Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (ФЦКМ) для старшей группы. Тема: «Масленица»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Литошенко Елена Владимировна

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим (ФЦКМ)  для старшей группы. Тема: «Масленица»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 по ознакомлению с окружающим (ФЦКМ)

для старшей группы

Тема: «Масленица»

Подготовила: воспитатель Литошенко Елена Владимировна

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативнаое развитие.

Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, скороговорки
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал: Чучело Масленицы, карусель из ленточек, иллюстрации, картинки о проведении праздника, угощение-блины
Словарная работа: праздник Масленица, проводы зимы, чучело, теща, золовка скороговорки, заклички.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, альбома «Праздник в детском саду», прослушивание народной музыки.

Ход занятия.

Воспитатель (Звучит Трек 1), в русском костюме заходит с приветствием) -Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Сему дому слава.

В доме к празднику все прибрались,

Сегодня мы гостей встречаем

Все готовы? (Да) . Ну, тогда

Ворота отворяйте, да гостей встречайте!

Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»

Дети : На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук делают "крышу".

Ну, а к дому путь закрыт. (Руки повернуты ладонями к груди,

средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".)

Мы ворота открываем , (Ладони разворачиваются).

Всех вас в гости приглашаем. Кланяются гостям.

Дети садятся

Воспитатель : - Дети, какое, сейчас, время года (зима)

Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица )

Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной.

Что является символом Масленицы (блин) .

Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы . Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это проводы зимы, праздник встречи с солнышком.

Воспитатель: К нам масленица идет кривошейка ,

Встретим мы ее хорошенько.

Под музыку(Русский народный)) вносят Масленицу , ставят посередине

Воспитатель : Вот ребята, перед нами Кукла-чучело Масленица. Это символ Зимы. Ее делают из соломы, надевают сарафан. А в конце праздника-сжигают, в знак прощания с зимушкой-зимой.

Праздник Масленицы длится неделю. Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели ? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня позабавимся,

На весёлой карусели покатаемся!

Ленточками украсим,

Ленточками не простыми,

Ленточками праздничными.

Что ни ленточка - то денёчек

Сколько дней в неделе, столько и ленточек.

(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)

Празднование Масленицы длится неделю по строго расписанному порядку.

- Итак, начинается Масленица в понедельник - первый день недели - «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:

-"Уходи, зима сопливая, приходи, весна красна, с сохою, с бороною, с колосочками".

Привязываем вместе с детьми 1 ленту к карусели, проговаривая слова) .

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему говорится зима сопливая?

Но несмотря на это нам нравится зима, потому что у зимы свои забавы. Какие зимние забавы мы знаем?

Давайте споём песню о том, какая снежная была наша зимушка-зима.

(дети поют песню «Как на тоненький ледок»)

Второй день - Вторник – назывался Заигрыш. Все вокруг веселятся, играют, катаются с горки.

Вот и нам пришла пора поиграть! Задачки порешаем детвора!

1. Решила бабушка блины испечь

Поставила тесто, да затопила печь.

Два блина для внучки, два блина для деда,

Для себя и два для соседа.

У ребят скорее спросим :

Сколько блинов получилось? (8)

2. Шесть веселых медвежат,

К нам на Масленку спешат .

Но один из них устал, и домой пошел

Детки пусть ответ найдут :

Сколько мишек к нам придут?

3. Пять блинов лежало в миске.

Два блина взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

4. Я на Масленке бывала ,

Чего там только не видала!

В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать, да только важнее - правильно.

Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

- Слово «мечи» - значит бросать метко. Кто лучше скажет, тот и привяжет ленту к карусели.

«Из печи калачи в окошко мечи».(Все повторяют)

Ребенок привязывает 2 ленточку

Воспитатель: Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А вы, друзья, блинов хотите? Тогда внимательно смотрите сюда.

Чтобы приготовить нам блины, какие предметы нам необходимы?

(Воспитатель показывает необходимую посуду для блинов)

Как назвать эти предметы одним словом (посуда) .

А какие продукты необходимы для приготовления блинов?

Ребята, но я сегодня собираюсь испечь блины, но так разволновалась и забыла кое-что. Кто мне подскажет? Посмотрите, что я забыла взять из продуктов?

Воспитатель: Ай-да, молодцы, помогли мне, надеемся, что блинчики будут очень вкусными.

(Ребенок привязывает 3 ленточку)

А следующий день – четверг.

В четверг – Разгуляй, начинается широкая масленица.

хочешь, пой, хочешь, играй.

Ложки вот, не забывай! А где-же наши ложки?! Ложки наши музыкальные!

(Трек 2- Русская-народная Ансамбль ложкарей.

(Привязываем 4 ленточку)

Пятница - «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла. Ребята, а кто знает значение слова «Теща». Да, это мама жены.

(Воспитатель сама привязывает 5 ленту к карусели). 

 Суббота - «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины , звали к себе в гости и устраивались семейные чаепития. А слово «Золовка» -это сестра мужа

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)

- А в воскресенье - «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай солнышко - колоколнышко,

Приноси урожай в наш родимый край!

- Давайте вместе позовём весну закличкой.

(Привязываем последнюю ленту.)

- Вот привяжем мы к нашей карусели последнюю ленточку. Все мы дружно и активно украшали ленточками. Карусель наш получился красивый! Вот и настала пора за игру приниматься.

Игра «Карусель»

Вот и кончилась игра. Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А сейчас мы все дружно угостим вкусными блинами наших дорогих гостей!

Звучит песня «Масленица»

Воспитатель всех благодарит и предлагает приниматься за угощенье от Масленицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"

Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».

Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"

Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Путешествие по историческим местам Республики Татарстан".

- ознакомление с историческими местами РТ;- приобщать детей к духовным традициям и культуре татарского народа;- обогащать и активизировать словарный запас;- развивать интерес к изучению родного края;-...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Моздок - мой добрый светлый город»

Цели и задачи: Познакомить с историей возникновения города Моздока. Вызвать желание у детей рассказать о родном городе, его культуре, исторических местах, достопримечательностях. Закрепить назван...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»

       Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,          о пользе и вреде насекомых.      ...