Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (ФЦКМ) для старшей группы. Тема: «Масленица»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (ФЦКМ) для старшей группы. Тема: «Масленица»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим (ФЦКМ)
для старшей группы
Тема: «Масленица»
Подготовила: воспитатель Литошенко Елена Владимировна
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативнаое развитие.
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, скороговорки
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал: Чучело Масленицы, карусель из ленточек, иллюстрации, картинки о проведении праздника, угощение-блины
Словарная работа: праздник Масленица, проводы зимы, чучело, теща, золовка скороговорки, заклички.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, альбома «Праздник в детском саду», прослушивание народной музыки.
Ход занятия.
Воспитатель (Звучит Трек 1), в русском костюме заходит с приветствием) -Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Сему дому слава.
В доме к празднику все прибрались,
Сегодня мы гостей встречаем
Все готовы? (Да) . Ну, тогда
Ворота отворяйте, да гостей встречайте!
Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»
Дети : На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт. (Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".)
Мы ворота открываем , (Ладони разворачиваются).
Всех вас в гости приглашаем. Кланяются гостям.
Дети садятся
Воспитатель : - Дети, какое, сейчас, время года (зима)
Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица )
Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной.
Что является символом Масленицы (блин) .
Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы . Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это проводы зимы, праздник встречи с солнышком.
Воспитатель: К нам масленица идет кривошейка ,
Встретим мы ее хорошенько.
Под музыку(Русский народный)) вносят Масленицу , ставят посередине
Воспитатель : Вот ребята, перед нами Кукла-чучело Масленица. Это символ Зимы. Ее делают из соломы, надевают сарафан. А в конце праздника-сжигают, в знак прощания с зимушкой-зимой.
Праздник Масленицы длится неделю. Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели ? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
Ленточками украсим,
Ленточками не простыми,
Ленточками праздничными.
Что ни ленточка - то денёчек
Сколько дней в неделе, столько и ленточек.
(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)
Празднование Масленицы длится неделю по строго расписанному порядку.
- Итак, начинается Масленица в понедельник - первый день недели - «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:
-"Уходи, зима сопливая, приходи, весна красна, с сохою, с бороною, с колосочками".
( Привязываем вместе с детьми 1 ленту к карусели, проговаривая слова) .
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему говорится зима сопливая?
Но несмотря на это нам нравится зима, потому что у зимы свои забавы. Какие зимние забавы мы знаем?
Давайте споём песню о том, какая снежная была наша зимушка-зима.
(дети поют песню «Как на тоненький ледок»)
Второй день - Вторник – назывался Заигрыш. Все вокруг веселятся, играют, катаются с горки.
Вот и нам пришла пора поиграть! Задачки порешаем детвора!
1. Решила бабушка блины испечь
Поставила тесто, да затопила печь.
Два блина для внучки, два блина для деда,
Для себя и два для соседа.
У ребят скорее спросим :
Сколько блинов получилось? (8)
2. Шесть веселых медвежат,
К нам на Масленку спешат .
Но один из них устал, и домой пошел
Детки пусть ответ найдут :
Сколько мишек к нам придут?
3. Пять блинов лежало в миске.
Два блина взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
4. Я на Масленке бывала ,
Чего там только не видала!
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать, да только важнее - правильно.
Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».
- Слово «мечи» - значит бросать метко. Кто лучше скажет, тот и привяжет ленту к карусели.
«Из печи калачи в окошко мечи».. (Все повторяют)
Ребенок привязывает 2 ленточку
Воспитатель: Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
А вы, друзья, блинов хотите? Тогда внимательно смотрите сюда.
Чтобы приготовить нам блины, какие предметы нам необходимы?
(Воспитатель показывает необходимую посуду для блинов)
Как назвать эти предметы одним словом (посуда) .
А какие продукты необходимы для приготовления блинов?
Ребята, но я сегодня собираюсь испечь блины, но так разволновалась и забыла кое-что. Кто мне подскажет? Посмотрите, что я забыла взять из продуктов?
Воспитатель: Ай-да, молодцы, помогли мне, надеемся, что блинчики будут очень вкусными.
(Ребенок привязывает 3 ленточку)
А следующий день – четверг.
В четверг – Разгуляй, начинается широкая масленица.
хочешь, пой, хочешь, играй.
Ложки вот, не забывай! А где-же наши ложки?! Ложки наши музыкальные!
(Трек 2- Русская-народная Ансамбль ложкарей.
(Привязываем 4 ленточку)
Пятница - «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла. Ребята, а кто знает значение слова «Теща». Да, это мама жены.
(Воспитатель сама привязывает 5 ленту к карусели).
Суббота - «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины , звали к себе в гости и устраивались семейные чаепития. А слово «Золовка» -это сестра мужа
(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)
- А в воскресенье - «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
- Давайте вместе позовём весну закличкой.
(Привязываем последнюю ленту.)
- Вот привяжем мы к нашей карусели последнюю ленточку. Все мы дружно и активно украшали ленточками. Карусель наш получился красивый! Вот и настала пора за игру приниматься.
Игра «Карусель»
Вот и кончилась игра. Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А сейчас мы все дружно угостим вкусными блинами наших дорогих гостей!
Звучит песня «Масленица»
Воспитатель всех благодарит и предлагает приниматься за угощенье от Масленицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"
Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».
Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"
Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Путешествие по историческим местам Республики Татарстан".
- ознакомление с историческими местами РТ;- приобщать детей к духовным традициям и культуре татарского народа;- обогащать и активизировать словарный запас;- развивать интерес к изучению родного края;-...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Моздок - мой добрый светлый город»
Цели и задачи: Познакомить с историей возникновения города Моздока. Вызвать желание у детей рассказать о родном городе, его культуре, исторических местах, достопримечательностях. Закрепить назван...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Масленица. Цæрвкъахæн –народный праздник в Северной Осетии».
Тема: «Масленица.Цæрвкъахæн –народный праздник в Северной Осетии»....
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых. ...