Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Осенины»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по познавательному развитию в старшей группе

«Осенины»

Цель:  знакомить с традиционным народным календарем.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления о чередовании времен года;
  • закреплять знания о сезонных изменениях в природе;
  • расширять представления об овощах и фруктах;
  • приобщать к русскому народному творчеству;
  • формировать эстетическое отношение к природе.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность;
  • развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
  • приобщать детей к словесному искусству;
  • развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
  • приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
  • воспитывать желание работать  друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию в старшей группе

«Осенины»

Цель:  знакомить с традиционным народным календарем.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления о чередовании времен года;
  • закреплять знания о сезонных изменениях в природе;
  • расширять представления об овощах и фруктах;
  • приобщать к русскому народному творчеству;
  • формировать эстетическое отношение к природе.

Развивающие: 

  • развивать познавательную активность;
  • развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
  • приобщать детей к словесному искусству;
  • развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.

Воспитательные: 

  • воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
  • приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
  • воспитывать желание работать  друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

Демонстрационный материал: картинки на тему «Осень»

Раздаточный материал: корзинки, карточки с изображением фруктов, овощей, грибов,  д. и «Съедобный - несъедобный»

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

2.Основная часть

Методические приемы

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? (Осень. Осень поздняя.)

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы случилось? (Птицы не успеют на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснуться, люди не успеют собрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т.д.)

Воспитатель: Верно, ребята в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно морозы усиливаются, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью трудятся все: и птицы, и насекомые, и звери, и мы – люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А завершалась осень праздником. В старину на Руси наши предки справляли праздник, который назывался Осенины, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию.  К этому времени завершаются все огородные и полевые работы. Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. В старину были ребята вот такие праздники.

Воспитатель: Ребята, а давайте отправимся в путешествие. Старичок Осень знает, что мы ребята смышленые и сможем пройтись по лесам и огородам. Проверим, все ли готовы к зиме? Я предлагаю вам, ребята навести порядок. Старичок оставил нам подсказку, где нас ждет первое задание. Давайте взглянем  и решим, куда нам нужно двигаться.

1. Первое задание нас ждет в саду.

Воспитатель: Что же здесь росло, почему старичок нас сюда послал? (Фрукты, ягоды).

Воспитатель: Но все фрукты и ягоды уже собраны. Что же мы упустили…

Висят антоновские яблоки.

Воспитатель:  Ребята яблоки бывают разных сортов. Есть яблоки, которые мы сможем есть в конце лета, а есть те, которые летом кислые, а зимой сладкие. Это антоновские яблоки. Собирать их нужно аккуратно, чтобы они сохранились на всю зиму

 (Дети собирают яблоки в корзины)

Воспитатель: Старичок нас все равно не пускает к следующему заданию. Странно, мы же все собрали, можно и зимовать. Как вы думаете, в таком виде их можно будет хранить  всю зиму? (Ответы детей).

Воспитатель: Собрать-то мы  собрали все фрукты и ягоды, но ничего не приготовили!

Дидактическая игра «Кулинария»

На листах нарисованы знаки: снежинка, солнце, банка, кастрюля. Ребята распределяют, что можно сделать из предложенных им фруктов и ягод.

Воспитатель: Ну, вот мы и справились. Старичок Осень нам за выполненное задание дарит нам фрукты и дает следующую подсказку. (Воспитатель показывает изображение огорода.)

2. Идем в огород.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за лето выросло на нашем огороде (Дети перечисляют названия овощей).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что не успели собрать в огороде? (Капуста! Собирают)

Воспитатель: Капуста собрана, а теперь кто мне поможет узнать, что можно приготовить из капусты? (Ответы детей).

Д.и «Что можно приготовить из капусты»

(Дети отвечают: пустить в суп, тушить, сделать пироги с капустой, квасить, сделать салат)

Воспитатель: Есть овощи, у которых люди едят вершки – это верхняя съедобная часть. А есть овощи, у которых едят корешки – съедобная часть, которая находится в земле. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, какие части овощей люди употребляют в пищу.

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

        Когда называется овощ, у которого едят корешки –  все приседают, если вершки – встают. (Помидор, свекла, картофель, перец, кабачок, укроп, репа, морковь, лук, капуста, редиска, чеснок, баклажан).

Воспитатель: Молодцы, все верно определили

Воспитатель: Ну, вот мы и справились. Старичок Осень нам за выполненное задание дарит нам овощи и дает следующую подсказку. Воспитатель показывает изображение леса. (Идем в лес).

Физкультминутка «Вместе по лесу идем»

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим на опушку

Кто же здесь устроил лужу.

Много листьев вокруг (Потягивания – руки в стороны.)

Вот дубовый, вот кленовый,

Липовый, березовый (Собирают листья)

И направо и налево (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот.)

К небу ручки протянули,

позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место все пришли.

3. А теперь идем в лес.

Воспитатель: Почему не слышно птиц? (Ответы детей).

Дети видят пенек, в который звери спрятали орехи и желуди на зиму

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети в недоумении

Воспитатель: Это запасы, которые животные приготовили себе на зиму. Нельзя их разорять!

Воспитатель: Вот вам дары леса: всем по лукошку грибов. Старичок-Осень не просто так нас сюда направил. Давайте подумаем, что здесь не так. (В лукошках грибов есть и ядовитые)

Игра на липучках «Съедобный - несъедобный»

        Ребята распределяют грибы. Ядовитые грибы оставляют в лесу, а съедобные кладут в лукошко. По ходу игры воспитатель спрашивает у детей, почему именно этот гриб они не относят к съедобным, и наоборот.

Воспитатель: Какие вы все знатоки! Все отличные грибники! А что же можно сделать с грибами, чтобы их можно было есть зимой (Высушить, засолить, заморозить и т.д.)

Воспитатель: И в лесу мы ребята все убрали, наш старичок-Осень теперь доволен, и дает нам дары леса. Давайте сложим их в наши корзинки. И двинемся в путь по парку обратно в сад.

Дети видят, на ковре рассыпаны листья:  Как много тут листьев! (Воспитатель предлагает собрать их в свои корзинки)

        Дети по ходу сбора говорят листья, каких деревьев они собирают (кленовый, дубовый, березовый)

Воспитатель: Ребята давайте присядем, отдохнем. Мы сегодня потрудились на славу.

3.Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, дети, где мы бывали и что мы искали? (Ответы детей)

Воспитатель:   Что нам Осень принесла, посмотрите в свои корзинки? (Ответы детей).

Воспитатель:  В какие игры играли? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель:  Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей) 

Воспитатель:  Ребята, какое задание от старичка-Осени вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

 Воспитатель:  А может, кому-то из вас было трудно справиться с заданием? (Ответы детей). Каким? (Ответы детей).

 Воспитатель:  А если бы мы не трудились, мы бы получили с вами дары Осени? (Ответы детей).

Воспитатель:  Что было сложным? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная дея

Открытое занятие по  познавательному развитию в старшей группе № 5 на тему: «Вода  - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных обла...