Проект «Волшебный песок»
проект по окружающему миру

Изучение совойств песка с детьми среднего дошкольного возраста и профилактика вэмоционально-волевой сферы, также  имеется  конспект к проекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_pesok.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект «Волшебный песок»

 «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить изменяться… для детей лучшая игрушка — куча песка».

К.Д. Ушинский

Цели проекта: изучение свойств и особенностей песка, его возможностей в работе с детьми; формирование основ для социальной успешности дошкольников, сохранение и укрепление психического здоровья детей через внедрение элементов игры с песком в практику работы ДОО; повышение профессиональной компетенции педагога как организатора разнообразных видов детской деятельности; профилактика проблем эмоционально-волевой сферы.

Задачи проекта:

1) в работе с детьми:

  • развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, формирование стремления к активной деятельности;
  • развитие способности к самоконтролю и саморегуляции своих действий;
  • создание положительного эмоционального настроя, формирование умения доводить работу до конца;
  • развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);
  • формирование умения выстраивать композиции на песке по образцу;
  • профилактика детских конфликтов и агрессивного поведения;

2) в работе с педагогом:

  • повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий для их переноса в практическую деятельность;
  • развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений;
  • развитие творческого потенциала педагога, самостоятельности и инициативы;
  • формирование потребности в профессиональном росте.

Этапы проекта:

1. Организационный. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме проекта. Определение методологии исследования, понятийного аппарата, проблем, объекта, предмета, задач.

2. Методический. Данный этап предполагает решение следующих задач:

  • составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы (что уже есть и что нужно сделать);
  • создание картотеки игр с песком;
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
  • определение задач воспитательно-образовательного процесса;
  • планирование деятельности педагога.

3. Практический. Реализация проекта. Практическая часть включает 5 игровых сеансов (приложение), проводимых по одному на протяжении 5 дней.

4. Аналитический. Подведение итогов, анализ результатов. Оформление материалов проекта. Презентация.

Результаты проекта:

  • улучшились личностные отношения между детьми;
  • повысилась самооценка у большинства участников;
  • сформировался интерес к исследовательской деятельности;
  • педагог приобрел опыт самостоятельного выбора теоретико-исследовательской деятельности, оценки и самооценки полученных результатов;
  • сформировалась картотека игр с песком.
Приложение

Конспекты игровых сеансов проекта «Волшебный песок»

Количество человек в группе: 8–10.
Продолжительность игрового сеанса: 30 мин.
Место проведения: в группе или на площадке во время прогулки.
Ведущие: педагог-психолог, воспитатель группы.
Материалы и оборудование: песочница размером 35×35×5 в группе; стандартная песочница на улице; набор миниатюрных игрушек и предметов (крышки, палочки и т. п.), в совокупности символизирующих мир; различный иллюстративный материал по теме проекта.
Музыкальное сопровождение: аудиозаписи со звуками природы, музыка для релаксации, классические произведения (из серии «Классика для детей»).

Игровой сеанс 1. «Игры с песком»

Материалы и оборудование: две песочницы, сухой и мокрый песок, разноцветные камешки, искусственные цветы и листья, бусины, неострые кусочки стекла, фигурки животных, машинки разных цветов и размеров.

Ход игрового сеанса

1. «Знакомство с песком»

Цели: стабилизация психоэмоционального состояния, стимуляция развития сенсорики, тактильно-двигательной чувствительности.

Инструкция. Вниманию детей предлагаются две песочницы — с сухим и мокрым песком. Сначала они берут в руки сухой, затем мокрый песок и рассказывают о своих ощущениях. Далее им предлагается ответить на вопрос: что можно делать с сухим и мокрым песком?

2. «Отпечатки наших рук»

Цели: развитие умения работать по образцу, взаимодействовать с педагогом и сверстниками, развитие фантазии.

Инструкция. Детям предлагается вслед за педагогом оставить на влажном песке отпечатки своих рук, после чего самостоятельно украсить их камушками, бусинками, цветочками и т. п.

3. «Волшебный секретик»

Цели: формирование умения проявлять инициативу; развитие координации движения, мелкой моторики рук, фантазии.

Инструкция. Детям предлагается сделать «секретики», использовав на выбор любые подручные материалы (камешки, цветочки, листики и т. п.). Если кто-то из детей затрудняется или не решается начать игру, педагог сам начинает собирать «секретик», зарывать его в песок, отыскивать, при этом комментируя свои действия: «Вот какой красивый блестящий камешек… Нравится?.. Положу в эту маленькую ямку и зарою… Ой, где же мой секретик?.. Помоги мне его найти!..»

4. «Домики для животных»

Цели: формирование умения взаимодействовать друг с другом, проявлять самостоятельность и инициативу; развитие фантазии.

Инструкция. Детям предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых они выбирают самостоятельно. Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно строить из песка. Главное — не навязывать свои варианты, а подавать идеи, если кто-то из детей затрудняется с выбором. Во время игры педагог перечисляет животных, называя их детенышей в единственном и множественном числе.

5. «Транспорт»

Цели: развитие умения конструировать, ориентироваться в пространстве, работать в группе, организовывать совместную деятельность и строить продуктивные отношения.

Инструкция. Детям предлагается построить дорогу, используя игрушки (дома, мосты, машинки, фигурки человечков и т. п.). В качестве дополнительного задания — машины следует подбирать по цвету, размеру, форме, находить для них подходящих пассажиров.

Игровой сеанс 2. «Опыты с песком»

Материалы: мультимедийная презентация о песке, песочница, всевозможные игрушки и подручный материал.

Ход игрового сеанса

1. Приветствие. Введение в игру

Педагог:
Добрый день, добрый день,
Солнце, свет, земля.
Очень рады видеть вас
Мои друзья и я!
Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора:
Но не лепкой и не чтением
Ждут нас опыт и игра!

Педагог-психолог: Ребята, сегодня мы с вами исследователи, а потому будем проводить опыты и эксперименты. Вы готовы?.. А вот что будем исследовать, вам предстоит угадать… (Представляет вниманию детей ящик, накрытый салфеткой.) Перед вами ящик, но не простой. Опустите туда руку, и вы узнаете, что нужно нам для занятия… (Песок.) А как вы догадались?.. Ну что, проверим ваши предположения?..

2. Презентация «О песочке» (тезисы)

Строительный материал, который чаще всего попадается нам на глаза, это песок.

Песок — осадочная горная порода, которая состоит из зерен горных пород. Очень часто встречается песок, состоящий из почти чистого минерала — кварца.

Песок применяется в строительных работах, а именно для изготовления растворов и бетонов.

Тяжелый искусственный песок представляет собой рыхлую смесь частиц, которые получаются с помощью дробления твердых и плотных горных пород. Чаще всего такие песчинки имеют остроугольную форму с шероховатой поверхностью. Искусственные пески используются в декоративных садах и для украшения стен дома снаружи.

Другой разновидностью песка является керамзит. Он представляет собой небольшие камешки, легкие по весу, и не пострадает ни от огня, ни от горячей воды. Поскольку керамзит изготавливают только из глины, его считают одним из самых экологически безопасных утеплителей. Керамзит применяют для теплоизоляции при строительстве кровли, полов, стен, в садах и на дачных участках, насыпных дорогах и т. д.

Еще один вид песка — кварцевый. Его получают дроблением и рассевом молочно-белого кварца. Рассев — это специальная машина, представляющая собой набор сит (от слова «сито»). Кварцевый песок применяется в производстве декоративно-отделочных материалов, в фасадных и интерьерных штукатурках, ландшафтном дизайне. Кроме всего прочего, при изготовлении бетонных блоков позволяет получать мягкие, пастельные (то есть мягкие, нежные) оттенки. Также используется в общественном питании для использования в мармитах при приготовлении кофе на песке. Мармит, другими словами, — кастрюля, котелок.

Примечание. После просмотра презентации детям предлагаются вопросы для закрепления материала.

3. Опыты с песком

«Откуда берется песок»
Материалы: камни, листы белой бумаги, лупа.
Инструкция педагога-психолога: Возьмите два камня и постучите ими друг о друга… потрите их над листом бумаги… Как вы думаете, что это сыплется?.. Возьмите лупы, рассмотрите это… Как мы получили песок?.. Как в природе появляется песок?..
Вывод: ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

«Из чего состоит песок»
Материалы: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Инструкция педагога: Насыпьте песок на листок бумаги… с помощью лупы рассмотрите его… Из чего состоит песок? (Из зернышек-песчинок.) Как выглядят песчинки?.. Похожи ли песчинки одна на другую?..
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

«Куда исчезла вода»
Материалы: стаканчики с песком и водой.
Инструкция педагога-психолога: В стаканчик с песком налейте воды. Потрогайте песок… Каким он стал?.. Куда исчезла вода?..
Вывод: вода быстро впитывается в песок.

«Лепим из песка»
Материалы: подносы с мокрым песком.
Инструкция педагога: А теперь давайте попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски… Оставим до высыхания… Что происходит с поделками из песка после высыхания?..
Вывод: из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материалы: поднос с мокрым песком, различные формочки, стаканчики, ложечки.
Инструкция педагога-психолога: Насыпьте мокрый песок в формочки… сделайте фигурки… Какие фигурки получились?.. Из какого песка удалось сделать фигурки?..
Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то, высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает в строительстве домов.
Вывод: мокрый песок принимает любую форму.

«Песок очищает воду»
Материалы: воронка, вода, мелкий мусор — бумажки, палочки, веточки.
Инструкция педагога: Ребята, есть метод очистки воды, который используют в очистных сооружениях, — это очистка песком. Возьмите воронку… поместите в нее песок… а затем медленно выливайте воду… (В воду заранее необходимо положить кусочки бумаги, палочки, веточки и т. п.) Что происходит с водой?..
Где остается мусор?.. Что делает песок с водой?..
Вывод: песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее.

4. Свободная игра с песком

Цель: стимулирование творческой активности посредством выбора вида деятельности.

Предварительные вопросы (для понимания правил работы с песком):

  • Можно ли кидаться песком?
  • Можно ли разбрасывать песок?
  • Можно песок пробовать на вкус?

Инструкция. Детям предлагается сделать из песка все, что им захочется.

5. Рефлексия

Педагог: Ребята, что понравилось вам больше всего?.. Расскажите о своих впечатлениях… Что получилось?.. Что хотелось бы сделать еще?..

Игровой сеанс 3. «Книги о песке»

Цель: получение новых знаний из других источников (в частности, из книг).

Задачи:

  • расширить представления детей о песке и жителях пустыни;
  • развить умение содержательно, последовательно и эмоционально рассказывать об интересных фактах;
  • развить умение выслушивать друг друга до конца.

Литература:
1) Павлинов И.Я. Самая полная энциклопедия животных. М.: ОЛМА, 2008.
2) Скиба Т.В. Иллюстрированная энциклопедия маленьких почемучек. Владис, 2014.
3) Хомич Е.О. Что? Зачем? Почему? Минск: 2009.

Игровой сеанс 4. «Мы — дружная команда!»

Цель: создание коллективной работы на основе впечатлений от предыдущих игровых сеансов.

Задачи:

  • развить навыки коллективной работы (умение распределить обязанности работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу);
  • развить познавательные процессы;
  • развить мелкую моторику пальцев руки;
  • развить умение самостоятельно выполнять работу, устранять ошибки с помощью других или без нее.

Материалы: манная крупа, выкрашенная предварительно в разные цвета; гуашь (акриловая краска); клей ПВА; кисточка для клея; лист ватмана с изображением пустыни простым карандашом (кактусы, верблюд, барханы, солнце и проч.).

Ход игрового сеанса

Перед тем как приступить к работе, детям предлагается вспомнить, как выглядит пустыня, какие цвета в ней преобладают, поговорить о ее обитателях.

После ответов воспитанники подходят к столу. Перед работой важно дать детям следующую установку: если у кого-то из них возникли сложности и нужна помощь — он может обратиться или к своим друзьям, или к педагогам.

Технология выполнения работы. Предварительно необходимо распределить между детьми, кто какой участок (фрагмент) рисунка будет раскрашивать, определить — каким цветом. Далее кисточкой наносится клей на тот или иной фрагмент и сверху посыпается манкой выбранного цвета. Лишняя крупа стряхивается.

По окончании работы детям предлагается поделиться впечатлениями.

Игровой сеанс 5. «Свойства песка»

Цели: раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала, развитие эмоционально-личностной сферы.

Задачи:

  • закрепить полученные знания о песке;
  • содействовать развитию мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать фантазию и образное мышление, зрительную память;
  • побуждать к активным действиям и концентрации внимания;
  • способствовать проявлению эмпатии;
  • развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • совершенствовать диалогическую речь.

Материалы: песочница; сюрприз в виде большой конфеты, внутри которой спрятан ребус; палочки разной длины; крышечки разной формы и величины; кукла «Песочный человек», салфетки.

Ход игрового сеанса

1. Приветствие

Педагог: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами продолжим путешествие-исследование по песочной стране. Давайте вспомним с вами, что такое песок? Какого он цвета?.. Какой он?.. Кто из вас может еще рассказать что-то интересное о нем?..

Дети отвечают на вопросы о песке из личного опыта.

2. Знакомство с Песочным человеком. Ритуал входа в Песочную страну

Дети встают вокруг песочницы.

Педагог: Здесь, в сказочной песочнице, живет хранитель песка — Песочный человек. Он очень веселый, умный, знает много игр, историй, сказок, но поделится всем только с тем, кто будет соблюдать его правила.

Инструкция. Детям предлагается взяться за руки и по очереди назвать свои имена, затем вытянуть руки над песочницей ладонями вниз, закрыть глаза и произнести волшебные слова.

В ладоши наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Песочный человек, приди!

После произнесения слов, педагог под музыку берет фигурку Песочного человека, просит детей открыть глаза и знакомит их со сказочным персонажем, затем предлагает послушать его послание.

Я вас слушал, я вас слышал,
Вы такие молодцы!
Вы волшебники-творцы.
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила моей страны,
Очень все они просты!
Я сейчас их расскажу
И запомнить попрошу.
Повторяйте все за мной.
Здесь нельзя кусаться, драться,
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
На вопросы отвечать!
В интересные игры играть!
Это мирная страна.
Это умная страна.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить,
Чтоб запомнить и дружить?..

3. «Следы на песке»

Педагог: Вы уже знаете, что песок — очень интересный материал. Из него можно строить замки и башни, мосты и горки, а можно просто оставлять следы. Хотите оставить отпечаток на песке?.. При помощи чего вы хотите оставить следы?.. (Дети любым способом оставляют следы на песке.) Что вы почувствовали?.. Песок прохладный или теплый?.. Сухой или сырой?.. Как вы это определили?.. Ребята, а где встречается песок?.. Я знаю, что песок в пустыне движется с помощью ветра, а что он еще делает?..

4. «Ученые»

Педагог-психолог: Сейчас мы силой мысли превратимся в ученых и проверим, что может делать песок. Возьмитесь за руки… закройте глаза… Необходимо сильно-сильно захотеть стать учеными, но сделать это надо обязательно всем вместе, чтобы всё получилось… (Пока дети стоят с закрытыми глазами, педагоги накидывают каждому на шею шарф.) Здорово, теперь вы ученые! Ребята, скажите, в пустыне много песка?.. Как вы думаете, хорошо это или плохо?.. Я утверждаю, что песок в пустыне — это плохо, ведь ходить по нему тяжело, трудно, неудобно… А почему? Как вы думаете?.. Машина здесь проедет?.. Почему?.. Давайте подтвердим это опытами.

Выберите себе палочку, представьте, что это нога и попробуйте «пройтись» по песку. Посмотрим, что произойдет… (Дети проводят эксперимент и убеждаются, что палочка-нога проваливается.)

А сейчас возьмите крышечку и представьте себе, что это дом. Поставьте на песок… Посмотрим, что произойдет… («Дом» оставил след и не провалился.) Какой можно сделать вывод из нашего эксперимента?..

А теперь давайте предположим, что песок в пустыне — это хорошо! Почему?.. (Помогает выживать обитателям пустыни.) Ребята, так какой можно сделать вывод — нужен песок или не нужен?..

5. «Сюрприз»

Педагог: Песок часто таит в себе много тайн и сюрпризов. Погрузите свои ладошки в песок, попробуйте пальчиками перебирать песчинки… вдруг что-то найдете… (Дети находят конфету с сюрпризом.) Что вы нашли?.. Как вы думаете, что там?.. Вам интересно узнать?.. Давайте развернем и посмотрим! (Педагог-психолог вместе с детьми разворачивает «конфету», внутри которой находится ребус.) Дети, это ребус. Тут спрятано какое-то слово. Попробуем его разгадать?.. (На листе бумаги написан огромными буквами слог ПЕ и нарисован стакан сока — пе-сок.)

6. Ритуал выхода из Песочной страны. Прощание с Песочным человеком

Инструкция. Дети кладут ладошки на поверхность песка и произносят следующие слова:

В ладоши наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!

Педагог: Ребята, сегодня мы познакомились с Песочным человеком, побывали в Песочной стране, узнали много интересного, стали добрее и умнее. У меня сейчас очень хорошее настроение, я играла с вами и Песочным человеком. А что узнали вы сегодня? Какое у вас настроение?..

https://1obraz.ru/static/v2/skins/ru/psihologsad/common/res/images/article-elements/icon__trailer.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Волшебный песок

Педагогический проект "Волшебный песок" разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ориентирован на средний и старший дошкольный возраст. Продолжительность проекта - 1 учебный год. Це...

Проект "Волшебный песок"

Данный краткосрочный проект разработан для детей 2 младшей группы и направлен для ознакомления со свойствами песка, правилами поведения во время игр с песком....

Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"

Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это д...

проект "Волшебный песок"

Проект разработан для детей 2 младшей группы. Материал содержит паспорт проекта,  игры-эксперименты, опыты, художественное слово....

Проект "Волшебный песок"

Для детей младшего возраста...

Фотографии детских построек из песка в рамках проекта "Волшебный песок"

В рамках проекта "Волшебный песок" воспитанники Солнцестроительного колледжа обучались профессиям архитектора и строителя-каменщика. В течение июня ими были разработаны и созданы различные постройки и...

Экологический проект "Волшебный песок" (первая младшая группа)

Этот материал пригодится воспитателям детского сада....