Конспект ОД "Как жили люди на Руси"-подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект ОД "Как жили люди на Руси"-подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_kak_zhili_lyudi_na_rusi.pdf.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД :Тема: «Как жили люди на Руси»
Цель:
создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей
дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и
жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными
ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
- продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о
том, как жили древние славяне: знакомить с жилищем наших предков,
с предметами быта, их назначением;
- закрепить в речи детей названия предметов мебели, одежды, кухонной утвари;
-развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные
предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей исконно–
русскими словами: предки, славяне и др.;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
творческие способности;
-воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и
любовь друг к другу, окружающему миру
Виды деятельности:
- интеллектуально-познавательная;
- познавательно-исследовательская;
- коммуникативная;
- игровая;
-двигательная;
Оборудование:
демонстрационный: русский народный костюм, клубочек ниток, видеофильм
«Как жили люди на Руси», макет избы, деревянная ложка;
раздаточный: дидактические игры - разрезные картинки “Жилище и быт
славян”; карточки «Раньше и теперь»;
материал для экспериментирования: свекольный сок, морковный сок, отвар
луковой шелухи, тарелочки, белые лоскуты ткани, прищепки, клеёнки.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, художественно-эстетическое развитие.Содержание деятельности детей (этапы деятельности):
I. Мотивационно-организационный.
Игра-закличка «Солнышко» (дети в кругу)
- Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей:
счастье, подарки и т.п.)
- А если посмотреть в окно, что мы должны увидеть, чтобы настроение
улучшилось? (солнышко)
- Оно есть?
- Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной
русской заклички (закликать, т.е. звать):
Солнышко, солнышко, красное семенышко,
Выйди поскорее, будь к нам добрее!
Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,
Сядь на пенек, погуляй весь денёк!
- Какие слова мы уже не употребляем в современной речи, т.е. они устарели?
- Почему они устарели? (употреблялись очень давно нашими предками)
- Что они значат?
- Какие слова с таким же значением употребляем в современной речи?
(вешаю солнышко)
- Солнышко нас услышало. Вы улыбнулись. Значит, настроение улучшилось и
можно потрудиться.
Введение в тему (самоопределение темы)
- Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем
узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.
Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре)
(дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба,
русская печь, сундук)
- Что у вас получилось, знаете?
- Вы видели такое жилище и предметы быта в современном мире?
- А откуда они? (из старины)
- Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? Об этом нам
подсказали закличка и картинки. (О жизни наших предков на Руси)
- А зачем нам это знать? (интересно, как жили до нас; чтобы жизнь была
лучше, надо знать, какой она была до нас, не повторять прежних ошибок)
II. Основной этап
- Где жили наши предки? Узнаем из фильма.
1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном)
- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вы
попробуете рассказать, что нового о жизни наших предков вы узнали?(изба – отапливаемое помещение, печь – готовили, спали, женский угол, ухват,
деревянная посуда, горшки, мужской угол, красный угол, маленькие почитали
старших, если переезжали – брали старый горшок с домовым)
2. Беседа с детьми.
- Как называется жилище наших предков?
- Что значит «изба»? (отапливаемое помещение)
- Что ещё можете рассказать?
- Какие предметы быта вы увидели?
- А как мы называем людей, которые жили в избах? (предки, крестьяне, славяне)
- Что означают эти слова? (это люди, которые жили на той же земле, где
живем сейчас мы, но только очень, очень давно, это славный, достойный и
храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились,
занимались разными ремеслами, берегли свою землю)
- И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу, где жили наши предки.
Замечают клубок ниток.
- Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток
или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не
умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были
разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать)
- Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу.
- Дорога длинная, пока будем идти за клубочком, поиграем в игру с
приговорами, в которую играли наши предки:
4. Физминутка (на ковре)
Мальчики:
Мы работали, устали, (косят траву)
Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)
Пояском их подвязали.
Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки)
На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед)
Девочки: (встают)
А мы тоже наряжались, (руки в бока)
В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают)
Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.
Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,
Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.
- Как молодые люди на Руси наряжались?
- Вот мы и пришли к избе (обращаю внимание на деревянную избушку)
- Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли? (постучаться)
(выходит девушка в русском народном костюме)
- Милости прошу, гости дорогие! (дети прошли в избу и сели)- По добру ль доехали?
- Гляжу на вас одежка справная.
- Я сама-то давеча хворала больно, да нынче оклемалася.
- Куда сами путь держите?
- Ой, дети, на каком языке заговорила хозяйка? Вам были понятны все слова?
Давайте попробуем объяснить смысл услышанных фраз (объяснения детей
попутно)
- Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах,
рассказывающих об истории нашей страны.
- Теперь вы знаете, какие предметы быта были раньше. Поэтому мы вам
предлагаем среди карточек, которые находятся на столе, выбрать предметы
старины, а рядом положить предмет, заменяющий его теперь (например, печь-
котёл)
- Хозяйка поможет нам.
5. Дидактическая игра «Раньше и теперь».
(предлагаются карточки с изображением старинных и современных предметов
быта)
(дети работают с карточками)
- Объясните, что у вас получилось (объясняют: «Раньше был сундук, сейчас –
«шкаф» и т.д.по очереди)
- Хозяюшка, всё ли ребята правильно сделали?
6. Эксперимент «Окрашивание тканей» (дети подходят к общему столу,
накрытому клеёнкой, ткани красят стоя)
- Посмотрите на русский народный костюм Хозяйки. Какие цвета вы видите в
нем? Но предки наши ткали ткань серого цвета. Как же они получали цветные
ткани? (красили)
- Чем могли красить ткани? (ответы детей)
- Посмотрите, что у меня на столе? (свекла, морковь, луковица)
-Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого
цвета? (ответы детей).
- Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь
догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски
жидкие! (ответы детей).
-А как я получила коричневую краску? (предположения детей)
- Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы,
положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила
коричневую краску!
- А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные
цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки опускаем в
блюдце с растительной краской.
(Дети самостоятельно окрашивают ткани, кладут на тарелки)- В какой цвет окрасилась ткань свекольным, морковным соком и луковым
отваром? (ответы детей)
- А теперь нашим тканям дадим просохнуть.
(дети садятся)
III.Итог
- Вы славно потрудились и заслуживаете угощение, но сначала скажите,
понравилось ли вам занятие? Чем оно понравилось? Что нового вы узнали? Что
запомнили?
- А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ
держать будет:
-Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное
угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку: «На столе черная гора, а всем
мила!» (хлеб)
(Хозяйка выносит каравай)
- У нас сегодня «белая гора» праздничная из пшеничной муки.
- Давайте посмотрим, как украшен пирог?
Хозяйка: «Угощайтесь гости дорогие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в мини – музей «Народного быта» Тема: «Как жили люди на Руси» Подготовительная группа
Цель. Продолжать знакомить детей с особенностями жизни и быта русского человека в деревне; с предметами быта, домашней утварью.Задачи. Продолжать рассказывать детям о том, как были талантливы и изобре...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ "КАК ЖИЛИ ЛЮДИ НА РУСИ" ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Главной целью данного проекта является нравственно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.Приобщение детей к истории и культуре России,развитие творческих способностей,фантазии ...
«Наша Родина: Как жили люди на Руси?». Подготовительная группа
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: игровая, ...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе « Как жили люди на Руси»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе« Как жили люди на Руси»...
Конспект занятия по предметному и социальному окружению «Наша Родина: Как жили люди на Руси?» в подготовительной группе
Конспект занятия по предметному и социальному окружению в подготовительной группе...
Конспект занятия по предметному и социальному окружению «Наша Родина: Как жили люди на Руси?» в подготовительной группе
Конспект занятия по предметному и социальному окружению «Наша Родина: Как жили люди на Руси?» в подготовительной группе Доминирующая образовательная область: «Познавательная» Интеграция образователь...