Проект "Наш дом - Южный Урал"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими важными факторами. Во-первых, современный ритм жизни зачастую оставляет мало времени на знакомство детей с интересными и значимыми местами своей родины. Участие в проекте позволяет восполнить этот пробел и познакомить малышей с уникальными особенностями Южного Урала. Во-вторых, в условиях изменяющейся экологии и урбанизации крайне важно формировать у детей осознанное отношение к природе и желание её беречь. Проект помогает детям понять ценность природных ресурсов, пробуждает интерес к окружающему миру и способствует развитию экологического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_dom_yuzhnyy_ural.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 469 г. Челябинска»

г. Челябинск, ул. 40 лет Победы, д.41-А, тел.: 795-91-92, e-mail: mdoukalin469@mail.ru

Выполнила: воспитатель Яковенко Л.М.

Проект

«МОЙ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ» 

Период реализации: 3 недели.

Возрастная категория: 3-4 года.

Тип проекта: исследовательский.

Участники: дети второй младшей группы, педагогический коллектив группы, родители.

Продукт: фильм «Неизведанные тропы Южного Урала», выставки детского творчества «Южноуральский пейзаж», «Знакомство с национальными костюмами народов Южного Урала», «Бурый мишка в лесу живет»; фотовыставка «Фотоохота на красоты Южного Урала».

Пояснительная записка

Актуальность и значимость темы:

Южный Урал — это регион, богатый своей природой, историческим прошлым и культурным наследием. Воспитание у детей любви к своему родному краю необходимо начинать с самого раннего возраста. Проект «Мой дом - Южный Урал» ориентирован на детей 3-4 лет, ведь именно в этом возрасте закладываются основы их мировоззрения и формируются первые представления о родной природе и окружающем мире.

Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими важными факторами. Во-первых, современный ритм жизни зачастую оставляет мало времени на знакомство детей с интересными и значимыми местами своей родины. Участие в проекте позволяет восполнить этот пробел и познакомить малышей с уникальными особенностями Южного Урала. Во-вторых, в условиях изменяющейся экологии и урбанизации крайне важно формировать у детей осознанное отношение к природе и желание её беречь. Проект помогает детям понять ценность природных ресурсов, пробуждает интерес к окружающему миру и способствует развитию экологического мышления.

Значимость проекта также велика. Он направлен на развитие у детей чувства гордости за свою Родину, а также на формирование патриотических чувств. В процессе участия в проекте дети знакомятся с культурными традициями, историей и достопримечательностями Южного Урала, что способствует укреплению национальной идентичности и воспитанию культурно информированных граждан.

Среди целей проекта можно выделить развитие познавательных способностей через знакомство с местной флорой и фауной, наглядными примерами экологически чистого образа жизни, а также через участие в небольших экспедициях и экскурсиях по родному краю. Кроме того, проект стимулирует творческое развитие детей: рисование, лепка и другие виды художественной деятельности на тему Южного Урала, способствует раскрытию творческого потенциала и воображения.

В завершение, значимость и актуальность проекта заключается в его способности воспитывать у подрастающего поколения любовь к родной природе, уважение к культурным и историческим традициям и стремление сохранять и приумножать богатства своего родного края.

Особенность проекта: 

Создание фильма «Неизведанные тропы Южного Урала» стало уникальным проектом, который дал возможность родителям и детям совместно исследовать родной край и делиться своими открытиями со всем миром. Эти прогулки превратились в увлекательные приключения, где каждая семья снимала краткий репортаж о местных достопримечательностях и природных красотах, которыми так богат Южный Урал. Родители брали на себя роль операторов и режиссеров, а дети – ведущих и репортеров. Вместе они погружались в атмосферу загадок и открытий. Каждый эпизод фильма отражал не только внешний облик, но и душу этих мест, полную историй, легенд и преданий.

Проблема: 

В современных условиях растет необходимость формирования у детей младшего возраста экологической культуры, уважительного отношения к природе и родному краю. Детям необходимо прививать знания и любовь к окружающему миру с самого раннего возраста, показывая им красоту и уникальность родного региона - Южного Урала.

Цель и задачи:

Цель: формирование у детей начальных представлений о природе, культуре и истории Южного Урала.

Задачи: 

Обучающие:

  • познакомить детей с флорой и фауной Южного Урала;
  • знакомство с простыми историко-культурными объектами региона;
  • формировать навыки взаимодействия и сотрудничества в группе детей;
  • формировать экологически грамотное поведение детей в повседневной жизни.

Развивающие:

  • развивать познавательные процессы через экскурсии, наблюдения и обсуждения;
  • развивать речь, воображение и мелкую моторику через тематические занятия и игры.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к природным ресурсам и культурному наследию;
  • воспитывать чувства гордости за родной край и желание его сохранять и защищать.

Предполагаемые результаты:

  • дети получат основы знаний о природе, культуре и истории Южного Урала;
  • сформируются первичные навыки экологически грамотного поведения;
  • у детей разовьётся чувство гордости и уважения к родному краю;
  • повысится интерес детей к изучению и сохранению окружающей природы.

Предполагаемые риски проекта:

  • недостаточная вовлеченность родителей в проект, что может снизить мотивацию детей;
  • отсутствие интереса к проблеме у воспитанников;
  • нехватка ресурсов.

Перспективный план проекта

1. Подготовительный этап:

  • Выявление знаний детей.
  • Анализ информационных ресурсов, опыта коллег.
  • Формулировка цели и задач.
  • Планирование деятельности.
  • Подготовка необходимого оборудования, оснащение РППС:

- подбор материала для центра экологического воспитания в группе;

-сбор материалов по теме проекта;

-оформление родительского уголка по теме проекта;

- подбор дидактических игр, электронных презентаций.

2. Основной этап:

РАЗДЕЛ: «Организация работы с детьми»

Вид деятельности

Срок

ООД по познавательному развитию «О Южном Урале сейчас расскажу».

Чтение сказки «Легенда об Уральских горах».

ООД по рисованию «Южноуральский пейзаж».

ООД по познавательному развитию «Хозяйка Уральских гор».

Рассмотрение карты «Южного Урала». Обсуждение увиденного с детьми, вопросы и ответы.

1 неделя

ООД по познавательному развитию «Традиции и быть народов Южного Урала».

Разучивание танцевальных движений, характерных для народов Южного Урала.

ООД по аппликации «Знакомство с национальными костюмами народов Южного Урала».

ООД по физическому развитию «Путешествие в народную игру».

Мастер – класс от родителей «Национальное блюдо народов Южного Урала».

2 неделя

ООД по познавательному развитию «Природа и животные Урала».

Беседа «Береги природу».

ООД по познавательному развитию «Красная книга Южного Урала»

ООД по лепке «Бурый мишка в лесу живет».

Развлечение «Мы жители Южного Урала».

3 неделя

РАЗДЕЛ: «Организация работы с родителями»

Вид деятельности

Срок

Родительское собрание «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье».

1 неделя

Предложить родителям принять участие в фотоконкурсе «Фотоохота на красоты Южного Урала».

2 неделя

Консультация для родителей «Расскажем детям о природе Южного Урала».

3 неделя

3. Заключительный этап:

  • Презентация продуктов: фильм «Неизведанные тропы Южного Урала», организация выставки детского творчества «Южноуральский пейзаж», «Знакомство с национальными костюмами народов Южного Урала», «Бурый мишка в лесу живет»; фотовыставка «Фотоохота на красоты Южного Урала».
  • Проведение итогового мероприятия: развлечение «Мы жители Южного Урала».
  • Подведение итогов.
  • Самоанализ результатов, составление планов на будущее.

Список информационных ресурсов

Научно – методическая литература:

  1. Ахтямова Е. А. Развитие экологического воспитания дошкольников через практическую деятельность. - Томск, 2021.- С. 8-10.
  2. Лобастова, А. В. Формирование познавательного интереса дошкольников через знакомство с природой родного края / А. В. Лобастова // Вестник Мининского университета. - 2019. - № 4 (26). - С. 98-104.
  3. Петрова, И. В. Формирование эстетического восприятия природы родного края на занятиях с детьми дошкольного возраста / И. В. Петрова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (79). - С. 143-150.
  4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Бабочки Южного Урала"

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы, включающее в себя 2 части: - проверка усвоенных детьми знаний;                        ...

Дидактическая игра по играм народов Южного Урала.

Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий. В народных подвижных иг...

Материал к консультации для родителей на тему "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"

Консультация для родителей "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"...

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...