Консультация для воспитателей "Экологическая тропа в детском саду"
консультация по окружающему миру

Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экологическая тропа в детском саду»

«Природа - не только великий учитель, она, прежде всего, еще и великий воспитатель»

Сухомлинский В.А.

        Основы экологической культуры, связанные с бережным отношением к природе, закладываются в дошкольном возрасте. Детский возраст является благоприятным периодом для начала работы по воспитанию у детей любви к окружающей природе. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

        Традиционные способы и средства экологического воспитания детей дошкольного возраста не дают должного результата. Это ставит педагогов перед необходимостью отбирать и использовать наиболее эффективные педагогические средства и способы. Одним из таких эффективных средств является «Экологическая тропа», представляющая собой маршрут на местности, позволяющий детям наглядно, в естественных условиях (а не по картинкам), знакомиться с разнообразием природного окружения, понимать взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, получать элементарный природоохранный опыт.

        Организация «Экологической тропы» – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью такой тропы углубляются и расширяются знания детей об окружающей их среде, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

        Работа на «Экологической тропе» способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне «Экологической тропы».

        Основными видами деятельности детей во время прогулок на «Экологической тропе» являются игра, эксперимент, наблюдение, труд. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

        Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая, доступная, интересная информация на пунктах даётся с учётом возрастных особенностей детей. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

        Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

        Экологическая тропа — это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:

- оздоровительную;

- рекреационную;

- учебно-просветительскую.

        Предлагаем организовать на территории детского сада «Экологическую тропу», включающую следующие маршрутные объекты природоведческой направленности:

  • Поляна (цветы, ягоды, грибы, лекарств. растения)
  • Цветник
  • Лес
  • Пруд
  • Пасека
  • Птичья столовая
  • Лаборатория (природ. материал: камни, листья, желуди, каштаны, веточки и т.д.)
  • Муравейник
  • Метеостанция
  • Огород
  • Тропа здоровья

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе:

- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе.

- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

- Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятии и другие виды деятельности.

Правила поведения на экологической тропе:

1. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

2. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

5. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.

6. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

Экологические беседы

Наблюдения

Элементарные опыты

Экскурсии

Целевые прогулки

Экологические конкурсы, викторины

Решение экологических ситуативных задач

Чтение художественной литературы

Обсуждение и проигрывание ситуаций

Труд в природе

Коллекционирование

Экологические досуги, развлечения, праздники

Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные).

Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

Взросло-детские проекты

Изготовление поделок

Субботники по облагораживанию территории ДОУ

Участие в конкурсах

Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах

Фотовыставки

Изготовление книжек-малышек (экологические сказки)

Маршрут Экологической тропы

Маршрут проходит через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дети получают информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

 

Объекты «Экологической тропы»

1. Поляна

Царство грибов, ягод, цветов. 

Цель: Знакомить детей с грибами, ягодами, цветами, лекарств. растениями, их разнообразием.

- учить различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- сбор гербария (лек. растения)

2. Цветник

Это ограниченная территория (клумба, вазон, на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Есть и кустарные цветковые растения.

Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего ДОУ.

 - труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;

- наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

- сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;

- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);

- проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

- видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

 

 3. Лес

Лес – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей Земли! Любите и охраняйте наш лес.

-закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам;

-познакомить детей с лесными жителями и чем они питаются: с ёжиком, лисой, медведем, зайцем, белкой, волком.

4. Пруд

Это водоем со своими обитателями. Здесь поселились цапля, лягушки. На этой площадке ребята могут увидеть представителей фауны с малышами.

- формирование знаний о значении болот в экологической системе Земли, представления о некоторых обитателях болот;

- развивать речь, познавательные способности;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- рассказы об обитателях болот;

- рассказы о растительности болот.

5. Пасека

Пасека — специально оборудованное место, где содержатся медоносные пчёлы. Здесь размещены ульи и макеты пчел. Также можно увидеть на пеньке мишку, который кушает мед. Знакомство детей с устройством пасеки, для чего она нужна и чем полезны пчелы для людей.

 1. Познакомить детей с образом жизни и средой обитания пчёл, с продуктами пчеловодства.

2. Сформировать у детей представление о взаимосвязи пчёл с растениями и человеком.

3. Развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых.

4. Сформировать у детей представление о пользе продуктов пчеловодства для человека.

5. Воспитывать бережное и уважительное отношение к окружающей природе, к насекомым.

 

6. Птичья столовая

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Оборудование. Кормушки, «Птичий столб», домики для птиц – скворечники. Содержание. Наблюдение за птицами на территории ДОУ. В зимнее время года дети развешивают кормушки, подкармливают птиц. Весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники.

Опытно-исследовательская деятельность: - Исследование различного оперения (лупы). - Поведение птиц во время кормления. - Питание птиц зимой и летом. - Повадки птиц.

7. Лаборатория

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.

 

8. Муравейник

Муравейник представлен в виде холмика из хвоинок и веток растений близ лежащих деревьев. В зависимости от поставленных задач, педагоги временно «заселяют» в него готовые фигурки муравьев или сделанных из бросового материала муравьев, или приносят в специальной таре настоящих для рассматривания через лупу. И в том, и в другом случае происходит ознакомление с жизнью насекомых, расширяются представления о взаимосвязях, существующих в природе.

- педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник;

- рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых;

- знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями;

- читает стихи и сказки про муравьев и муравейник. 

9. Метеостанция

Цель: учить детей элементарному прогнозированию состояния погоды: наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы. Оборудование. Термометр - прибор для изменения температуры воздуха. Дождемер - прибор для измерения количества осадков. Ветряной рукав - прибор для определения направления и силы ветра. Солнечные часы – прибор для определения времени по движению тени по циферблату. Детский барометр - прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое - облачную и дождливую). Содержание. Познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Проведение наблюдений, практических работ, организация систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

10. Огород

Представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания, привлекательные для проведения наблюдений. Эта зона помогает детям получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке помогает развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода помогает в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями - наблюдение за трудом взрослых;

- посадка и уход за посаженными растениями;

- опытно-исследовательская деятельность;

- наблюдение за ростом растений.

11. Тропа здоровья

Дорожка здоровья представлена разными сенсорными поверхностями. Для работы с младшими дошкольниками дорожка используется как элемент активной игры. Здесь ребята могут активно проводить время на прогулке.

- развитие здоровья детей;

- формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности;

- активные игры, эстафеты, работа со спортивным инвентарем;

- разучивание считалочек, потешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Экологическая тропинка в детском саду»

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объе...

Консультация для педагогов «Экологическая тропа в детском саду»

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные пр...

Консультация для родителей на тему «Экологическая тропа в детском саду»

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления...

Консультация "Экологическая тропа в детском саду"

Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию дошкольников являетсяорганизация экологической тропы на территории детского сада.Экологическая тропа – это специальный образовательны...

Консультация для родителей «Экологическая тропа в детском саду. Её роль в развитии детей дошкольного возраста»

Ребёнок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому и яркому. Всё это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, всё удивляет и радует. Поэтому в ДОУ должна постоянно ...

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...

Консультация для родителей "Экологическая тропа в детском саду"

Методический материал. Консультация для родителей "Экологическая тропа в детском саду"...