Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Осенины»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по познавательному развитию в старшей группе
«Осенины»
Цель: знакомить с традиционным народным календарем.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о чередовании времен года;
- закреплять знания о сезонных изменениях в природе;
- расширять представления об овощах и фруктах;
- приобщать к русскому народному творчеству;
- формировать эстетическое отношение к природе.
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
- приобщать детей к словесному искусству;
- развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
- приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
- воспитывать желание работать друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательному развитию в старшей группе
«Осенины»
Цель: знакомить с традиционным народным календарем.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о чередовании времен года;
- закреплять знания о сезонных изменениях в природе;
- расширять представления об овощах и фруктах;
- приобщать к русскому народному творчеству;
- формировать эстетическое отношение к природе.
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
- приобщать детей к словесному искусству;
- развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
- приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
- воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки на тему «Осень»
Раздаточный материал: корзинки, карточки с изображением фруктов, овощей, грибов, д. и «Съедобный - несъедобный»
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
2.Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? (Осень. Осень поздняя.)
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы случилось? (Птицы не успеют на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснуться, люди не успеют собрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т.д.)
Воспитатель: Верно, ребята в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно морозы усиливаются, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью трудятся все: и птицы, и насекомые, и звери, и мы – люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А завершалась осень праздником. В старину на Руси наши предки справляли праздник, который назывался Осенины, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию. К этому времени завершаются все огородные и полевые работы. Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. В старину были ребята вот такие праздники.
Воспитатель: Ребята, а давайте отправимся в путешествие. Старичок Осень знает, что мы ребята смышленые и сможем пройтись по лесам и огородам. Проверим, все ли готовы к зиме? Я предлагаю вам, ребята навести порядок. Старичок оставил нам подсказку, где нас ждет первое задание. Давайте взглянем и решим, куда нам нужно двигаться.
1. Первое задание нас ждет в саду.
Воспитатель: Что же здесь росло, почему старичок нас сюда послал? (Фрукты, ягоды).
Воспитатель: Но все фрукты и ягоды уже собраны. Что же мы упустили…
Висят антоновские яблоки.
Воспитатель: Ребята яблоки бывают разных сортов. Есть яблоки, которые мы сможем есть в конце лета, а есть те, которые летом кислые, а зимой сладкие. Это антоновские яблоки. Собирать их нужно аккуратно, чтобы они сохранились на всю зиму
(Дети собирают яблоки в корзины)
Воспитатель: Старичок нас все равно не пускает к следующему заданию. Странно, мы же все собрали, можно и зимовать. Как вы думаете, в таком виде их можно будет хранить всю зиму? (Ответы детей).
Воспитатель: Собрать-то мы собрали все фрукты и ягоды, но ничего не приготовили!
Дидактическая игра «Кулинария»
На листах нарисованы знаки: снежинка, солнце, банка, кастрюля. Ребята распределяют, что можно сделать из предложенных им фруктов и ягод.
Воспитатель: Ну, вот мы и справились. Старичок Осень нам за выполненное задание дарит нам фрукты и дает следующую подсказку. (Воспитатель показывает изображение огорода.)
2. Идем в огород.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за лето выросло на нашем огороде (Дети перечисляют названия овощей).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что не успели собрать в огороде? (Капуста! Собирают)
Воспитатель: Капуста собрана, а теперь кто мне поможет узнать, что можно приготовить из капусты? (Ответы детей).
Д.и «Что можно приготовить из капусты»
(Дети отвечают: пустить в суп, тушить, сделать пироги с капустой, квасить, сделать салат)
Воспитатель: Есть овощи, у которых люди едят вершки – это верхняя съедобная часть. А есть овощи, у которых едят корешки – съедобная часть, которая находится в земле. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, какие части овощей люди употребляют в пищу.
Малоподвижная игра «Вершки-корешки»
Когда называется овощ, у которого едят корешки – все приседают, если вершки – встают. (Помидор, свекла, картофель, перец, кабачок, укроп, репа, морковь, лук, капуста, редиска, чеснок, баклажан).
Воспитатель: Молодцы, все верно определили
Воспитатель: Ну, вот мы и справились. Старичок Осень нам за выполненное задание дарит нам овощи и дает следующую подсказку. Воспитатель показывает изображение леса. (Идем в лес).
Физкультминутка «Вместе по лесу идем»
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим на опушку
Кто же здесь устроил лужу.
Много листьев вокруг (Потягивания – руки в стороны.)
Вот дубовый, вот кленовый,
Липовый, березовый (Собирают листья)
И направо и налево (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот.)
К небу ручки протянули,
позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место все пришли.
3. А теперь идем в лес.
Воспитатель: Почему не слышно птиц? (Ответы детей).
Дети видят пенек, в который звери спрятали орехи и желуди на зиму
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети в недоумении
Воспитатель: Это запасы, которые животные приготовили себе на зиму. Нельзя их разорять!
Воспитатель: Вот вам дары леса: всем по лукошку грибов. Старичок-Осень не просто так нас сюда направил. Давайте подумаем, что здесь не так. (В лукошках грибов есть и ядовитые)
Игра на липучках «Съедобный - несъедобный»
Ребята распределяют грибы. Ядовитые грибы оставляют в лесу, а съедобные кладут в лукошко. По ходу игры воспитатель спрашивает у детей, почему именно этот гриб они не относят к съедобным, и наоборот.
Воспитатель: Какие вы все знатоки! Все отличные грибники! А что же можно сделать с грибами, чтобы их можно было есть зимой (Высушить, засолить, заморозить и т.д.)
Воспитатель: И в лесу мы ребята все убрали, наш старичок-Осень теперь доволен, и дает нам дары леса. Давайте сложим их в наши корзинки. И двинемся в путь по парку обратно в сад.
Дети видят, на ковре рассыпаны листья: Как много тут листьев! (Воспитатель предлагает собрать их в свои корзинки)
Дети по ходу сбора говорят листья, каких деревьев они собирают (кленовый, дубовый, березовый)
Воспитатель: Ребята давайте присядем, отдохнем. Мы сегодня потрудились на славу.
3.Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, дети, где мы бывали и что мы искали? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нам Осень принесла, посмотрите в свои корзинки? (Ответы детей).
Воспитатель: В какие игры играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какое задание от старичка-Осени вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Воспитатель: А может, кому-то из вас было трудно справиться с заданием? (Ответы детей). Каким? (Ответы детей).
Воспитатель: А если бы мы не трудились, мы бы получили с вами дары Осени? (Ответы детей).
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...
Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)
Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная дея
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе № 5 на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных обла...