Конспект ОД "Как жили люди на Руси"-подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Королева Валентина Владимировна

Конспект ОД "Как жили люди на Руси"-подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_kak_zhili_lyudi_na_rusi.pdf.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД :Тема: «Как жили люди на Руси»

Цель:

создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей

дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и

жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными

ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

- продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о

том, как жили древние славяне: знакомить с жилищем наших предков,

с предметами быта, их назначением;

- закрепить в речи детей названия предметов мебели, одежды, кухонной утвари;

-развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные

предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей исконно–

русскими словами: предки, славяне и др.;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

творческие способности;

-воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и

любовь друг к другу, окружающему миру

Виды деятельности:

- интеллектуально-познавательная;

- познавательно-исследовательская;

- коммуникативная;

- игровая;

-двигательная;

Оборудование:

демонстрационный: русский народный костюм, клубочек ниток, видеофильм

«Как жили люди на Руси», макет избы, деревянная ложка;

раздаточный: дидактические игры - разрезные картинки “Жилище и быт

славян”; карточки «Раньше и теперь»;

материал для экспериментирования: свекольный сок, морковный сок, отвар

луковой шелухи, тарелочки, белые лоскуты ткани, прищепки, клеёнки.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое

развитие, художественно-эстетическое развитие.Содержание деятельности детей (этапы деятельности):

I. Мотивационно-организационный.

Игра-закличка «Солнышко» (дети в кругу)

- Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей:

счастье, подарки и т.п.)

- А если посмотреть в окно, что мы должны увидеть, чтобы настроение

улучшилось? (солнышко)

- Оно есть?

- Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной

русской заклички (закликать, т.е. звать):

Солнышко, солнышко, красное семенышко,

Выйди поскорее, будь к нам добрее!

Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,

Сядь на пенек, погуляй весь денёк!

- Какие слова мы уже не употребляем в современной речи, т.е. они устарели?

- Почему они устарели? (употреблялись очень давно нашими предками)

- Что они значат?

- Какие слова с таким же значением употребляем в современной речи?

(вешаю солнышко)

- Солнышко нас услышало. Вы улыбнулись. Значит, настроение улучшилось и

можно потрудиться.

Введение в тему (самоопределение темы)

- Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем

узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.

Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре)

(дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба,

русская печь, сундук)

- Что у вас получилось, знаете?

- Вы видели такое жилище и предметы быта в современном мире?

- А откуда они? (из старины)

- Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? Об этом нам

подсказали закличка и картинки. (О жизни наших предков на Руси)

- А зачем нам это знать? (интересно, как жили до нас; чтобы жизнь была

лучше, надо знать, какой она была до нас, не повторять прежних ошибок)

II. Основной этап

- Где жили наши предки? Узнаем из фильма.

1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном)

- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вы

попробуете рассказать, что нового о жизни наших предков вы узнали?(изба – отапливаемое помещение, печь – готовили, спали, женский угол, ухват,

деревянная посуда, горшки, мужской угол, красный угол, маленькие почитали

старших, если переезжали – брали старый горшок с домовым)

2. Беседа с детьми.

- Как называется жилище наших предков?

- Что значит «изба»? (отапливаемое помещение)

- Что ещё можете рассказать?

- Какие предметы быта вы увидели?

- А как мы называем людей, которые жили в избах? (предки, крестьяне, славяне)

- Что означают эти слова? (это люди, которые жили на той же земле, где

живем сейчас мы, но только очень, очень давно, это славный, достойный и

храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились,

занимались разными ремеслами, берегли свою землю)

- И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу, где жили наши предки.

Замечают клубок ниток.

- Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток

или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не

умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были

разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать)

- Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу.

- Дорога длинная, пока будем идти за клубочком, поиграем в игру с

приговорами, в которую играли наши предки:

4. Физминутка (на ковре)

Мальчики:

Мы работали, устали, (косят траву)

Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)

Пояском их подвязали.

Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки)

На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед)

Девочки: (встают)

А мы тоже наряжались, (руки в бока)

В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают)

Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.

Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,

Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.

- Как молодые люди на Руси наряжались?

- Вот мы и пришли к избе (обращаю внимание на деревянную избушку)

- Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли? (постучаться)

(выходит девушка в русском народном костюме)

- Милости прошу, гости дорогие! (дети прошли в избу и сели)- По добру ль доехали?

- Гляжу на вас одежка справная.

- Я сама-то давеча хворала больно, да нынче оклемалася.

- Куда сами путь держите?

- Ой, дети, на каком языке заговорила хозяйка? Вам были понятны все слова?

Давайте попробуем объяснить смысл услышанных фраз (объяснения детей

попутно)

- Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах,

рассказывающих об истории нашей страны.

- Теперь вы знаете, какие предметы быта были раньше. Поэтому мы вам

предлагаем среди карточек, которые находятся на столе, выбрать предметы

старины, а рядом положить предмет, заменяющий его теперь (например, печь-

котёл)

- Хозяйка поможет нам.

5. Дидактическая игра «Раньше и теперь».

(предлагаются карточки с изображением старинных и современных предметов

быта)

(дети работают с карточками)

- Объясните, что у вас получилось (объясняют: «Раньше был сундук, сейчас –

«шкаф» и т.д.по очереди)

- Хозяюшка, всё ли ребята правильно сделали?

6. Эксперимент «Окрашивание тканей» (дети подходят к общему столу,

накрытому клеёнкой, ткани красят стоя)

- Посмотрите на русский народный костюм Хозяйки. Какие цвета вы видите в

нем? Но предки наши ткали ткань серого цвета. Как же они получали цветные

ткани? (красили)

- Чем могли красить ткани? (ответы детей)

- Посмотрите, что у меня на столе? (свекла, морковь, луковица)

-Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого

цвета? (ответы детей).

- Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь

догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски

жидкие! (ответы детей).

-А как я получила коричневую краску? (предположения детей)

- Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы,

положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила

коричневую краску!

- А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные

цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки опускаем в

блюдце с растительной краской.

(Дети самостоятельно окрашивают ткани, кладут на тарелки)- В какой цвет окрасилась ткань свекольным, морковным соком и луковым

отваром? (ответы детей)

- А теперь нашим тканям дадим просохнуть.

(дети садятся)

III.Итог

- Вы славно потрудились и заслуживаете угощение, но сначала скажите,

понравилось ли вам занятие? Чем оно понравилось? Что нового вы узнали? Что

запомнили?

- А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ

держать будет:

-Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное

угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку: «На столе черная гора, а всем

мила!» (хлеб)

(Хозяйка выносит каравай)

- У нас сегодня «белая гора» праздничная из пшеничной муки.

- Давайте посмотрим, как украшен пирог?

Хозяйка: «Угощайтесь гости дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини – музей «Народного быта» Тема: «Как жили люди на Руси» Подготовительная группа

Цель. Продолжать знакомить детей с особенностями жизни и быта русского человека в деревне; с предметами быта, домашней утварью.Задачи. Продолжать рассказывать детям о том, как были талантливы и изобре...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ "КАК ЖИЛИ ЛЮДИ НА РУСИ" ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Главной целью данного проекта является нравственно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.Приобщение детей к истории и культуре России,развитие творческих способностей,фантазии ...

«Наша Родина: Как жили люди на Руси?». Подготовительная группа

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: игровая, ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе « Как жили люди на Руси»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе« Как жили люди на Руси»...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению «Наша Родина: Как жили люди на Руси?» в подготовительной группе

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в подготовительной группе...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению «Наша Родина: Как жили люди на Руси?» в подготовительной группе

Конспект занятия по предметному и социальному окружению «Наша Родина: Как жили люди на Руси?» в подготовительной группе Доминирующая образовательная область: «Познавательная» Интеграция образователь...