Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Игнатьева Любовь Васильевна

Цель: расширение представлений и знаний у детей старшего дошкольного возраста об игрушках.

Задачи

Образовательные:

  • Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят.
  • Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме.

Развивающие:

  • Развитие диалогической речи, зрительного внимания, общей моторики, логического мышления, сообразительности, воображения.

Воспитательные:

  • Формирование положительной установки детей на участие в занятии.
  • Воспитание навыков общения в игре и на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

направлению развития детей»

Конспект

образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Игрушки»

для детей старшего дошкольного возраста

Игнатьева Л.В.

Должность воспитатель

Группа №8 «Аленький цветочек»

г. Шарыпово 2024

Цель: расширение представлений и знаний у детей старшего дошкольного возраста об игрушках.

Задачи

Образовательные:

  • Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят.
  • Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме.

Развивающие:

  • Развитие диалогической речи, зрительного внимания, общей моторики, логического мышления, сообразительности, воображения.

Воспитательные:

  • Формирование положительной установки детей на участие в занятии.
  • Воспитание навыков общения в игре и на занятии.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за игрой деятельность воспитанников.
  • Загадывание загадок, чтение стихотворений о детских играх.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, вопрос, активное слушанье, отгадывание загадок, словесные игры, физкультминутка, познавательная деятельность, анализ работы.

Материалы и оборудование:

  • игрушки из разного материала,
  •  предметные картинки с изображением игрушек и их изготовлением,
  • разрезные картинки,
  • мольберт,
  • мяч,
  • бубен.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Ход организованной образовательной деятельности

I – Организационный момент

Дети заходят в группу, образуя круг.

Организационный момент:

Воспитатель: - «Давайте в круг скорее встанем,

И новый день мы так восславим!

Пусть будет ярко и светло!

И нам всем будет хорошо!»

Воспитатель: - «Ребята, вы любите путешествовать?»( Дети: - «Да») 

Воспитатель: - «Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. А поможет нам в этом необычный волшебный цветок. Сейчас я загадаю вам загадку»

Лети, лети, лепесток

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Чуть коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели.

Воспитатель: - «Как называется этот цветок?» (Дети: - «Цветик – семицветик»)

Воспитатель: - «Как вы думаете, почему его так назвали?» (Дети: - «Его так назвали потому, что у него семь лепестков разного цвета»)

Воспитатель: - «Давайте назовём его цвета» (Дети: - «Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый»)

Воспитатель: - «Перед тем, как отправиться путешествовать, мы будем отрывать по одному из лепестков и говорить волшебные слова»

Лети, лети, лепесток

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Чуть коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели.

II – Основная часть

Воспитатель отрывает один лепесток и, имитируя полёт лепестка (под музыку), подводит детей к закрытой полке, на которой находит конверт (игрушки спрятаны за шторкой).

Воспитатель: - «Ребята, а наш Цветик – семицветик не простой – красный лепесток привёл нас к необычному конверту. Посмотрим, что там внутри?» (Воспитатель разворачивает конверт, читает.)

«Дорогие ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, что находится за шторкой. Ваш Цветик – семицветик.»

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом её вы заведите –

Колёсики начнут крутиться,

Поставьте и она помчится. (Заводная машинка)

Ребятам весело со мной:

На ножке я кручусь одной,

Пока верчусь, я не тужу,

Кружу – жужжу, жужжу – кружу. (Юла)

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать –

Станет кверху летать. (Мяч)

Он и стройный, и красивый,

У него густая грива!

Жаль, нельзя на нём промчаться,

Можно только покачаться. (Лошадка – качалка)

Зверь любимый весь из плюша:

Лапки, хвостик, даже уши. (Плюшевый мишка)

Какую игрушку

Сначала пополам ломают,

А потом в неё играют? (Матрёшка)

Строю дом из кирпичей,

Он пока ещё ничей.

Вот кирпичик к кирпичику –

Строю всё, что захочу!

Не нравится – ломаю

И снова начинаю. (Кубики)

У моей подружки Зины

Есть дочурка из резины.

Кудри дочки – из капрона,

Юбочка – из поролона.

Зина кнопочку нажмёт –

Дочка маму позовёт. (Кукла)

Воспитатель: - «Ребята, так что же находится за шторкой?» (Дети: - «Игрушки») Воспитатель: - Правильно, это все игрушки, но посмотрите, какие они разные. А чем они отличаются друг от друга? (Цветом, размером, формой, материалом, назначением…)

Воспитатель: - «Давайте оторвём второй листок и посмотрим, куда он нас приведёт.»

Воспитатель отрывает второй лепесток и, имитируя полёт лепестка (под музыку), подводит детей к столам, на которых находятся конверты с разрезными картинками. Проводится игра.

Игра «Собери целое»

Воспитатель:- «Ребята, оранжевый лепесток привёл нас к новому заданию. Кто-то разрезал картинки на несколько частей. Каждая часть имеет рамку своего цвета, отличного от цвета других рамок. Давайте попробуем их собрать. Для этого выберите любой фрагмент, подойдите к столам, на которых лежат метки такого же цвета, как рамка у картинок. Составьте картинку из фрагментов. Что у вас получилось?» (Дети: - «Картинки с игрушками»)

Воспитатель: - «Почему они называются игрушками?» (Дети: - «Потому, что ими играют»)

Воспитатель:- «А знаете ли вы, откуда берутся игрушки? Где делают игрушки? Какие раньше были игрушки и во что играли наши прабабушки и прадедушки?»

Я вам предлагаю отправиться дальнее в путешествие и поможет нам в этом наш волшебный цветок.»

Воспитатель отрывает третий лепесток и, имитируя полёт лепестка (под музыку), подводит детей к мольберту. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:- «Ребята, вы все любите игрушки, любите играть с ними, но,  наверное, не все знаете, где и как делают игрушки. Игрушки делают на фабрике игрушек взрослые люди. Я вам расскажу, как делают куклу.  На фабрике есть разные цеха и в каждом изготавливаются игрушки из разных материалов. Сначала скульптор придумывает игрушку, создаёт нужную форму для деталей. У куклы разные детали делают отдельно на специальных станках. Потом художник или специальные машины раскрашивают их, и они становятся яркими, нарядными. На специальных машинах кукле пришивают волосы. В цеху работает очень много людей, которые сидят возле конвеера и каждый выполняет определённую работу. Готовые детали поступают в цех, где люди собирают их вместе. Потом куклу одевают и отправляют в упаковочный цех. Дальше куклы поступают в магазин.»

Воспитатель:- « А в какие игрушки играли наши прабабушки?»

«Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, дети играли деревянной куклой. Вот такой (показывает). На что она похожа? Интересно играть с такой куклой?(…) Да, она совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она не красочная. Вот человек и придумал другую (показывает глиняную). Из чего она сделана? Как украшена? А глиняной куклой удобно играть? Почему?(…)

Потом люди придумали соломенную куклу. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот такая получалась кукла (показывает).

Воспитатель:- «Ребята, а соломенной куклой интересно играть? Почему?» (Дети: - «Интересно, но она не прочная»).

Воспитатель: - «Да, она легко ломается, её нельзя одеть, раздеть. Прошло много лет и человек придумал другую куклу – тряпичную (показывает). Почему она так называется?» (Дети: - «Потому что сделана из ткани»).

Воспитатель: - «Из   ткани люди  шили  себе одежду, а  для   детей кукол. Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь что-нибудь мягкое и украшали. Тряпичная кукла быстро пачкалась, её нельзя раздеть, одеть. А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился из неё делать различные предметы, в том числе и кукол (показывает). Такими куклами удобно играть. Их можно купать, одевать, раздевать, расчёсывать. Такие куклы сами ходят, говорят, танцуют, поют. У них сгибаются руки и ноги, поворачивается и наклоняется голова»

Физкультминутка

Я люблю свои игрушки:           Дети выполняют «пружинку», руки на поясе.

Куклы, мячики, хлопушки,      Хлопают в ладоши.

Буратино и Мальвину –

Все поместятся в машину.      Приседают на корточки.

Я машину заведу,                     Встают, заводят руками «моторчики» - выполняют  

                                                               вращение рук вперёд-назад перед грудью.

Я на улицу пойду.                    Шагают на месте.

Ой, уехала машина,                 Кисти рук прикладывают к щекам, качают головой.

По дороге едут шины.   Идут по кругу друг за другом, руками выполняют вращения вверх-вниз вдоль боковой поверхности туловища.

За машиной побегу,                 Бегут по кругу. 

Я игрушки догоню.

Свои игрушки догоню,    Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. 

Потому что их люблю.     Разводят руки в стороны, обнимают обеими руками себя за плечи.   

Воспитатель:- «Отдохнули, теперь снова отправляемся в путь»              

Воспитатель отрывает четвёртый лепесток, имитирует полёт лепестка (под музыку). Дети кружатся на месте (можно делать только один поворот). На лепестке написано задание: поиграть в игру «Из какого материала сделана игрушка?»

Игра «Из какого материала сделана игрушка?»

Дети встают в круг. У некоторых детей в руках игрушки. Под музыку дети начинают передавать игрушки по кругу. Музыка заканчивается. У кого в руках

игрушки, тот отвечает на вопрос: «Из какого материала сделана игрушка?» Игрушки заменяются. Игра повторяется.

Воспитатель отрывает пятый лепесток и, имитируя полёт лепестка (под музыку), подводит детей к столу с водой. Дети образуют полукруг.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если положить деревянный кубик в воду, он утонет? (Нет) Почему вы так считаете? (Дерево не тонет и деревянные предметы не тонут) А что будет делать кубик? (Держаться на поверхности воды, плавать) Сейчас мы это проверим.

Воспитатель опускает деревянный кубик в небольшой тазик с водой. Все наблюдают за кубиком.

Воспитатель:- «А пластмассовый кубик утонет?» (Дети: - «Нет»)

Воспитатель: - « Почему?»

Воспитатель опускает пластмассовый кубик в небольшой тазик с водой. Все наблюдают за кубиком.

Воспитатель:- «Какая ещё из этих игрушек не утонет?» (Дети: - «Резиновый мяч») Воспитатель: - «Почему вы так думаете? Сейчас проверим»

Воспитатель опускает резиновый мяч в небольшой тазик с водой. Все наблюдают за мячиком.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.   (А.Барто)

Воспитатель: - «А какие игрушки утонут в воде?» (Дети: - «Плюшевый мишка, металлическая машинка»)

Воспитатель: -  «Почему?»

Воспитатель отрывает шестой лепесток и, имитирует полёт лепестка (под музыку). Ребята, шестой лепесток поможет нам вернуться из нашего необычного путешествия. Но для этого нам надо проверить, все ли на месте, не потерялся ли кто. Поиграем в игру.

Игра «Кто где стоит?»

Воспитатель задаёт детям вопросы:

-Кто стоит рядом с тобой?

-Кто стоит справа (слева) от тебя?

-Между кем ты стоишь?

-За кем стоит…

-Кто стоит перед тобой?

-Кто стоит после…

(Задача воспитателя – добиться полного ответа на заданные вопросы)

Никто не потерялся? Все на месте?

Итог занятия.

Воспитатель:- «Ребята, какое задание вам больше всего запомнилось?

А как вы думаете, с каким заданием вы справились лучше всего?

Что бы вы хотели рассказать своим родителям?

А какие задания вы бы хотели выполнить дома?» (Дети: - «Эксперименты с водой»)

У нас остался всего один лепесток. Давайте скажем волшебные слова и посмотрим, куда он нас приведёт.

Воспитатель отрывает последний лепесток и, имитируя полёт лепестка (под музыку), приводит ребят к конверту с сюрпризом – воздушными шариками.

Воспитатель:- «Ребята, в этом конверте находятся воздушные шарики. А знаете ли вы, что из них тоже можно сделать игрушки? Хотите, покажу?» Дальше воспитатель показывает, как из воздушного шарика можно сделать собачку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...