Экскурсия в мини – музей «Народного быта» Тема: «Как жили люди на Руси» Подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель. Продолжать знакомить детей с особенностями жизни и быта русского человека в деревне; с предметами быта, домашней утварью.
Задачи. Продолжать рассказывать детям о том, как были талантливы и изобретательны русские люди, о том, что многое из того, что ими придумано, мы используем и сейчас.
Уточнить знания детей о русских народных промыслах (филимоново, дымково, богородская игрушка и т.д. ) и использовании их в быту. Продолжать развивать интерес и любовь детей к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства. Продолжать расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов, пословиц и понятий; прививать любовь к красоте и мудрости речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhili_na_rusi.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в мини – музей
«Народного быта»
Тема: «Как жили люди на Руси»
Подготовительная группа
Цель. Продолжать знакомить детей с особенностями жизни и быта русского человека в деревне; с предметами быта, домашней утварью.
Задачи. Продолжать рассказывать детям о том, как были талантливы и изобретательны русские люди, о том, что многое из того, что ими придумано, мы используем и сейчас.
Уточнить знания детей о русских народных промыслах (филимоново, дымково, богородская игрушка и т.д. ) и использовании их в быту. Продолжать развивать интерес и любовь детей к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства. Продолжать расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов, пословиц и понятий; прививать любовь к красоте и мудрости речи.
Словарная работа. Сруб, изба, ставни, береста, лапти.
Пословицы: «Возле леса жить – голодным не быть», «Семьей и горох молотят», «Чем больше рук, тем легче труд», «Какова пряха, такова на ней рубаха», «Долог день до вечера, коли делать нечего» и т.д.
Материал. Предметы мини – музея «Народного быта».
Предварительная работа. Неоднократное посещение музея, беседа по сказкам, заучивание пословиц о труде.
Ход образовательной деятельности
- Ребята, где мы с вами находимся?
(ответы детей)
- А почему он так назван?
( ответы детей)
- Правильно, ребята, назван он так потому, что здесь собраны такие предметы и вещи, которыми давно пользовались люди, т.е. использовали их в быту.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
- Это были ваши предки, ваши прапрабабушки и прапрадедушки. А жили они вот в таких домах.
( показать макет дома )
- Лесов на Руси было много, люди строили свои дома около леса и по берегам рек и озер.
- Есть такая русская пословица: «Возле леса жить – голодным не быть».
- Как вы думаете, ребята, почему так говорили?
(если дети затрудняются в ответе, то воспитатель им помогает)
- Правильно, ребята, в лесу и зверь, и птица, и ягоды, и грибы. Да еще и жилища свои люди строили из дерева, рубили их с помощью топора, из толстых бревен. Такие дома называли срубами или избами.
- «Чем больше рук, тем легче труд», «Семьей и горох молотят» - говорили в народе. Вот и строили всей семьей. Дома строили большими, иногда в два этажа. У каждой избы был свой особый вид. Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки – наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или их нет дома. Внизу была всего лишь одна большая комната и почти половину ее занимала печь. «Без печки хата- не хата» - говорили люди.
- Ребята, как вы думаете, зачем нужна была печка?
(ответы детей)
- Правильно, в печке готовили еду, пекли хлеб. А, ведь, русская печь еще и обогревала дом, на ней сушили грибы и ягоды, одежду и обувь. На печке даже можно было спать. А особенно на ней любили дети слушать сказки и играть.
- Во многих русских народных сказках упоминается печь.
- Какие вы знаете? Давайте вспомним.
(ответы детей)
- Правильно «Гуси – лебеди» - печка спрятала сестрицу с братцем. Емеля ездил на печи к царю в сказке «По щучьему велению». В сказке «Морозко», Иванушка посадил Бабу Ягу на лопату и в печь.
- Ребята, а вы знаете, что игрушки для своих деток родители делали сами, своими руками. Вот, например, эти куклы (показать) их делали из соломы, а одежду для них шили из лоскутков ткани.
- Ребята, а еще из чего делали игрушки?
(ответы детей, если затрудняются, то помочь в ответах)
- Посмотрите, вот такие матрешки, курочки, вертушки, свистульки и т. д.
- Хотите поиграть? (Дети играют.)
- Ребята, посмотрите, здесь есть еще и вот такие игрушки.
(показать глиняные фигурки животных и людей, свистульки )
- Как вы думаете, из чего они сделаны?
- Правильно, из глины. Глиняные игрушки. Но не только игрушки делали из дерева и глины.
- Как вы думаете, что еще делали ?
(ответы детей)
- Правильно, посуду тоже делали из дерева и глины. Таким ремеслом занимались мужчины, они вырежут из дерева (показать нерасписные предметы) или слепят из глины, а чтобы было красиво – женщины украшали, расписывали игрушки и посуду. А вот и ложки деревянные, наверняка вы с ними знакомы. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. По форме ложки были глубокие потому, что на Руси основным блюдом были щи и жидкая каша. Кушая такой ложкой никогда не обожжешься. И в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
- Но не только предметом быта были ложки, они еще являлись музыкальными инструментами.
- Давайте попробуем с вами сыграть на ложках.
Физкультминутка.
Игра на ложках под русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени».
( Приплясывая и притопывая ногами.)
- Ребята, а кто из вас помнит какие это игрушки? Как называется эта роспись?
(Воспитатель показывает предметы , а дети называют какие мастера их выполняли, делали; называют роспись.)
- Мебель тоже делали из дерева. А еще в старину не было шкафов и одежду аккуратно складывали и хранили в больших сундуках (показать сундук) .
- В избе у хороших хозяев все сверкало чистотой. На стенах висели расшитые полотенца, вот как у нас на полочках. Этим занимались женщины. Сначала они ткали полотно на ткацком станке, а затем долгими осенними и зимними вечерами, когда все работы в поле и на огороде заканчивались, шили одежду из ткани, а потом ее расшивали, т.е.вышивали на ней красивые узоры. А еще говорили: «Какова пряха, такова на ней рубаха».
- Русский народ не только одежду, но и обувь делали своими руками. Вот лапти (показать) их плели из бересты, вот по таким специальным колодкам.
- А вот здесь собраны старинные монеты, весы, утюги. Раньше утюги были разные: в одни накладывали горячие угли, а другие ставили на печь, чтобы они нагревались и затем гладили.
- Русский народ всегда отличался умением вкусно готовить и делать запасы на зиму. Вот такие корзины плели из прутьев и бересты. С такими корзинами ходили в лес за грибами и ягодами. Очень трудолюбивый был народ, никто не сидел без дела.
- Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете?
( ответы детей )
Пословицы о труде:
- «Без труда не выловишь рыбку из пруда»;
- «Любишь кататься, люби и саночки возить»;
- «Какова пряха, такова на ней рубаха»;
- «Солнце красит землю, а человека труд»;
- «Долог день до вечера, коли делать нечего» и т.д.
- Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?
( ответы детей )
- Правильно, когда занят работой, то и не заметишь, как пройдет день.
- Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Что сначала, а что потом?»
* Веник – пылесос
* Чугунок – кастрюля
* Свеча – лампочка
* Перо – ручка
* Сундук – шкаф
* Лапти – сапоги
* Самовар – чайник
- Молодцы, ребята!
- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Что нового и интересного вы узнали о том, как жили люди в старину?
(ответы детей)
- Что вам понравилось больше всего?
( ответы детей)
- А мне понравилось, как вы меня внимательно слушали, отвечали на мои вопросы и так весело играли! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие-экскурсия в мини музей народного быта «У бабушки Забавушки»
Занятие-экскурсия в мини музей народного быта «У бабушки Забавушки»Цель:1. Формировать у детей «образ музея».2. Дать представления о предметах быта и их назначении.3. Дать понятия о характерные призна...
Конспект «Экскурсия в мини – музей народного быта»
Сформировать у детей «образ музея – русской избы»; познакомить со старинными предметами народного быта и их назначением; развивать связную речь; воспитывать нравственно-духовно...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ "КАК ЖИЛИ ЛЮДИ НА РУСИ" ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Главной целью данного проекта является нравственно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.Приобщение детей к истории и культуре России,развитие творческих способностей,фантазии ...
Родительское собрание с участием детей "Экскурсия в мини-музей народных промыслов России"
Мини-музей- отличный способ вовлечения детей в общение с другими детьми и взрослыми, организация очень увлекательной и познавательной деятельности по ознакомлению с народной культурой....
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...
«Наша Родина: Как жили люди на Руси?». Подготовительная группа
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: игровая, ...