево без листьев (по коре, по плодам)?
Ход: рассмотреть и сравнить берёзу, рябину, ель.
Художественное слово:
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели.
(дерево)
Не заботясь о погоде в сарафане белом ходит
А в один из теплых дней Май серёжки дарит ей(берёза)
№45
Наблюдение за птицами
Цель: отметить их внешний вид, голоса, поведение (как передвигаются, клюют корм, пьют воду).
Ход: обратить внимание детей на то, что птиц стало меньше (улетели в теплые края скворцы ласточки)
Художественное слово:
Воробей по лужице
Прыгает и кружится
Пёрышки взъерошины,
Хвостик распушил
Кричит ворона в небе: Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нём поселилась осень!
№46
Наблюдение за небом
Цель: предложить детям понаблюдать за небом, какое оно?
Ход . Охарактеризовать погоду, если солнечная. - Небо чистое, голубое, светит солнышко. Посмотреть есть ли на небе тучи, что сделали тучи? (закрыли солнышко) Какая погода? (пасмурная)
На небе облака, на что они похожи, с чем их можно сравнить? Посмотреть: облака неподвижны или плывут?
Художественное слово:
Летит орлица по синему небу
Крылья распластала
Солнышко застлала (туча)
Белая вата плывёт куда-то (облака)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста
Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект наблюдения за объектами неживой природы для детей старшей группы.
Экологическое воспитание «Наблюдение за ветром»Тема: «Наблюдение за ветром».Вид занятия: на тему, предложенную воспитателем.Тип занятия: на усвоение новых знаний.Программные за...
Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста
Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы для детей старшей группы "Наблюдение за рыбками"
В ходе непрерывной огбразовательной деятельности дети наблюдают за рыбками, замечая сходства между ними и различия....
Конспект наблюдения за объектами уголка природы для детей старшей группы
Цели:•Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.• Закрепить умение пользоваться моделями.• Упражнять в...
Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....